Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 19:11, контрольная работа

Краткое описание

Но поколения были, есть и будут в семейной биографии, и вопрос о взаимоотношениях в этой сложной структуре актуален по сей день. Какова же роль современных бабушек и дедушек в воспитании внуков? На наш взгляд, огромная. Причем абсолютно независимо оттого, живут все вместе, одной семьей, или порознь. Здесь играют роль совсем другие аспекты.
Цель данной работы: раскрыть роль бабушек и дедушек в семейном воспитании
Объект данного теоретического исследования – влияние бабушек и дедушек на семейное воспитание
Предмет – роль этого влияния на ребёнка и внутрисемейные отношения в целом

Содержание

Введение 3
1. Взаимоотношения поколений. Проблема отцов и детей 4
2. Особенности «бабушкиного» воспитания 7
3. Семейные ценности. Воспитательная роль бабушек и дедушек 11
Заключение 14
Список литературы 15
Программа работы с неполной семьёй 16
Программа работы с неблагополучной семьёй 26

Вложенные файлы: 1 файл

з. 7616 роль бабушки и дедушки в семейном воспитании.docx

— 139.64 Кб (Скачать файл)

информационную;

координационную;

Методы работы:

1. диагностические:

А) наблюдение – общенаучный метод исследования, предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений деятельности личности, коллектива, группы людей. Наблюдение может быть сплошным и выборочным; включенным и простым; неконтролируемым и контролируемым (при регистрации наблюдаемых событий по заранее отработанной процедуре); полевым (при наблюдении в естественных условиях) и лабораторным (в экспериментальных условиях);

Б) опрос – это метод сбора информации, проводимый в виде интервью, беседы по заранее составленному плану;

В) тестирование – это один из методов исследования, заключающийся в диагностике личности, психического состояния функций, имеющихся и вновь приобретенных знаний;

2. управленческо – воспитательные методы (активные), ситуационно – ролевые игры, социально – психологические тренинг.

Формы работы: индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог, лекция, семинар, психотерапия, обучающий и формирующий тренинг,  психокоррекция).

Консультирование – это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Конечная цель консультационной работы – с помощью специально-организованного  процесса общения актуализировать  внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку.

Наряду с индивидуальными  консультативными  беседами, могут  применяться групповые методы работы с семьей.

Содержание  программы

 

 




 

 



 



 


 



 


 


 



 

  

1этап:   Для выявления  неблагополучных семей в программе  представлены различные диагностики:

1. Наблюдение за детьми. Цель: определить наличие проблем у ребенка, общее эмоциональное состояние и психологический портрет.

2. Опрос, анкетирование  родителей. Цель: собрать необходимую информацию о семье, а так же  определить характер внутрисемейных взаимоотношений.

3.   Проективная методики, направленные на изучение детско – родительских взаимоотношений; определение ведущих паттернов поведения каждого из члена семьи; выявить уровня развития интеллекта, изучение  характера коммуникаций в семье – прямой или опосредованный

    2 этап:  Разработка  плана работы с семьей, направленной  на корректировку отношение к  ребенку, происходила с  учетом  типа внутрисемейного воспитания.

Были организованы:

родительски собрание для  группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы родители делятся  своим жизненным опытом и прислушиваются к советам других родителей;

тренинги, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают семьям учиться управлять своей  микросредой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного  взаимодействия. Среди таких навыков  надо выделить:

коммуникационные умения и навыки;

психолого-педагогические приемы:  приемы раннего развивающего обучения, модификации поведения ребенка, игротерапии и др.

   3. деловая игра, направленная  на повышение и расширение  знаний родителей в области  семейного воспитания.

    4. При  любом  типе воспитания необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты. 

   3 этап:  При разработке  плана работы с детьми, направленной  на корректировку отношения к  взрослым могут быть организованы  следующие мероприятия:

классный час с целью  выяснения мнения детей на заданную тему, ее обсуждения и определения  возможных форм поведения в заданной ситуации.

ролевые игры, направленные на определение существующих установок, касающихся семьи, а так же формирование новых, адекватных семейной ситуации.

упражнения для выявления  и развития воображения детей, способности  к вербализации их фантазий

индивидуальные консультации для более открытого и доверительного разговора.

 4 этап:  В программе рассказывается о привлечение социальным педагогом различных специалистов для осуществления помощи семье: информационной, посреднической, досуговой, социальной и педагогической.

Во-первых, это педагогический коллектив школы, в лице классных руководителей, администрации и школьного   психолога.

Во-вторых специалисты микросоциума.

Социальный педагог сотрудничает с наркологическим диспансером, инспектором  по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, учреждениями дополнительного образования, органами по делам молодежи. В программе  подробно изложены цели и результаты взаимодействия социального педагога с специалистами микросоциума.

Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения программы просматриваются с  целью отслеживания и корректирования  работы, по каждому отдельному случаю ведется документация, которая описывается  в программе.

5 этап:  Контроль.

Для контроля по реализации программы могут быть организованы контрольные посещения на дому, повторное  проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени  ликвидации признаков неблагополучия.

6 этап: Подведение итогов.

