Ресоциализация беспризорников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.

Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты

1.1 Понятие подростковой беспризорности

1.2 Проблема подростковой беспризорности в России

1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности

1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности

1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования

2.1 Описание этапов и методов исследования

2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.78 Кб (Скачать файл)

В научной  литературе существует множество определений  понятия «адаптация», как имеющих  общий, очень широкий смысл, так  и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества  уровней (например, как специфический  процесс приспособления анализаторов к действию раздражителя). Под адаптацией может пониматься следующее:

процесс приспособления организма к окружающей среде;

отношение гармонии, равновесия между организмом и средой;

результат приспособительного процесса;

некая «цель», к которой «стремится»  организм (Власова, 1998). Рассмотрение понятия  «адаптация» предполагает выделение  биологической, физиологической, социальной и психологической адаптации.

В развитие современной естественнонаучной теории адаптации в биологии, физиологии и медицине большой вклад внесен отечественными и зарубежными учеными (П.К.Анохин, Р.М.Баевский, Н.Н.Василевский, В.П.Казначеев, Ф.З.Меерсон, Г.Селье, А.Д.Слоним и др.).

В естественных науках понятие «адаптация» (от лат. adapto - приспособляю) определяется как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, обеспечивающее нормальное развитие организма, его работоспособность и максимальную продолжительность жизни. При этом выделяются следующие виды этого приспособления:

функциональное - изменения жизнедеятельности организма (вследствие трансформации условий существования), способствующие изменению форм существования;

коррелятивное (коадаптация) - когда два различных органа или организма приспосабливаются друг к другу;

пассивное - когда в организме происходят изменения без его участия;

активное - когда приспособление осуществляется благодаря деятельности организма;

активистское (объективное) - когда среда изменяется под воздействием субъекта в целях  его приспособления (Фрейд, 1992).

Став  объектом исследования психологии и  социологии, термин «адаптация» трансформировался  в понятия «психологической адаптации» и «социальной адаптации».

Фундаментальные вопросы социально-психологической  адаптации личности освещены в трудах отечественных (А.А.Балл, Ф.Б.Березин, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев, Г.С.Костюк, А.А.Налчаджян, В.А.Петровский и др.) и зарубежных (Г.Гартман, Ж.Пиаже, З.Фрейд, Э.Эриксон и др.) исследователей.

В неофрейдистском направлении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Современные психоаналитики широко используют введенные еще З.Фрейдом (Власова, 1998) понятия аллопластических и аутопластических изменений и, соответственно, различают две разновидности психологической адаптации:

аллопластическая  адаптация достигается теми изменениями  во внешнем мире, которые человек  совершает для приведения его  в соответствие со своими потребностями;

аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.) с помощью которых она приспосабливается к среде.

К этим двум Г.Гартман добавляет еще  одну - поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма (Власова, 1998).

В рамках гуманистического направления психологии вопросы адаптации также рассматриваются  в контексте положения об оптимальном  взаимодействии личности и среды. А.Маслоу рассматривает процесс адаптации как динамический процесс взаимодействия личности и среды, а в качестве основного критерия адаптированности личности выдвигается степень ее интегрированности со средой (Маслоу, 1997).

На взаимоотношениях человека и среды построена и  концепция Сагерта - Винкеля. Они выделяют три парадигмы взаимоотношений человека и среды, из которых наиболее значимой для нашего исследования является первая - взаимодействие человека и среды как адаптация. Среда, при этом считается носителем физических особенностей, сферой взаимодействия между людьми, и источником информации. Человек адаптируется к средовым изменениям, выбирая поведение, адаптивное к событиям. Результатом адаптации или дезадаптации становится изменение личностных черт. В процессе адаптации человек может использовать информацию, социальную и психологическую помощь (Лаак, 1996).

С точки  зрения Ф.Б.Березина, психическая адаптация  играет решающую роль в поддержании  адекватных соотношений в системе  «индивидуум-среда» и определяется как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности. Этот процесс  позволяет индивидууму удовлетворять  актуальные потребности и реализовывать  связанные с ними значимые цели (при  сохранении психического и физического  здоровья), обеспечивая в то же время  соответствие психической деятельности и поведения человека требованиям  среды (Березин, 1988). Ф.Б.Березин выделяет следующие уровни психической адаптации:

индивидуально-психологический, включающий в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень  развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.) На этом уровне осуществляется поддержание психического гомеостаза, сохранение психического здоровья.

социально-психологический, включающий особенности микросоциального взаимодействия. На этом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, учет экспектации окружения, достижение социально-значимых целей (Березин, 1988).

Л.И.Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На его ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие. Человек так или иначе преломляет воздействия среды и (сознательно или несознательно) занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию (Божович, 1995).

А.А.Налчаджян исследовал проблему адаптации на уровне личностных механизмов, обеспечивающих адаптацию личности к социальным проблемным ситуациям и предложил общую классификацию разновидностей социально-психологической адаптации личности, основанную на выделении нормальной, девиантной и патологической адаптации (Налчаджян, 1988). 

Т.Г.Стефаненко дополняет эту классификацию, раскрывая сущность межкультурной адаптации. В широком смысле это понятие понимается как сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса. Автор выделяет внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы (Стефаненко, 1998).

Рассматривая  возможные варианты адаптации к  той или иной ситуации, А.А.Налчаджян выделяет два ее вида. Первый из них - это адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации. При этом адаптивные ресурсы и механизмы личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а сама личность претерпевает сравнительно небольшие и в основном положительные изменения.

Второй  вид адаптации - адаптация с сохранением  ситуации. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию (Налчаджян, 1988).

Рассмотрению  проблемы социальной адаптации личности также уделяется немалое внимание в отечественных и зарубежных исследованиях. Социальная адаптация  индивида как постоянный процесс  его активного приспособления к  условиям социальной среды является одним из основных социально-психологических  механизмов социализации личности.

Социальная  адаптация определяется как «процесс активного творческого приспособления человека к условиям производства, быта, досуга, что дает возможность  человеку успешно функционировать  в условиях определенной социальной среды» (Основы социальной работы, 1997).

Т.Г.Стефаненко определяет социальную адаптацию как результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы (Стефаненко, 1998).

Используя подходы патопсихологии, Л.Пожар  определяет социальную адаптацию как  мультивалентное измерение, в котором соотносятся легальность и мораль. Общество определяет, как должен вести себя индивид в определенной ситуации, а от человека требуют принятия общественных норм и приспособления к ним. Соотношение общественных норм и поведения человека и определяет социальная адаптация (Пожар, 1998). 

А.Г.Асмолов в качестве социально-психологического содержания понятия «адаптация» выделяет сближение целей и ценностных ориентации группы и индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Два основных типа адаптационного процесса, определяющихся структурой потребностей и мотивов индивида: тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, комфортным принятием целей и ценностных ориентации группы. Именно совместную деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, то есть осуществляется социализация, автор считает подлинным основанием и движущей силой развития личности (Асмолов, 1996).

Проведенный анализ научной литературы показывает, что процессы адаптации и развития личности могут рассматриваться  в единстве, как составляющие социализации личности. Лежащее в основе социализации усвоение социального опыта становится источником развития личности, которая  не только субъективно усваивает  этот опыт, но и активно его перерабатывает. А процесс социально-психологической  адаптации личности следует рассматривать  как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный.

Вместе  с тем, процесс жизнеосуществления личности не исчерпывается адаптационными процессами, включая в себя помимо них процессы интеграции, саморазвития, самореализации, самодетерминации, субъектогенеза (А.Г.Асмолов, О.С.Газман, И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов и др.).

Социализация  индивида, усвоение им социального  опыта проходит по мере все более  активного включения в многоплановые  и разносторонние общественные отношения, по мере расширения его многообразных  связей с окружающим миром.

Итак, теоретические  аспекты социальной реабилитации безнадзорных и беспризорных детей и подростков в условиях работы учреждений социального  обслуживания связаны с понятиями  «норма», «социализация» и «адаптация». В результате научно-теоретического анализа мы выявили, что в контексте нашей работы наиболее уместным определением социальной нормы является определение Е.М.Пенькова, который считает, что это правило, требования общества к личности, в которых определены более или менее точно объем, характер, а также границы возможного и допустимого в ее поведении. 

Что касается понятия «социализация», то нам ближе  в контексте этой работы определение  И.Б.Котовой и Е.Н.Шиянова, которые считают, что «сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой» (Котова, Шиянов, 1997).

Лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится источником развития личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. В этом аспекте процесс адаптации  личности следует рассматривать  как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный.

Социальная  адаптация способствует развитию и  содержательному обогащению личности, социальной среды, социальной природы  человека. Поэтому она должна рассматриваться  как проявление человеческой природы, ее продолжение и реализация.

Педагогический  подход к содержанию и технологиям  социальной реабилитации безнадзорных детей и подростков предполагает учет всех вышеперечисленных особенностей, связанных с диагностикой подростка, выявлением степени отклонения от нормы, определения степени педагогической запущенности, а также нахождения путей и способов ее преодоления. Эта задача входит в сферу специальных  технологий реабилитации, предполагающих тесное взаимодействие всех социальных учреждений, занимающихся проблемами безнадзорных и беспризорных детей  и подростков.

Информация о работе Ресоциализация беспризорников