Ресоциализация беспризорников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 17:28, контрольная работа

Краткое описание

Проблема детской беспризорности стала одной из самых болезненных для страны. Ученые разрабатывают модные темы: лидерства, компетентности, говорят о плюсах и минусах Болонского образовательного проекта. Но чудовищный ком беспризорности нарастает. Привычным становится грустный вздох нашей психологии по поводу того, что нынешние времена по количеству беспризорных сопоставимы с периодом Гражданской войны. Не меньшую опасность, чем социальное сиротство, представляет собой духовная беспризорность детей, живущих в материально благополучных семьях.

Психологические аспекты, проблемы подростковой беспризорности в Роcсии приобрели острейшую социально-экономическую и нравственную значимость. Личностный аспект проблемы беспризорности состоит в отсутствии нормальных человеческих условий жизни и воспитания, бесконтрольности за поведением и времяпровождением, ведущим к социальной дезадаптации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты

1.1 Понятие подростковой беспризорности

1.2 Проблема подростковой беспризорности в России

1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности

1.4Нормативно-правовая база социально-педагогической и профилактической работы с явлением безнадзорности и беспризорности

1.5Практика социально-педагогической работы с безнадзорными и беспризорными

ГЛАВА II. Психологические причины проблемы беспризорности в России: Результаты исследования

2.1 Описание этапов и методов исследования

2.2 Исследование причин подростковой беспризорности в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа.docx

— 144.78 Кб (Скачать файл)

Осмысление  приведенных определений позволяет  заметить, что налицо не просто размывание, смешение понятий, но и обозначение  одного его признака через другой. Очевидно, что между безнадзорностью  и беспризорностью существует прочная связь. Безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности. 

Безнадзорность  есть отсутствие надзора (контроля) за ребенком, подростком. При этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств — объективного или субъективного свойства — этот надзор отсутствует. В любом случае речь идет о поведении лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные работники). А беспризорность находится в совершенно другой плоскости. Это-характеристика положения несовершеннолетнего в семье и обществе, его социальный статус. Обрести, к сожалению, такой статус ребенок может как по собственному желанию, так и в силу стечения каких-либо обстоятельств. Среди таковых главенствует безнадзорность, то есть отсутствие надзора (контроля) со стороны родителей либо заменяющих их лиц.

Безнадзорный  ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной  крышей с родителями, сохраняет связи  с семьей, у него еще есть эмоциональная  привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся  под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное  время улице, бесцельному время  препровождению. Безнадзорность детей  нередко является первым шагом к  беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

В федеральной  целевой программе «Профилактика  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1997), а затем и в Федеральном  законе РФ «Об основах системы  профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» (1999) обращается внимание на увеличение количества безнадзорных детей и приводится перечень групп  детей, относящихся к этой категории. Это дети: потерявшие семейные и  родственные связи; брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обеспечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности  и полноценного развития, допускавших  жестокое обращение с ними; убежавшие  из интернатных учреждений; выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию; занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством; совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность, осужденные условно, всего 14 категорий. 

К отличительным  признакам беспризорности относятся: полное прекращение всякой связи  с семьей, родителями, родственниками; обитание в местах, не предназначенных  для человеческого жилья; добывание  средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными; подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами». Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей.

Беспризорность  часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют  родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. 

1.2 Проблема  беспризорности в России

Проблема  безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних волнует многих современных авторов. По мнению Л. Лавровой, нынешняя ситуация в России с беспризорностью и  сопутствующими ей наркоманией, проституцией, преступностью пока слабо осознается обществом как катастрофа. В целом по России из школ-интернатов ежегодно убегает 20 тысяч детей, а из дома – около 50 тысяч, примерно 10% из них погибают.

До распада  СССР проблема детской беспризорности казалась настолько забытой для  России, что большинство справочных изданий ограничиваются лишь кратким  упоминанием об этом факте. В 90-х  годах XX века проблема беспризорности оказалась актуальной как для  России, так и для других «новых независимых государств», возникших  в бывших республиках СССР. По России покатилась четвертая за этот век  волна беспризорности.

Если  сравнить современных беспризорников с детьми Великой Отечественной  войны, то оказывается, что такого «беспредела», который творится в отношении детей сегодня, в блокадном Ленинграде не было. Как отмечает В. Шкварко, по улицам не бродили брошенные на произвол судьбы, просящие милостыню, дети. В городе царила обстановка доброты, взаимовыручки, самоотверженной заботы о спасении детей. Дети Победы, пройдя суровую школу жизни военных лет, были в большинстве своем жизнедеятельны и трудолюбивы, отличались усердием и дисциплинированностью, инициативностью и раскованностью. Эти качества широко распахнули перед многими из них двери в творческую деятельность, науку, технику, культуру и искусство. Российским детям на рубеже двух тысячелетий выпала столь тяжкая доля, что их впору назвать «детьми Беды».

Многие  дети становятся объектом насилия и  торговли, вовлечены в наркотический  кругооборот, становясь нередко  жертвами губительного зелья. Большое  число несовершеннолетних российских граждан брошены родителями и  обществом на произвол судьбы, превращаются в бомжей, добывающих пропитание путем  попрошайничества, мелких преступлений и проституции.

