Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:27, курсовая работа
В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков. Существует многообразие стандартов и норм. В воспитании присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе – помощь старшим, социальная справедливость, так и ценности Запада – конкурентоспособность, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребителей». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города.
Введение…………………………………………………………………....... 2
Библиографический список………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...5
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения………………………...5
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………………...8
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….………………...10
Глава 2. Роль социального педагога в профилактике суицидального поведения среди подростков…………………………………………………………………….15
2.1. Причины и типология суицидального поведения…………………….15
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….19
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………….…............23
Список литературы…………………………………………………..………..24
Содержание суицидогенных конфликтов определяется, прежде всего, сферой их возникновения, т.е. предметом конфликта и уязвимостью личности к трудным ситуациям
Все множество конфликтов, лежащих в основе суицидального поведения людей может быть классифицировано следующим образом:
1. Конфликты, вызванные
спецификой условий
индивидуальные адаптационные трудности (ценностно-мировоззренческого, биофизиологического и микросоциального характера);
служебные и межличностные конфликты с сослуживцами, администрацией, руководством.
2. Конфликты, обусловленные
спецификой лично-семейных
- неразделенная любовь, измена любимой девушки, жены;
- развод;
- тяжелая болезнь, смерть близких;
- половая несостоятельность.
3. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением человека:
- опасение уголовной
- боязнь позора в связи с асоциальным проступком.
4. Конфликты, обусловленные состоянием здоровья:
- психические заболевания;
- хронические соматические заболевания;
- физические недостатки (дефекты речи и особенности внешности, воспринимаемые как недостаток - дисморфофобия).
5. Конфликты, обусловленные
материально-бытовыми
6. Другие конфликты.
Суицидоопасная ситуация
включает, как правило, взаимодействие
конфликтов различных типов. Однако
не всякий конфликт ведет к суициду. Суицидоопасные
реакции, снижение или утрата ценностей жизни не
могут появиться вне связи с
Необходимо подчеркнуть, что какой-либо единой личностной структуры, специфичной для суицидального поведения и достаточно определенно указывающей на вероятность его возникновения, обнаружить не удалось.
Вместе с тем наибольшей
уязвимостью, склонностью к ригидному,
неадаптивному поведению
К характерным личностным особенностям суицидентов можно отнести:
- низкий или заниженный уровень самооценки, неуверенность в себе;
- высокая потребность в самореализации;
- симбиотичность, высокая значимость теплых, эмоциональных связей, искренности взаимоотношений, наличия эмпатии, понимания и поддержки со стороны окружающих;
- трудности при принятии решений;
- высокий уровень тревожности,
снижение уровня оптимизма и активности в ситуации
- тенденция к самообвинению, преувеличение своей вины;
- низкая самостоятельность;
-недостаточная социализация, инфантильность и незрелость личности.
Знание характера конфликтной
ситуации, которая создала предпосылки
для возникновения
Суицидальное поведение может быть истинным, аффективным и демонстративно-шантажным
Истинный суицид - осознанные действия, целью которых является совершение акта самоубийства, желание лишить себя жизни. Серьезность и устойчивость намерения подтверждаются выбором места, времени и способа суицидального действия, активной предварительной подготовкой, а в ряде случаев - наличием предсмертных записок. При истинных суицидальных действиях период, предшествующий самоубийству, отличается большей длительностью (от нескольких суток до месяца и более).
Аффективный суицид - суицидальные действия, обусловленные необычайно сильным аффектом, возникшим в результате внезапного острого психотравмирующего события или под влиянием аккумуляции хронических психотравм. В отличие от истинного суицида, при котором психотравма, осознанная и переработанная человеком, вызывает определенный тип целенаправленного, хотя и неадаптивного поведения, при аффективных суицидальных действиях психотравмирующая ситуация не успевает подвергнуться сознательной личностной переработке. Такие суициды характеризуются "свернутостью" и интенсивностью динамики, стремительным ростом эмоциональной напряженности, крайне эмоционально насыщенными отрицательными переживаниями гнева, обиды, оскорбленного достоинства, чести и т.п. Восприятие конфликтной ситуации становится избирательно фрагментарным, отрывочным. Суициденты не реагируют на обращения окружающих, никакие аргументы в расчет не принимаются. Охваченность суицидальным побуждением обусловливает отсутствие страха смерти и боли
Демонстративно-шантажное
суицидальное поведение - сознательная
манипуляция индивидом
Следует иметь в виду,
что количество суицидальных попыток многократно превышает
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству
Диагностика предсуицидального синдрома имеет важно профилактическое значение. Лица, находящиеся, а в предсуицидальном периоде, нуждающиеся в индивидуальной, групповой и (или) семейной психотерапии. Особую практическую значимость имеет анализ факторов, удерживающих детей от самоубийства. К их числу относят: отсутствие психических заболеваний, протекающих с депрессивными расстройствами; лучшая интегрированность в семье; когнитивные функционирование, не достигшее уровня конкретного или формального мышления; наличие культуральных и духовно-религиозных факторов, делающих суицид менее приемлемым или табуирующих его; проведение индивидуализированной терапии, направленной на купирование травматизации и избирательно адресующейся к слабым сторонам акцентуированной или психотической личности (сенситивность, склонность к депрессивным состояниям у шизоидов и циклоидов)
Многие из черт,
свидетельствующих о суицидальности, сходны
с признаками депрессии. Ее основным симптомом является
потеря возможности получать удовольствие
и испытывать наслаждение от тех вещей в жизни,
которые раньше приносили счастье. Поступки
и настроение как бы выдыхаются и становятся
безвкусными. Психика лишается сильных чувств.
Человеком овладевает безнадежность, вина,
самоосуждение и
Психогенные причины депрессии часто связаны с потерей: утратой друзей или близких, здоровья или работы. Она может наступить в годовщины утраты, причем человек может не осознавать приближающейся даты.
Если человека постигает утрата, то это,
естественно, порождает не только депрессию,
но и гнев. Если нет возможности выразить
свои чувства, то они вытесняются в
Подавляющее большинство
этих больных не утрачивают связей с реальностью,
заботятся о себе и далеко не всегда поступают на
стационарное лечение. Однако когда они решаются
на попытку самоубийства, ими овладевает
отчаяние. Несмотря на это, существует
достаточно «нормальных» людей с депрессивными
Затянувшаяся депрессия и одиночество становятся опасными, если:
- вы чувствуете враждебность к людям, к которым раньше относились хорошо;
- у вас нет интереса к чему бы то ни было;
- ваше здоровье существенно подорвано;
- попадаете в зависимость от лекарств или алкоголя;
- вы избегаете общества
и большую часть времени
- вы думаете о самоубийстве.
Предотвращение суицидальных попыток.
Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации.
Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение.
Формирование компенсаторных механизмов поведения.
Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
Распознавание суицида: профилактика
Слово «превенция» (профилактика) происходит от латинского «praevenire» — «предшествовать, предвосхищать». Знание социальных и психологических предвестников суицида может помочь нам понять и предотвратить его. «Почему он устремил свою силу и ум на разрушение этой силы и этого ума?» Этот вопрос задают почти все, кто был знаком с жертвой самоубийства.
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те, и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются от человека к человеку, и не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида .
«Если бы я только знал, что она замышляла самоубийство! Я просто не мог и подумать, что произойдет такое несчастье!» — восклицают близкие. И все же почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намеревается совершить суицид, от 70 до 75% тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают своих врачей до этого по какому-либо поводу в течение ближайших месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи и семья не слушают их.
2.3. Методические
рекомендации по организации
работы по профилактике детско-подросткового
суицидального поведения в школе и семье
Отмечается, что по содержанию
различают несколько видов профилактических
мероприятий:
• информационно-обучающие:
распространение знаний (в частности,
в школе среди педагогов, родителей и учеников,
в СМИ) об особенностях суицидального
поведения, способах «самопомощи» при
возникновении саморазрушающих мыслей,
о работе «телефонов доверия» и иных служб;
• психологические: коррекционные
действия при изменении личностных установок
в отношении суицида, повышению уровня
психологической защищенности, формированию
«антисуицидального» барьера;
• медицинские: лечение психических
расстройств, приведших к самоубийству
или аутоагрессии, устранение физических
осложнений как результата суицидальной
попытки;
• социальные: изменение социального
статуса и условий жизни потенциальных
самоубийц для предотвращения формирования
суицидальной активности.
Большую роль в профилактике
суицидального поведения играет социально-психологическая
служба школы, одним из направлений деятельности
которой должно стать выявление факторов
риска суицидального поведения подростков
посредством психологической
диагностики (диагностическое интервью
с семейным анамнезом, Тест Личко “ПДО”,
тест фрустрационной толерантности Розенцвейга,
тест «определение направленности личности
Басса», тест тревожности Тэммл-Дорки-Амен).
Заключение
За один день в России в среднем
кончают жизнь самоубийством 108 человек.
Легко подсчитать, что за год около
40 000 человек добровольно уходят
из жизни. Если учесть так же все
неудавшиеся по той или иной причине
суицидальные попытки, то эта цифра,
очевидно, многократно увеличится.
Информация о работе Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет