Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 18:14, курсовая работа

Краткое описание

Развитие личности получает свое начало в семье. Семья и в дальнейшем остается исключительно важной средой формирования основных качеств личности человека [7].
Известно, что детсад, интернат, детдом, школа не могут заменить семейное воспитание. В семье воспитывает все: начиная с обстановки и количества детей, кончая социальным статусом родителей и психологическим климатом. Личность ребенка с рождения начинает формироваться адекватно семейным отношениям, психологическому климату в семье. Поэтому условия воспитания, ситуации формирования ребенка в семье, стиль воспитания

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ……………………………………..…………………..... 6
1.1. Классификация родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии…………………..……………………..…………….....6
1.2. Влияние родительского воспитания на особенности личности ребенка…………………………..…....…………..………….....................…..……..9
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I…………………………..……………………………..…16
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РОДИТЕЛЬСКИХ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ И ВЛИЯНИЕ НА ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА……………………………….………………………………………..…17
2.1.Диагностика семьи и семейного воспитания. ………………….…….17 2.2.Результаты исследования………………………………….………….………..36
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II…………………..………………...……………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…...…………………………………………..……………………40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……… …………….……….43
ПРИЛОЖЕНИЯ…

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 566.50 Кб (Скачать файл)

Зона 3. Средние способности к адаптации. Может не проявлять особой инициативы в установлении контактов, но и не испытывать трудностей, когда это приходится делать.

Зона 4. Легко адаптируется в новых условиях, знакомиться с новыми детьми. Может общаться и со взрослыми, не испытывая перед ними робости. Естественен, непринужден в общении. Контактирует с различными микрогруппами в классе.

Зона 5. Повышенная активность в общении. Ребенок стремится к новым знакомствам, легко меняет компании, обзаводится новыми «друзьями». Общение чаще поверхностное, отношения неглубокие. Проявляет инициативу при знакомстве и со взрослыми, легко разговаривает с ними на любые темы.

Потребность в общении (фактор А)

Зона 2. Потребность в общении выражена слабо. Ребенок хорошо чувствует себя в одиночестве, обществу одноклассников предпочитает свои любимые занятия. Может иметь одного друга, с которым тоже встречается не часто.

Зона 3. Потребность в общении выражена средне.

Зона 4. Ребенок нуждается в общении. Плохо переносит одиночество. Глубоко переживает ссоры с друзьями.

Зона 5. Общение для ребенка выступает одной из главных жизненных потребностей. В школу он в основном ходит общаться. Ему не важно, о чем говорить, лишь бы разговаривать. Его телефонные разговоры могут длиться часами.

В процессе интерпретации потребность и активность в общении следует рассматривать совместно. Наиболее комфортно ребенок чувствует себя в том случае, когда обе эти характеристики находятся в одной зоне, то есть, ребенок проявляет активность в соответствии с потребностью в общении. Когда активность в общении превосходит его потребности, ребенок тоже не испыты­вает проблем, но его взаимоотношения с детьми бывают неустойчивыми и скорее приятельскими, чем дружескими. Ребенок может чувствовать себя плохо, когда активность в общении ниже, чем потребность, и последняя не находит удовлетворения- ребенок не может познакомиться с детьми, поддерживать отношения.

Психическое напряжение (фактор QJ)

Зона 2. Слабый уровень психического напряжения. Свидетельствует об отсутствии заинтересованности, эмоционального включения в работу, учебу. Ребенок обычно все выполняет фор­мально, по минимуму. Причиной этого зачастую является лень. Иногда слабый уровень психического напряжения может быть следствием общей астенизации ребенка, крайней соматической ослабленности. Слабое психическое напряжение может быть также характерно для детей с высокими способностями, которым все очень легко дается.

Зона 3. Средний уровень психического напряжения. Нормальная работоспособность.

Зона 4. Ребенок эмоционально включается в любую деятельность, проявляет заинтересованность. Имеет место мотивация достижений. Отличается хорошей работоспособностью.

Зона 5. Высокий уровень психического напряжения. Из-за высокой мотивации ребенок работает на пределе своих возможностей. Могут быть нервные и поведенческие срывы.

 

2.2 Результаты исследования.

Анализ литературных и научно-методических пособий позволил изучить проблему и собрать необходимую информацию по проблеме родительского стиля воспитания и его влияния на особенности личности ребенка.

Метод беседы и наблюдения помог ознакомиться с семьями учащихся (непосредственно с детьми и их родителями).

Метод опроса и тестирования дал возможность изучить стиль воспитания и личностные качества детей-учащихся начальных классов и подростков.

Результаты по тестированию учащихся начальных классов и подростков

баллы по шкалам:

-отвержение у 3 родителя,

-социальная желательность у 15 родителя,

-симбиоз у 10 родителя,

-гиперсоциализация у 5 родителя,

-инфантилизация (инвалидизация) у 4 родителя.

Результаты исследования детей этих мам по личностному опроснику Кеттелла показал, что

- исполнителеность – выс. уровень имеют 4 ребенка,

-волевой самоконтроль – выс. уровень у 2 детей,

-активность – 17 детей с выс. уровнем,

-самокритичность -1 ребенок с высоким уровнем,

-независимость -  8 детей с высоким уровнем,

-тревожность -9 детей с высоким уровнем,

-эмоциональность -16 детей с высоким уровнем,

-активность в общении – 6 детей с высоким уровнем,

-психическое напряжение – 3 ребенка с высоким уровнем.

Вывод: сравнение результатов диагностики показало, что у родителей, у которых высокий тестовый бал по шкале интерпретируется как отвержение своего ребенка, показало, что у их детей высокие уровни самокритичности, тревожности, они зависимы, несамостоятельны в действиях и принятии решений. У родителей, у которых высокий тестовый бал по шкале социальная желательность, у их детей хороший уровень волевого самоконтроля, активности, они не любят сидеть без дела, посещают кружки и секции. У тех родителей, у которых высокий тестовый бал по шкале симбиоз, дети также имеют хороший уровень активности, активности в общении, у них нормальный уровень эмоциональной реактивности, оптимальный уровень тревожности. У родителей, у которых высокий тестовый бал по шкале гиперсоциализация, дети имеют высокий уровни тревожности, неисполнительны, либо наоборот, в высшей степени исполнительны, поведение ситуативно, т.к. ребенок вынужден подстраиваться под родителя. У родителей, у которых высокий тестовый бал по шкале инфантилизация, дети не посещают кружки, секции, самоконтроль фактически отсутствует, зависимы, уступчивы, беспомощны.

 

 


ВЫВОДЫ ПО  ГЛАВЕ II

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Существует ряд факторов, которые влияют на особенности личности ребенка: особенности личности родителей и форм их поведения; психолого-педагогическая компетентность родителей и уровень их образования; эмоционально-нравственная атмосфера в семье; диапазон средств воспитательного воздействия (от наказаний до поощрений); степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи; учёт актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поставленная в исследовании цель: изучить влияние особенностей семейного воспитания на развитие ребенка– достигнута.

Выдвинутая в работе гипотеза подтвердилась: родительский стиль воспитания влияет на особенности личности ребенка. На этот факт указывали многие исследователи психологии семьи (Адлер А.,1998, Варга А.Я., 1986, Захаров А.И., 1998, Навайтис Г.А., 1998, Эйдемиллер Э., Юстицкис В., 1999 и др.) [ 9].

Исследование по выявлению влияния родительского стиля воспитания на особенности личности ребенка позволило доказать, что оно огромно. Семья оказывает решающее влияние на формирование личности ребенка. Общаясь с мамой и папой, братьями и сестрами, малыш усваивает отношение к миру, думает и говорит так, как думают и говорят в его семье. Став взрослым, он может сознательно не принимать некоторые черты своей семьи, однако бессознательно все равно несет в себе манеру поведения, речи, качества характера, заложенные семьей. Все это, стиль жизни, уникальное соединение черт, поступков и навыков, которые в совокупности определяют маршрут движения ребёнка к его жизненным целям.

Вопросы влияния характера взаимодействия взрослого с ребенком на формирование его личности широко обсуждаются в отечественной литературе. К настоящему времени сформировалось убеждение, что тип детско-родительских отношений в семье является одним из основных факторов, формирующих личность ребенка и особенности его поведения. Наиболее характерно и наглядно тип детско-родительских отношений проявляется при воспитании ребенка.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости, что сказывается на эмоциональном самочувствии ребёнка и как следствие накладывает определённый отпечаток на личность ребенка.

Обобщая, детерминанты родительского отношения в различных психологических концепциях, можно выделить следующие: особенности личности родителя (концепция А. Адлера, Дж. Боулби, Л. Лоевингер); личностные и клинико-психологические (работы М.И. Лисиной, Н. Ньюсона); этилогические факторы (С. Лейбовичи); социокультурные детерминанты (X. Харлоу, М. Лаоса); особенности внутрисемейных отношений (А.И. Захаров, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер).

В теоретической части исследования рассмотрены различные классификации родительских стилей воспитания в зарубежной и отечественной психологии.

Проведенная диагностика в области психологии детей и стилей родительского отношения к детям подтверждает наличие связи  между родительским стилем воспитания и особенностями личности и характера ребенка.

Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение влияния личностных черт  родителей на отношения к ребенку. Также представляет поведения ребенка. Например, влияние социокультурных и семейных традиций, особенностей общения взрослых членов семьи между собой, количества детей, наличие в качестве участников воспитания бабушек и дедушек и т.д. Это даст возможность осуществлять дифференцированный подход при разработке рекомендаций и коррекционных программ для родителей.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.                      Бенилова С.Ю. Доброжелательные взгляды на общение с детьми/ Бенилова С.Ю.—М.: Книголюб, 2005.—48с.

2.                      Гиппиус А. Как пережить 1 сентября/ Гиппиус А., Магид С.—СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.—191с.

3.                      Годфруа Ж. Что такое психология/  в 2-х т.—М.: Мир, 1992.

4.                      Захаров А.С. Как предупредить отклонения в поведении ребенка/ Захаров А.И.—М.: Просвещение, 1993.—192с.

5.                      Истратова О.Н. Справочник психолога средней школы/ Истратова О.Н., Эксакусто Т.В.—Ростов н/Д: «Феникс», 2003.—512с.

6.                      Кочетов А.И. Начала семейной жизни/ Кочетов А.И.—Минск «Полымя», 1999.—225 с.

7.                      Крюкова Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними/ Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В.—СПб., Речь, 2005.—240с.

8.                      Логинов А.А.  Мужчина и женщина/ Логинов А.А.—Минск «Полымя», 1999.—215 с.

9.                      Макеева А.Г. Не допустить беды/  Макеева А.Г., Под ред. Безруких М.М., М.: Просвещение, 2003.—191с.

10.                  Марьясис Е.Д. Азбука здоровья семьи/ Марьясис Е.Д., Скрипник Ю.К.—М.: медицина, 1992.—208с.

11.                  Немов Р.С. Психология.Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений/ Немов Р.С.  В 2 кн.—М.: Просвещение: Владос, 1994.—496с.

12.                  Овчарова Р.В.Справочная книга школьного психолога/ ОвчароваР.В.—М.: «Просвещение», «Учебная литература», 1996.—352с.

13.                  Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью /Под науч. Ред.ШипицынойЛ.М.и Шпилени Л.С.—СПб, 2003.—464с.

14.                  Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. Коссаковски [и др. ].—М.: Педагогика, 1981.—224с.

15.                  Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2005. С. 125.

16.                  Сафин В.Ф. Основы психоконсультации и психокоррекции семейных отношений/ Сафин В.Ф.—Баймакская городская типография, 1993.--  36с.

17.                  Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов/ Петровский А.В. [и др. ] – М.: Просвещение, 1987.—224с.

18.                  Столяренко Л.Д. Основы психологии/Столяренко Л.Д.—Ростов н/Д. «Феникс», 1997.—736 с.

19.                  Флейк-Хобсон  Развитие ребенка и его отношений с окружающими/ Флейк-Хобсон, Робинсон Б.Е., Скин П.—М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.—511с.

20.                  Хрестоматия по психологии: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов/  Сост. Мироненко В.В.; Под ред. Петровского А.В.—М.: Просвещение, 1987.—447с.

21.                  Шишковец Т.А. Осложненное поведение подростков: Причины, психолого-педагогическое сопровождение, коррекция: Справочные материалы/ Авт.-сост. Шишковец Т.А.—М.:5 за знания, 2006.—192с.

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ I

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ

УСТАНОВОК И РЕАКЦИЙ

Руководство по методике измерения родительских установок и реакций было любезно предоставлено редакции автором- составителем, кандидатом психологических наук Т.В. Архиреевой, работающей в Новгородском педагогическом институте.

Для того чтобы определить, как осуществляется воспитание ребенка в семье, психологи нашей страны в большинстве случаев пользуются тремя наиболее известными методиками: “Анализ семейных взаимоотношений” (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера, “Тест- опросник родительского отношения” (ОРО) А.Я. Варги (см. выше), переходной опросник “Измерение родительских установок и реакций” (PARY) E. Шефера. Последний из них, хотя и используется, но его психометрической адаптации для русскоязычной выборки ранее не проводилось.

Информация о работе Родительский стиль воспитания и его влияние на особенности личности ребенка