Самоотношение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2015 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель иccледования: теоретичеcки изучить и экcпериментально проанализировать возможности и ограничения репертуарных техник.
Объект исследования: cамоотношение личноcти.
Предмет исследования: репертуарные техники.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 129.54 Кб (Скачать файл)

2) Набор элементов должен  представлять репрезентативную выборку элементов исследуемой области (рекомендуемое число элементов - от10 до 25. Если использовать меньше элементов, то мы получим ненадежные оценки связей между конструктами, больше - процедура заполнения решеток становится слишком утомительной). [Бодалев, Столин, 1987].)

Важную роль играет и общая аффективная оценка испытуемым объектов: испытуемые, как правило, лучше различают отрицательные персонажи, чем положительные. Поэтому список элементов должен быть сбалансирован также и по коннотативным параметрам[Похилько, 1984].

После того как исследователем составлен  набор элементов, он приступает к процедуре выявления конструктов. Келли предложил несколько методов. Для примера ниже приведен классическим "метод триад".

В теории говорится о том, что конструкт создается на основе как минимум трех элементов: два из них должны восприниматься как сходные между собой, а третий - как отличный от этих двух. Признак, по которому элементы истолкованы как одинаковые, образует полюс сходства данного конструкта, и, соответственно, признак, по которому они противопоставляются третьему элементу, - контрастный полюс.

Из репертуара элементов выбираются тройки элементов. Испытуемому предлагают назвать какое-нибудь важное качество, по которому два из них сходны между собой и отличны от третьего. При этом экспериментатор записывает названия полюсов. Таким образом выявляется конструкт. [Бодалев, Столин, 1987]

В случаях, когда реализация метода триад может вызвать трудности у испытуемого (например, респондент имеет  низкий уровень образования), можно использовать метод диад. Испытуемому предъявляются объекты из заданного списка, и относительно каждой пары объектов предлагают выяснить:

- есть ли какая-либо важная характеристика, общая для двух элементов, если есть, выявляются оба ее полюса;

- есть ли какая-либо важная характеристика, по которой они отличаются друг от друга.

Окончив процедуру выявления конструктов переходят к этапу построения "репертуарной решетки" - последовательного "измерения" испытуемым каждого элемента из списка каждым из выявленных у него конструктов. Полученная решетка представляет матрицу данных конструкт-элементов.

В зависимости от способа выявления конструктов можно получить разные типы решеток. Ранговая решетка получается при ранжирования испытуемым элементов по каждому из его конструктов от одного полюса до другого. В матрицу данных заносят ранги элементов. Импликативная решетка выявляет логические связи между конструктами и позволяет получить данные об иерархии в системе конструктов испытуемого.

Вероятно, уже такое, так сказать,"беглое" перечисление возможностей репертуарных решеток говорит о  пользе и перспективности этого метода. Техника репертуарных решеток широко используется западными психологами в клинической психотерапии и психодиагностике самосознания. Социологами и социальными психологами метод используется при изучении межличностных отношений и т.п.

Необходимо заметить, что в отечественных научно-периодических изданиях по социологии и психологии ссылок на применение метода практически нет. Происходит это, скорее всего, по следующим причинам. Во-первых, метод считается трудоемким. Процедура выявления конструктов может занимать до полутора часов, столько же времени необходимо для заполнения репертуарной матрицы. Во-вторых, этот метод не предполагает изначальной заданности гипотез, что предъявляет к исследователю требование высокой квалификации. Немаловажно также и то, что нет хорошо разработанных методик применения техники репертуарных решеток в конкретных областях социологии и психологии [Баранова, 1993-1994]

До недавнего времени теория Келли практически не выходила за рамки психологии, но на сегодняшний день ситуация начинает меняться: идеи Келли начинают успешно применяться в менеджменте и профессиональном консультировании на Западе. Специалисты по маркетингу используют данную технику для исследований потребительского спроса на различные виды товаров; в области профконсультирования этот метод помогает определить, какую профессию человек идентифицирует как "идеальную" для себя, и, таким образом, сделать правильный выбор. [Келли, 1955].

Франселла и Баннистер считают, что репертуарную решетку можно считать своего рода специфической разновидностью структурированного интервью. В процессе беседы мы постепенно начинаем понимать, как он видит мир, что с чем связано, что из чего следует, как он оценивает события и людей и т.п. Решетка формализует этот процесс и позволяет применить математический аппарат для поиска и обоснования связей между конструктами данного человека, подметить индивидуальное, специфическое в структуре и содержании мировоззрения человека [Франселла, Баннистер, 1986].

Выводы по главе 1

Подроcтковый возраcт – это один из важнейших этапов в cтановлении личноcти человека. Он характеризуетcя несколькими cпецифичеcкими оcобенноcтями. Во-первых, это возраcт преобразований в cфере cознания, деятельноcти и cиcтемы взаимоотношений. Во-вторых, на этом этапе еще продолжается роcт человека, формирование организма в процеccе полового cозревания, что оказывает важное влияние на психофизиологичеcкие оcобенноcти.

Cамоотношение - термин, позволяющий обозначить cпецифику отношения личноcти к cобcтвенному Я. Cамоотношения может включать в себя: cамоуважение, cимпатию, любовь к cебе, cамопринятие, чувcтво раcположения, cамоуверенноcть, cамооценку, cамоунижение, cамообвинение, недовольcтво cобой и т.п. Выделение cамоотношения как cамоcтоятельного объекта пcихологичеcкого анализа чаще вcего оcуществляетcя способом «разграничения» в общем процеccе cамоcознания двух аcпектов: процеccа приобретения знаний о cебе и процеccа cамоотношения.

В cовременной пcихологии наиболее перcпективным являетcя раccмотрение cамоотношения как непоcредcтвенной предcтавленноcти в cознании личноcтного cмыcла «Я». В оcнове этой идеи лежит мысль об оценки личноcтью cвоего «Я», cобcтвенных черт, которые выражают ее потребноcть в cамореализации, как об оcновании cамоотношения.

Говоря о cамоотношении, нельзя упустить из вида ещё один немаловажный компонент – cамооценку личноcти.

Cамооценка - аффективная оценка предcтавления, которая обладает различной интенcивноcтью, поcкольку определенные черты образа "Я" возможно вызовут cильные или слабые эмоции, cвязанные c их оcуждением или принятием.

В пcихологии выделяютcя факторы, оказывающие непоcредcтвенное воздействие на то, как сформируется cамоотношение подроcтков, а именно: cтиль cемейного воcпитания, роль значимых других, взаимоcвязь cамооценки c cоциально-пcихологичеcким cтатуcом ребёнка, cвязь cамооценки c оценкой педагогов.

Помимо традиционных методов изучения самоотношения, существует также метод сравнительно новый – репертуарные техники. Техника репертуарных решеток была внедрена американским психологом Дж.Келли4 в 50х годах. Она опирается на теорию личностных конструктов  - теоретическую концепцию, которая объясняет то, как человек строит целостный образ мира.

Нам показалось интересным рассмотреть возможности и ограничения данного метода при изучении самоотношения у подростков. Поэтому мы решили проверить их эмпирически. О полученных результатах мы расскажем во второй главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 
    САМООТНОШЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

2.1. Методы исследования

(материал представлен  в приложении

В теоретической части работы я говорила о том, что в подростковом возрасте, как ни в каком другом, происходит интенсивное развитие и становление самоотношения у детей.

Обратим внимание на метод репертуарных решеток.

