Самооценка и особенности поведения подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель: раскрытие сущности подросткового периода, специфические особенности проявления кризисных состояний и как акцентуации характера сочетаются с другими причинами формирования отклоняющегося поведения.
Задачи:
1. Изучение и анализ психолого-педагогических источников по теме исследования.
2. Изучение особенностей развития в подростковый период

Содержание

Ведение.....................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы развития ребенка в подростковый период
1.1. Особенности развития в подростковый период (физиология). Подростковый возраст и его особенности............................................................5
1.2. Особенности самооценки в сложный период, отклонение в поведении…………………………………….........................................................8
1.3. Сущность и проявление особенностей поведения у подростка. Сравнительная характеристика детей в семье и интернате..............................14
Глава 2 Помощь социального педагога и психолога в работе с подростками с отклоняющимся поведением
2.1. Выявление детей с отклоняющимся поведением при помощи наблюдений с учетом разной самооценки………………………..................…20
2.2 Проведение диагностик. Способы диагностики девиантного поведения подростков. Рекомендации по работе с трудными подростками...........................................................................................................21
Заключение.............................................................................................................25
Список литературы................................................................................................26
Приложение………………………………………………..........................…….27

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Алексеевой Евгении.docx

— 84.87 Кб (Скачать файл)

 

1.3. Сущность и  проявление особенностей поведения  у подростка с учетом самооценки. Сравнительная характеристика детей в семье и интернате

 

 

  Подростковому периоду свойственны определенные поведенческие модели и психологические особенности, а так же реакции на воздействия окружающей социальной среды. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

   Реакция эмансипации- Личностные реакции преимущественно пубертатного возраста, характеризующиеся повышенным стремлением подростков к самостоятельности, независимости от родителей и покровительства взрослых. В крайних случаях подростки уходят из дома, иногда начинают бродяжничать.

   Реакция группирования со сверстниками- стремление детей и подростков включаться в группы, объединённые неформальными отношениями. Это нормальное явление для большинства детей, необходимое для преодоления зависимости от родителей. Патологическим реакциям данного типа особенно подвержены педагогически запущенные дети из неблагополучных семей.

   Реакция увлечения- чрезмерно интенсивные и односторонние («сверхценные») увлечения подростков, которые могут повлечь нарушения поведения и социальную дезадаптацию (ухудшение учёбы, контакты с сомнительными людьми, правонарушения и др.). Это, к примеру, азартные игры, занятия спортом, коллекционирование, особые диеты и др.

 

Они делятся на следующие виды:

    • Интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование)
    • Накопительные увлечения (коллекционирование )
    • Эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной одеждой, театром, сценой).
    • Телесно - мануальные увлечения (спорт)
    • Азартные увлечения (картёжные игры, пари на деньги)
    • Информативно – коммуникативные увлечения (проявляются жаждой информации - книги,телевизор, интернет)

 

   Знание подростковых  увлечений помогает лучше понять  внутренний мир и переживания  подростков, улучшает взаимопонимание  между подростками и взрослыми.

   Увлечения могут  стать основой нарушения  поведения  подростков.  Это происходит или  в силу чрезмерной интенсивности  хобби, когда ради него забрасывается  учеба, работа, все дела и даже  становится в опасность собственное  благополучие, или в силу необычности, странности и даже асоциального  содержания самих увлечений.

 

 

Поведенческие модели.

 

I.Гендерное поведение.

    Интерес к вопросам  пола возникает у детей задолго  до начала подросткового возраста  и является выражением обычной  любознательности. В переходном  возрасте этот интерес становится  напряженным и личным.

    Можно выделить  некоторые особенности гендерного  поведения подростков:

  • Разделение любви и секса.
  • Экспериментальный характер подростковой сексуальности.
  • Мастурбация.
  • Гендерные взаимоотношения, как знаки взрослости.
  • Распространенность гомоэротических чувств.

 

II.Суицидальное поведение.   

   С 60-х годов XX века суицидальное поведение подростков стало актуальной проблемой. В детском возрасте сознательных самоубийств практически не бывает, а с 12-13 лет начинается суицидальная активность, достигающая своего апогея к 15-18 годам. У подростков чаще, чем среди взрослых, наблюдается так называемый «эффект Вертера» - самоубийство под влиянием чьего-либо примера. А превышение количества попыток количества осуществленных более чем в 50 раз, позволяет сделать вывод о том, что многие из них носят демонстративный характер. Покушения на самоубийство в подростковом возрасте часто не желание умереть, а крик о помощи. Подростки говорят о своих желаниях, 80% суицидальных попыток совершается дома, иногда они адресованы кому-то конкретному, а порой можно говорить о суицидальном шантаже.

 

III.Наркотизм.

    Употребление  алкоголя и других психотропных  веществ у подростков достаточно  распространено. Это обусловлено  многими причинами, но в данном  случае будут рассмотрены лишь  те, которые обусловлены особенностями  этого возрастного периода:

1. Возможность почувствовать себя взрослым

2. Стремление к экспериментированию, поиску новых, необычных ощущений и переживаний

3. Влияние группы, стремление походить на своих сверстников

 

IV.Сленг.

     Подростковая  субкультура, как и любая другая  субкультура, имеет свой язык. Лексика  сленга ограничена интересами  подростков, то есть учебой в  школе, модной одеждой, музыкой, общением  с друзьями, проведением свободного  времени и так далее. Сленг  легко заимствует слова из  жаргона компьютерщиков (зависнуть, винды, комп, клава), из воровского  арго (забить стрелку, круто, беспредел, шмонать), сленга наркоманов (кайф, бадяжить), сленга хиппи (ништяк, маза). В нем иногда переосмысляются обычные русские слова (обломать, достать, грузить).    Появляются в подростковом жаргоне и собственные словечки, например, децл. Много слов было заимствовано из английского языка:  бакс, блэк, пипл и многие другие.

 

V.Ритуалы подростковой субкультуры.

    • Ритуал закрепления дружбы. Обычно это так называемый обряд «братания кровью». Он может происходить как в подростковой (чаще всего мужской) группе, так и между двумя близкими друзьями.
    • Обмен письмами и подарками между постоянно встречающимися девочками.
    • Ритуалы принятия в группу. В некоторых подростковых группах прием новых членов сопряжен с особыми испытаниями. Вновь примкнувшему дается какое-либо задание, которое должно выявить у него наличие качеств важных в этой группе. Так в дворовых группах достаточно часто проверяется сила и мужественность (обычно это драка с одним из членов группы).

 

VI.Дневник.

   Именно в подростковом  возрасте человек начинает вести  дневник. Личный дневник  выполняет  одновременно несколько функций:

   - психотерапевтическая - снятие эмоционального и нервного  напряжения в результате письменной  рационализации;

   - исповедальная - реализует  стремление поделиться самым  сокровенным;

   - культурно-игровая - дневник своего рода излишество, прихоть, подражание книжным барышням. Его можно вести, а можно и  не вести, он не обязателен, как  всякая игра, но и, как всякая  игра, доставляет удовольствие;

   - литературно-творческая  – в дневнике автор вынужден  излагать события в литературной  форме. Дневник организуется в  виде жанра — рассказа, размышлений; возникает необходимость сюжета;

   - аутокогнитивная - перечитывая  регулярно прошлые записи, подросток  начинает лучше понимать себя, логику своих чувств, мыслей, поступков.

   - темпорально-аутокоммуникативная - дневник выступает как культурный  механизм сохранения памяти о  событиях индивидуальной жизни.

   - диалоговая - в данном  случае имеется в виду возможность  прочитывания дневника желаемым  или, во всяком случае, ожидаемым, «предсказуемым» человеком.

   В подростковом возрасте одним из видов отклоняющегося поведения является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется нестабильностью общества, межличностными и межгрупповыми конфликтами. Снижается возраст проявления агрессивных действий. Всё чаще встречаются случаи агрессивного поведения у девочек.

   В настоящее время приходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют род качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному и в неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все они чреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающего человека.

   Характеристики подростков, растущих в семье и вне семьи, различающихся по ряду существенных параметров, главные из которых:

1) ориентации на собственные  личностные особенности (массовая  школа) – ориентация на внешнее  окружение, на приспособление (интернат);

2) интенсивное становление  подростка в направлении взрослости, связанной с ней системой собственных  ценностей от 7 к 9 классу (массовая  школа) – стабильность этих сторон  в указанный период (интернат);

3) яркая выраженность  собственно подростковых характеристик (массовая школа) – несоответствие  некоторых сторон развития подростка  возрастным характеристикам (интернат).

   Дело не в том, что подросток развивается в этих условиях более медленно, важно, что он развивается несколько иначе, по другому пути, чем у подростков растущих в семье.

   Другое важнейшее психологическое новообразование подросткового возраста – обращенность в будущее. Его изучение проливает свет, с одной стороны на более широкую проблему становления временной перспективы личности как существеннейшей ее характеристики, а с другой – на процесс профессионального самоопределения – сравнительно более узкий, но чрезвычайно практически значимый в этом возрасте момент личностного развития .

   Психологический самоанализ профессионального самоопределения свидетельствует, что процесс по-разному осуществляется в интернате и массовой школе. Суть различия состоит в том, что в обычной школе в начале формируются некоторые идеальные представления о своей будущей профессии, которые в последствии (в 7 – 8 классе) сменяются вполне реально, причем в ряде случаев возникают достаточно сложные, противоречивые отношения между теми и другими. У воспитанников школы- интерната, рано складываются реалистические представления о своей будущей специальности, поэтому отношение к её выбору у них, как правило, непротиворечивое.

   В данном случае отсутствие противоречивости в профессиональном определении не может быть оценено положительно. Подросток из массовой школы, выбирая «земную», более соответствующую своим способностям и объективным обстоятельствам жизни профессию, отказывается от своих детских надежд и мечтаний совершает акт сознательного самоограничения, необходимого профессиональном самоопределении. За воспитанника детского дома это акт совершают другие: профессиональная самоопределение обусловлено системой общественного воспитания (детские дома и интернаты бывают жестко связаны только с несколькими средними специальными учебными заведениями, обучаясь в которых воспитанники могут находиться на полном государственном обеспечении). По существу акт профессионального самоопределения превращается для воспитанников интерната в профессиональное определение. Но поскольку профессиональное самоопределение в данном возрасте важнейшая составляющая личностного самоопределения, то очевидно, как неблагоприятно это может сказаться на всем ходе становления личности .

   Профессиональная перспектива может быть полностью сформулирована лишь как часть целостной временной перспективы будущего. Сюда входят и мотивы общения с другими людьми (стремление иметь друзей, вступить в брак), и мотивы, связанные с развитием собственной личности. Эти группы мотивов временной перспективы также значительно менее выражены у воспитанников детского дома. Они представлены незначительно и относятся лишь к периоду актуальной жизнедеятельности и самого ближайшего будущего.

   Школьники из семьи оценивают мужчин и женщин более разносторонне, их представления о семье, о взаимоотношениях в ней вполне реальны и наполнены конкретным содержанием.

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Помощь социального педагога и психолога в работе с подростками с отклоняющимся поведением 

 

2.1. Выявление детей с отклоняющимся поведением при помощи наблюдений с учетом разной самооценки

   Проблема отклоняющегося поведения детей и подростков в настоящее время приобретает угрожающие размеры. В связи с этим школьные психологи понимают необходимость смещения акцентов работы с борьбы со следствиями нарушений социализации в подростковом возрасте на раннюю профилактику девиантного поведения. Такая работа требует новых профессиональных подходов, разработки конкретных форм ее реализации.

Много зависит от самооценки подростка.

   В научных исследованиях применяются различные методы, представляющие собой средства и приемы, с помощью которых можно получить достоверные данные о предмете изучения и использовать их в дальнейшем для выведения научных теорий и создания практических рекомендаций.

   Наблюдение как метод исследования является наиболее распространенным и востребованным методом социологических и психологических исследований.

   Наблюдение является научным методом исследования, который не ограничивается простой констатацией фактов, а научно объясняет причины конкретного явления. Оно заключается в целенаправленном сборе фактов о поведении и деятельности людей для последующего их анализа.

   Это наблюдение начинается с момента первой беседы с подростком и его окружением, администрацией школы, в которой учится ребенок, психологом и социальным педагогом и сверстниками. Уже здесь достаточно отчетливо могут выступить общительность или замкнутость, живой веселый нрав или склонность к унынию, тревожная озабоченность или нарочитая бравада, подчеркнутая деликатность или быстро утрачиваемое чувство дистанции, неторопливая обстоятельность или суетливость и поспешность в мыслях и действиях, болтливость или осторожная осмотрительность в ответах, сдержанность в проявлении чувств или эмоциональная лабильность. Все это дает немало сведений и для оценки психического состояния подростка, и для суждения о типе акцентуации характера, и для определения синдрома, и, наконец, для постановки диагноза.

Информация о работе Самооценка и особенности поведения подростка