Ресоциализация беспризорников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.

Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты

1.1 Понятие подростковой беспризорности

1.2 Проблема подростковой беспризорности в России

1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности

1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности

1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования

2.1 Описание этапов и методов исследования

2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.78 Кб (Скачать файл)

   3. Поддержка деятельности субъектов  Российской Федерации по созданию  единой системы учета детей,  оказавшихся в трудной жизненной  ситуации (оснащение компьютерной  техникой и оргтехникой, программным  продуктом).

   4. Реализация опытно-экспериментальных  (пилотных) проектов.

   5. Создание теле- и радиопередач по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

   6. Создание теле- и видеофильмов об опыте деятельности учреждений системы профилактики.

   7. Целевая поддержка в ресурсном  обеспечении вновь создающихся  специализированных учреждений  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации.

   8. Обеспечение реабилитационным, технологическим,  бытовым оборудованием, оргтехникой,  автотранспортом и сельскохозяйственной  техникой:

   - специализированных учреждений  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, центров  помощи семье и детям системы  социальной защиты населения;

   - учреждений системы образования  (специальных учебно-воспитательных  учреждений закрытого и открытого  типа, образовательных учреждений  для детей, нуждающихся в психолого-педагогической  и медико-социальной помощи, учреждений  дополнительного образования детей,  общеобразовательных школ-интернатов  с первоначальной летной подготовкой,  кадетских школ и кадетских  школ-интернатов);

   - воспитательных колоний Минюста  России;

   - центров временной изоляции  для несовершеннолетних правонарушителей  органов внутренних дел.

   9. Проведение профильных (тематических) смен для воспитанников специализированных  учреждений для несовершеннолетних, образовательных кадетских учреждений.

   10. Организация профильных лагерей  для детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

   11. Проведение общероссийских и  межрегиональных спортивных мероприятий  для детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

   12. Разработка новых социальных  технологий, форм и методов работы  по предупреждению и ликвидации  последствий семейного насилия  и жестокого обращения с детьми.

   13. Изучение состояния и перспектив  системы социальных учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности  и беспризорности несовершеннолетних, прогнозирование ее развития.

   14. Анализ ситуации с детской  безнадзорностью и беспризорностью  в Российской Федерации, причин  возникновения и социальных характеристик,  прогнозирование социальных последствий  детской безнадзорности и беспризорности.

   15. Научно-методическое сопровождение  опытно-экспериментальных (пилотных) проектов.

   16. Научное обеспечение создания  электронной информационной системы  выявления и учета детей, оказавшихся  в трудной жизненной ситуации.

   17. Обеспечение мониторинга межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях.

   18. Информационное обеспечение реализации  подпрограммы, выпуск социальной  рекламы, посвященной вопросам  профилактики безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних.

   19. Проведение организационно-методических  мероприятий по реализации подпрограммы.

   Знание нормативно-правовых документов, необходимость принимать грамотные решения в интересах детей предъявляют высокие требования к социальному педагогу, так как его правовая грамотность способствует совершенствованию социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными детьми и подростками.

1.5 Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными

Основное  звено системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних образуют специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации (социальные приюты для детей, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения  родителей). В настоящее время  число таких учреждений более 970 (в 1993 г. их было 4), но потребность в  них постоянно растет. Практически  во всех субъектах Российской Федерации созданы транзитные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющие прием и перевозку на территории России несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, к месту их постоянного проживания.

   Наличие социально-реабилитационных  учреждений на большинстве территорий  позволяет немедленно, по выявлению,  поместить оставшегося без попечения  ребенка в нормальные условия  содержания, психологически подготовить  к проживанию в другой семье  или интернатном учреждении.

   Органы местного самоуправления  формируют на местах муниципальную  систему социальной профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних. Частью этой  системы становятся специализированные  учреждения органов социальной  защиты:

   - социальные приюты для детей  и подростков;

   - социально-реабилитационные центры  для несовершеннолетних;

   - центры помощи детям, оставшимся  без попечения родителей.

   Задачами таких учреждений являются:

   - профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации несовершеннолетних;

   - психологическая, медицинская,  правовая, педагогическая помощь  детям, попавшим по вине родителей  или в связи с экстремальной  ситуацией в безысходное положение;

   - формирование положительного опыта  социального поведения, навыков  общения и взаимодействия с  окружающими людьми;

   - выполнение попечительских функций  по отношению к тем, кто остался  без родительского внимания и  заботы;

   - содействие в возвращении ребенка  в семью, если это представляется  возможным;

   - забота о дальнейшем жизнеустройстве  подростков.

   Значительную роль в выявлении  и преодолении детской беспризорности  и безнадзорности играют социальные  приюты. Они выполняют функции  экстренной помощи детям и  подросткам. В социальные приюты  дети попадают прямо с улицы.  Социальный приют предназначен  для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет. Социальный приют призван выполнять следующие функции:

   1. Обеспечение безопасности, защита  ребенка от жестокого обращения  с ним родителей или родственников  (побои, изгнание из дома, голод,  сексуальное насилие), эксплуатации  со стороны взрослых криминальных  элементов и т. д.

   2. Защита законных прав и интересов  ребенка, связанных с его взаимоотношениями  с биологической семьей, усыновлением, установлением опеки, получением  образования, овладением профессией  и т. д. Социально-правовая служба  приюта при решении всех этих  вопросов на первое место ставит  интересы ребенка.

   3. Снятие у ребенка остроты  психического напряжения или  стрессового состояния, которое  является следствием социально-психологической  депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации, пребывания в асоциальной среде на улице.

   4. Диагностика: деформации, вызванные  социальной дезадаптацией, имеют разносторонний характер, затрагивают физическое и психическое здоровье ребенка, отражаются на его личности, этим обусловлена необходимость разносторонней диагностической работы в приюте, ориентированной на получение информации о ребенке от медицинских, социальных работников, психологов, логопедов, воспитателей, инструкторов по труду.

   5. Первичная адаптация социально  дезадаптированного ребенка к жизни в социально здоровой среде. Ребенок в приюте обычно находится до полугода. За это короткое время не всегда удается преодолеть все негативные последствия его противоестественной жизни. Но есть возможность приобщить его к другим формам взаимоотношений между людьми: без угроз, оскорблений, физических расправ. Он должен понять, что можно жить в обществе, в котором нет насилия, где люди уважительно и по-доброму относятся друг к другу. Важнейшая задача работников приюта — показать ребенку, что существует мир, в котором его понимают, принимают, хотят ему добра, пытаются создать условия для того, чтобы он, в свою очередь, принял новую систему социальных отношений, освоился в ней и захотел жить в соответствии с ней.

   6. Восстановление и развитие важнейших  форм человеческой жизнедеятельности  — игры, познания, труда, общения.

   7. Восстановление или компенсация  социальных связей детей, предоставление  им возможности освоить те  социальные роли, которые в силу  противоестественности их доприютской жизни не были ими освоены. Приют помогает ребенку заново обрести кровных родителей, делая попытку восстановить его биологическую семью, а чаще дает возможность войти в новую; как правило, три четверти детей уходят из приюта в семьи, одна четверть — в учреждения интернатного типа.

 Таким  образом, вся деятельность приюта  нацелена на коррекцию и реабилитацию  детей. Возникновение социальных  приютов для детей и подростков  дает шанс значительной части  беспризорных детей выжить, адаптироваться  в здоровой социальной среде,  преодолеть отставание в физическом  и психическом развитии. В последние  годы наметилась тенденция к  изменению в соотношении между  социальными приютами для детей  и подростков и социально-реабилитационными  центрами для несовершеннолетних  в пользу последних, так как  эти учреждения располагают большими, чем приют, возможностями для  профилактической и социально-реабилитационной  работы с детьми. Центры социальной  реабилитации несовершеннолетних  в России начали открываться  в 1993 г. Социально-реабилитационный  центр для несовершеннолетних  определяют как специализированное  детское учреждение, обычно амбулаторного  типа (хотя в его структуре  может быть и стационарное  отделение или приют, ведущее  на территории города разнообразную  профилактическую и реабилитационную  работу с детьми группы риска). На предотвращение беспризорности, безнадзорности детей и подростков направлена работа каждого из действующих социально-реабилитационных центров, но особое значение имеет тот факт, что большинство из них, помимо медико-педагогической коррекции ребенка, восстанавливает его связи с семьей или находит замещающую семью, старается создать благоприятный социальный фон его дальнейшей жизни. Будучи одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции.

Защитная  функция. Она направлена на обеспечение  сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи, предусматривает  противодействие разрушению его  физического, психического, нравственного  здоровья в период пребывания в центре.

 Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации. Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций. Центр ведет работу с семьей группы риска по предупреждению детской беспризорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных семьях.

 Восстанавливающая функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности.

  Коррекционно- развивающая функция. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта, а также на возрождение и развитие важнейших форм жизнедеятельности детей — игры, познания, труда, общения.

  Оздоровительная функция. Центр предоставляет ребенку при его поступлении необходимую медицинскую помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет адаптационные возможности его организма, обеспечивает повышение устойчивости к влиянию многообразных негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих воспитанников, текущее медицинское обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное питание, соблюдение санитарно-гигиенических норм, закрепление навыков здорового образа жизни.

Информация о работе Ресоциализация беспризорников