Роль и место педагогической профессии в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы заключается в попытке рассмотреть особенности становления педагогической профессии, важность творческого потенциала и эмоционального состояния.
Объект исследования – педагогическая профессия как социальный институт
Предмет исследования: творчество и эмоциональное состояние.

Содержание

Введение
Глава 1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе
1.1. Становление педагогической профессии.
1.2 . Профессиональные качества педагога
1.3. Педагогическое мастерство
1.4. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога
Глава 2. Исследование творческого потенциала и эмоциональной устойчивости педагогов
2.1 Описание методики исследования
2.2 Анализ результатов
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая 3 лучше (Автосохраненный).docx

— 68.44 Кб (Скачать файл)

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планируемым задачам. В силу этого в структуре педагогической деятельности необходимо выделить и контрольно-оценочный (рефлексивный) компонент.

Педагог - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи можно выделить совокупность социально и профессионально обусловленных качеств педагога: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, острое чувство нового, умение заглядывать в будущее и готовить своих питомцев к жизни в будущем, максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством, общность идей и интересов учителей и учащихся, творческое отношение к делу и социальная активность, высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция и социальная ответственность.

Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция педагога складывается из системы его взглядов, убеждений и ценностных ориентации. Профессиональная позиция - отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Педагог может выступать в качестве информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя и т.д. Каждая из этих профессиональных позиций может давать и положительный, и отрицательный эффект в зависимости от личности педагога, от его социальных позиций.

Наиболее глубокой, фундаментальной характеристикой личности педагога по праву считается убежденность. Лицо педагога определяют гуманистическая позиция, стремление нести знания, нетерпимое отношение к недостаткам и нравственным порокам, унижающим достоинство человеческой личности, обостренное чувство долга и ответственности; стремление к повышению своей педагогической компетентности и к тому, чтобы стать образцом для воспитанников, способность нести культуру

Следующая важнейшая характеристика педагога - направленность личности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства - интерес к профессии, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности.

Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам и в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

В понятии "профессиональный долг" сконцентрированы требования к личности педагога как к профессионалу: осуществлять трудовые функции, правильно строить взаимоотношения с учащимися и их родителями, коллегами по работе, осознавать свое отношение к избранной профессии, своему педагогическому коллективу и обществу в целом.

В содержании этого понятия находят отражение нравственные требования не только к характеру поступков и отношений в сфере педагогического труда, но и к личным качествам педагога. Такие требования представляют своеобразный кодекс педагогической морали.

Необходимым качеством для учителя является педагогический такт - интуитивное чувство меры, помогающее дозировать воздействия и уравновешивать одно средство другим. Тактика поведения учителя состоит в выборе стиля и тона в зависимости от времени и места педагогического действия, а также от возможных последствий применения тех или иных методов.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастает духовная близость между педагогами и учащимися, зарождается доверие. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Проявлением индивидуальной духовной культуры педагога является творческая самоотдача, в которой собственное самоутверждение неразрывно связано со служением обществу. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребность в знаниях и признание их самоценности. Стремление к образованию, его непрерывность следует рассматривать как норму профессионального и личностного роста педагога.

Качества, характеризующие личностную направленность педагога, являются предпосылкой и выражением его авторитетности. Авторитет педагога, как и авторитет представителя любой другой профессии, завоевывается упорным трудом. Именно завоевывается, поскольку авторитет - это совокупность достоинств. Дело в том, что не сами по себе достоинства обеспечивают авторитет педагога, а их особое сочетание и особая мера. Если в рамках других профессий привычно звучит выражение "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п. , то у педагога может быть только авторитет личности.

 

1.3. Педагогическое мастерство

Сущность понятия "педагогическое мастерство".

Педагогическое мастерство, по мнению Макаренко, - это знание особенностей педагогического процесса, умение его построить и привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как это - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

По глубокому убеждению А.С. Макаренко, овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только педагогическая деятельность, осмысленная и проанализированная. Педагогическое мастерство - это сплав личностных и профессиональных качеств.

Учитель-мастер выгодно отличается от просто опытного учителя прежде всего знанием психологии детей и умелым конструированием педагогического процесса.

Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Педагогическая и гуманитарная культура учителя. В последние годы все шире используется и разрабатывается понятие педагогической культуры. Однако педагогическая культура еще не гарантирует успеха в осуществлении педагогической деятельности. В "живом", реальном педагогическом процессе профессиональное проявляется в единстве с общекультурными и нравственными проявлениями личности педагога. Единство всех этих проявлений образует гуманитарную (общую) культуру педагога.

Гуманитарная культура педагога - это совокупность личностных и профессиональных качеств, а также ценностей, ориентации и умений.

Специфика педагогического образования поэтому и состоит в направленности на широкую общекультурную подготовку. Последняя предполагает введение целого ряда человековедческих дисциплин (истории, литературы и т.д.) и углубленное изучение в данном контексте конкретной области знания, соответствующей их профессиональной специализации.

Практическая готовность к педагогической деятельности. В процессе педагогической работы учитель осуществляет несколько видов деятельности: конструктивную, организаторскую, коммуникативную.

Конструктивная деятельность может быть осуществлена при наличии у педагога аналитических, прогностических и проективных умений.

Аналитические умения складываются из следующих частных умений:

- разделять педагогические  явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и пр.);

- осмысливать каждое педагогическое  явление во взаимосвязи со  всеми компонентами педагогического  процесса;

- находить в психолого-педагогической  теории идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого  явления;

- правильно диагностировать  педагогическое явление;

- вычленять основную педагогическую  задачу (проблему) и определять способы  ее оптимального решения.

Особую группу аналитических умений составляют рефлексивные умения. К ним относятся умения анализировать свои собственные действия.

Прогностические умения. Управление педагогическим процессом предполагает ориентацию на четко представленный в сознании конечный результат.

В основе прогностических умений педагога лежат знания сущности и логики педагогического процесса, закономерностей возрастного и индивидуального развития учащихся. Эти знания позволяют предвидеть, что именно учащимися может быть неправильно понято, какой смысл они могут вложить в те или иные педагогические действия; как будет воспринят материал в связи с имеющимися у школьников житейскими представлениями, какой их опыт будет способствовать более глубокому проникновению в сущность изучаемого.

Педагогическое прогнозирование предполагает также видение тех качеств учащихся и особенностей коллектива, которые могут быть сформированы за тот или иной промежуток времени.

В зависимости от направленности педагогической задачи прогностические умения можно объединить в три группы:

- умения прогнозировать  развитие коллектива, развитие системы  взаимоотношений;

- умения прогнозировать  развитие личности: ее качеств, чувств, воли и поведения, возможных отклонений  в развитии, трудностей в установлении  взаимоотношений со сверстниками;

- умения прогнозировать  ход педагогического процесса: трудности  учащихся, результаты применения  тех или иных методов, приемов  и средств обучения и воспитания  и т. п.

Проективные умения. Логика разработки проекта педагогической деятельности диктует следующую структуру проективных умений:

- переводить цели и  содержание образования и воспитания  в конкретные педагогические  задачи;

- учитывать потребности  и интересы учащихся, возможности  материальной базы, свой опыт  и личностно-деловые качества;

- определять основные  и подчиненные задачи для каждого  этапа педагогического процесса;

- отбирать виды деятельности, соответствующие поставленным задачам, и планировать систему совместных  творческих дел;

- отбирать содержание, выбирать  формы, методы и средства педагогического  процесса в их оптимальном  сочетании;

- планировать систему  приемов стимулирования активности  школьников и сдерживания негативных  проявлений в их поведении;

- планировать способы  создания личностно-развивающей  среды и поддержания связей  с родителями и общественностью.

Организаторская деятельность педагога предполагает умение включать учащихся в различные виды деятельности и организовывать деятельность коллектива. Особое значение организаторская деятельность приобретает в воспитательной работе. К организаторским как общепедагогическим относятся мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные умения.

Мобилизационные умения - это умения привлечь внимание учащихся и развить у них устойчивый интерес к учению, труду и другим видам деятельности, сформировать потребности в знаниях, вооружить учащихся навыками учебной работы и основами научной организации учебного труда, использовать знания и жизненный опыт воспитанников для формирования у них творческого отношения к окружающему миру, создать специальные ситуации для совершения воспитанниками нравственных поступков.

Информационные умения включают в себя умения изложить учебный материал, работать с источниками, а также умения дидактически преобразовывать информацию.

В процессе общения с учащимися информационные умения проявляются в способности логически правильно строить и вести рассказ, объяснение, беседу, проблемное изложение; формулировать вопросы в доступной форме, кратко, четко и выразительно; перестраивать в случае необходимости план и ход изложения материала.

Коммуникативная деятельность педагога структурно может быть представлена как взаимосвязанные группы перцептивных умений, собственно умений общения и педагогической техники.

Перцептивные умения - это умения понимать других (учащихся, учителей, родителей): их личностные особенности и ценностные ориентации.

В совокупность перцептивных входят следующие умения:

- определять характер  переживаний, состояние человека, его  причастность или непричастность  к тем или иным событиям  по незначительным признакам;

- находить в действиях  и других проявлениях человека  признаки, делающие его непохожим  на других, а может быть, и на  самого себя в сходных обстоятельствах  в прошлом;

Информация о работе Роль и место педагогической профессии в современном мире