Роль и место педагогической профессии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в попытке рассмотреть особенности становления педагогической профессии, важность творческого потенциала и эмоционального состояния.
Объект исследования – педагогическая профессия как социальный институт
Предмет исследования: творчество и эмоциональное состояние.

Содержание

Введение
Глава 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе
1.1. Становление педагогической профессии.
1.2 . Профессиональные качества педагога
1.3. Педагогическое мастерство
1.4. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога
Глава 2. Исследование творческого потенциала и эмоциональной устойчивости педагогов
2.1 Описание методики исследования
2.2 Анализ результатов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 лучше (Автосохраненный).docx

— 68.44 Кб (Скачать файл)

Мотивы разделяются на ведущие (долговременные) и ситуативные. Кроме того, различают внешние и внутренние мотивы.

Деятельность педагога представляет собой цепь различных ситуаций. В одних ситуациях цель деятельности и мотив совпадают. Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. В этом случае к цели педагогической деятельности педагог может относиться безразлично и даже негативно. В ситуациях первого типа педагоги работают с увлечением, вдохновенно, а следовательно, и продуктивно. Во втором случае - с неизбежным нервным напряжением и обычно не имеют хороших результатов.

Педагогическая деятельность является весьма сложной и поэтому обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Важнейшую роль играют социально ценные мотивы педагогической деятельности. К ним относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание детей, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом преподавания и удовлетворение от общения с детьми; осознание высокой миссии учителя; любовь к детям, чувство призвания.

Творческая индивидуальность педагога. Гуманизация образования в значительной степени зависит от ориентации учителя на творчество в его деятельности. Уровень творчества показывает меру реализации учителем своих возможностей и является важнейшей характеристикой его личности, обусловливающей авторский педагогический стиль.

Творческую индивидуальность учителя характеризует прежде всего потребность в самореализации, т.е. стремление к возможно более полной реализации своих потенций в профессиональной деятельности. Потребность в самореализации характерна для человека с достаточно развитым самосознанием, способного к выбору.

Теоретическое и практическое значение в этой связи приобретает идея единства потенциального и актуального в развитии личности педагога. Согласно этой идее необходимо учитывать не только уже проявившиеся, существующие, но и потенциальные характеристики личности, те природные особенности, которые еще не проявились. Формой потенциального выступают цели, стремления, идеалы личности, а также объективные перспективы и возможности ее развития.

Деятельность учителей-новаторов, мастеров педагогического труда доказывает, что чем ярче индивидуальность педагога, тем гармоничнее сочетаются в нем профессионализм и духовная культура, тем своеобразнее он воспринимает, оценивает и преобразует окружающую действительность, а потому он более интересен учащимся, обладает большими возможностями влияния на развитие их личности.

Творческая индивидуальность проявляется не только в освоении накопленной человечеством культуры и развитии на этой основе индивидуальной духовной культуры. Она прежде всего выражается в активной преобразовательной деятельности, в процессах личностного выбора и личностного вклада, полной отдачи себя.

Условия развития творческой индивидуальности педагога. Рядом исследований установлена совокупность условий, необходимых для формирования профессионального самосознания будущего педагога. Они способствуют возникновению у педагога потребности в творческой профессиональной деятельности. Среди условий можно выделить следующие:

- обращенность сознания  на себя как на субъект педагогической  деятельности;

- переживание конфликтов;

- способность к рефлексии;

- организация самопознания  профессионально-личностных качеств;

- использование совместных  форм деятельности;

- широкое вовлечение будущего  учителя в различные виды профессионально-нормативных  отношений;

- предоставление возможности  для наиболее полного сравнения  и оценивания профессионально  важных качеств, умений и навыков; формирование правильного оценочного  отношения к себе и к другим  и др.

Творческое самосовершенствование учителя предполагает осознание себя как творческой индивидуальности, определение своих профессионально-личностных качеств, требующих совершенствования и корректировки, и разработку долгосрочной программы саморазвития.

Потребность в самосовершенствовании строится на идеалах личности.

Педагогический идеал - это представление педагога о том, каким он должен быть в соответствии с той педагогической целью, которую он ставит перед собой. Так, если учитель ориентирован на ребенка и его интересы, то его личностные характеристики и методы деятельности будут иные, нежели при ориентации на учебный предмет. Педагогический идеал - это сплав социального заказа общества и педагогического кредо самого педагога. Он проявляется в осознании им своей миссии, в видении себя в педагогическом процессе.

Идеал педагога конкретизируется в системе задач, которые ему приходится решать повседневно. Именно это придает работе учителя неповторимый и одновременно творческий характер. В процессе превращения педагогического идеала в реальную деятельность и происходит то, что именуется педагогическим творчеством. Преодоление противоречий между педагогическим идеалом и реальной педагогической практикой и вызывает потребность добавлять, преобразовывать, искать иные способы решения педагогических задач. В повседневном разрешении возникающих и познаваемых противоречий заключается источник педагогического творчества.

Профессиональное саморазвитие педагога. Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием" .

Способность "творить себя" в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Составной частью профессионального саморазвития является самообразовательная работа педагога.

Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления гигиенически и педагогически обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.

В деятельности педагога, для которого характерна культура умственного труда, проявляются следующие компоненты:

- культура мышления как  совокупность умений анализа  и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов  умственной деятельности в новые  условия;

- устойчивый познавательный  процесс, умения и навыки творческого  решения познавательных задач, умения  сосредоточиться на главных, наиболее  важных в данный момент проблемах;

- рациональные приемы  и методы самостоятельной работы  по добыванию знаний, совершенное  владение устной и письменной  речью;

- гигиена умственного  труда и его педагогически  целесообразная организация, умение  разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные  силы.

Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога - его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий и т.д.

Оценка эффективности и стадии саморазвития. Саморазвитие имеет как бы двойной педагогический результат. С одной стороны - это те изменения, которые происходят в личностном развитии и профессиональном росте, а с другой - овладение самой способностью заниматься саморазвитием. Судить о том, овладел ли будущий педагог этой способностью, можно по тому, научился ли он осуществлять следующие действия (Елканов С. Б., 1989):

- целеполагание: ставить  перед собой профессионально  значимые цели и задачи саморазвития;

- планирование: выбирать  средства и способы, действия  и приемы саморазвития;

- самоконтроль: осуществлять  сопоставление хода и результатов  саморазвития с тем, что намечалось;

- коррекция: вносить необходимые  поправки в результаты работы  над собой.

Овладение такими действиями требует времени и определенных умений. Поэтому исследователи выделяют стадии профессионального саморазвития.

На начальной стадии овладения профессиональным самовоспитанием его цели и задачи неконкретны, их содержание недостаточно определено. Они существуют в виде неопределенного желания стать лучше вообще, которое появляется при воздействии внешних стимулов. Средства и способы самовоспитания еще не вполне освоены. Процесс самовоспитания протекает как учебная процедура, поэтому студент нуждается в помощи со . стороны значимого другого (преподавателя).

На второй стадии овладения саморазвитием целеполагание становится более определенным и конкретным. При этом цели и задачи, которые ставит перед собой студент, касаются конкретных качеств его личности. Многое в процедурах саморазвития зависит от внешних обстоятельств. Однако по мере накопления опыта процедуры реализации саморазвития сокращаются. Рассудительность, самоинструкция, самокритичность - существенные проявления саморазвития на этой стадии.

На третьей стадии саморазвития педагог самостоятельно и обоснованно формулирует его цели и задачи. При этом содержание саморазвития поднимается от частных качеств до глобальных или общих профессионально значимых свойств личности. Планирование работы над собой, отбор средств самовоздействий осуществляются легко. Все основные действия саморазвития - целеполагание, планирование, самоконтроль, самокоррекция - осуществляются автоматически, непринужденно.

 

Итоги главы 1

 

Подводя итоги первой главы можно с уверенностью сказать, что современная школа нуждается в педагогах-гуманистах, утверждающих Человека в человеке, Человека в жизнедеятельности, Человека в

культуре. По мнению В.А. Сластёнина, Человека труда характеризует

патриотизм, высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям и способность отдавать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать

вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль

научно-исследовательского мышления, готовность к созданию новых

ценностей и принятию творческих решений, потребность в постоянном

самообразовании и готовность к нему, физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Исследование творческого потенциала и эмоциональной устойчивости педагогов

2.1 «Творческий потенциал и эмоциональное состояние педагогов».

Цель: Вопросы диагностируют границы любознатель​ности, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагиро​ваться и сосредоточиваться. Эти показатели и есть качества твор​ческого потенциала.

 Материалы: листы, ручки.

 №1. Тест «Творческий потенциал»

 Выберите один из  предложенных вариантов ответов:

1. Считаете ли вы, что  окружающий вас мир может быть  улучшен?

 а) да;

 б) нет;

 в) да, но только кое  в чем.

2. Думаете ли вы, что  сами сможете участвовать в  значитель​ных изменениях окружающего  мира?

 а) да, в большинстве  случаев;

 б) нет;

 в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что  некоторые из ваших идей принесут  значительный прогресс в той  сфере деятельности, которую вы  выберете?

 а) да;

 б) откуда у меня  могут быть такие идеи?

 в) может быть, и не  значительный прогресс, но кое-какой  успех возможен.

4. Считаете ли вы, что  в будущем будете играть столь  важную роль, что сможете что-то  принципиально изменить?

 а) да, наверняка;

 б) очень маловероятно;

 в) может быть.

5. Когда вы решаете  что-то сделать, уверены ли в  том, что

Информация о работе Роль и место педагогической профессии в современном мире