Если при подведении итогов проведения программы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность  программы наблюдается по следующим  параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное  настроение поднялось и общее  психологическое состояние приблизилось к норме.

Планирование курса "Тренинг  детско-родительских отношений в неблагополучной семье".

1.Знакомство.

      1. Представление. (Игры тренинга общения).
      2. Тестирование. (Самостоятельное, анонимное).
      3. Методы и формы работы в группе (коллективно-распределительная деятельность).
      4. Дискуссия "Всем ли надо быть психологами?".
      5. Итог работы (рефлексия).

2. Точка зрения и позиция  другого человека.

      1. Я – родитель.
      2. Я – учитель.
      3. Я – руководитель школы.
      4. Я – ученик.
      5. Итог работы (рефлексия).

3. Эмоции и разум.

      1. Точка зрения (Игры тренинга общения).
      2. Итог тренинга (рефлексия): Эмоции или стройная логика доказательств?
      3. Беседа: "Много шума из ничего". (Уровни доказательств: эмоциональный и теоретический. Навыки ведения спора).
      4. Самостоятельная анонимная оценка родителями своих детей.
      5. Итог работы. (Рефлексия).

4. Принципы работы с  детьми.

      1. Дискуссия: "Ребенок всегда прав. Неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку не интересна".
      2. Принципы работы с детьми:
      • наброски мнений;
      • систематизация;
      • языковое оформление мнений, с целью более точного выражения мысли.
      1. Принципы работы с детьми Г. Бардиер, И. Ромазан, Т. Чередниковой.
      1. Принципы общения по Джайнотту.
      2. Итог работы (Рефлексия).

5. Рефлексия. 

      1. "Маленькие дети – маленькие проблемы, большие дети – большие проблемы".
      2. Понятия: "Рефлексия", "Тупиковая ситуация", "Рефлексивный мешок".
      3. Анализ простейшей тупиковой ситуации.
      4. Отображение рискованных ситуаций в безопасные и наоборот.
      5. Рефлексия.

6. Оптимальный путь решения  ситуации.

      1. Анализ тупиковой ситуации.
      2. Пути выхода из тупиковой ситуации.
      3. Программирование результата выхода из тупиковой ситуации (Рефлексия второго порядка).
      4. Схематическое изображение.
      5. Выбор оптимального пути решения ситуации (sit).
      6. Рефлексия.

7. Единство целей и  путей их достижения.

      1. Анализ тупиковой ситуации.
      2. Моя цель.
      3. Как я ее могу достичь?
      4. Выбор оптимального пути достижения результата.
      5. Планирование своей деятельности.
      6. Выполнение плана действий.
      7. Контроль и рефлексия:
      • сравнение исходной цели и достигнутой;
      • сравнение своей деятельности с планом;
      • – что было не так?
      • – что можно (нужно) было сделать по–другому?
      • – что было не предусмотрено?
      • – что было лишним?
      • коррекция своих действий на будущее.
      1. Рефлексия занятия.

8. Адекватная оценка. Поощрение  и наказание. 

      1. Анализ тупиковой ситуации.
      2. Внутренние мотивы.
      3. Дискуссия: "Что хорошо, что плохо?".
      4. Поощрять и наказывать с точки зрения внутренней мотивации, не спешить с выводами.
      5. Самоанализ своей деятельности родителями: "Что я чаще делаю поощряю или наказываю?" (анонимный).
      6. Рефлексия.

9. Наказание детей. 

      1. Анализ тупиковой ситуации (с недостающими данными) в мини-группах.
      2. Обмен мнениями.
      3. Рефлексия: "А каково было задание? Достаточно ли данных для выводов?"
      4. Вывод новых данных (разных для группы).
      5. Вторичный анализ ситуаций в мини-группах.
      6. – Обмен мнениями.
      7. – Обсуждения, дополнения.
      8. – Сравнение результатов решения ситуаций.
      9. – Выводы.
      10. Рефлексия.

10. "Хочу и надо".

      1. "Хочу" и "надо" в деятельности (произвольная психическая саморегуляция).
      2. "Хочу" и "надо" в мышлении
      • что мы понимаем под детским мышлением (с точки зрения механизмов его естественного развития)?
      • как определить, что мы имеем дело с развивающимся мышлением ребенка?
      • какие методические задачи мы будем перед собой ставить и с помощью чего их будем решать?
      1. Адекватная оценка на "хочу" и "надо".
      1. Рефлексия.

11. Индивидуальное консультирование, анализ различных проблемных  ситуаций, разбор конкретных конфликтов, присущих этой группе родителей.

Организатор тренинга ДРО, как  зеркало, отображает и повторяет  за членами группы все то, что нужно для постановки проблемы, развития дискуссии и ее разрешения. Не допускает никаких авторитарных и сценочных, лишь сообщает информацию об особенностях поведения ребенка, раскрывает зоны альтернативных решений проблем. Не фиксирует внимание членов группы жестко на ребенке, а свободно перемещается с проблем ребенка и детско-родительских отношений на проблемы родителей, сохраняя право выбора того или иного решения за родителями.

Информация о работе Роль бабушки и дедушки в семейном воспитании