Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа
Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.
Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности
1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными
ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования
2.1 Описание этапов и методов исследования
2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
В связи с этим, мы считаем целесообразным, подробнее остановиться на сущности педагогических технологий, ее задачах и компонентах. В целом, массовое внедрение педагогических технологий исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. В настоящее время педагогические технологии рассматриваются как один из видов человековедческих технологий и базируются на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента.
Термин
«педагогическая технология»
Педагогическая
технология - это строго научное
проектирование и точное воспроизведение
гарантирующих успех
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представляет собой систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и их семьями.
Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально - опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность
по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних основывается на принципах
законности, демократизма, гуманного
обращения с
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними.
Индивидуальная
профилактическая работа в отношении
несовершеннолетних, их родителей или
законных представителей проводится в
сроки, необходимые для оказания
социальной или иной помощи несовершеннолетним
или до устранения причин и условий,
способствовавших безнадзорности, беспризорности,
правонарушениям или
Органы
и учреждения системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
в пределах своей компетенции
обязаны обеспечивать соблюдение прав
и законных интересов несовершеннолетних,
обеспечивать их защиту от всех форм дискриминации,
физического или психического насилия,
оскорбления, грубого обращения, сексуальной
или иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних
или семьи, находящиеся в социально-
Учреждения
социального обслуживания населения
предоставляют бесплатно
Обозначив основные направления деятельности, формы помощи и поддержки органов, специализирующихся на работе с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками, мы можем констатировать тот факт, что при реализации и обеспечении данными учреждениями всех надлежащих функций процесс преодоления детской и подростковой безнадзорности и беспризорности будет успешным. Однако, в силу известных объективных обстоятельств вышеизложенные функции реализовываются в недостаточно полном объеме. Наша же задача проанализировать специфику педагогического подхода к технологиям работы с данной категорией детей и подростков в системе работы учреждений социального обслуживания населения. Поэтому, коротко остановившись на задачах, функциях и компетенции данных органов, переходим непосредственно к технологиям работы с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками.
При организации социальной работы в системе работы учреждений социального обслуживания населения большое значение придается научному обеспечению, диагностической основе, в частности социологическим исследованиям общественных процессов.
Наукой
и областью практической деятельности,
нацеленной на преобразование окружающей
среды, создание гуманных воспитывающих
отношений в социуме, поиск механизмов
педагогически компетентного
Личностно-ориентированный подход представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре
внимания личностно-ориентированного
подхода - уникальная целостная личность,
которая стремится к
Своеобразие
парадигмы целей личностно-
Содержание
образования представляет собой
среду, в которой происходит становление
и развитие личности ребенка. Ей свойственны
гуманистическая
Технологии
личностной ориентации пытаются найти
методы и средства обучения и воспитания,
соответствующие индивидуальным особенностям
каждого ребенка: берут на вооружение
методы психодиагностики, изменяют отношения
и организацию деятельности детей,
применяют разнообразные и
Личностно-ориентированный
противопоставляют
Такой подход обусловливает педагогическую основу социальной работы, цель которой - оказание компетентной помощи людям. Социальная педагогика становится теоретической базой социальной работы, обеспечивающей в последней ее педагогический компонент (Бочарова, 1991; Гуров, 1989; Гуров, 1997).
Сегодня
в связи с изменениями в
различных сферах жизни актуализировались
вопросы, связанные с подготовкой
подрастающего поколения к
Опираясь
на многочисленные научные источники,
раскрывающие проблему социальной реабилитации,
мы будем понимать под ней социальную
адаптацию, осуществляемую педагогическими
средствами. Процесс социальной адаптации
идет на протяжении всей жизни человека.
От того, насколько успешно он будет
проходить в детском возрасте,
во многом зависит дальнейшая социализация
личности.
В системе
работы учреждений социального обслуживания
несовершеннолетних, где сложились
наиболее оптимальные педагогические
технологии и где можно осуществлять
как коррекцию измененных функций,
так и профилактику вторичных
нарушений, созданы необходимые
условия для выравнивания стартовых
возможностей развития личности, выбора
индивидуальной формы образования,
обеспечения воспитаннику «ситуации
успеха». Здесь могут быть решены
многие задачи: выработка положительных
качеств, формирование правильной оценки
окружающих и самих себя, воспитание
нравственного отношения к
Педагогическая запущенность, характеризующаяся социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической работы является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. Решение этой задачи предполагает целый комплекс социально-педагогических мер, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности трудновоспитуемого, а также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Эти функции должны выполнять социальные педагоги либо социальные работники, специализирующиеся на работе с детьми и семьями (Вострокнутов, 1996).
Анализ
успешного опыта воспитательно-
Одним из важнейших принципов является опора на положительные качества подростка. Для социального педагога недопустимо категорическое осуждение трудного подростка. Умение видеть положительное в поведении трудного подростка, умение опираться и развивать это хорошее - важнейшее условие успешной социально-педагогической работы.
Не менее
важным условием в воспитательно-
«Деятельность - основа воспитания» - таков один из основополагающих принципов отечественной психолого-педагогической науки, и он должен в полной степени реализоваться в процессе воспитательной работы. Перевоспитывать убеждением, нотациями, нравоучениями без включения в коллективную деятельность, в здоровый коллектив, невозможно.