Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:46, курсовая работа
Цель: раскрытие сущности подросткового периода, специфические особенности проявления кризисных состояний и как акцентуации характера сочетаются с другими причинами формирования отклоняющегося поведения.
Задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогических источников по теме исследования.
2. Изучение особенностей развития в подростковый период
Ведение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития ребенка в подростковый период
1.1. Особенности развития в подростковый период (физиология). Подростковый возраст и его особенности............................................................5
1.2. Особенности самооценки в сложный период, отклонение в поведении…………………………………….........................................................8
1.3. Сущность и проявление особенностей поведения у подростка. Сравнительная характеристика детей в семье и интернате..............................14
Глава 2 Помощь социального педагога и психолога в работе с подростками с отклоняющимся поведением
2.1. Выявление детей с отклоняющимся поведением при помощи наблюдений с учетом разной самооценки………………………..................…20
2.2 Проведение диагностик. Способы диагностики девиантного поведения подростков. Рекомендации по работе с трудными подростками...........................................................................................................21
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................26
Приложение………………………………………………..........................…….27
1.
пойдете на значительные
2. отступите от своих притязаний;
3.
будете отстаивать свои
5. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы скорее всего:
1.
постараетесь запастись
2. дипломатичным образом уйдете от контактов;
3. дадите достойный отпор.
6. Во взаимодействии
с властным и в то же время
несправедливым руководителем
1. сможете сотрудничать во имя интересов дела;
2. постараетесь как можно меньше контактировать с ними;
3.
будете сопротивляться его
7. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы:
1. пойдете ему навстречу;
2. уйдете от конкретного решения;
3. решите вопрос не в пользу партнера.
8. Если кто-то из друзей время от времени будет позво- лять себе обидные выпады в ваш адрес, вы:
1. не станете придавать этому особого значения;
2. постараетесь ограничить или прекратить контакты;
3. всякий раз дадите достойный отпор.
9. Если у партнера есть претензии к вам и он при этом раздражен, то вам привычнее:
1. прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;
2. избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии;
3. поставить его на свое место или прервать.
10. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам о том плохом, что говорят о вас другие, то вы:
1. тактично выслушаете все до конца;
2. пропустите мимо ушей;
3. прервете рассказ на полуслове.
11. Если партнер
слишком проявляет
1. пойдете на уступку ради мира;
2. уклонитесь от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу;
3.
однозначно дадите понять
12. Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу “урвать побольше”, вы:
1. терпеливо добиваетесь своих целей;
2.
предпочитаете ограничить
3.
решительно ставите такого
13. Имея дело с нагловатой личностью, вы:
1.
находите к ней подход
2. сводите общение до минимума;
3. действуете теми же методами.
14. Когда
спорщик настроен к вам
1.
спокойно и терпеливо
2. уходите от общения;
3. осаждаете его или отвечаете тем же.
15. Когда вам задают неприятные, подковыривающие вопросы, вы чаще всего:
1. спокойно отвечаете на них;
2. уходите от прямых ответов;
3. “заводитесь”, теряете самообладание.
16. Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего:
1. заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки;
2.
побуждает сглаживать
3. активизирует желание доказать свою правоту.
17. Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее:
1. поздравить его с победой;
2. сделать вид, что ничего особенного не происходит;
3.
“сражаться до последнего
18. В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило:
1. “мир любой ценой” – признать свое поражение, принести извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера;
2. “пас в сторону” – ограничить контакты, уйти от спора;
3. “расставить точки над “и” – выяснить все разногласия, непременно найти выход из ситуации.
19. Когда
конфликт касается ваших
1.
благодаря дипломатии и
2. за счет выдержки и терпения;
3. за счет темперамента и эмоций.
20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет ваше самолюбие, вы:
1. мягко и корректно сделаете ему замечание;
2. не станете обострять ситуацию, сделаете вид, буд-то ничего не случилось;
3. дадите достойный отпор.
21. Когда близкие критикуют вас, то вы:
1. принимаете их замечания с благодарностью;
2. стараетесь не обращать на критику внимание;
3. раздражаетесь, сопротивляетесь или злитесь.
22. Если кто-либо из родных или близких говорит вам неправду, вы обычно предпочитаете:
1.
спокойно и тактично
2. сделать вид, что не замечаете ложь, обойти непри- ятный оборот дела;
3. решительно вывести лгуна на “чистую воду”.
23. Когда вы раздражены, нервничаете то чаще всего:
1. ищите сочувствия, понимания;
2. уединяетесь, чтобы не проявить свое состояние на партнерах;
3. на ком-нибудь отыгрываетесь, ищете “козла отпущения”.
24. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способный чем вы, получает поощрение начальства, вы:
1. радуетесь за коллегу;
2. не придаете особого значения факту;
3. расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь.
Обработка и интерпретация результатов теста
Ключ к тесту
Для определения
присущей респонденту
• Вариант “а” – миролюбие,
• Вариант “b” – избегание,
• Вариант “c” – агрессия.
Чем больше
ответов того или иного типа,
тем отчетливее выражена
Методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.
Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень выраженности той или иной характеристики своего состояния в момент обследования.
Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени(силе) выраженности данной характеристики.
Обработка данных: При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные – низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.
Самочувствие (сумма баллов по шкалам) – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Активность (сумма баллов по шкалам) – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Настроение (сумма баллов по шкалам) – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже 4 свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0 – 5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.
Типовая карта методики САН
Ф.И.О.________________________
Пол_________Возраст___________
Дата______________Время_______
1 |
Самочувствие хорошее |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Самочувствие плохое |
2 |
Чувствую себя сильным |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Чувствую себя слабым |
3 |
Пассивный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Активный |
4 |
Малоподвижный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Подвижный |
5 |
Веселый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Грустный |
6 |
Хорошее настроение |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Плохое настроение |
7 |
Работоспособный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Разбитый |
8 |
Полный сил |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Обессиленный |
9 |
Медлительный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Быстрый |
10 |
Бездеятельный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Деятельный |
11 |
Счастливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Несчастный |
12 |
Жизнерадостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Мрачный |
13 |
Напряженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Расслабленный |
14 |
Здоровый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Больной |
15 |
Безучастный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Увлеченный |
16 |
Равнодушный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Взволнованный |
17 |
Восторженный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Унылый |
18 |
Радостный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Печальный |
19 |
Отдохнувший |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Усталый |
20 |
Свежий |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Изнуренный |
21 |
Сонливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Возбужденный |
22 |
Желание отдохнуть |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Желание работать |
23 |
Спокойный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Озабоченный |
24 |
Оптимистичный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Пессимистичный |
25 |
Выносливый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Утомленный |
26 |
Бодрый |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Вялый |
27 |
Соображать трудно |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Соображать легко |
28 |
Рассеянный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Внимательный |
29 |
Полный надежд |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Разочарованный |
30 |
Довольный |
3 |
2 |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
Недовольный |
Методика диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка
Методика предназначена для диагностики таких психических состояний как: тревожность, фрустрация, агрессивность, ригидность.
Инструкция к тесту
Предлагаем вам описание различных психических состоянии. Если вам это состояние часто присуще, поставьте 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, поставьте 1 балл, если совсем не бывает – 0 баллов.
Тестовый материал
1.Не чувствую в себе уверенности.
2.Часто из-за пустяков краснею.
3.Мой сон беспокоен.
4.Легко впадаю в уныние.
5.Беспокоюсь о только
воображаемых еще
6.Меня пугают трудности.
7.Люблю копаться в своих недостатках.
8.Меня легко убедить.
9.Я мнительный.
10.Я с трудом переношу время ожидания.
11.Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход.
12.Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.
13.При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14.Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15.Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
16.Я нередко чувствую себя беззащитным.
17.Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
18.Я чувствую растерянность перед трудностями.
19.В трудные минуты
жизни иногда веду себя по-
20.Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
21.Оставляю за собой последнее слово.
22.Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
23.Меня легко рассердить.
24.Люблю делать замечания другим.
25.Хочу быть авторитетом для других.
26.Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
27.Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
28.Предпочитаю лучше
29.У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
30.Я мстителен.
31.Мне трудно менять привычки.
32.Нелегко переключать внимание.
33.Очень настороженно отношусь ко всему новому.
34.Меня трудно переубедить.
35.Нередко у меня не
выходит из головы мысль, от
которой следовало бы
36.Нелегко сближаюсь с людьми.
37.Меня расстраивают даже
незначительные нарушения
38.Нередко я проявляю упрямство.
39.Неохотно иду на риск.
40.Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов теста
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
I. Вопросы №1-10 – тревожность;
II. Вопросы №11-20 – фрустрация;
III. Вопросы №21-30 – агрессивность;
IV. Вопросы №31-40 – ригидность.
Иинтерпретация результатов теста
Информация о работе Самооценка и особенности поведения подростка