Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:14, курсовая работа
Развитие личности получает свое начало в семье. Семья и в дальнейшем остается исключительно важной средой формирования основных качеств личности человека [7].
Известно, что детсад, интернат, детдом, школа не могут заменить семейное воспитание. В семье воспитывает все: начиная с обстановки и количества детей, кончая социальным статусом родителей и психологическим климатом. Личность ребенка с рождения начинает формироваться адекватно семейным отношениям, психологическому климату в семье. Поэтому условия воспитания, ситуации формирования ребенка в семье, стиль воспитания
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ……………………………………..…………………..... 6
1.1. Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии…………………..……………………..…………….....6
1.2. Влияние родительского воспитания на особенности личности ребенка…………………………..…....…………..………….....................…..……..9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………..……………………………..…16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА……………………………….………………………………………..…17
2.1.Диагностика семьи и семейного воспитания. ………………….…….17 2.2.Результаты исследования………………………………….………….………..36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………..………………...……………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………..……………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……… …………….……….43
ПРИЛОЖЕНИЯ…
Незрелые— неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.
Баумринд Д. (1991) предложила следующие стили семейного воспитания и описала формирование личности под воздействием того или иного стиля.
Стиль воспитания— авторитарный (в терминологии других авторов—автократический, диктат, доминирование). Это чрезмерно строгое воспитание посредством постоянных отказов и запретов, которые дают толчок к развитию эмоциональной напряженности: ребенок не понимает почему его постоянно одергивают, что он делает не так. Результат— личность не способная к объективной оценке сложившейся ситуации. Как правило, по жизни такие люди не контактны, исполняют роль ведомых, избегают ответственных должностей, заданий. При внешней безобидности внутри может скрываться ураган страстей.
Демократический стиль (в терминологии других авторов— авторитетный, сотрудничество), ребенок включен в жизнь семьи, он имеет право на свое мнение, к нему прислушиваются. Отношения между детьми и родителями построены на взаимном уважении. В результате вырастает гармоничная личность, способная к принятию самостоятельных, ответственных решений.
Попустительский стиль (в терминологии других авторов— либеральный, снисходительный, гипоопека). Отсутствие всякого контроля со стороны взрослых, т.е. ребенок становится безнадзорным, предоставленным самому себе. Зачастую воспитательная халатность родителей приводит к педагогической запущенности и вовлечению ребенка в асоциальную группу. «Дети волка» они не кому не верят и не доверяют, стараются жить обособлено.
Впоследствии были выделены и другие характерные стили семейного воспитания.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство), напоминает «перетягивание одеяла» это происходит при отсутствии у родителей единой концепции воспитания. Они противоречивы в своих действиях и поступках, ребенку трудно им угодить. Ему ничего не остается кроме как научиться приспосабливаться к требованиям каждого из родителей. Про таких людей говорят: «и нашим, и вашим».
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке). В результате усиленной заботы, излишнего потакания детским прихотям формируется личность не способная к принятию самостоятельных решений. Испытывающая трудности в процессе социализации. В большинстве случаев родители довлеют над своими «чадами» на протяжении всей жизни, что способствует развитию инфантилизма. Проявляется в незрелости суждений, эмоциональной неустойчивости, нестабильностью взглядов.
В исследовании Е. Т . Соколовой основные стили детско-родительских отношений были выделены на основании анализа взаимодействия матери и ребенка при совместном решении задач: сотрудничество, псевдосотрудничество, изоляция, соперничество.
Сотрудничество предполагает тип отношений, в которых потребности ребенка учитываются, ему дают право «на автономию». Помощь оказывается в сложных ситуациях, требующих участия взрослого. Варианты решения той или иной возникшей в семье проблемной ситуации обсуждаются вместе с ребенком, принимается во внимание его мнение.
Псевдосотрудничество может осуществляться в разных вариантах, таких, как доминирование взрослого, доминирование ребенка. Для псевдосотрудничества характерно формальное взаимодействие, сопровождающееся откровенной лестью. Псевдосовместные решения достигаются за счет поспешного согласия одного из партнеров, испытывающего страх перед возможной агрессией другого.
При изоляции полностью отсутствует кооперация и объединение усилий, инициативы друг друга отклоняются и игнорируются, участники взаимодействия не слышат и не чувствуют друг друга.
Для стиля соперничества характерна конкуренция при отстаивании собственной инициативы и подавлении инициативы партнера.
Е.Т. Соколова подчеркивает, что лишь при сотрудничестве, когда при выработке совместного решения принимаются как предложения взрослого, так и самого ребенка, отсутствует игнорирование партнера. Поэтому данный тип взаимодействия побуждает ребенка к творческой активности, формирует готовность к взаимопринятию, дает ощущение психологической безопасности.
В частности, рядом авторов подчеркивается, что нарушение системы семейного воспитания, дисгармония отношений «мать— дитя» является основным патогенетическим фактором, обусловливающим возникновение неврозов у детей. Так, например, А. Е. Личко и Э. Г. Эйдемиллер выделили шесть типов семейного воспитания детей с акцентуированными чертами характера и с психопатиями[8 ].
Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке («руки не доходят до ребенка»). При таком типе отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствуя себя брошенным.
Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней, навязчивой заботой, полностью блокирующей его самостоятельность и инициативу. Гиперпротекция может проявляться в виде доминирования родителя над ребенком, проявляющемся в игнорировании его реальных потребностей и жестком контроле над поведением ребенка. Такой вариант отношений называется доминирующей гиперпротекцией. Одним из вариантов гиперпротекции является потворствующая гиперпротекция, которая проявляется в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи.
Эмоциональное отвержение проявляется в неприятии ребенка во всех его проявлениях. Отвержение может проявляться явно, например, ребенок часто слышит от родителей грубые фразы, типа: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») и скрыт— в виде издевок, иронии, высмеивания.
Жестокие взаимоотношения могут проявляться явно: в виде побоев— или скрыто: в виде эмоциональной враждебности и холодности. Повышенная моральная ответственность обнаруживается в требовании от ребенка проявления высоких моральных качеств с надеждой на его особое будущее. Родители, придерживающие такого типа воспитания, поручают ребенку заботу и опеку над другими членами семьи.
Неправильное воспитание может рассматриваться как фактор, усиливающий потенциальные характерологические расстройства ребенка. В.И. Гарбузов, отмечая решающую роль воспитательных воздействий в формировании характерологических особенностей ребенка, выделил три типа неправильного воспитания [5].
Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение)— неприятие индивидуальных особеннностей ребенка, сочетающееся с жестким контролем, с императивным навязыванием ему единственного правильного типа поведения. Тип воспитания А может сочетаться с недостатком контроля, полным попустительством.
Воспитание по типу В (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концепции родителей о состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности.
Воспитание по типу С (эгоцентрическое) — культивирование внимания всех членов семьи на ребенке (кумир семьи), иногда в ущерб другим детям или членам семьи.
Немалый интерес представляют работы, в которых воспитание и детско-родительские отношения так или иначе связаны с анализом семейной структуры [1]. Обратимся к исследованию Э. Арутюнянц, по ее мнению, в традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Итогом социализации ребенка в такой семье является способность легко вписаться в «вертикально-организованную» общественную структуру. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном.
В одном из своих исследований А.С. Спиваковская выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия [11]:
«Семья— санаторий». Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате— чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность и появляется желание решительного изменения ситуации.
«Семья— крепость». Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья— крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний.
«Семья — третий лишний». В такой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что опять же порождает у него чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I.
Зарубежными и отечественными авторами выделены и описаны разнообразные типы родительских отношений. Большинство классификаций представляет собой описание аномальных типов родительского отношения к ребенку, негативно влияющих на его психическое развитие. Общим для всех классификаций является признание того, что при условии неадекватного воспитания дети испытывают в семье состояние личностной депривации, понимаемой как недостаточность или неудовлетворенность существенных потребностей, прежде всего:
- в индивидуально-адекватной эмоциональной заботе и любви;
- в самораскрытии, выявлении своего «Я»;
- в эмоциональном и двигательном самовыражении.
Имеет значение не столько факт неудовлетворения значимых потребностей, сколько отношение к этому субъекта, носящее часто яркий, аффективный характер и выраженное в переживаниях ребенка. Характерными чертами нарушений воспитательного подхода являются:
низкая сплоченность и разногласия среди членов семьи по вопросам воспитания, следствие чего- эмоциональная напряженность и неустойчивость воспитательного воздействия;
высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности;
неадекватно выраженная степень опеки и ограничений по отношению к каким-либо сферам жизнедеятельности детей;
стимулирование активности детей с помощью угроз и моральных осуждений.
Зарубежные и отечественные исследователи установили связь между стилем воспитания и формированием определенных характерологических черт ребенка.
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
2.1.Диагностика семьи и семейного воспитания.
Ряд специалистов считают, что в основе стратегии диагностики семьи и семейного воспитания лежат два положения:
Первое (теоретическое)– причины нарушений в поведении и развитии ребенка могут лежать либо в особенностях отношений родителей к ребенку и стиле их воспитания, либо в искажениях внутренней логики саморазвития ребенка, либо в неправильно протекающих процессах отношений между детьми и родителями, либо в комбинации этих факторов;
Второе (практическое) – заключается в построении структуры диагностики по принципу ветвящегося дерева: всякий последующий диагностический шаг делается лишь в том случае, если получен соответствующий результат на предыдущем [ 7].
Важнейшим моментом собственной диагностики отношений родителей к ребенку является анализ их поведения во время первичной диагностики—беседы с одним из родителей, который выступает клиентом. Основное внимание обращается на выяснение лица, на кого жалуется клиент, на что он жалуется и каковы его мотивы.
Анализ поведения клиента производится по нескольким направлениям:
-тон, стиль, темп речи родителя;
-его отношение к беседе;
-поза, мимика и пантомимика;
-эмоции, озабоченность и мотивы жалобы.
Эти детали нужны для выяснения основного вопроса диагностики- зачем , для чего пришел клиент.
Тестовые исследования можно проводить, используя следующие методики.
С родителями:
-опросник АСВ (анализ семейного воспитания, Э.Эйдемиллер);
-тест-опросник родительского отношения к детям (А.Я.Варга, В.В.Столин);
-тест Т.Лири;
-личностный опросник Айзенга;
-личностный шестнадцатифакторный опросник Р.Кэттела.
С детьми:
-кинетический рисунок семьи;
-«Несуществующее животное»;
-фрустрационный тест Розенцвейга;
-ЦТО Люшера и др.
Информация о работе Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка