Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков. Существует многообразие стандартов и норм. В воспитании присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе – помощь старшим, социальная справедливость, так и ценности Запада – конкурентоспособность, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребителей». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....... 2
Библиографический список………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...5
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения………………………...5
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………………...8
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….………………...10
Глава 2. Роль социального педагога в профилактике суицидального поведения среди подростков…………………………………………………………………….15
2.1. Причины и типология суицидального поведения…………………….15
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….19
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………….…............23
Список литературы…………………………………………………..………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии со всем вышеизложенным, суицид можно рассматривать как  действие, подчиненное конкретной цели покончить с собой, но включенное в более широкую систему предметной деятельности с соответствующим  ей мотивом.

Суицидальное поведение - понятие более широкое и помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления.

К покушениям относят все  суицидальные акты, не завершившиеся  летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия  и т.д.). Суицидальными попытками  считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент  чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят  мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными  на лишение себя жизни.

В литературе часто встречаются  термины "аутотравматизм", "аутоагрессивный  акт", которые нередко отождествляют  с суицидальными действиями. Если конечной целью аутоагрессивного акта является самоубийство, его следует  относить к суицидальным действиям. В то же время нет оснований, например, относить к суицидальным действиям  умышленное членовредительство или аутоагрессивные акты людей, находящихся в состоянии психоза.

В современной литературе, особенно западной, широко распространены понятия "аутодеструктивного", или "саморазрушительного", поведения. А.Г. Амбрумова не без основания считает, что существует ряд взаимопереходящих форм саморазрушительного поведения, крайней точкой которого является суицид

К саморазрушительному поведению  наряду с суицидальным относят злоупотребление  алкоголем, наркотиками, сильнодействующими медикаментозными средствами, а также  курение, намеренную рабочую перегрузку, упорное нежелание лечиться, рискованную  езду на автотранспортных средствах, особенно управление автомобилем и мотоциклом в нетрезвом состоянии. В более  широком смысле аутоагрессивными действиями считают некоторые религиозные  обряды, сопровождающиеся самоистязанием и жертвами, жестокую эксплуатацию, войны, т.е. все те осознанные ауто- и гетероагрессивные действия, которые приводят к индивидуальному или массовому саморазрушению и самоуничтожению людей.

В городе суициды совершаются  более часто, чем в деревне. Максимум их приходится на май, минимум - на декабрь.

По мнению ряда авторов, суицидальное поведение в детском возрасте очень редко бывает связано с  психическими заболеваниями, в подавляющем  большинстве случаев это ситуационно-личностные реакции, в первую очередь реакция  оппозиции. У подростков же роль психических  расстройств (депрессивное состояние  и др.) в происхождении суицидального  поведения несколько возрастает. Существует и противоположное мнение, согласно которому в детском возрасте, по сравнению с подростковым, суицидальное поведение носит более серьезный характер.

 

 

    1. Особенности суицидального поведения подростков

 

Суицидальное поведение  подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму  и личности.

Суицидальная активность резко возрастает с 14 – 15 лет и  достигает своего максимума в 16 – 19 лет.

Одной из причин  выбора суицидального способа  решения проблем, носящих возрастной  характер, является неадекватное  отношение к смерти. Особенностью  детского понимания смерти является  двойственность смерти и бытия.  В сознании происходит как  бы раздвоение: с одной стороны,  подросток видит себя в гробу,  горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем  собственных похорон. Свою «временную»  гибель подросток воспринимает  как способ воздействия на  значимых близких. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть, а лишь разыграть для окружающих спектакль, производящий впечатление  суицидальной попытки с целью  привлечь к себе внимание, добиться каких – то преимуществ, избавиться от грозящих неприятностей. Тем не менее, различить истинные и демонстративные  попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим  способам ухода из жизни .Подросток по причине своей некомпетентности может выбрать сильнодействующие лекарственные препараты, очень похожие на витамины, для демонстративно – шантажного поведения. И наоборот, иногда безобидные способы суицида, с точки зрения взрослого, свидетельствуют об искреннем желании уйти из жизни. Специалисты предлагают все суицидальные попытки расценивать как истинные и подвергать их глубокому анализу.

Средний подростковый  возраст характеризуется наличием  философской интоксикации: подросток  постоянно рассуждает о смысле  жизни и смерти, происходит нравственное  самоопределение .

При исследовании психотравмирующих  обстоятельств, приведших к суициду, выявлено, что по сравнению со взрослыми суицидентами, конфликт у подростков был более кратковременный, его длительность составляет от нескольких дней до года. Суицидальные конфликтные ситуации могут складываться для подростка могут складываться из незначительных, по мнению взрослых, неурядиц. Однако некоторый максимализм в оценках, неумение прогнозировать последствия своих поступков и предвидеть исход сложившейся ситуации создают ощущение безысходности, неразрешимости конфликта, порождают чувство отчаяния и одиночества. Все это делает даже незначительную конфликтную ситуацию суицидоопасной, что подчас недооценивается окружающими взрослыми.

В детском и подростковом  возрасте возникновению суицидального  поведения способствуют депрессивные  состояния, которые проявляются  иначе, чем у взрослых:

• печальное настроение

• чувство скуки

• чувство усталости

• нарушение сна

• соматические жалобы

• неусидчивость, беспокойство

• фиксация внимания  на мелочах

• чрезмерная эмоциональность

• замкнутость

• рассеянное внимание

• агрессивное поведение

• непослушание

• злоупотребление  алкоголем или наркотиками

• плохая успеваемость

• прогулы школы.

У подростков, как правило, нет совпадения конечной цели самоубийства – смерти – и его психологического смысла. Анализ результатов опроса подростков – суицидентов позволили установить, что часть из них хотели «дать понять человеку, в каком он отчаянии», другие думали «заставить раскаяться человека, который плохо с тобой обращался», третьи своим поступком решили показать «как ты любишь другого», некоторые надеялись «повлиять на другого, чтобы он изменил решение», часть расценивали свою попытку как «призыв, чтобы пришла помощь от другого». Независимо от формулировки, более половины суицидов – это обращение к другому человеку, причем значимому другому. Подростком руководит не желание умереть – целью самоубийства выступает желание повлиять на другого.

У подростков причины  суицидального поведения равномерно  распределяются между любовными  конфликтами, конфликтами с родителями  и неприятностями в школе.

Причиной суицида подростка,  чаще всего, является длительная  конфликтная ситуация в семье.  Чаще всего преобладают давящий  стиль воспитания, требования безапелляционного  выполнения указаний, что препятствует  формированию у подростков самостоятельности  в принятии решений. В форме  наказаний используются унижающие  высказывания, болезненные для самолюбия  и снижающие самооценку подростка [22, c.77]. Семью могут постичь такие кризисные ситуации, как смерть близких, развод или потеря работы. Родители находятся в подавленном состоянии, бывает, что ищется ответственный за возникшие проблемы. В тоже время одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, родитель относится к ребенку как к партнеру, то тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.

Школьные причины суицидального  поведения обычно связаны с отношениями  с учителями, администрацией. Именно в школе формируются такие  важные социальные запросы подростка, как: потребность в самоуважении (так как низкая оценка успеваемости связывается с недостаточным  развитием способностей и интеллекта); потребность в положительной  оценке значимых для него взрослых (следствием негативной оценки педагога обычно бывает отрицательная оценка родителей); потребность в общении (мнение учителя может определять мнение коллектива сверстников, низкие оценки не способствуют улучшению отношений  ученика в классе).

Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального  поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации  плохих отношений со своими родителями, из – за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь .

Покушение на жизнь  может быть подражанием поведению,  демонстрируемому с экранов телевидения  или присутствующих на страницах  литературных произведений. В подростковых  компаниях наблюдается повышенный  интерес к темам смерти и  самоубийства, обсуждается их «тайна»  и «красота». Руководствуясь подобными  стереотипами, суициденты рассматривают  посягательство на свою жизнь  не с точки зрения общественной  морали, а с позиции эффектности  действий.

 

1.3. Структура  и динамика суицидального поведения

 

Структура суицидального  поведения. Важно подчеркнуть, что  суицидальное поведение имеет как  внутренние, так и внешние формы своего проявления.

Внутреннее суицидальное поведение - внутренняя форма проявления суицидального поведения, включающая в себя пассивные суицидальные мысли, замыслы и намерения, а также  соответствующий эмоциональный  фон суицидальные переживания.

Пассивные суицидальные мысли  характеризуются представлениями, фантазиями на тему своей смерти без  активной проработки планов действий, связанных с исполнением самоубийства.

Суицидальные замыслы - это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана ее реализации. Человеком продумывается способ суицида, время и место его совершения.

Суицидальные намерения - непосредственное побуждение к суицидальным действиям и принятие решения  о самоубийстве. Суицидальные намерения  предполагают присоединение к замыслу  решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу к  внешнему проявлению .

Структура суицидальных переживаний  основывается на отношении к двум полярно противоположным ценностям: собственной жизни и смерти. Отношение  к жизни выражается в четырех основных формах:

1) в ощущении безразличия;

2) в чувстве сожаления  о своем существовании;

3) в переживании его  тягостности, невыносимости;

4) в отвращении к жизни.

Отношение к смерти выступает  в формах:

1) страх смерти, хотя и  сниженный в своей интенсивности;

2) ощущение безразличия;

3) чувство внутреннего  согласия на смерть;

4) желание смерти.

В структуре суицидальных переживаний выделенные формы встречаются  в различных сочетаниях, создавая множество индивидуальных вариантов. Однако для диагностики суицидального переживания как такового психологу необходимо установить одновременно наличие любой пары элементов из двух перечисленных рядов.

Внешнее суицидальное поведение - внешняя форма суицидального  поведения, проявляющаяся в форме  суицидальных высказываний или же практических суицидальных действий различных типов. Такие действия, связанные с использованием тех или иных средств и способов, отражают психологию суицидента, приводя  к завершенному суициду или к  его попытки.

Динамика суицидального  поведения. Рассмотрев основные компоненты структуры суицидального поведения, проследим их развитие в динамике. Очевидно, что вне зависимости  от того, идет ли речь о законченном  суициде или о незавершенной  попытке, основной практический и теоретический  интерес представляет период жизни  человека, предшествующий суицидальному  акту. Этот период времени - предсуицид - характеризуется особым психическим  состоянием личности, которое обусловливает  повышенную вероятность суицидального действия. Предсуицид - отрезок времени от возникновения первых суицидальных мыслей и переживаний до их реализации .

В предсуициде выделяются две фазы: предиспозиционная и суицидальная, которые, в свою очередь, обладают различной степенью выраженности внутренних и внешних форм суицидального поведения.

Предиспозиционная фаза отличается исключительной эмоциональной  напряженностью для суицидента. В этом периоде у людей отмечается фиксация внимания на непреодолимых трудностях, на мыслях об отсутствии потенциальных возможностей решения возникших проблем .

Информация о работе Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет