Самооценка и особенности поведения подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрытие сущности подросткового периода, специфические особенности проявления кризисных состояний и как акцентуации характера сочетаются с другими причинами формирования отклоняющегося поведения.
Задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогических источников по теме исследования.
2. Изучение особенностей развития в подростковый период

Содержание

Ведение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития ребенка в подростковый период
1.1. Особенности развития в подростковый период (физиология). Подростковый возраст и его особенности............................................................5
1.2. Особенности самооценки в сложный период, отклонение в поведении…………………………………….........................................................8
1.3. Сущность и проявление особенностей поведения у подростка. Сравнительная характеристика детей в семье и интернате..............................14
Глава 2 Помощь социального педагога и психолога в работе с подростками с отклоняющимся поведением
2.1. Выявление детей с отклоняющимся поведением при помощи наблюдений с учетом разной самооценки………………………..................…20
2.2 Проведение диагностик. Способы диагностики девиантного поведения подростков. Рекомендации по работе с трудными подростками...........................................................................................................21
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................26
Приложение………………………………………………..........................…….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Алексеевой Евгении.docx

— 84.87 Кб (Скачать файл)

   Среди сверстников подросток нередко раскрывает те стороны своей личности и те особенности психического состояния, которые остаются незаметными в окружении взрослых.

   Первыми обычно группируются подростки с делинквентным поведением, с токсикоманическими склонностями, обладающие опытом быстрых уличных знакомств. Образуемые ими компании отражают структуру и манеру поведения асоциальных подростковых групп. К ним начинают тянуться подростки с явной или скрытой акцентуацией по неустойчивому типу или с чертами неустойчивости на фоне других типов. Другие подростки сплачиваются в группы более медленно.

 

2.2 Проведение  диагностик. Способы диагностики девиантного поведения подростков. Рекомендации по работе с трудными подростками

 

Способы диагностики девиантного поведения подростков рассматриваются специалистами на следующих уровнях :

- оценка поступков подростка  родителями, педагогами, родственниками (собеседование, беседа, опросник);

- опросник оценки поступков  самого подростка;

- анализ психолого- педагогических  характеристик, видеоанализ проблемных  ситуаций, личных дел подростков.

    Алгоритм диагностики девиантного поведения подростков следующий:

1. Опрос родителей по  широкому кругу вопросов, касающихся  проблемной ситуации, связанной  с девиантным поведением подростка (см. табл. 1).

2. Педагогическое наблюдение  за поведением подростка в  школе, быту его реакция на  замечания, предупреждения со стороны  взрослых.

3. Педагогическое наблюдение  учителя за учащимся на уроке, внеклассных мероприятиях за  способами поведения подростка.

  Диагностическая беседа с родителями для регистрации девиантного поведения

Примерный список вопросов:

- физическое развитие  подростка;

- уровень социальных  отношений;

- взаимоотношения в семье;

- поведение ребенка в  школе, по мнению родителей;

- взаимоотношения в семье;

- свободное времяпровождение  ребенка.

 

Методы диагностики девиантного поведения

 Диагностика психических  состояний и свойств личности:

1. Методика диагностики  оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

2. Методика определения  психологической характеристики  темперамента

3. Методика диагностики  самооценки Ч. Д. Спилберга и Ю. Л. Ханина

4. Методика диагностики  уровня школьной тревожности  Филлипса

5. Методика диагностики  уровня субъективного ощущения  одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

6. Методика дифференциальной  диагностики депрессивных состояний  Зунге

7. Методика дифференциональной  диагностики депрессивных состояний  В. А. Жмурова

8. Методика диагностики  самооценки психических состояний  Г. Айзенка

9. Методика диагностики  показателей и форм агрессии  А. Басса и А. Дарки

10. Методика диагностики  межличностных отношений Т. Лири

11. Методика диагностики  доминирующей стратегии психологической  защиты в общении В. В. Бойко.

12. Методика диагностики  предрасположенности личности к  конфликтному поведению К. Томаса

Для каждого периода наблюдения проведение коррекции девиантного поведения предполагает участие специалистов, определяемое условиями и задачами помощи .

     На 1-м этапе задачи коррекции девиантного поведения могут быть выполнены психологом и педагогом, на 2-м необходимо привлечение психиатра-психотерапевта, роль которого является ведущей для коррекции девиантного поведения в целом, и на 3-м предполагается участие социального работника и юриста

13. Методика диагностики  межличностных и межгрупповых  отношений («социометрия») Дж. Морено

 

Компоненты успешной профилактики и коррекции девиантного поведения подростков:

  • социальный (понимание подростком ценности социально-психологического здоровья);
  • когнитивный (совокупность знаний, проявляющихся в стремлении подростка к осмыслению своих личностных возможностей);
  • эмоциональный (эмоциональная стабильность, самоконтроль эмоциональных реакций, в сложных жизненных ситуациях);
  • поведенческий (совокупность паттернов как альтернативы негативным проявлениям молодежной среды, самоорганизации учебной, досуговой деятельности).

 

   Основными модулями модели выступают: содержательно-проблемный – формирование у учащихся теоретических знаний основ правового поведения; овладение знаниями, умениями, навыками по организации социально-значимой деятельности, овладение основами здорового образа жизни.

   Методический модуль  – интегрирование основ правовых  знаний в профилактику и коррекцию  девиантного поведения подростков; обучение основам самоорганизации  досуговой деятельности подростков; вовлечение подростков в кружки  и секции; проведение экскурсий, спортивных мероприятий, дней здоровья; консультативная работа психологического  кабинета.

 

Типичные ошибки педагогов и родителей

 

1. «При уступчивости дети  получают распушенное, а при постоянном  противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует  оказывать подростку естественное  сопротивление, но не ломать его  волю.

2. В конфликте между  сверстниками взрослым нельзя  принимать одну из сторон, так  как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.

3. Требование безусловного  подчинения взрослым препятствует  выработке собственной позиции.

4. Расширение оценки успеваемости  до оценки личности. Отличная  успеваемость не означает высоких  личностных качеств и наоборот.

5. Нельзя захваливать  и противопоставлять успехи одного  неуспехам другого учащегося, так  как снижается или завышается  самооценка.

6. Ошибкой является предъявление  неверных ответов на поставленные  подростком вопросы (например, в  вопросах пола). Ответы должны  быть правдивыми, лишь степень  детализации должна быть различной.

7. Нравоучения бесполезны  – обращение к подросткам должно  быть немногословным, грубость порождает  только грубость.

8. В общении с подростком  не должен присутствовать поучительный  уничижающий тон. Ни в коем  случае не допускать публичных  порицаний. Когда вербальные формы  общения неэффективны, используйте  невербальные, опосредованные –  кинофильмы, статьи, художественную  литературу, метод группового обсуждения  проблем

Рекомендации по работе с "трудными подростками"

  • Никогда не позволяйте себе оскорблять их, в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова – это не даст права оскорблять Вас и демонстрировать в поведении все на что они способны.
  • Общение на равных, но не впадать в зависимость от них. Лучше несколько дистантно.
  • В открытую не бороться т. к. это усугубит отношения. Следует учитывать особенности, бурные реакции.
  • Останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуйте при минимуме слов.
  • Обсуждайте поведение только после успокоения.
  • Выясняйте, как возникает агрессивное поведение, и каково возможное решение. «Имя…, тв расстроился, потому что…Ты можешь переживать, но не имеешь права обижать других. Что нужно сделать, чтобы успокоиться и при этом ни на кого не нападать?»
  • Пусть за что-то отвечает в школе.
  • Нельзя угрожать и шантажировать, т. к. в какой-то момент это перестанет действовать и Вы будете неубедительны и бессильны.
  • «Воинственность» ребенка можно успокоить своим спокойствием.

 

   Таким образом, проблема трудных учащихся – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Огромная общественная важность ее становится особенно очевидной в период кризиса всего общества. Работа психолога с трудными подростками является одной из сложнейших направлений в профессиональной деятельности и в тоже время актуальной. Психологическое благополучие подростков во многом зависит от того, насколько своевременно будет оказана психологическая помощь и поддержка трудным подросткам и их семьям. Поэтому важно своевременно диагностировать проблему возникновения трудностей, а также проводить консультационную и коррекционную работы с трудными подростками и их родителями.

 

 

 

 

 

 

Заключение

   В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

  Непременным условием делинквентного поведения является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих подростков отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. С другой стороны, гиперопёка, также как и безнадзорность, нередко способствуют делинквентному поведению. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде уходов из дома и бродяжничества, агрессивности.

  Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к несовершеннолетнему. Социального оздоровления и социально-педагогической коррекции требует неблагоприятная среда, которая вызывает социальную дезадаптацию несовершеннолетнего.

   Профилактика и предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних становится не только социально значимым, но и психологически необходимым.

   Рассмотрение проявления разных форм агрессивности у мальчиков и девочек на разных стадиях подросткового возраста и из разных социальных групп населения даёт необходимую ориентацию в характере сфер личности ребёнка развивающегося под воздействием различной микросреды и позволяет целенаправленно строить воспитательный процесс.

   В большинстве случаев акцентуации характера создают предпосылки для формирования девиантного поведения, особенно в подростковом возрасте. Для того чтобы избежать отклонений в поведении детей, родителям и педагогам следует вовремя обратить внимание на особенности характера ребёнка. Зная тип акцентуации характера ребёнка, “места наименьшего сопротивления” в характере и избегая, по возможности, неблагоприятных социально-психологических воздействий можно предотвратить формирование отклоняющегося поведения.

Список литературы

1.Ананьев Б. Г. "Человек как предмет познания". СПб.: Питер, 2001

2.Березин С.В., Лисецкий К.С., Серебрякова М.Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Самарский университет, 2001.

3.Беличева С.А. “Основы превентивной психологии” М.: "Социальное здоровье России",1994.

4.Волков П.Б. Роль воспитательной системы интернатного типа в развитии способности регуляции аффектов у подростков – сирот с аддиктивным поведением // Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы. Уфа: БГПУ,2008

5.Выгодский Л.с. Педагогическая психология

6.Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001

7.Клейберг Ю.А. Девиантология. Хрестоматия.СПб: Питер, , 2010

8.Леонгард К. Акцентуированные личности.

9.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика М.: Московский психолого-социальный институт - Воронеж: Изд-во НПО "МО ДЕК", 2000

10.Психологический словарь, 1983

11.Райс Ф. Психология подросткового и юношеского СПб.: Питер,2000

 

 Интернет- источники:

http://www.vashpsixolog.ru/

http://vprosvet.ru/biblioteka/nablyudenie/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Приложение

Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко

 

Шкалы: миролюбие, избегание, агрессия

Назначение теста

Диагностика ведущей стратегии защиты в общении с партнерами.

Инструкция к тесту

 Выберите  тот вариант ответа, который подходит  вам больше всего

 

Тест

1. Зная себя, вы можете сказать:

    1. я скорее человек миролюбивый, покладистый;

    2. я скорее человек гибкий, способный  обходить острые ситуации, избегать  конфликтов;

    3. я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный.

2. Когда вы  мысленно выясняете отношения  со своим обидчиком, то чаще  всего:

    1. ищете способ примирения;

    2. обдумываете способ не иметь  с ним дел;

    3. размышляете о том, как его  наказать или поставить на  место.

3. В спорной  ситуации, когда партнер явно  не старается или не хочет  вас понять, вы вероятнее всего:

    1. будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял;

    2. постараетесь свернуть с ним  общение;

    3. будете горячиться, обижаться или  злиться.

4. Если защищая  свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим  человеком, то:

Информация о работе Самооценка и особенности поведения подростка