Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 16:27, курсовая работа
В настоящее время в российском обществе нет устоявшегося взгляда на воспитание детей и подростков. Существует многообразие стандартов и норм. В воспитании присутствуют как стандарты, традиционно присущие российской системе – помощь старшим, социальная справедливость, так и ценности Запада – конкурентоспособность, материальное благополучие, стремление к стандартам «общества потребителей». Большая часть подрастающего поколения усваивает именно ценности западной культуры. Это порождает у молодежи тенденции к эмиграции из страны или переезду в крупные города.
Введение…………………………………………………………………....... 2
Библиографический список………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические аспекты суицидального (саморазрушающегося) поведения подростков………………………………………………………...5
1.1. Понятие суицида и суицидального поведения………………………...5
1.2. Особенности суицидального поведения подростков.………………...8
1.3. Структура и динамика суицидального поведения….………………...10
Глава 2. Роль социального педагога в профилактике суицидального поведения среди подростков…………………………………………………………………….15
2.1. Причины и типология суицидального поведения…………………….15
2.2. Предотвращение суицида и меры предупреждения побуждений к самоубийству………………………………………………………………….19
2.3. Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в школе и семье…………………………………………………………………………….22
Заключение………………………………………………………….…............23
Список литературы…………………………………………………..………..24
Попав в конфликтную критическую ситуацию, фрустрирующую их личностно-значимые потребности, люди испытывают острую необходимость в помощи других людей. Характерной особенностью этого периода является потребность к установлению неформального, эмпатического контакта, потребность в сопереживании, эмоциональной поддержке ("поиск опоры"). Практически все суициденты отмечают, что им очень хотелось найти поддержку, поделиться своими переживаниями, разделить тревогу. Искажение эмоциональных и мотивационно-ценностных связей с ближайшим социальным окружением, нарастающее чувство тревоги, вызванное ожиданием неблагополучного развития событий, характеризуют эту фазу, как начало процесса социально-психологической дезадаптации.
При невозможности или
недостаточной способности
На фоне выраженной
обостренной борьбы мотивов, отраженной
в переживаниях негативной модальности,
возникают нестойкие, довольно диффузные мысли
о невыносимости существования в данной
ситуации. Разработка этой темы расширяет сферу кризисных оценок, которые переносятся человеком
на более обобщенный уровень, принимая
форму мировоззренческой
Зачастую человек углубляется
в размышления о смысле жизни, неоднозначности человеческого существования.
В некоторых случаях эти размышления буквально
В рассматриваемом периоде
у человека возникает чувство, что его жизнь не
имеет будущего, что в ней есть только прошлое.
Жизнь воспринимается только ретроспективно.
Он пытается найти утешение в воспоминаниях о приятных моментах
из его прошлой жизни, но эти воспоминания,
как правило, только отягощают восприятие
настоящего, усиливая контраст между прошлым
и будущим. Появляется ощущение внутренней
пустоты и бессмысленности
Мысли о смерти, как правило, при этом носят налет теоретизирования, особенно свойственного молодым людям, без какого-либо желания умереть. Размышления на тему смерти могут приобретать форму художественных образов - в записных книжках, в тетрадях изображаются рисунки, иллюстрирующие депрессивное состояние человека (гробы, кресты, виселицы и т.д.). Известны факты, когда накануне самоубийства суициденты посещали кладбища, в романтических тонах описывали их в письмах родным, в разговорах с товарищами и коллегами по работе.
Тем не менее, глубина разработки экзистенциальных мотивов может приводить и к истинным суицидальным попыткам, носящим своеобразный философско-религиозный, мировоззренческий характер. При этом вопросы о ценности и смысле жизни ставятся с такой напряженностью, что неизбежно влекут за собой крайние решения.
На высоте предиспозиционной фазы появляются симптомы деперсонализации: неопределенное чувство внутренней измененности, отчужденности, гнетущее настроение, переживание какой-то "неестественности" окружающего, его непонятности и враждебности. Некоторые люди после неудавшейся попытки вспоминают об ощущении "внутренней паники", "внутренней катастрофы", предчувствии какой-то беды. Появляется гипертрофированное стремление к самоанализу, самонаблюдению, возникает обостренная рефлексия.
На фоне подобного рода состояний появляются суицидальные мысли, а позднее - и обдумывание способа суицида, "примеривание" к нему. Суицидальный период, начало которого связано с появлением суицидальных замыслов, длится вплоть до покушения на свою жизнь.
Переходу в суицидальную
фазу предсуицида обычно способствует
дополнительная ситуативная
Характерными особенностями поведения людей в этой фазе являются: замкнутость, аутичность, стремление к уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему. Человек как бы отделен психологическим барьером от других людей, полностью поглощен своим "Я", своими мучительными переживаниями.
Суицидальные тенденции в этой фазе в одних случаях развиваются стремительно, а в других медленно, с периодами усиления и ослабления.
Нередко в суицидальной фазе перед совершением суицидальной попытки у людей отмечались особенности поведения, обусловленные аффективным сужением сознания .При этом наблюдается фрагментарное восприятие окружающего, снижение реакции на внешние раздражители, эмоциональная заторможенность, неадекватные действия и высказывания.
Вместе с тем отмечены
и другие формы проявления поведенческих
форм активности: расчетливость, решительность, хладнокровие
("зловещее спокойствие") и даже агрессивность.
Иногда принятие суицидального решения
С большим постоянством у людей отмечается расстройства сна, разнообразные неврастенические или неврозоподобные вегетативные проявления: повышенная утомляемость, вялость, чувство бессилия и т.п.
Психическое состояние накануне суицидальной попытки (а равно как и завершенного суицида) бывает неоднородным, что обусловливается разнообразным сочетанием индивидуально-личностных и ситуационных факторов, создающих множество вариантов.
Так, депрессивное состояние (в психологическом смысле), выявляемое у большинства суицидентов. характеризуется тяжелыми, мучительными эмоциями и переживаниями - тревогой, тоской, отчаянием. Влечения и волевая активность резко снижаются. Почти всегда в различной степени выражены ощущение собственной неполноценности, недееспособности и самоотрицания. Появляется чувство вины и нередко - потребность в самообвинении.
Измененным кажется течение времени, его мучительное замедление, вызывающее ощущение "бесконечности" ситуации: i; У меня было такое чувство - говорил один из суицидентов, - что этот кошмар никогда не кончится. Никогда!"
В случае продолжительного предсуицида развитие суицидального поведения отчетливо проходит все описанные этапы. Однако эту последовательность можно обнаружить не всегда. При острых предсуицидах предиспозиционная фаза свернута, и суицидальные замыслы и намерения появляются без предшествующих ступеней, характеризуясь усилением роли аффективных компонентов .
Сравнительный
анализ факторов длительности предсуицида показывает,
что решающую роль в этом играют глубина переживаемого
Суицидальный период заканчивается суицидальным актом, отличающимся полной аффективной охваченностью, суженностью сознания суицидента. Иногда наблюдаются эмоциональная опустошенность и безразличие к происходящему.
Один из суицидентов вспоминает: "Я смотрел, как кровь вытекает из меня, и чувствовал себя спокойно и безмятежно. Боли никакой не было. Потом появилось дремотное состояние, как перед сном. Ну а затем, очевидно, потерял сознание".
В ряде случаев перед попыткой самоубийства люди оставляют предсмертные записки (примерно каждый пятый-шестой суицидент). В оставленных записках обычно звучат слова самообвинения и содержатся просьбы о прощении их близкими людьми. Иногда в записках обвиняются те, кто явился, по мнению суицидента, виновником его поступка.
В случае неудавшейся попытки
в постсуицидальном периоде некоторое
время может наблюдаться
Вероятность попытки повторного суицида довольно велика. Считается, что у прибегавших к суицидальной попытке риск завершенного суицида на ближайший год увеличивается в десятки раз.
Психодиагностика суицидального поведения
Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто врачи, соцработники и семья не слушают их.
Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.
Часто желания за
и против суицида настолько
Различают склонности к суицидальному поведению, в зависимости от типа личности. Так приводится статистика, что в 36% суициды совершают истероиды, в 33% - инфантильные эмоционально лабильные субъекты, и в 13% - у субъектов отмечались астенические черты.
Глава 2. Роль социального педагога в профилактике суицидального поведения среди подростков.
2.1. Причины и типология суицидального поведения
Необходимость борьбы с суицидальными происшествиями вытекает, прежде всего, из абсолютной ценности человеческой жизни, трагической бессмысленности гибели людей. В возрастной динамике резкий рост суицидов наблюдается после 13 лет. Во Франции в группе 15-19-летних самоубийство является четвертой, а в США - третьей по статистической значимости причиной смерти (после транспортных происшествий, насильственной смерти и рака). У подростков значительно чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый "эффект Вертера" - самоубийство под влиянием чьего-либо примера (в свое время опубликование гетевского "Вертера" вызвало волну самоубийств среди немецкой молодежи). В большинстве стран, где ведется статистика, за последние 30 лет количество юношеских самоубийств заметно возросло, в то время как среди взрослых показатели суицидов в значительной степени остались прежними.
Серьезность проблемы, с одной стороны, и длительное ее замалчивание официальными кругами, с другой стороны, породили в обществе различные "мифы", предубеждения. Так, у неспециалистов существует упрощенное отношение к фактам самоубийств, стремление объяснить их исключительно влиянием психических расстройств. Между тем, изучение обстоятельств суицидальных случаев показывает, что подавляющая часть людей из числа лишивших себя жизни - это практически здоровые лица, попавшие в острые психотравмирующие ситуации.
Для социального педагога проблема профилактики суицидального поведения является одной из наиболее значимых сфер профессиональной деятельности.
Феномен суицида
(самоубийство или попытка самоубийства)
чаще всего связывается с представлением
о психологическом кризисе
Такой психологический кризис
может возникнуть внезапно (под влиянием
сильного аффекта). Но чаше внутренняя
душевная напряженность накапливается постепенно,
сочетая в себе разнородные негативные
эмоции. Они накладываются одна на другую,
озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется
безнадежностью. Человек теряет веру в себя,
в способность преодолеть неблагоприятные
В основе суицидального поведения (независимо от его типологического своеобразия) лежит конфликт. В любом конфликте существуют:
во-первых, объективные требования, предъявляемые к человеку ситуацией;
во-вторых, субъективное осознание значимости, осмысление этих требований и степени их сложности для личности;
в-третьих, оценка личностью своих возможностей для преодоления, снятия фрустрирующей ситуации;
в-четвертых, реальные действия личности в такой ситуации.
Конфликтная ситуация приобретает характер суицидоопасной, когда человек осознает ее как высокозначимую, предельно сложную, а свои возможности - как недостаточные, переживая при этом острую фрустрацию ведущих потребностей и выбирая суицидальные действия как единственно возможный для себя выход.
Информация о работе Роль социального педагога в профилактике суицидов среди подростков 14-15лет