Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Но поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях в этой сложной структуре актуален по сей день. Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо оттого, живут все вместе, одной семьей, или порознь. Здесь играют роль совсем другие аспекты.
Цель данной работы: раскрыть роль бабушек и дедушек в семейном воспитании
Объект данного теоретического исследования – влияние бабушек и дедушек на семейное воспитание
Предмет – роль этого влияния на ребёнка и внутрисемейные отношения в целом

Содержание

Введение 3
1. Взаимоотношения поколений. Проблема отцов и детей 4
2. Особенности «бабушкиного» воспитания 7
3. Семейные ценности. Воспитательная роль бабушек и дедушек 11
Заключение 14
Список литературы 15
Программа работы с неполной семьёй 16
Программа работы с неблагополучной семьёй 26

Вложенные файлы: 1 файл

з. 7616 роль бабушки и дедушки в семейном воспитании.docx

— 139.64 Кб (Скачать файл)

Содержание:

повышение родительской компетентности в вопросах воспитания

орг. коррекционных игр  с детьми, направленные на формирование нового типа отношений равноправия  и партнерства - орг. свободных игр  с детьми

продуктивные виды деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и  ребенком.

стимулирование речи детей  в процессе общения с родителями и другими участниками группы

Идея программы: сотрудничество

формирование навыков  сотрудничества с ребенком

признание права ребенка  на выбор

отработка навыков общения

Ценность в группе:

увидеть своего ребенка в  общении со сверстниками др. взрослыми;

отрефлексировать свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком

сплочение ДРО «Мы-семья»

Элементы и приемы:

сказкотерапия (чтение и обсуждение, сочинение, рисование сказки; работа с метафорой)

игровая терапия (игры и упражнения, психогимнастика, ролевые игры)

арттерапия (работа с рисунком, визуализация образов)

Тренинг проводится 4 дня (первый – организационно-диагностический для родителей (отцов; три дня совместно с детьми, четвертый день заключительный с чайной церемонией). По завершении тренинга проводятся индивидуальные консультации с родителями.

Продолжительность одного занятия 60 мин, последний день 90 мин.

Структура занятий:

приветствие

разминка

общий круг

прощание

домашнее задание для  взрослых

1 день (группа отцов)

Материал: Бланки на каждого родителя: «ВРР», «Моя семья в образе кругов», домашнее задание № 1, косынка, 4 картины «Тип семейного воспитания», 4 пословицы, текст релаксации «Очищение от тревог», приглашение для занятий на каждую пару, муз. отрывок.

1. Приветствие и знакомство участников: все стоя в кругу по очереди говорят: «Здравствуйте, меня зовут... Сегодня я такой...(мимикой или жестом показывают свое эмоциональное состояние)».

Группа отвечает: «Здравствуй, ... Сегодня ... такой (отображают действия участника)».

2. Обсуждение: «Правила работы в группе»:

открытое общение

активность

безоценочные суждения

добровольное участие

здесь и сейчас

3. Обсуждение: «Цели и задачи тренинга»:

правило 3 П: принятие, признание, понимание

стремление к сотрудничеству

Условия и режим работы: следующие 3 дня с детьми, выполнение домашних заданий, пропуски нежелательны, последний день по продолжительности 90 мин. Завершается тренинг чайной церемонией и подарками участникам. На следующий день приглашение и домашнее задание.

4. Ожидания участников  от работы.

5. Упражнение «Хвасталки» «Я ..., мой ребенок...» Каждый участник 3 позитивными прилагательными должен охарактеризовать себя и своего ребенка. Группа отвечает участнику: «Мы рады за тебя!»

6. «Перебежки»:

Встать и поменяться местами  тем, у кого один ребенок;

Встать и поменяться местами  тем, у кого хорошие отношения  с детьми;

Встать и поменяться местами  тем, кто часто играет с ребенком.

7. Опросник «Взаимодействие Родитель-ребенок» (Приложение 1)

8. «Пословицы» Деление  на 2 группы, каждая получает по  две пословицы, поясняя что  имели введу наши предки:

Без корня и трава не растет.

Не мы на детей походим, а они на нас.

Матушкин сынок, да батюшкин горботок.

Похвальное слово гнило  бывает.

9. «Хорошо и плохо». Предлагается 4 картины – тип воспитания.

Одна команда называет «+» данного типа воспитания, а  другая «–». (Приложение 2). Обсуждаем  с какими трудностями может столкнуться ребенок в детском саду.

10. Тест «Моя семья в  виде круга» Обсуждение впечатления  от каждого рисунка.

11. Упражнение «Руки»: Один  из участников встает в круг, ему завязывают глаза, подают  руку, он основываясь на тактильные  ощущения должен сказать какой  родитель «мягкий или строгий..

12.Релаксация «Очищение  от тревог» (Приложение 3)

13.Обсуждение занятия

14. Прощание «Общий круг»,  вручение приглашений на занятия  с детьми

Д/з №1: Заполнить таблицу: «Что меня огорчает в моем ребенке и радует»

Второй день тренинга

Материал: Аудиокассета «Топ-топ, хлоп-хлоп» Е. Железнова, косынка, по 7 разноцветных лепестков на каждую пару, основа для наклеивания и клей-карандаш, цветные карандаши, бумага, музыкальная мягкая игрушка «Цветик-семицветик»

Знакомство участников по кругу: «Здравствуйте, меня зовут Игорь, а тебя? »

Музыкальное упр. «Ну-ка, все  встали в круг» ауд. № 3 Упр. направлено на сплочение группы.

Работа в д-р паре. «Ласковые  слова» Взрослый обращаясь к ребенку  говорит: «Сережа, ты …(3 ласковых слова)». Затем ребенок отвечает. Так по кругу все пары высказываются.

Музыкальное упр. «Хлоп» ауд. № 5 Первый куплет каждый участник показывает на себе части тела по тексту песни, а второй куплет работа в д-р паре.

«Угадай ребенка по лицу». Ведущий: родитель с закрытыми глазами  по очереди ощупывает лица детей, стараясь угадать своего ребенка. Упражнение проводится молча.

Упражнение «Семицветик» Лепестки от цветка разбросаны по комнате. Участники пары должны договориться, кто будет собирать лепестки, а кто наклеит их на основу.

«Загадай желание». Загадывают желания: ребенок – 3, родитель – 3, а  одно совместное. Обсуждение желаний.

Совместное рисование  «Волшебный цветок».

Родителю и ребенку  выдается один лист бумаги на двоих  и фломастеры, карандаши, краски, мелки. Инструкция: «Сейчас вы договоритесь, какой материал будете использовать при выполнении задания, и кто  начнет первым рисовать. По моему сигналу начинает рисовать первый, другой молча наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок».

Придумывание, какой волшебной  силой обладает? Степень удовлетворенности  совместной работой.

Релаксация обнявшись: «Полет бабочки» (Приложение 4)

Прощание: «Я даю тебе цветок, ты ведь лучший мой дружок…(цветок – «Я тебя люблю»)

Общий круг: «Всем, Всем, до свидания!»

Домашнее задание: «Сочиняем  сказку о своем ребенке»

Третий день тренинга

Материал: музыкальный отрывок инструментальной музыки, пиктограммы ( радость, обида, страх, злость, удивление, испуг), разрезная пиктограмма на каждую пару, клей-карандаш, листы бумаги, карандаши, муляж апельсина (мяч).

Приветствие по кругу на невербальном уровне: дети и взрослые под музыку движутся по помещению, по сигналу «руки» – останавливаются  и жмут друг другу руки, «носики» – трутся носами, «лобики» – трутся лбами. В завершении «круг» – встают в круг и произносят хором: «Руки  вверх я подниму, здравствуйте, всем я вам скажу!»

«Цвет твоего настроения»  Закройте глаза и представьте  цвет своего настроения. Цвет своего (ребенка) соседа. Сосед подтверждает или опровергает предположение. Действие по часовой стрелке.

«Без слов» – аналогия игры «Что мы видели не скажем, а что  делали покажем». Сначала две команды: дети и родители, а затем д-р  пара.

Путешествие в Радужный город: знакомство с пиктограммами. И/У  «Какая(какой), я? » по кругу.

«Собери пиктограмму» Каждая д-р пара получает пиктограмму разрезанную  на части и изображает, а другие участники должны угадать. Обсуждение «Когда я или мой ребенок бывает такой?» 

Параллельная работа: дети рисуют «О чем я мечтаю», а родители выполняют упражнение: «Пойми меня, мама». (Приложение 5) Разрезанная таблица  и её необходимо восстановить, соотнося слова и чувства. По завершении работы взрослые озвучивают мечту ребенка  по его рисунку

И/у «Апельсин» Участники  по кругу без помощи рук передают апельсин.

Музыкальное упр. «Соседи» ауд. № 23

И/ у «Комплимент»

Общий круг «Всем, всем до свидания!»

Домашнее задание № 3: совместно с ребенком вспомнить  любимую игру, на следующем занятии  рассказать и приготовить атрибуты для игры.

Четвёртый день тренинга

Материал: косынка, свеча, подарки участникам (мягкие сердечки), ручки на каждого взрослого.

Приветствие: «Здравствуй, добрый человек!» направо, налево, в центр  круга.

И/у «Угадай, родителя по руке». Ребенку по очереди подают руки , а он должен угадать руку своей мамы или папы.

И/у «Хвасталки». Каждый ребенок должен похвастаться про свою маму, рассказать всем о ней.

Представление домашних игр.

«Соломинка на ветру». Все  взрослые встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка»из  детей. Она встает в круг с завязанными  глазами. По команде взрослого: «Не  отрывай ноги от пола и падай назад» Участники осторожно передают «соломинку»  по кругу.

Чтение сказок родителей  для детей

Сказка ведущего «О нежных Теплышках» (К. Штайнер)

Прощание при свече: «  Я хочу, что бы пламя этой свечи  уничтожило все ваши печали и невзгоды, тепло этой свечи согрело ваши сердца и души, её свет озарил ваши лица улыбкой и любовью Д-р пара «я тебя люблю», пожелания участникам. А теперь мысленно поблагодарим, друг друга за работу, вздохнем и дружно погасим свечу.

Подарки и чай для участников.

«Продолжи предложение» (отзыв  о работе в тренинге).

От работы в тренинге я приобрел ___________

Мне понравилось ___________

Мне не понравилось ___________

Хотели бы вы еще участвовать в тренингах ___________

Ваши пожелания ведущему ___________

 

 

Программа работы с неблагополучной семьёй

Характеристика семьи:

Именно в семье ребёнок  получает первый жизненный опыт, поэтому  очень важно в какой семье  воспитывается ребенок: в благополучной  или неблагополучной.

Данная программа посвящена  проблеме социализации ребенка из неблагополучной  семьи и представлена концепция  работы социального педагога для  успешной социализации ребенка из неблагополучной  семьи.

На основании  алгоритма, составленного для работы с неблагополучными семьями в условиях школы, нами была предложена программа «Социально –  педагогическая помощи детям из неблагополучных  семей» с учетом того, что в основе возникновения социального неблагополучия лежит нарушение взаимодействия в системе «семья - ребенок».

Цели программы: создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, реализовывалась через систему  задач, таких как: раннее выявление  неблагополучных семей, осуществление  информационной  и посреднической помощи семье «группы риска», оказание помощи направленной на успешную социализацию ребенка из неблагополучной семьи, снижение количества неблагополучных  семей.

В практике современной школы  возрастает число неблагополучных  семей. Это семьи с низким социальным статусом, в какой – либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с  возложенными на них функциями, их адаптивные  способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка  протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно.  Именно поэтому таким семьям необходима активная и продолжительная поддержка со стороны социального педагога. В зависимости от характера проблем социальный педагог оказывает таким семьям образовательную, психологическую, посредническую помощь в рамках долговременных форм работы.

Программа рассчитана для  детей с 1 по 11 класс и реализуется  непосредственно через школу. В  программе описаны  возможные  виды помощи родителям, возникающих  во взаимодействии с детьми:

образовательная, которая заключается  в предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей, а так же помощь в воспитании, которая в первую очередь, осуществляется с родителями – путем их консультирования, а во вторую, с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала;

психологическая, включающая в себя социально – психологическую поддержку, направленную на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса и коррекция межличностных отношений;

организационную;

Информация о работе Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании