Связь стратегий самопредъявления и я-концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать связь способности личности к управлению самоопределением и Я-концепцией.
Гипотеза: способность к управлению самопредъявлением связана с Я-концепцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Самопредъявление личности как предмет психологического исследования…………………………………………………………………...5
1.1. Основные подходы к изучению самопредъявления, стратегии и тактики самопредъявления …………………………………………………...5
1.2.Я-концепция как фактор самопредъявления.......................................16
1.3.Мотивации самораскрытия в межличностном общении………………………………………………………………………..22
2. Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции и самопредъявления…………………………………………………………......27
Заключение………………………………………………………………...31
Литература……

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик курсовой.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)


                  Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………..3

1.Самопредъявление  личности как предмет психологического  исследования…………………………………………………………………...5

1.1. Основные подходы к изучению  самопредъявления, стратегии и тактики самопредъявления …………………………………………………...5

1.2.Я-концепция как фактор самопредъявления.......................................16

1.3.Мотивации самораскрытия в межличностном общении………………………………………………………………………..22

 

2. Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции и самопредъявления…………………………………………………………......27

 

Заключение………………………………………………………………...31

Литература…………………………………………………………………32

Приложение………………………………………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

В формировании высокого уровня коммуникативной  компетенции и успешности личности в общении, а также в построении эффективного процесса взаимодействия партнёра по общению необходимы теоретические и практические представления о неотъемлемых составляющих процесса общения -  самораскрытии и самопредъявлении.      

Исследование самораскрытия личности в общении в последние два десятилетия в психологии вылилось в самостоятельное научное направление, находящееся на границе между социальной психологией и психологией личности. Психология как, наверное, никакая другая наука обладает удивительным свойством давать возможность многочисленной интерпретации старого эмпирического материала через призму вновь созданных понятий. При этом новое понятие отнюдь не отменяет старых толкований, а лишь дает возможность заглянуть внутрь магического кристалла, каким является личность, через новую его грань. Так случилось и с понятием самораскрытия. Без него долгое время обходились, не выделяя в отдельную предметную область, однако перенос акцента с Человека Воспринимающего на Человека Транслирующего, связанный с духом настоящего времени, показал необходимость всерьез и подробно заняться этой проблемой.

     Самопредъявление – один из механизмов саморегуляции личности и регуляции межличностных отношений, поэтому его изучении необходимо для более глубокого понимания и осмысления сущьности поведения личности в сфере общения. Стимулирует личностный рост, выполняет развивающую функцию, способствует самопознанию, личностной идентификации.

     Объект: самопредъявление  личности в межличностных отношениях.

     Предмет: связь способности личности к управлению самоопредъявлением и Я-концепцией.

     Цель: теоретически обосновать связь способности личности к управлению самоопределением и Я-концепцией.

     Гипотеза: способность к управлению самопредъявлением связана с Я-концепцией.

 В основе исследования лежит  проблема соотношения между внутренним Я и его внешним воплощением в межличностном взаимодействии, а также  проблема кодирования и декодирования образов самопрезентации. Ключевые понятия этого исследования такие: Я-концепция, идентичность, зеркальные Я, социальные ожидания, публичное Я, приватное Я, искреннее и ложное самопредъявление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Самопредъявление личности как  предмет психологического исследования.

1.1. Основные подходы к изучению самопредъявления.

 

Английский термин «самопрезентация» используется для обозначения намеренного и осознаваемого поведения, направленного на создание определенного впечатления о себе у окружающих. Некоторые исследователи определяют самопрезентацию как процесс, посредством которого индивиды пытаются контролировать впечатления окружающих о них самих. В англоязычной литературе используется еще термин «управление впечатлением». Другие считают, что управление впечатлением шире самопрезентации, так как впечатления могут управляться и третьими лицами. Однако в большинстве работ эти термины используются как взаимозаменяемые[12]. По Д. Майерсу, самопредъявление – это «акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьим-либо идеалам»[7].

В отечественной литературе можно встретить следующие варианты перевода термина «self-presentation»: самопрезентация, представление себя другим, самопредставление, самопредъявление, самоподача. Но наиболее точным переводом можно считать слово самопредъявление, поскольку оно целиком состоит из русских корней, в отличие от слова самопрезентация, которое наполовину является калькой английского слова.

В. Н. Куницина понимает самопредъявление, как «кратковременный, специфически мотивированный и организованный процесс предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении». Целью самопредъявления, с ее точки зрения, является желание расположить к себе и сформировать благоприятное впечатление о себе. Самопредъявление она делит на тактическое, рассчитанное на короткое время и сиюминутный успех, и стратегическое, рассчитанное на эффект в будущем[5].

Это определение слишком узкое, так как существует большой класс ситуаций, в которых человек в силу определенных интересов представляет себя слабым, агрессивным, беззащитным, а не идеальным. Кроме того этот процесс является кратковременным. В некоторых случаях он может представлять собой целую серию встреч, как, например, у двух влюбленных, которые стремятся понравиться друг другу. Самопредъявление понимается как совокупность всех действий человека с целью создания определенного образа в глазах аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей[12].

Анализ зарубежной и отечественной литературы позволяет выделить семь подходов к пониманию и изучению самопредъявления личности. Первые три подхода соответствуют трем основным аспек там общения (коммуникация, интеракция, социальная перцепция), следующие три подхода связаны с ведущим фактором, детерминирующим самопрезентацию (культура, гендер, индивидуально-личностные особенности), последний подход представляет собой приложение всех предшествующих подходов к разным сферам межличностного взаимодействия (политике, бизнесу, торговле и пр.).

Выделение этих подходов носит условный характер, поскольку они неразрывно связаны между собой, но оно необходимо для того, чтобы упорядочить весьма разноплановые исследования, относящиеся порой к разным наукам (культурологии, психолингвистике, социологии).

1. Интерактивный подход является доминирующим, поскольку именно благодаря символическому интеракционизму возникла проблема самопрезентации личности. В рамках этого подхода основной акцент делается на анализе поведения участников социального взаимодействия и механизмах воздействия друг на друга. Ключевыми понятиями здесь являются следующие: ситуация взаимодействия, роли, стратегии самопрезентации, средства создания образа, механизмы социального влияния.

2. Коммуникативный подход основан на рассмотрении самопредъявления как процесса передачи и восприятия информации. Этот подход еще можно иначе назвать психосемиотическим, поскольку в его рамках рассматривается символическая сторона самопредъявления. Ключевыми понятиями при данном подходе являются знаки, символы, адресант, код, референт, адресат.

3. Социо-перцептивный подход  назван по аналогии с соответствующим аспектом общения, описанным Г. М. Андреевой[2]. В общении социо-перцептивной называется та ее сторона, которая связана с восприятием участниками общения друг друга. Применительно к изучению самопредъявления этот подход направлен также на изучение механизмов построения предъявляемых образов и их восприятие аудиторией. В процессе самопредъявления личности возникает целая галерея образов, которые можно изучать. Во-первых, это система Я-образов, которая составляет основу Я-концепции каждого человека (его телесное, эмоциональное, социальное и прочие Я). Они выступают в качестве главных детерминант для формирования предъявляемого образа. Во-вторых, система зеркальных-Я, которые представляют собой отрефлексированные субъектом са-мопредъявления ожидания со стороны аудитории относительно его поведения. В-третьих, желаемый образ самопредъявления, который хотелось бы предъявить субъекту. В-четвертых, предъявленный образ, который основывается на всех предшествующих образах, но обусловлен возможностями и обстоятельствами ситуации его предъявления. И, наконец, тот образ, который был воспринят аудиторией, исходя из характеристик самой аудитории.

4. Культурологический подход нацелен на выявление и анализ различий между представителями разных культур и национальностей в особенностях их самопредъявления. Кросс-культурные исследования этой проблемы свидетельствуют о том, что культура накладывает существенные ограничения как на содержание предъявляемого образа, так и на стратегию предъявления. Ключевые понятия в этом подходе культурные традиции самопредъявления, национальный этикет, культурный шок, аккультурация, типы культур.

5. Гендерный подход направлен  на выявление различий в  само-предъявлении представителей мужского и женского полов, а также в связи с их гендером (фемининностью, маскулинностью, андрогинностью). Этот подход возник в связи с накоплением большого массива данных в психологии, психолингвистике и социологии, свидетельствующих о наличии существенных различий в содержании и форме самопредъявления мужчин и женщин. Ключевые понятия в этом подходе: репрезентация пола, гендер, гендерлект, фемининность, маскулинность.

6. Индивидуально-личностный подход  главной своей задачей ставит рассмотрение влияний личностных особенностей субъекта самопредъявления на процесс и результат управления создаваемым о себе впечатлением. В рамках данного направления также делаются попытки описать наиболее характерные личностные типы, отличающиеся определенным устойчивым стилем самопрзентации. Ключевые понятия в этом подходе самомониторинг, демонстративное поведение, эпатажная личность.

7. Прикладной подход состоит в изучении практик целевого создания образов самопрезентации в деловой сфере. Прежде всего, он связан с таким направлением как имиджелогия. Этот подход является практическим воплощением теоретических достижений рассмотренных ранее подходов. Он активно развивается в зарубежной и отечественной психологии, потому что существует социальный заказ на выработку рекомендаций и советов для частных лиц и организаций по эффективной самопрезентации в деловой и политической сферах. Ключевые понятия в этом подходе: имидж, стратегии, тактики и техники самопрезентации, эффективность самопрезентации[12].

 

 Стратегии и тактики самопредъявления

 

В зарубежной психологии одной из центральных проблем изучения самопредъявления является вопрос о стратегиях и тактиках самопредъявления. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал, свидетельствующий о влиянии многих социально-психологических и личностных характеристик субъекта самопредъявления и его партнера, а также обстоятельств их взаимодействия на реализацию разных стратегий и тактик презентации своего образа.

Стратегия самопредъявления является совокупностью поведенческих актов личности, разделённых во времени и пространстве, направленных на создание определённого образа в глазах окружающих. Тактика самопредъявления - это определённый приём, с помощью которого реализуется выбранная стратегия. Стратегия самопрезентации может включать в себя множество отдельных тактик. Тактика самопрезентации является кратковременным явлением и направлена на создание желаемого впечатления в конкретной жизненной ситуации.

В 1982 г. создали одну из первых классификаций стратегий самопредъявления, основанную на целях и тактиках, которые используют люди в общении с окружающими. Самопрезентация позволяет человеку использовать различные источники власти, расширяя и поддерживая влияние в межличностных отношениях.

  1. Стремление понравиться — инграциация. Эта стратегия рассчитана на власть обаяния. Основная тактика состоит в том, чтобы угождать другим людям, льстить и соглашаться, предъявлять социально-одобряемые качества. Цель — казаться привлекательным.
  2. Самопродвижение. Демонстрация компетентности, которая предоставляет власть эксперта. Основная тактика состоит в доказательстве своего превосходства и хвастовстве. Цель — казаться компетентным.
  3. Примерность. Стремление служить примером для других людей, что дает власть наставника. Основная тактика состоит в демонстрации духовного превосходства, сочетается с хвастовством и стремлением обсуждать и осуждать других людей. Цель — казаться морально безупречным.
  4. Запугивание. Демонстрация силы, которая заставляет окружающих подчиняться и дает власть страха. Основная тактика состоит в угрозе. Цель — казаться опасным.
  5. Демонстрация слабости или мольба. Обязывает окружающих оказывать помощь, что дает власть сострадания. Основная тактика — просить о помощи, умолять. Цель — казаться слабым.

По зарубежным данным наиболее распространенными являются первые три стратегии самопредъявления, поскольку они соответствуют социально-одобряемому поведению.

Были выделены две стратегии самопрезентации, различающихся по способам, которыми они достигаются, и по наградам, которых они достигают: «ублажающая стратегия» — направлена на то, чтобы выставить себя в выгодном свете, управляется внешними критериями (подстройка под аудиторию) и достигает внешней награды одобрения; «самоконструирующая» — критерии и награды внутри самого человека, человек поддерживает и укрепляет свое «идеальное Я», которое и производит впечатление на окружающих.

Информация о работе Связь стратегий самопредъявления и я-концепций