Роль и место педагогической профессии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в попытке рассмотреть особенности становления педагогической профессии, важность творческого потенциала и эмоционального состояния.
Объект исследования – педагогическая профессия как социальный институт
Предмет исследования: творчество и эмоциональное состояние.

Содержание

Введение
Глава 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе
1.1. Становление педагогической профессии.
1.2 . Профессиональные качества педагога
1.3. Педагогическое мастерство
1.4. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога
Глава 2. Исследование творческого потенциала и эмоциональной устойчивости педагогов
2.1 Описание методики исследования
2.2 Анализ результатов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 лучше (Автосохраненный).docx

— 68.44 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе

1.1. Становление педагогической профессии.

1.2 . Профессиональные качества педагога

1.3. Педагогическое мастерство 

1.4. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога

Глава 2. Исследование творческого потенциала и эмоциональной устойчивости педагогов

 2.1 Описание методики исследования

 2.2 Анализ результатов

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как, естественно, с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижны», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10–15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю. Эти вопросы актуальны и для педагогического образования: «Какого учителя должен готовить педагогический ВУЗ?», и для директоров школ: «Какой учитель должен работать в современной школе?»; «Какой учитель необходим современному ученику?» и для родителей, которые сейчас имеют неограниченные возможности выбирать учебное заведение для своего ребенка, а главное, этот вопрос важен для учеников: «У какого учителя они с удовольствием будут учиться?» Как известно, в различный период исторического времени рядовой представитель общества, будь то ученик или его родитель, или представитель управленческой структуры, или сам учитель - каждый из них в силу различных социальных и экономических позиций вкладывает свое особое содержание в понятие «личности учителя».

Все вышеизложенное определило тему нашего исследования «Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе».

Актуальность данной работы заключается в попытке рассмотреть особенности становления педагогической профессии, важность творческого потенциала и эмоционального состояния.

Объект исследования – педагогическая профессия как социальный институт

Предмет исследования: творчество и эмоциональное состояние.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ литературы по вопросу становления педагогической профессии
  2. Изучить понятие педагог, навыки и способности
  3. Изучить и выявить уровни творческого потенциала и эмоциональной устойчивости

Методы исследования:

  1. Теоретические – анализ литературы по вопросу исследования;

Эмпирические – включает в себя следующие методики: изучение «Творческого потенциала и эмоционального состояния педагогов», Плотниковой А.Е.

  1. «Тест на эмоциональную устойчивость», АН.
  2. Интерпритационно-описательные – количественный и качественный анализ эмпирического исследования.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Педагогическая  профессия и ее роль в современном обществе

1.1. Становление педагогической профессии.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась, прежде всего, воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области "чистого" воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая. Воспитательная функция стала поручаться другим лицам. Так, в семьях привилегированных сословий для воспитания детей приглашали домашних

воспитателей. В России это были, как правило, иностранцы-гувернеры и гувернантки. В государственных и частных образовательных учреждениях наряду с учителями были классные надзиратели, классные наставники, классные дамы и т.п.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, великим учителем китайцы называли Конфуция (VI-V вв. до н.э.). В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: "Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?"

Чешский педагог-гуманист Я.А. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произведений. Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Другим известным учителем был швейцарский педагог И. Г. Песталоцци, потративший все свои сбережения на создание детских приютов. Он посвятил жизнь сиротам, пытаясь сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: "Все - для других, ничего - для себя".

Великим педагогом России был К.Д. Ушинский. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Например, "Родное слово" издавалось 167 раз. Его наследие составляет 11 томов, а педагогические произведения имеют научную ценность и сегодня.

Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции. Она более чем в два раза превышает число инженеров и врачей.

Стремление служить будущему характеризовало прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. А.В. Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние.

Воспитание во имя счастья ребенка - таков гуманистический смысл педагогической деятельности В.А. Сухомлинского. Без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания, по его мнению, несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, являются духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

"Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом  ученике его неповторимо-индивидуальный  талант - значит поднять личность  на высокий уровень расцвета  человеческого достоинства".

Задачи педагогической деятельности. Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно-развивающей среды и управлением разнообразными видами деятельности воспитанников с целью гармоничного их развития. Выражаясь образно, педагогический процесс - это процесс, в котором воедино слиты "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание" (А.Дистервег).

В структуре педагогического процесса воспитание занимает подчиненное положение. Если в процессе обучения практически все можно доказать или вывести логически, то вызвать или закрепить те или иные отношения личности значительно сложнее. Вместе с тем успешность учения во многом зависит от сформированности познавательного интереса и отношения к учебной деятельности в целом, т. е. не только от преподавания, но и от воспитательной работы.

Опыт показывает, что преподавание и воспитательная работа присутствуют в деятельности педагога любой специализации.

Профессиональная характеристика педагога. Итак, учитель в ходе своей профессиональной деятельности выполняет две основные функции: обучающую и воспитывающую. Реализация этих функций требует от современного педагога следующих личностных параметров:

- потребности и способности  к активной и разносторонней  профессиональной и социально-культурной  деятельности;

- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в  отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать  их, а если нужно, то и защищать;

- понимания своеобразия  и относительной автономности  саморазвития личности;

- умения обеспечить внутригрупповое  и межгрупповое общение, предотвращать  конфликты в детском и взрослом  сообществах;

- знания особенностей  психического развития, особенно  детей с проблемами, и стремления  вместе с ними целенаправленно  создавать условия, необходимые  для их саморазвития;

- способности к собственному  саморазвитию и самовоспитанию.

Гуманный педагог должен опираться на возможности ученика, его потенциал, а не на авторитет своей власти и принуждение. Ее главная задача - выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию.

Педагог, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной.

Педагогические специальности и направления. Высшие учебные заведения и педагогические училища готовят будущих учителей по различным педагогическим специальностям (учитель математики, учитель физики, учитель химии и т.д.). Кроме этого в рамках каждой специальности вуз может открывать несколько специализаций. Например, педагогические специальности объединены в профессиональную группу "Образование". Основанием разделения педагогических специальностей являются различные предметные области знаний (например, математика, химия, экономика, биология и др.).

Второе основание для разделения на специальности - это возрастные периоды развития личности, отличающиеся в том числе выраженной спецификой взаимодействия педагога с ребенком.

Третьим основанием для разделения на специальности педагогического профиля служат нарушения в развитии детей (нарушения слуха, зрения, умственная неполноценность, девиантное поведение и др.).

В настоящее время государственным стандартом профессионального образования предусмотрена 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования; число квалификаций в связи с тем, что имеются еще и специализации, значительно больше.

 

1.2. Профессиональные качества педагога

Профессиональная пригодность и профессиональная готовность педагога. В педагогике требования к педагогу выражаются разными терминами: "профессиональная пригодность", "профессиональная готовность". Названные понятия имеют особые смысловые оттенки и употребляются в разных контекстах.

Так, под профессиональной пригодностью понимается совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии.

Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие "профессиональная готовность" как более емкое и подвижное. Профессиональная готовность к педагогической деятельности кроме профпригодности включает в себя и уровень умений и навыков. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность (т. е. профпригодность), а с другой - научно-теоретическую и практическую подготовку педагога. Так, студент по своим психофизиологическим качествам может быть пригоден к работе в качестве педагога, но в силу недостаточной теоретической или практической подготовки еще не готов к ней.

Профессиограмма учителя. Е.В. Кузьмина (1967), подвергнув тщательному анализу деятельность учителя, выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Конструктивная деятельность распадается на конструктивно-содержательную (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативную (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальную (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса).      Организаторская (управленческая) деятельность предполагает выполнение действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.

Информация о работе Роль и место педагогической профессии в современном мире