Техника выявления конструктов с помощью данного метода позволяет Вам побуждать собеседника сообщить свои конструкты, которыми он пользуется для понимания и осмысления конкретных областей субъективного мира. Она приносит пользу всякий раз, когда Вы хотите изучить чей-либо словарь, присоединиться к нему или изменить его. Но эта процедура не дает нам всего, о чем мы хотели бы знать: она не показывает нам, как работает на деле система конструктов. Два человека могут дать нам конструкты "энергичный - пассивный" при описании людей, принимающих решения в ситуации купли-продажи, но если они применяют эти конструкты по-разному, то это означает, что у них это не одно и то же. Процедура заполнения решетки позволяет не только представлять конструкты сами по себе, но и детально выяснять, как они используются.

В своей основе это весьма просто. Вместо того, чтобы рассматривать каждый конструкт как пару антонимов, Вы представляете его в виде шкалы - чаще всего пятибалльной. После этого Вы предлагаете собеседнику оценить каждый элемент по каждому конструкту, чтобы при этом получилась двумерная матрица.

После этого начинаются вопросы, которые ведут к заполнению решетки.

Продолжая таким образом интервью, исследователь создает матрицу из элементов и конструктов. После завершения оценивания по первой группе конструктов он может снова перейти к сравнению в триадах, использовать "лестницу", затем встроить вновь полученные конструкты в решетку и продолжить оценивание.

Мы рассмотрим четыре основных методов анализа: подсчет частот, контент-анализ, визуальную фокусировку и метод главных компонент. Первые два метода связаны с анализом содержания решетки, а с помощью трех последних анализируется не только содержание, но и взаимосвязи. Поэтому первые два метода не содержат ничего сложного кроме подсчета, а остальные требуют вычисления корреляций.

Подсчет частот

В анализе путем подсчета частот просто подсчитывается, как часто упоминаются те или иные конкретные элементы и конструкты. Хотя этот метод может применяться и к индивидуальным решеткам, он чаще используются для анализа результатов интервьюирования некоторой выборки испытуемых с целью отыскания некоторых общих тенденций.

Контент-анализ

При выполнении контент-анализа выбираются наборы категорий, к которым можно относить элементы или конструкты, а затем производится распределение элементов и конструктов по этим категориям. Здесь мы более свободны, чем при простом подсчете частот, поскольку сами определяем ширину (объем?) категории.

Можно определять категории для элементов, конструктов, а можно для тех и других одновременно. Пример контент-анализа элементов: исследование мотивации менеджеров эксплуатационных служб, проведенное нами в пяти странах. При выявлении элементов предлагалось назвать:

  • Два события (производственные ситуации), в которых респонденты испытывали сильное желание действовать (чувствовали себя мотивированными).

  • Два события (производственные ситуации), в которых респонденты отмечали отсутствие стремления действовать.

  • Один случай вне работы, связанный с высоким уровнем мотивации.

  • Один случай вне работы, когда ощущалось отсутствие мотивации.

  • Наилучшее из того, что может произойти в их работе.

  • Самая плохая вещь из тех, что происходят и могут произойти в их работе.

  • Наиболее значительный случай из того, что произошло вчера. 

Элементы, полученные в ответ на каждый выявляющий вопрос, были затем объединены в группы с общим содержанием.

Визуальная фокусировка

Это - матрица где имена конструктов и элементов опущены, и применяется не пятибалльная шкала, а дихотомическая (система "галочка - крест").Чтобы анализировать эту решетку с помощью метода визуальной фокусировки, возьмите узкую полосу бумаги. Скопируйте на нее, соблюдая расположение, набор крестов и галочек, относящихся к элементу 1. Затем сравните эту полоску с каждым другим элементом, записывая число совпадений (галочки с галочками или кресты с крестами) 

Программа метода главных компонент

Такой вид анализа отвечает на вопрос: "Сколько независимых измерений необходимо, чтобы описать все отношения в пределах этой матрицы?". Когда математики говорят о независимых переменных, они имеют в виду графическое представление, в котором переменные ортогональны (размещены под прямыми углами друг к другу). Существуют очевидные ограничения: можно нарисовать реально лишь двумерный рисунок, или трехмерный (с использованием перспективы). Но в идеале можно представить пространство с любым числом независимых измерений.

Информация о работе Самоотношение подростков