К проблеме беспризорности обращается и Е.Г. Слуцкий, который отмечает, что ни одна официальная  служба не располагает точными данными  о количестве беспризорных в России. Специалисты же считают, что в  каждом крупном городе России от 20 до 45 тысяч беспризорных детей и  подростков. По некоторым данным в  Москве насчитывается около 60 тысяч  беспризорных детей. По разным источникам, число беспризорных детей в России, в одних случаях, составляет от двух до трех миллионов, в других – от полутора до двух миллионов. Такая неопределенность в подсчете количества беспризорных объясняется многими причинами, в частности, трудностями при  их выявлении и учете.

Большинство из тех, кто по долгу службы работает с детьми, пришли к выводу о том, что легче сделать все возможное, чтобы ребенок не попал «на улицу», чем вернуть его «с улицы» к нормальной жизни.

Исследователи среди бродяжничающих, беспризорных подростков в зависимости от срока  их пребывания в уличной среде  выделяют три уровня.

К первому  уровню относят подростков, которые  пробыли на улице меньше месяца. Они еще не успели адаптироваться в этом мире, не утратили надежду  на возвращение в свою семью (особенно младшие подростки). Они пытаются зарабатывать на жизнь — попрошайничают, собирают бутылки, иногда приворовывают у пьяниц.

Ко второму  уровню относят подростков, которые  пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они  подверглись дополнительному риску  жестокого обращения и насилия  уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже  приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и  сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого  уровня. Попрошайничеству они предпочитают воровство.

К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки  уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход  подростка в эту группу увеличивает  риск его социально-психологической  деформации и уменьшает его шансы  попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к  увеличению [7,c.49].

Беспризорные  и безнадзорные дети имеют сложный  социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Анализ проблемы беспризорности и безнадзорности привел к пониманию  того, что условия, в которых живут  эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие.

Проживание  вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного питания подрывает состояние здоровья детей, ведет к их социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация. В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьезных заболеваний. Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорных детей, почти 15% имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, они наиболее уязвимы с точки зрения заболевания ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано. Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искаженность ценностных ориентаций, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают учиться читать, только попав в социально-реабилитационные учреждения.

Специалисты отмечают: беспризорный — это не обычный здоровый ребенок, растущий в условиях спокойной семьи или  благоустроенного детского учреждения. Основные психофизиологические свойства детей, формирующихся в условиях бездомной жизни, черпают свое содержание из раннего включения ребенка  в жестокую уличную борьбу, при  отсутствии воспитывающей помощи взрослых и нормальной детской среды. У беспризорных очень развит инстинкт самосохранения, что не наблюдается у других детей соответствующего возраста. Выражена эмоциональная возбудимость, которая часто развивает привычку к искусственным возбуждениям: наркотикам, алкоголю, азартным играм. Чувственные элементы половой жизни пробуждаются раньше обычных физиологических возрастных норм. Наблюдаются авантюристические устремления, взращиваемые уличной жизнью, что резко увеличивает трудовую неустойчивость и недисциплинированность.

Условия бездомной среды рано ставят ребенка  в положение реальной жизненной  ответственности, что ведет к  формированию ряда социально-биологических  качеств. Специалисты выделяют следующие  качества беспризорных детей: хорошая  биологическая закалка организма, реализм и точность восприятия окружающего  мира, жизненная гибкость и активность. Беспризорного нетрудно обнаружить среди других людей. Его поведение  резко отличается от поведения сверстников, получивших нормальное воспитание. У  беспризорных детей искажено нравственное сознание, в частности, понятия о  добре и зле, ограничен круг потребностей, интересы носят примитивный характер.

Для беспризорных подростков характерна низкая степень  социальной нормативности. Они живут  не по тем нормам, которые считаются  в обществе нравственными, а по законам  стаи. Им неведома дружба, которая является важнейшей потребностью обычных  подростков. Друга ищет только беспризорник-новичок, но вскоре и он начинает понимать, что  в уличном мире нет дружбы, есть соседство, и если один из соседей  исчезает, никто не удивляется и  не пытается его искать. Здесь ценят  физическую силу, изворотливость, власть над другими, умение найти выход  из любого положения, приспособиться к  любым условиям, держать язык за зубами. Замечено, что беспризорники  со стажем не проявляют жалости к  новичкам, случайно или по собственной  воле оказавшимся на улице .

Социальные  потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и  политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания. Политическая ситуация во многих регионах напряжена.

К концу  перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало  расти. Среди них все больше и  больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой  родителям предлагают оставить ребенка  в детском учреждении, или плохого  ухода за детьми в неблагополучных  семьях, где родители пьют, ведут  аморальный образ жизни.

Причиной  увеличения числа безнадзорных детей  является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания  производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов  за соблюдением законодательства в  области охраны интересов детей.

Определенное  влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание  инфраструктуры, обслуживающей отдых  детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.

Социально-психологические  причины безнадзорности (они часто  выступают как следствие социально-экономических) связаны с кризисом семьи, увеличением  числа разводов, потерей одного из родителей, опекунством, ухудшением климата  в семье, грубым обращением с детьми, физическими наказаниями, сексуальным, физическим и эмоциональным насилием со стороны взрослых.

Информация о работе Ресоциализация беспризорников