Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать связь способности личности к управлению самоопределением и Я-концепцией.
Гипотеза: способность к управлению самопредъявлением связана с Я-концепцией.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Самопредъявление личности как предмет психологического исследования…………………………………………………………………...5
1.1. Основные подходы к изучению самопредъявления, стратегии и тактики самопредъявления …………………………………………………...5
1.2.Я-концепция как фактор самопредъявления.......................................16
1.3.Мотивации самораскрытия в межличностном общении………………………………………………………………………..22
2. Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции и самопредъявления…………………………………………………………......27
Заключение………………………………………………………………...31
Литература……
В результате проводится анализ личностного профиля – определяются типы отношения к окружающим.
Интерпретация результатов
Подсчет баллов ведется отдельно для
каждой оцениваемой личности. Показателем
нарушения отношений с
Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:
0-4 балла – низкая: |
адаптивное поведение |
5-8 баллов – умеренная: | |
9-12 баллов – высокая: |
экстремальное поведение |
13-16 баллов - экстремальная: |
до патологии поведение |
Положительное значение результата, полученного по формуле "доминирование", свидетельствует о выраженном стремлении человека к лидерству в общении, к доминированию. Отрицательное значение указывает на тенденцию к подчинению, отказу от ответственности и позиции лидерства.
Положительный результат по формуле
"дружелюбие" является показателем
стремления личности к установлению
дружелюбных отношений и
Наиболее заштрихованные на профиле октанты соответствуют преобладающему стилю межличностных отношений данного индивида. Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойственны гармоничным личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, свидетельствуют об акцентуации свойств, выявляемых данным октантом. Баллы, достигающие уровня 14-16 , свидетельствуют о трудностях социальной адаптации. Низкие показатели по всем октантам ( 0-3 балла) могут быть результатом скрытности и неоткровенности испытуемого. Если в психограмме нет октантов, заштрихованных выше 4-х баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности:ситуация диагностики не расположила к откровенности.
Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.
В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени - на абсолютные величины. В норме обычно не наблюдаются значительные расхождения между «Я» актуальным и идеальным. Умеренное расхождение может рассматриваться как необходимое условие самосовершенствования.
Неудовлетворенность собой чаще наблюдается у лиц с заниженной самооценкой (5,6,7 октанты), а также у лиц, находящихся в ситуации затянувшегося конфликта (4 октант). Преобладание одновременно 1 и 5 октанта свойственно лицам с проблемой болезненного самолюбия, авторитарности, 4 и 8 – конфликт между стремлением к признанию группой и враждебностью, т.е. проблема подавленной враждебности, 3 и 7 –борьба мотивов самоутверждения и аффилиации, 2 и 6 – проблема независимости-подчиняемости, возникающая в сложной служебной или иной ситуации, вынуждающей повиноваться вопреки внутреннему протесту.
Личности, у которых обнаруживаются доминантные, агрессивные и независимые черты поведения, значительно реже проявляют недовольство своим характером и межличностными отношениями, однако и у них может выявляться тенденция к совершенствованию своего стиля межличностного взаимодействия с окружением. При этом возрастание показателей того или иного октанта определит направление, по которому самостоятельно движется личность в целях самосовершенствования, степень осознания имеющихся проблем, наличие внутриличностных ресурсов.
Типы межличностных отношений
I. Авторитарный
13 - 16 – диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других. Окружающие отмечают эту властность, но признают ее.
9 - 12 – доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения. 0-8 – уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый.
II. Эгоистичный
13 - 16 – стремится быть над
всеми, но одновременно в
0 - 12 – эгоистические черты,
III. Агрессивный
13 - 16 – жесткий и враждебный
по отношению к окружающим, резкий,
жесткий, агрессивность может
доходить до асоциального
9 - 12 –требовательный,
0 - 8 – упрямый, упорный,
IV. Подозрительный
13 - 16 – отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно на всех жалуется, всем недоволен (шизоидный тип характера).
9 - 12 – критичный, необщительный,
испытывает трудности в
0 - 8 – критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13 - 16 – покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
9 - 12 –застенчивый, кроткий, легко
смущается, склонен
0 - 8 – скромный, робкий, уступчивый,
эмоционально сдержанный, способный
подчиняться, не имеет
VI. Зависимый
13 - 16 – резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения. 9-12 – послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
0 - 8 – конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9 - 16 – дружелюбный и любезный
со всеми, ориентирован на
0 - 8 – склонный к сотрудничеству,
кооперации, гибкий и компромиссный
при решении проблем и в
конфликтных ситуациях,
VIII. Альтруистический
9 - 16 – гиперответственный, всегда
приносит в жертву свои
0 - 8 – ответственный по отношению
к людям, деликатный, мягкий, добрый,
эмоциональное отношение к
Первые четыре типа межличностных отношений —1, 2, 3 и 4 — характеризуются преобладанием неконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям (3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственной точки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2).
Другие четыре октанта — 5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину: преобладание конформных установок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).
Стимульный материал
Ф.И.О.________________________
Возраст____________Должность__
№ |
№ |
№ |
№ |
||||
1 |
33 |
65 |
97 |
||||
2 |
34 |
66 |
98 |
||||
3 |
35 |
67 |
99 |
||||
4 |
36 |
68 |
100 |
||||
5 |
37 |
69 |
101 |
||||
6 |
38 |
70 |
102 |
||||
7 |
39 |
71 |
103 |
||||
8 |
40 |
72 |
104 |
||||
9 |
41 |
73 |
105 |
||||
10 |
42 |
74 |
106 |
||||
11 |
43 |
75 |
107 |
||||
12 |
44 |
76 |
108 |
||||
13 |
45 |
77 |
109 |
||||
14 |
46 |
78 |
110 |
||||
15 |
47 |
79 |
111 |
||||
16 |
48 |
80 |
112 |
||||
17 |
49 |
81 |
113 |
||||
18 |
50 |
82 |
114 |
||||
19 |
51 |
83 |
115 |
||||
20 |
52 |
84 |
116 |
||||
21 |
53 |
85 |
117 |
||||
22 |
54 |
86 |
118 |
||||
23 |
55 |
87 |
119 |
||||
24 |
56 |
88 |
120 |
||||
25 |
57 |
89 |
121 |
||||
26 |
58 |
90 |
122 |
||||
27 |
59 |
91 |
123 |
||||
28 |
60 |
92 |
124 |
||||
29 |
61 |
93 |
125 |
||||
30 |
62 |
94 |
126 |
||||
31 |
63 |
95 |
127 |
||||
32 |
64 |
96 |
128 |
Информация о работе Связь стратегий самопредъявления и я-концепций