Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков. Существует многообразие стандартов и норм. В воспитании присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе – помощь старшим, социальная справедливость, так и ценности Запада – конкурентоспособность, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребителей». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....... 2
Библиографический список………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...5
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения………………………...5
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………………...8
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….………………...10
Глава 2. Роль социального педагога в профилактике суицидального поведения среди подростков…………………………………………………………………….15
2.1. Причины и типология суицидального поведения…………………….15
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….19
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………….…............23
Список литературы…………………………………………………..………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 204.50 Кб (Скачать файл)

Попав в конфликтную критическую  ситуацию, фрустрирующую их личностно-значимые потребности, люди испытывают острую необходимость в помощи других людей. Характерной особенностью этого периода является потребность к установлению неформального, эмпатического контакта, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке ("поиск опоры"). Практически все суициденты отмечают, что им очень хотелось найти поддержку, поделиться своими переживаниями, разделить тревогу. Искажение эмоциональных и мотивационно-ценностных связей с ближайшим социальным окружением, нарастающее чувство тревоги, вызванное ожиданием неблагополучного развития событий, характеризуют эту фазу, как начало процесса социально-психологической дезадаптации.

При невозможности или  недостаточной способности человека к установлению глубокого интимного  контакта в кругу близких людей  происходит прогрессирующее углубление дезадаптации. При этом возникает  одно из самых болезненных и часто наблюдаемых переживаний у суицидентов - переживание одиночества, отверженности и изоляции. Обязательное общение не только не уменьшает чувства одиночества, а обостряет его.

На фоне выраженной обостренной  борьбы мотивов, отраженной в переживаниях негативной модальности, возникают  нестойкие, довольно диффузные мысли  о невыносимости существования  в данной ситуации. Разработка этой темы расширяет сферу кризисных  оценок, которые переносятся человеком  на более обобщенный уровень, принимая форму мировоззренческой рефлексии .

Зачастую человек углубляется  в размышления о смысле жизни, неоднозначности человеческого  существования. В некоторых случаях  эти размышления буквально завладевают  человеком, неотступно преследуя его, что, конечно же, не должно расцениваться как проявление психического отклонения. Сомнения в смысле жизни в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человеческого в человеке.

В рассматриваемом периоде  у человека возникает чувство, что  его жизнь не имеет будущего, что  в ней есть только прошлое. Жизнь  воспринимается только ретроспективно. Он пытается найти утешение в воспоминаниях  о приятных моментах из его прошлой  жизни, но эти воспоминания, как правило, только отягощают восприятие настоящего, усиливая контраст между прошлым  и будущим. Появляется ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования. Утеря смысла жизни является центральным  звеном в суицидальном поведении .

Мысли о смерти, как правило, при этом носят налет теоретизирования, особенно свойственного молодым людям, без какого-либо желания умереть. Размышления на тему смерти могут приобретать форму художественных образов - в записных книжках, в тетрадях изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние человека (гробы, кресты, виселицы и т.д.). Известны факты, когда накануне самоубийства суициденты посещали кладбища, в романтических тонах описывали их в письмах родным, в разговорах с товарищами и коллегами по работе.

Тем не менее, глубина  разработки экзистенциальных мотивов  может приводить и к истинным суицидальным попыткам, носящим своеобразный философско-религиозный, мировоззренческий характер. При этом вопросы о ценности и смысле жизни ставятся с такой напряженностью, что неизбежно влекут за собой крайние решения.

На высоте предиспозиционной фазы появляются симптомы деперсонализации: неопределенное чувство внутренней измененности, отчужденности, гнетущее настроение, переживание какой-то "неестественности" окружающего, его непонятности и враждебности. Некоторые люди после неудавшейся попытки вспоминают об ощущении "внутренней паники", "внутренней катастрофы", предчувствии какой-то беды. Появляется гипертрофированное стремление к самоанализу, самонаблюдению, возникает обостренная рефлексия.

На фоне подобного рода состояний появляются суицидальные мысли, а позднее - и обдумывание  способа суицида, "примеривание" к нему. Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.

Переходу в суицидальную фазу предсуицида обычно способствует дополнительная ситуативная психотравматизация, которая еще более углубляет дезадаптацию и убеждает человека в неизбежности катастрофы. Само принятие решения о самоубийстве, даже в результате "обдумывания", свидетельствует о переживаниях необычайной глубины и силы.

Характерными особенностями  поведения людей в этой фазе являются: замкнутость, аутичность, стремление к  уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему. Человек  как бы отделен психологическим  барьером от других людей, полностью  поглощен своим "Я", своими мучительными переживаниями.

Суицидальные тенденции  в этой фазе в одних случаях  развиваются стремительно, а в  других медленно, с периодами усиления и ослабления.

Нередко в суицидальной фазе перед совершением суицидальной попытки у людей отмечались особенности  поведения, обусловленные аффективным  сужением сознания .При этом наблюдается фрагментарное восприятие окружающего, снижение реакции на внешние раздражители, эмоциональная заторможенность, неадекватные действия и высказывания.

Вместе с тем отмечены и другие формы проявления поведенческих  форм активности: расчетливость, решительность, хладнокровие ("зловещее спокойствие") и даже агрессивность. Иногда принятие суицидального решения сопровождается суетливостью, двигательной возбужденностью, беспричинной веселостью. Однако во всех случаях неестественность поведения сразу же бросается в глаза.

С большим постоянством у  людей отмечается расстройства сна, разнообразные неврастенические или  неврозоподобные вегетативные проявления: повышенная утомляемость, вялость, чувство бессилия и т.п.

Психическое состояние накануне суицидальной попытки (а равно как и завершенного суицида) бывает неоднородным, что обусловливается разнообразным сочетанием индивидуально-личностных и ситуационных факторов, создающих множество вариантов.

Так, депрессивное состояние (в психологическом смысле), выявляемое у большинства суицидентов. характеризуется  тяжелыми, мучительными эмоциями и  переживаниями - тревогой, тоской, отчаянием. Влечения и волевая активность резко  снижаются. Почти всегда в различной  степени выражены ощущение собственной  неполноценности, недееспособности и  самоотрицания. Появляется чувство  вины и нередко - потребность в самообвинении.

Измененным кажется течение  времени, его мучительное замедление, вызывающее ощущение "бесконечности" ситуации: i; У меня было такое чувство - говорил один из суицидентов, - что  этот кошмар никогда не кончится. Никогда!"

В случае продолжительного предсуицида развитие суицидального  поведения отчетливо проходит все  описанные этапы. Однако эту последовательность можно обнаружить не всегда. При острых предсуицидах предиспозиционная фаза свернута, и суицидальные замыслы и намерения появляются без предшествующих ступеней, характеризуясь усилением роли аффективных компонентов .

Сравнительный анализ факторов длительности предсуицида показывает, что решающую роль в этом играют глубина переживаемого конфликта, личностная значимость фрустрирующего события, его истинное содержание и, наконец, психологический склад личности.

Суицидальный период заканчивается  суицидальным актом, отличающимся полной аффективной охваченностью, суженностью сознания суицидента. Иногда наблюдаются эмоциональная опустошенность и безразличие к происходящему.

Один из суицидентов вспоминает: "Я смотрел, как кровь вытекает из меня, и чувствовал себя спокойно и безмятежно. Боли никакой не было. Потом появилось дремотное состояние, как перед сном. Ну а затем, очевидно, потерял сознание".

В ряде случаев перед попыткой самоубийства люди оставляют предсмертные записки (примерно каждый пятый-шестой суицидент). В оставленных записках обычно звучат слова самообвинения  и содержатся просьбы о прощении их близкими людьми. Иногда в записках обвиняются те, кто явился, по мнению суицидента, виновником его поступка.

В случае неудавшейся попытки  в постсуицидальном периоде некоторое  время может наблюдаться сохранение суицидальных мыслей и намерений. При  этом как в прямой, так и в  косвенной форме высказывается  сожаление о сохранении жизни, об утрате ее ценности. Проявляется пассивное "согласие на смерть". Так реагируют  главным образом те, кто считает  невозможным свое возвращение в  условия, которые привели их к суициду.

Вероятность попытки повторного суицида довольно велика. Считается, что у прибегавших к суицидальной попытке риск завершенного суицида на ближайший год увеличивается в десятки раз.

Психодиагностика  суицидального поведения

Почти каждый, кто всерьез  думает о самоубийстве, так или  иначе, дает понять окружающим о своем  намерении. Самоубийства, часто, не возникают  внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней  каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился  совершить суицид, от 70 до 75 % тем  или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого  по какому-либо поводу в течение  ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.

Суицидальными людьми, в  целом, часто руководят амбивалентные  чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Часто желания за и против суицида настолько уравновешенны, что если близкие в эти минуты проявят теплоту, заботу и проницательность, то весы могут накрениться в сторону  выбора жизни. Поэтому очень важно  знать во время беседы с суицидальным человеком об особых ключах и предостерегающих признаках самоубийства.

Различают склонности к суицидальному  поведению, в зависимости от типа личности. Так приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.

 

 

 

 

Глава 2. Роль социального педагога в профилактике суицидального поведения среди подростков.

 

2.1. Причины и  типология суицидального поведения

 

Необходимость борьбы с суицидальными  происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности  гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. Во Франции в группе 15-19-летних самоубийство является четвертой, а  в США - третьей по статистической значимости причиной смерти (после  транспортных происшествий, насильственной смерти и рака). У подростков значительно  чаще, чем среди взрослых, наблюдается  так называемый "эффект Вертера" - самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликование  гетевского "Вертера" вызвало  волну самоубийств среди немецкой молодежи). В большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло, в то время как среди взрослых показатели суицидов в значительной степени остались прежними.

Серьезность проблемы, с  одной стороны, и длительное ее замалчивание официальными кругами, с другой стороны, породили в обществе различные "мифы", предубеждения. Так, у неспециалистов существует упрощенное отношение к  фактам самоубийств, стремление объяснить  их исключительно влиянием психических  расстройств. Между тем, изучение обстоятельств  суицидальных случаев показывает, что  подавляющая часть людей из числа  лишивших себя жизни - это практически  здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие  ситуации.

Для социального педагога проблема профилактики суицидального поведения  является одной из наиболее значимых сфер профессиональной деятельности.

Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего  связывается с представлением о  психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное  состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Причем, это кризис такого масштаба, такой интенсивности, что  весь предыдущий жизненный опыт человека, решившегося на суицид, не может  подсказать ему иного выхода из ситуации, которую он считает невыносимой.

Такой психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Но чаше внутренняя душевная напряженность накапливается  постепенно, сочетая в себе разнородные  негативные эмоции. Они накладываются  одна на другую, озабоченность переходит  в тревогу, тревога сменяется  безнадежностью. Человек теряет веру в себя, в способность преодолеть неблагоприятные обстоятельства, возникает  внутренний конфликт "неприятия  самого себя", "самоотрицание", появляется ощущение "потери смысла жизни"

В основе суицидального поведения (независимо от его типологического  своеобразия) лежит конфликт. В любом  конфликте существуют:

во-первых, объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией;

во-вторых, субъективное осознание  значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для  личности;

в-третьих, оценка личностью  своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирующей ситуации;

в-четвертых, реальные действия личности в такой ситуации.

Конфликтная ситуация приобретает  характер суицидоопасной, когда человек  осознает ее как высокозначимую, предельно  сложную, а свои возможности - как  недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.

Информация о работе Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет