Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа
Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.
Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности
1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования
2.1 Описание этапов и методов исследования
2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В научной литературе существует множество определений понятия «адаптация», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней (например, как специфический процесс приспособления анализаторов к действию раздражителя). Под адаптацией может пониматься следующее:
процесс приспособления организма к окружающей среде;
отношение гармонии, равновесия между организмом и средой;
результат приспособительного процесса;
некая «цель», к которой «стремится» организм (Власова, 1998). Рассмотрение понятия «адаптация» предполагает выделение биологической, физиологической, социальной и психологической адаптации.
В развитие современной естественнонаучной теории адаптации в биологии, физиологии и медицине большой вклад внесен отечественными и зарубежными учеными (П.К.Анохин, Р.М.Баевский, Н.Н.Василевский, В.П.Казначеев, Ф.З.Меерсон, Г.Селье, А.Д.Слоним и др.).
В естественных науках понятие «адаптация» (от лат. adapto - приспособляю) определяется как приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, обеспечивающее нормальное развитие организма, его работоспособность и максимальную продолжительность жизни. При этом выделяются следующие виды этого приспособления:
функциональное - изменения жизнедеятельности организма (вследствие трансформации условий существования), способствующие изменению форм существования;
коррелятивное (коадаптация) - когда два различных органа или организма приспосабливаются друг к другу;
пассивное - когда в организме происходят изменения без его участия;
активное - когда приспособление осуществляется благодаря деятельности организма;
активистское (объективное) - когда среда изменяется под воздействием субъекта в целях его приспособления (Фрейд, 1992).
Став объектом исследования психологии и социологии, термин «адаптация» трансформировался в понятия «психологической адаптации» и «социальной адаптации».
Фундаментальные
вопросы социально-
В неофрейдистском направлении адаптация рассматривается в контексте социальной активности личности. Современные психоаналитики широко используют введенные еще З.Фрейдом (Власова, 1998) понятия аллопластических и аутопластических изменений и, соответственно, различают две разновидности психологической адаптации:
аллопластическая адаптация достигается теми изменениями во внешнем мире, которые человек совершает для приведения его в соответствие со своими потребностями;
аутопластическая адаптация обеспечивается изменениями личности (ее структуры, умений, навыков и т.п.) с помощью которых она приспосабливается к среде.
К этим двум Г.Гартман добавляет еще одну - поиск индивидом такой среды, которая благоприятна для функционирования организма (Власова, 1998).
В рамках
гуманистического направления психологии
вопросы адаптации также
На взаимоотношениях человека и среды построена и концепция Сагерта - Винкеля. Они выделяют три парадигмы взаимоотношений человека и среды, из которых наиболее значимой для нашего исследования является первая - взаимодействие человека и среды как адаптация. Среда, при этом считается носителем физических особенностей, сферой взаимодействия между людьми, и источником информации. Человек адаптируется к средовым изменениям, выбирая поведение, адаптивное к событиям. Результатом адаптации или дезадаптации становится изменение личностных черт. В процессе адаптации человек может использовать информацию, социальную и психологическую помощь (Лаак, 1996).
С точки
зрения Ф.Б.Березина, психическая адаптация
играет решающую роль в поддержании
адекватных соотношений в системе
«индивидуум-среда» и определяется
как процесс установления оптимального
соответствия личности и окружающей
среды в ходе осуществления свойственной
человеку деятельности. Этот процесс
позволяет индивидууму
индивидуально-психологический, включающий в себя личностные и типологические особенности человека, его актуальные состояния (мотивация, способности, уровень развития самосознания, самоконтроль, самооценка, саморегуляция, темперамент, особенности эмоциональной и интеллектуальной сферы и т.д.) На этом уровне осуществляется поддержание психического гомеостаза, сохранение психического здоровья.
социально-психологический, включающий особенности микросоциального взаимодействия. На этом уровне осуществляется формирование адекватного межличностного взаимодействия, учет экспектации окружения, достижение социально-значимых целей (Березин, 1988).
Л.И.Божович указывает на зависимость характера адаптации от стадии онтогенеза. На его ранних этапах психические особенности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие. Человек так или иначе преломляет воздействия среды и (сознательно или несознательно) занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию (Божович, 1995).
А.А.Налчаджян
исследовал проблему адаптации на уровне
личностных механизмов, обеспечивающих
адаптацию личности к социальным проблемным
ситуациям и предложил общую классификацию
разновидностей социально-психологической
адаптации личности, основанную на выделении
нормальной, девиантной и патологической
адаптации (Налчаджян, 1988).
Т.Г.Стефаненко дополняет эту классификацию, раскрывая сущность межкультурной адаптации. В широком смысле это понятие понимается как сложный процесс, благодаря которому человек достигает соответствия (совместимости) с новой культурной средой, а также результат этого процесса. Автор выделяет внутреннюю сторону адаптации, выражающуюся в чувстве удовлетворенности и полноты жизни, и внешнюю сторону, которая проявляется в участии индивида в социальной и культурной жизни новой группы (Стефаненко, 1998).
Рассматривая возможные варианты адаптации к той или иной ситуации, А.А.Налчаджян выделяет два ее вида. Первый из них - это адаптация путем преобразования и фактического устранения проблемной ситуации. При этом адаптивные ресурсы и механизмы личности мобилизуются для реконструкции реальной социальной ситуации, а сама личность претерпевает сравнительно небольшие и в основном положительные изменения.
Второй вид адаптации - адаптация с сохранением ситуации. В этом случае личность претерпевает более глубокие изменения, но такие, которые большей частью не способствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию (Налчаджян, 1988).
Рассмотрению
проблемы социальной адаптации личности
также уделяется немалое
Социальная
адаптация определяется как «процесс
активного творческого
Т.Г.Стефаненко определяет социальную адаптацию как результат взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному соотношению целей и ценностей личности и группы (Стефаненко, 1998).
Используя
подходы патопсихологии, Л.Пожар
определяет социальную адаптацию как
мультивалентное измерение, в котором
соотносятся легальность и мораль. Общество
определяет, как должен вести себя индивид
в определенной ситуации, а от человека
требуют принятия общественных норм и
приспособления к ним. Соотношение общественных
норм и поведения человека и определяет
социальная адаптация (Пожар, 1998).
А.Г.Асмолов в качестве социально-психологического содержания понятия «адаптация» выделяет сближение целей и ценностных ориентации группы и индивида, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевую структуру группы. Два основных типа адаптационного процесса, определяющихся структурой потребностей и мотивов индивида: тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и тип, определяющийся пассивным, комфортным принятием целей и ценностных ориентации группы. Именно совместную деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, то есть осуществляется социализация, автор считает подлинным основанием и движущей силой развития личности (Асмолов, 1996).
Проведенный
анализ научной литературы показывает,
что процессы адаптации и развития
личности могут рассматриваться
в единстве, как составляющие социализации
личности. Лежащее в основе социализации
усвоение социального опыта становится
источником развития личности, которая
не только субъективно усваивает
этот опыт, но и активно его перерабатывает.
А процесс социально-
Вместе с тем, процесс жизнеосуществления личности не исчерпывается адаптационными процессами, включая в себя помимо них процессы интеграции, саморазвития, самореализации, самодетерминации, субъектогенеза (А.Г.Асмолов, О.С.Газман, И.Б.Котова, А.В.Петровский, Е.Н.Шиянов и др.).
Социализация
индивида, усвоение им социального
опыта проходит по мере все более
активного включения в
Итак, теоретические
аспекты социальной реабилитации безнадзорных
и беспризорных детей и подростков
в условиях работы учреждений социального
обслуживания связаны с понятиями
«норма», «социализация» и «адаптация».
В результате научно-теоретического анализа
мы выявили, что в контексте нашей работы
наиболее уместным определением социальной
нормы является определение Е.М.Пенькова,
который считает, что это правило, требования
общества к личности, в которых определены
более или менее точно объем, характер,
а также границы возможного и допустимого
в ее поведении.
Что касается понятия «социализация», то нам ближе в контексте этой работы определение И.Б.Котовой и Е.Н.Шиянова, которые считают, что «сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как адаптация, саморазвитие и самореализация. Диалектическое их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой» (Котова, Шиянов, 1997).
Лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится источником развития личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает. В этом аспекте процесс адаптации личности следует рассматривать как активно-развивающий, а не только как активно-приспособительный.
Социальная адаптация способствует развитию и содержательному обогащению личности, социальной среды, социальной природы человека. Поэтому она должна рассматриваться как проявление человеческой природы, ее продолжение и реализация.
Педагогический
подход к содержанию и технологиям
социальной реабилитации безнадзорных
детей и подростков предполагает
учет всех вышеперечисленных