Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков. Существует многообразие стандартов и норм. В воспитании присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе – помощь старшим, социальная справедливость, так и ценности Запада – конкурентоспособность, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребителей». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....... 2
Библиографический список………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...5
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения………………………...5
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………………...8
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….………………...10
Глава 2. Роль социального педагога в профилактике суицидального поведения среди подростков…………………………………………………………………….15
2.1. Причины и типология суицидального поведения…………………….15
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….19
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………….…............23
Список литературы…………………………………………………..………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его развития. Социальная незащищенность, экономическая  нестабильность, политический хаос обуславливают интенсивный процесс отчуждения. Разрушение семьи ведет также к «ослаблению значения морально- этических принципов, ослаблению потребности служить социуму, относится ответственно и доброжелательно к людям», что неминуемо способствует усилению эгоцентрических тенденции. Это в первую очередь сказывается на подростках - самой легкоуязвимой социальной группе. Конечно, у каждой социальной попытки - своя причина. Но, по сути все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет. Родные не понимают - чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка. Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестую таким страшным образом против безразличия, цинизма и жестокости окружающих. Таким образом, сформированная наша гипотеза нашла себе подтверждение.

«Не хочу жить!» - как мигающая лампочка пожарной сигнализации, требующая вмешательства и помощи. К такому безвыходному выводу приводит одиночество, непонимание в семье, жалость к себе, жажда любви. Или это следствие ощущения своей исключительности, которую не способны оценить окружающие. В любом случае, произносящие эту фразу буквально кричат: «Я очень хочу жить! Только заметьте меня, помогите мне!»

Взрослым следует  помнить:

·ценить жизнь  молодым людям помогает любовь, понимание  и сочувствие;

·от отчаянного шага молодых людей может удержать возможность поговорить по душам с человеком, который выслушает, посочувствует и поймет;

·нельзя растить  их, как рыб, в аквариуме, но и «учить плавать», бросая в зараженные реки, нельзя: кто-то выплывет, кто-то нет.

Наша общая  задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их.

 

Основная  литература

Актуальные  проблемы суицидологии: Сборник трудов московского НИИ психиатрии. —  М., 1978.

Амбрумова А.Г. Индивидуально-психологические аспекты  суицидального поведения // Актуальные проблемы суицидологии. — М., 1978.

Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. — М., 1978.

Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального  поведения. – Самара-Ульяновск, 1998

Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). — М., Мысль, 1994.

Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. — Самара, 2000. 8.

Очарова Р.В. Справочник социального педагога.- М.,”Сфера,” 2011.  

Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. 1984. С. 604. 
 
  Личко А.Е. «Суицидальное поведение подростков» 1999. 
 
  Личко А.Е. Особенности саморазрушающего поведения при различных типах акцентуации характера у подростков Саморазрушающее поведение у подростков. Л. 1991 
 
 
   http://xx.lipetsk.ru/Александ Дегтярев. Справочник самоубийцы 
 
    Л.Ф. Обухова «Возрастная психология», Москва, 2000г. 
 
        

Дополнительная  литература

«Профилактика суицидального поведения» Л. И. Адамова. 

Черепанова Е. С. Психологический стресс: помоги себе и своему ребенку. – М., 1996. Интернет ресурсы

«Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков» М. Г. Усов. 

 

Приложение1

Что думают подростки, которые нередко  сами подходят к этой черте, 
а некоторые и переступают ее?

Наталья, 8класс. 
Наташа, знакома ли ты с такой проблемой, как суицид? 
Нет. 
Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством? 
Я думаю, может быть, он хочет стать счастливее… 
А например ты смогла бы это сделать? 
Нет. 
Если можно поподробнее, какие причины толкают человека, например, на то, чтобы спрыгнуть с крыши девятиэтажного дома? 
Может быть безысходность…

Алина, 8 класс. 
Скажи, пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое суицид? 
Нет. 
Может быть ты встречала понятие самоубийство где-то в литературе, … 
Да, по телевизору. 
Что ты вообще об этом думаешь? Актуальна ли эта проблема на сегодняшний день или нет? 
Конечно нет, так поступают только больные люди, у них нет будущего…

Как ты думаешь, что на сегодня толкает людей, например выпрыгнуть с девятого этажа? 
Это, наверное, какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во-первых, у них, наверное, что-то с нервами, у них стрессовая ситуация… 
Как ты думаешь, ты могла бы попасть в такую ситуаццию, чтобы покончить жизнь самоубийством? 
Нет, нет, я – точно нет. Я себя до такого никогда не довожу! Я хочу жить! Нет.

Ольга, 8 класс. 
Скажи, пожалуйста, знакома ли ты с проблемой суицида? 
Да. 
Ты сталкивалась с этим на TV, в газетах, где-то еще… 
Практически каждый день. 
Где? 
И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и говорят. 
Как ты думаешь, что толкает людей спрыгнуть с девятого этажа, или вообще покончить жизнь самоубийством? 
Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от безденежья, безвыходное положение и человек кончает жизнь самоубийством, а кто-то… например, есть такие люди, которым очень трудно жить на земле и они стремятся куда-то… 
Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема? 
Думаю, что да. 
Тебя не пугает, что суицид чаще встречается в подростковой среде, а не у взрослых, и с чем это связано по твоему? 
Не знаю, может быть, неопытность. 
Ты думаешь, что над решением проблемы суицида стоит работать психологам? 
Думаю – стоит. 
 
Елена, 8 класс. 
Скажи, пожалуйста, сталкивалась ли ты с проблемой суицида? 
Лично – нет. 
Ну может быть в прессе, на телевидении? 
Конечно, да. 
Скажи, а актуальна ли на сегодняшний день проблема суицида? 
Да. Особенно среди молодежи. 
Стоит ли психологам работать над этой проблемой в подростковой среде и почему? 
Я считаю, что психологам стоит работать над этой проблемой, так как подростковый возраст – это переходный возраст, и когда личность еще не совсем сформировалась и каждый подросток еще не знает, что он хочет от этой жизни и он думает, что он не нужен в этой жизни, и поэтому он кончает жизнь самоубийством. 
Как ты думаешь, ты бы смогла совершить акт суицида? 
Мне часто приходят такие мысли, но думаю, мне не хватит на это смелости. 
Почему? 
В первую очередь, наверное, мне жалко своих родителей.

Дмитрий,8 класс. 
Сталкивался ли ты с проблемой суицида? 
Нет, никогда. 
Возможно по TV, читал в газетах, может быть в какой-то специальной литературе? 
В специальной литературе – нет, а так – попадалось… 
Как ты думаешь, актуальна ли проблема суицида сегодня? 
Да. 
Нужно ли психологам заниматься этой проблемой? 
Мне кажется нужно. 
А как ты думаешь, почему суицид находит особенно частое проявление в подростковой среде, а не среди взрослых? 
Мне кажется, что в среде подростков потому, что сейчас сильно распространена проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам… 
А сам бы ты смог совершить самоубийство? 
Нет. 
Почему? 
Нет причины, и мне кажется я бы не смог. 
А если бы была причина? 
…Нет.

Мнения подростков по вопросу суицида в подростковой среде разделились. Может быть, в  силу их психологической неосведомленности по данной проблеме, но безусловно одно – это их собственные позиции и не считаться с ними нельзя. В интервью многие признавались, что мысли о самоубийстве возникают, но сам факт, что большинство интервьюированных любят жизнь, останавливал и уводил от таких мыслей. Мудрость гласит: «Устами младенца глаголет истина». Может это и есть великая истина. Люби жизнь! Люби даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет тебе жизнь.

 

Приложение2 

 

 

 

 

Приложение3

Класс

Основные виды деятельности с учащимися

На что обратить внимание

1 – 4

Становление и  развитие самооценки учащихся.

В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.

Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка 
завышена. 
Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.

5

Адаптация к  среднему звену 
Активизация интереса к коллективной деятельности.

Коррекция детской  застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка

6

Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни

Развитие и  коррекция эмоционально-волевой  сферы; 
Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»

7

Резкое падение  самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении

Развитие навыков общения, 
Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

8

Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой; 
Активизация сферы профессиональных интересов

Развитие навыков  общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов

9

Активизация сферы  профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»

Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору; 
Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе

10-11

Профессиональное  самоопределение. Раздумья о любви, о семейных отношениях 
Юношеский максимализм, идеализм, высокий уровень критики жизненного устройства, радикальность мнений и поступков 
Появление собственной внутренней философии, отношения к жизни и ее смыслу

Нетрадиционные  педагогические и психологические приемы обучения, общения, воспитания. 
Готовность педагога помочь найти ответ на вопросы, которые ставят перед ним учащиеся


Приложение 4 и 5   Проведя опрос среди учеников8го класса выяснилось по результатам что большинство суицидов возникают из за личной жизни, проблем в семье , непонимании и потери смысла жизни. Карта риска показала, что прогноз суицида в этом классе минимален ,класс дружный и в нем все стараются понять и помочь друг другу.

 


Информация о работе Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет