Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:27, курсовая работа
В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков. Существует многообразие стандартов и норм. В воспитании присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе – помощь старшим, социальная справедливость, так и ценности Запада – конкурентоспособность, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребителей». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города.
Введение…………………………………………………………………....... 2
Библиографический список………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...5
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения………………………...5
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………………...8
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….………………...10
Глава 2. Роль социального педагога в профилактике суицидального поведения среди подростков…………………………………………………………………….15
2.1. Причины и типология суицидального поведения…………………….15
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….19
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………….…............23
Список литературы…………………………………………………..………..24
Особенно актуальной эта проблема становится в обществе на переходных этапах его развития. Социальная незащищенность, экономическая нестабильность, политический хаос обуславливают интенсивный процесс отчуждения. Разрушение семьи ведет также к «ослаблению значения морально- этических принципов, ослаблению потребности служить социуму, относится ответственно и доброжелательно к людям», что неминуемо способствует усилению эгоцентрических тенденции. Это в первую очередь сказывается на подростках - самой легкоуязвимой социальной группе. Конечно, у каждой социальной попытки - своя причина. Но, по сути все сводится к одному: ребенок не в силах самостоятельно одолеть какую-то трудную ситуацию, а понимающего это взрослого человека рядом нет. Родные не понимают - чего ждать от чужих? И мир «ощетинивается» против ребенка. Изучение проблемы суицида и анализ конкретных случаев показывают, что подростки решаются на самоубийство в целях обратить на свои проблемы внимание, прежде всего родителей, реже педагогов, иногда сверстников, протестую таким страшным образом против безразличия, цинизма и жестокости окружающих. Таким образом, сформированная наша гипотеза нашла себе подтверждение.
«Не хочу жить!» - как мигающая лампочка пожарной сигнализации, требующая вмешательства и помощи. К такому безвыходному выводу приводит одиночество, непонимание в семье, жалость к себе, жажда любви. Или это следствие ощущения своей исключительности, которую не способны оценить окружающие. В любом случае, произносящие эту фразу буквально кричат: «Я очень хочу жить! Только заметьте меня, помогите мне!»
Взрослым следует помнить:
·ценить жизнь молодым людям помогает любовь, понимание и сочувствие;
·от отчаянного шага молодых людей может удержать возможность поговорить по душам с человеком, который выслушает, посочувствует и поймет;
·нельзя растить их, как рыб, в аквариуме, но и «учить плавать», бросая в зараженные реки, нельзя: кто-то выплывет, кто-то нет.
Наша общая задача заключается в том, чтобы, по возможности, ограничить распространение самоубийств, научиться эффективно предупреждать их.
Основная литература
Актуальные проблемы суицидологии: Сборник трудов московского НИИ психиатрии. — М., 1978.
Амбрумова А.Г.
Индивидуально-психологические
Амбрумова А.Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. — М., 1978.
Акопов Г. В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения. – Самара-Ульяновск, 1998
Дюркгейм Э. Самоубийство (социологический этюд). — М., Мысль, 1994.
Исаев Д.С. Психология суицидального поведения. — Самара, 2000. 8.
Очарова Р.В. Справочник социального педагога.- М.,”Сфера,” 2011.
Ожегов С.И. Словарь русского
языка. Под ред. Н.Ю. Шведовой. 1984. С. 604.
Личко А.Е. «Суицидальное поведение подростков»
1999.
Личко А.Е. Особенности саморазрушающего
поведения при различных типах акцентуации
характера у подростков Саморазрушающее
поведение у подростков. Л. 1991
http://xx.lipetsk.ru/
Л.Ф. Обухова «Возрастная психология»,
Москва, 2000г.
Дополнительная литература
«Профилактика суицидального поведения» Л. И. Адамова.
Черепанова Е. С. Психологический стресс: помоги себе и своему ребенку. – М., 1996. Интернет ресурсы
«Ранняя диагностики терапия депрессий – важнейшие факторы профилактики суицидов у подростков» М. Г. Усов.
Приложение1
Что
думают подростки, которые нередко
сами подходят к этой черте,
а некоторые и переступают
ее?
Наталья, 8класс.
Наташа, знакома
ли ты с такой проблемой, как суицид?
Нет.
Как ты думаешь, почему
вообще человек может покончить жизнь
самоубийством?
Я думаю, может быть, он хочет стать счастливее…
А например ты смогла
бы это сделать?
Нет.
Если можно поподробнее,
какие причины толкают человека, например,
на то, чтобы спрыгнуть с крыши девятиэтажного
дома?
Может быть безысходность…
Алина, 8 класс.
Скажи, пожалуйста,
Алина, знаешь ли ты что такое суицид?
Нет.
Может быть ты встречала
понятие самоубийство где-то в литературе,
…
Да, по телевизору.
Что ты вообще об
этом думаешь? Актуальна ли эта проблема
на сегодняшний день или нет?
Конечно нет, так поступают только больные
люди, у них нет будущего…
Как
ты думаешь, что на сегодня толкает людей, например
выпрыгнуть с девятого этажа?
Это, наверное, какое-то горе, они, наверное,
ушли сами в себя, во-первых, у них, наверное,
что-то с нервами, у них стрессовая ситуация…
Как ты думаешь, ты
могла бы попасть в такую ситуаццию, чтобы
покончить жизнь самоубийством?
Нет, нет, я – точно нет. Я себя до такого
никогда не довожу! Я хочу жить! Нет.
Ольга, 8 класс.
Скажи, пожалуйста,
знакома ли ты с проблемой суицида?
Да.
Ты сталкивалась
с этим на TV, в газетах, где-то еще…
Практически каждый день.
Где?
И на телевидении, и в газетах сейчас слишком
много об этом пишут и говорят.
Как ты думаешь, что
толкает людей спрыгнуть с девятого этажа,
или вообще покончить жизнь самоубийством?
Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то,
например, от безденежья, безвыходное
положение и человек кончает жизнь самоубийством,
а кто-то… например, есть такие люди, которым
очень трудно жить на земле и они стремятся
куда-то…
Как ты думаешь, актуальна
на сегодняшний день эта проблема?
Думаю, что да.
Тебя не пугает, что
суицид чаще встречается в подростковой
среде, а не у взрослых, и с чем это связано
по твоему?
Не знаю, может быть, неопытность.
Ты думаешь, что над
решением проблемы суицида стоит работать
психологам?
Думаю – стоит.
Елена, 8 класс.
Скажи, пожалуйста,
сталкивалась ли ты с проблемой суицида?
Лично – нет.
Ну может быть в прессе,
на телевидении?
Конечно, да.
Скажи, а актуальна
ли на сегодняшний день проблема суицида?
Да. Особенно среди молодежи.
Стоит ли психологам
работать над этой проблемой в подростковой
среде и почему?
Я считаю, что психологам стоит работать
над этой проблемой, так как подростковый
возраст – это переходный возраст, и когда
личность еще не совсем сформировалась
и каждый подросток еще не знает, что он
хочет от этой жизни и он думает, что он
не нужен в этой жизни, и поэтому он кончает
жизнь самоубийством.
Как ты думаешь, ты
бы смогла совершить акт суицида?
Мне часто приходят такие мысли, но думаю,
мне не хватит на это смелости.
Почему?
В первую очередь, наверное, мне жалко
своих родителей.
Дмитрий,8 класс.
Сталкивался ли ты
с проблемой суицида?
Нет, никогда.
Возможно по TV, читал
в газетах, может быть в какой-то специальной
литературе?
В специальной литературе – нет, а так
– попадалось…
Как ты думаешь, актуальна
ли проблема суицида сегодня?
Да.
Нужно ли психологам
заниматься этой проблемой?
Мне кажется нужно.
А как ты думаешь,
почему суицид находит особенно частое
проявление в подростковой среде, а не
среди взрослых?
Мне кажется, что в среде подростков потому,
что сейчас сильно распространена проблема
наркотиков, ну и по разным другим причинам…
А сам бы ты смог
совершить самоубийство?
Нет.
Почему?
Нет причины, и мне кажется я бы не смог.
А если бы была причина?
…Нет.
Мнения подростков по вопросу суицида в подростковой среде разделились. Может быть, в силу их психологической неосведомленности по данной проблеме, но безусловно одно – это их собственные позиции и не считаться с ними нельзя. В интервью многие признавались, что мысли о самоубийстве возникают, но сам факт, что большинство интервьюированных любят жизнь, останавливал и уводил от таких мыслей. Мудрость гласит: «Устами младенца глаголет истина». Может это и есть великая истина. Люби жизнь! Люби даже в самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть, спасет тебе жизнь.
Приложение2
Приложение3
Класс |
Основные виды деятельности с учащимися |
На что обратить внимание |
1 – 4 |
Становление и развитие самооценки учащихся. В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти. |
Естественно, если
в этом возрасте самооценка слегка |
5 |
Адаптация к
среднему звену |
Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка |
6 |
Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни |
Развитие и
коррекция эмоционально- |
7 |
Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении |
Развитие навыков общения, |
8 |
Незначительно
снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной
самооценкой; |
Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов |
9 |
Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей» |
Психологическая,
педагогическая подготовка учащихся к профильному
выбору; |
10-11 |
Профессиональное
самоопределение. Раздумья о любви, о семейных
отношениях |
Нетрадиционные
педагогические и психологические приемы обучения,
общения, воспитания. |
Приложение 4 и 5 Проведя опрос среди учеников8го класса выяснилось по результатам что большинство суицидов возникают из за личной жизни, проблем в семье , непонимании и потери смысла жизни. Карта риска показала, что прогноз суицида в этом классе минимален ,класс дружный и в нем все стараются понять и помочь друг другу.
Информация о работе Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет