Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Развитие личности получает свое начало в семье. Семья и в дальнейшем остается исключительно важной средой формирования основных качеств личности человека [7].
Известно, что детсад, интернат, детдом, школа не могут заменить семейное воспитание. В семье воспитывает все: начиная с обстановки и количества детей, кончая социальным статусом родителей и психологическим климатом. Личность ребенка с рождения начинает формироваться адекватно семейным отношениям, психологическому климату в семье. Поэтому условия воспитания, ситуации формирования ребенка в семье, стиль воспитания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ……………………………………..…………………..... 6
1.1. Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии…………………..……………………..…………….....6
1.2. Влияние родительского воспитания на особенности личности ребенка…………………………..…....…………..………….....................…..……..9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………..……………………………..…16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА……………………………….………………………………………..…17
2.1.Диагностика семьи и семейного воспитания. ………………….…….17 2.2.Результаты исследования………………………………….………….………..36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………..………………...……………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………..……………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……… …………….……….43
ПРИЛОЖЕНИЯ…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..................................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ……………………………………..…………………..... 6

1.1. Классификация родительских стилей воспитания  в зарубежной и отечественной психологии…………………..……………………..…………….....6

1.2. Влияние  родительского воспитания на особенности личности ребенка…………………………..…....…………..………….....................…..……..9

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………..……………………………..…16

ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА……………………………….………………………………………..…17

2.1.Диагностика семьи и семейного воспитания. ………………….…….17 2.2.Результаты исследования………………………………….………….………..36

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………..………………...……………………..39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………..……………………40

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……… …………….……….43

ПРИЛОЖЕНИЯ…………… ……………………………..……………………….45

 

 

 

 

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Развитие личности получает свое начало в семье. Семья и в дальнейшем остается исключительно важной средой формирования основных качеств личности человека [7].

Известно, что детсад, интернат, детдом, школа не могут заменить семейное воспитание. В семье воспитывает все: начиная с обстановки и количества детей, кончая социальным статусом родителей и психологическим климатом.  Личность ребенка с рождения начинает формироваться адекватно семейным отношениям, психологическому климату в семье. Поэтому условия воспитания, ситуации формирования ребенка в семье, стиль воспитания, являются значительным фактором развития личности ребенка.

Институт семейных отношений имеет много общего независимо от структуры семьи, количества ее членов, экономического положения, например, тип отношений к ребенку, взаимоотношения родителей, место ребенка в системе семейных отношений и т.п. [16].

Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. Проблема стилей родительского воспитания была исследована А.Адлером. В 30-е годы XX века высокими темпами развивалась педология. Проведено много исследований родительских установок.  У истоков отечественных научных исследований проблем семейного воспитания стояли И.М.Балинский, И.А.Сикорский и П.Ф.Лесгафт. В психологической литературе представлено большое количество работ, изучающих стили отношения родителей к ребенку в связи с их влиянием на развитие его личности, особенностей характера и поведения (Боулби, Гарбузов, Захаров и др.). Также  в отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А.Я.Варга, В.В.Столин, А.С.Спиваковская и др. Кроме того, ряд авторов в отечественной литературе предлагают широкую классификацию стилей семейного воспитания подростков с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывают, какой стиль воспитания способствует возникновению той или иной аномалии развития (А.Е.Личко, Э.Г. Эйдемиллер)[12].

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития.

Но как отмечают практикующие психологи, недостаточное исследование проблемы влияния родительских стилей  воспитания на личностные особенности детей не позволяет эффективно определить влияние дальнейшее развитие ребенка и результаты его деятельности. Исследования в данном направлении помогут решить ряд проблем дошкольного возраста, проблемы школьной адаптации и успешности школьной деятельности, межличностного взаимодействия со сверстниками и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

Таким образом, актуальность данной темы  определила цель исследования: изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка.

Была выдвинута следующая гипотеза: предположим,  родительский стиль воспитания влияет на особенности личности ребенка.

Объект нашего исследования-стили воспитания.

Предмет нашего исследования - влияние родительского стиля воспитания на особенности личности ребенка.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нашей курсовой работы определены следующие задачи:

1. провести анализ работ отечественных и зарубежных ученых по проблеме  родительских стилей воспитания.

2. проанализировать основные методы и процедуры исследования личностных особенностей детей, обусловленные различием стилей воспитания в семье.

3. определить родительский стиль воспитания и выявить взаимосвязь с личностными качествами  ребенка.

4. разработать программу по коррекции детско-родительских отношений.

Методологическая основа- это теоретические положения, выдвинутые в работах советских и российских ученых Л. И. Божович, А.В.Запорожец, Л. С. Выготский,  Э. Г. Эйдемиллера, В. В. Юстицкого и др., исследующих личность ребенка и детско-родительское взаимодействие в семье.

Использовался опыт зарубежных авторов  Р. У. Ричардсон, Т. А. Думитрашку, П. К. Керш, В. Сатир, П. Скин, К. Бейкер,  Д. Баумринд, занимающихся проблемой семьи и ее влиянием на формирование личности ребенка.

Применялись следующие методы исследования: чтение и анализ психологической литературы по выдвинутой теме, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.

Исследование проводилось в г.Мелеуз, на базе башкирской гимназии №3, а также МОУ «СОШ №11»г.Салават.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ

1.1.                Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и оотечественной психологии.

Родители - первая общественная среда ребенка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Специфика чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Причем, если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает ребенку собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержки и безопасности внутреннего, эмоционального  психологического мира человека. Родительская любовь—источник и гарантия благополучия человека, а также поддерживания его физического и душевного здоровья [20].

Адлер А. описывал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребенок формирует ошибочные представления о жизни. К ним относятся баловство ребенка и пренебрежение ребенком. Эти деструктивные стили отношения к ребенку препятствуют развитию у него социального интереса, или общественного чувства – способности интересоваться другими людьми и принимать в них участие. А.Адлер подчеркивает, что попустительство и вседозволенность со стороны родителей приводит к развитию неадекватных представлений о самом себе, об окружающем мире, способах конструктивного взаимодействия с другими людьми. Эмоционально отвергаемые, пренебрегаемые родителями дети будут недооценивать собственные силы, преувеличивать трудности жизненных задач, у них могут быть трудности в межличностных отношениях.

Наибольшее значение для образования связи между ребенком и каждым из его родителей имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования этой связи лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка (Lebovici, 1983).

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре. Психосоциальная концепция развития личности (прил.1), разработанная Эриксоном Э., показывает тесную связь на стадии младенчества, ребенка с матерью. В результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру либо недоверие к миру. Динамика развития доверия зависит от матери.  Вторая стадия раннего детства  связана с формированием самостоятельности, автономии, опрятности, воли, если родители приучают  ребенка к аккуратности, понимают его, помогают контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный внешний контроль родителей  приводит к развитию стыда или сомнений, зависимость от других. 

Большинство авторов выделяют такие параметры взаимодействия родителя с ребенком: автономия-контроль (Е. С. Шиффер, Р. К. Белл, С. Броуди, Е. Е. Маккоби, В. Шутц); отвержение-принятие (А. Роэ, М. Сегельман, А. И. Захаров, Д. И. Исаев, А. Я. Варга); требовательность (Е. Е. Маккоби, О. Коннер, П. Слатер); степень эмоциональной близости, привязанности(Дж. Боулби, Г. Т. Хоментаускас); строгость (Е. Е. Маккоби, П. Слатер); непоследовательность-последовательность (С. Броуди, Е. Е. Маккоби, А. И. Захаров).

В основу классификации типов семейного воспитания практически все исследователи сходятся во мнении, что должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителем, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Е. Т. Соколова, И. Г. Чеснокова выделяют две оси, два измерения: любовь-контроль. Первая ось выражает эмоциональное отношение родителя к ребенку, родительскую установку и то, каким он воспринимает собственного ребенка. Любовь или принятие— это уважение к ребенку, забота о нем, понимание его внутреннего мира, терпеливое отношение к его психофизическим особенностям, поощрение самостоятельности и инициативы. Враждебность, неприятие—это неуважительное отношение к ребенку, жестокость, пренебрежительность, невнимательность. Ось автономия—контроль описывает типы дисциплинарной регуляции поведения ребенка. Крайние их варианты—полная автономия, граничащая с безнадзорностью, и чрезмернострогий, жесткий контроль, предполагающий абсолютное подчинение родительской воле, пресечение всякой инициативы и самодеятельности ребенка.

А. Е. Личко разработал подробную классификацию неадекватных типов семейного воспитания и описал влияние на развитие личности ребенка. Он выделил десять типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи [ 13].

Научные исследования  Баумринд Д. (1991)  посвящены проблемам семьи, социализации и анализу индивидуальных различий в сфере компетентности и нравственного поведения. Анализируя отношения  родителей и детей, предложила типологию стилей семейного воспитания, где выделила следующие типы: авторитарный стиль, демократический стиль, попустительский стиль.

Таким образом, существует достаточно обширная феноменология родительских отношение (позиций), стилей воспитания, а также их следствий—формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения (Захаров А.И,  Давыдова О. И. и т.д.).  Отечественные психологи (Захаров А.И, Куликова Т.А, Варга А.Я., Спиваковская А.С. и т.д.)  дали описание неблагоприятных, патологически заостренных характерологических черт личности родителей, приводящих к тому или иному нарушению в воспитании.

1.2.                Влияние родительского стиля воспитания на особенности личности ребенка.

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Это и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить  в отношении ребенка.

Родительским стилем воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаютсяв своеобразной манере словесного обращения  и взаимодействия.

Болдуин А. выделил два стиля практики родительского воспитания—демократический и контролирующий.

Демократический стиль определяется следующими параметрами: высокий уровень вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это потребу5тся, одновременно верой в успех самостоятельной деятельности ребенка с ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль включает значительные ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Болдуин А. отмечает, что в семьях с демократическим стилем воспитания дети характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, агрессивностью, стремлением контролировать других детей, но сами дети с трудом поддавались внешнему контролю. Дети отличались также хорошим физическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками, однако им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Дети родителей с контролирующим типом воспитания были послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Боумрин Д. (1989г.) [4] в цикле исследований вычленил совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Им были выделены три группы детей.

Компетентные – с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтроля собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

Избегающие– с преобладанием уныло-грустного настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

Информация о работе Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка