Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать связь способности личности к управлению самоопределением и Я-концепцией.
Гипотеза: способность к управлению самопредъявлением связана с Я-концепцией.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Самопредъявление личности как предмет психологического исследования…………………………………………………………………...5
1.1. Основные подходы к изучению самопредъявления, стратегии и тактики самопредъявления …………………………………………………...5
1.2.Я-концепция как фактор самопредъявления.......................................16
1.3.Мотивации самораскрытия в межличностном общении………………………………………………………………………..22
2. Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции и самопредъявления…………………………………………………………......27
Заключение………………………………………………………………...31
Литература……
Развитие молодого человека в контакте 3-х самостоятельных систем, связанных с различными аспектами его Я:
Молодости присущ оптимизм: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, он трудится над утверждением своего предназначения. Бывают, конечно, и трудности, но они не кажутся непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей. Главная цель молодости, подчеркивает А.В. Толстых[20], состоит в реализации возможностей саморазвития человека.
Так же к концу периода молодости наступает кризис 30-летия (в 28- 33 года). У людей изменяется представление о мире и о себе, часто даже разрушается прежний образ жизни. И.С. Кон[21] отмечает, что никто не может реализовать себя полностью. Самоанализ выявляет эту нереализованность.
Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют человека. Он, как бы оглядывается назад, на свой прожитый путь, обнаруживает, что жизнь его несовершенна, что он мало сделал по сравнению с тем, что мог бы сделать, что он не достиг желаемого. Происходит критический пересмотр своего «Я», жизненных целей, планов и ценностей.
Возникает задача самоопределиться в новых обстоятельствах жизни, с учетом реальных возможностей. В этом и может помочь самопредъявление и способность управлять самопредъявлением.
В данной работе на первом этапе мы будем использовать методику разработанную Т.Лири (1954г.)[22] предназначенную для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я». С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений
наиболее часто выделяются два фактора:
доминирование-подчинение и дружелюбие-агрессивность.
Именно эти факторы определяют общее впечатление
о человеке в процессах межличностного
восприятия. Они названы в числе главных
компонентов при анализе стиля межличностного
поведения и по содержанию могут быть
соотнесены с двумя из трех главных осей
семантического дифференциала оценка
и сила. Поведение испытуемого оценивается
по двум переменным, анализ которых осуществляется
в трехмерном пространстве, образованном
тремя осями: доминирование-подчинение,
дружелюбие-агрессивность, эмоциональность-аналитичность[
Для представления основных социальных ориентации Т. Лири[22] разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь, эти секторы разделены на восемь – соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей.
Схема Т. Лири[22] основана на предположении, что чем ближе оказываются результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование-подчинение) и горизонтальная (дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
На втором этапе нашего исследования мы будем использовать опросник способности к управлению самопредъявлением в общении созданного М.Снидером и адаптированного Н.В.Амяга[1]. Данный опросник позволяет изучить, в какой степени люди осуществляют контроль над своим поведением и, тем самым, могут воздействовать на впечатление, которое складывается о них у окружающих.
Данная шкала позволяет
Заключение.
В завершение можно сказать, что процесс самопредъявления личности в разных ролях позволяет выделить конкретные характеристики, которые поддаются изучению и диагностике. К ним относятся следующие:
• представления человека о социальных ожиданияи предписаниях со стороны аудитории относительно его действий и поступков;
• ценностные ориентации и мотивы, лежащие в основе его деятельности;
• степень принятия роли и величина вклада (усилий) личности по наиболее эффективному ее исполнению;
• гибкость и вариативность исполнения социальной роли в зависимости от требований ситуации и конкретной аудитории;
• социальные ожидания аудитории относительно оптимального исполнения данной роли и.
В связи с возрастающими возможностями разнообразия самопредъявления, встает проблема аутентичности предъявляемого образа сущности самого субъекта самопредъявления. Расхождение между Я-внешним и Я-внутренним чревато для человека глубоким внутренним конфликтом, который может привести к нервным срывам. Примеры подобонго рода наиболее часты в сфере шоу-бизнеса, когда выбранная артистическая маска заставляет и в жизни вести себя в соответствии с ней, приводя к конфликту с истинным Я.
Таким образом, перед психологами стоит много теоретических
и прикладных задач, связанных с оптимизацией процесса самопредъявления людей в процессе их взаимодействия в разных сферах жизни.
Литература:
1. Амяга Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в об-
щении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998.
3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс,
1986.
4. Куницына В. Н. Нарушения, барьеры, трудности межличностного
неформального общения // Актуальные проблемы психологичес-
кой теории и практики. СПбГУ, 1995.
5. Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличност-
ное общение. СПб.: Питер, 2003.
6. Лири М.Р., Ковальский Р.М. Управление впечатлением // Психологический вестник 1990г.
7. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.
8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2002.
9. Шкуратова И. П. Исполнение социальных ролей как механизм
создания имиджа личности // Имиджелогия – 2005: феноменоло-
гия, теория, практика. М.: РИЦ АИМ, 2005.
10. Шкуратова И. П. Мотивация самораскрытия в межличностном
общении // Психологический вестник РГУ. Вып. 3. Ростов н/Д,
1998.
11. Шкуратова И. П. Самопредъявление характеристик взаимоотно-
шений в межличностном взаимодействии // Социальная психоло-
гия сегодня: наука и практика. СПб.: 2005.
12. Шкуратова И. П. самопредъявление личности в общении //
Издательство Южного федерального университета
2009.
13.Большой психологический словарь/ Сост. МещеряковБ., ЗинченкоВ.- Олма – пресс 2004г.
14. Кон И.С. В поисках себя. Личность и её самосознание.- Политиздат, 1984.
15. http://www.student.ru
16.Крайг Г. Психология развития. С-Пб. Питер. 2000г.,
17. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. ,
18. Б. Г. Ананьев. Избранные труды по психологии. В двух томах. Том 1 Издательство: Санкт-Петербургского университета, 2007 г.
19. Л. С. Выготский. Собрание сочинений. Издательство: Академия педагогических наук СССР, 1985г.
20. Пономарчук В.А., Толстых А.В. Среднее образование: две критические точки современной школы., Социологические исследования. 1994. № 12.
21. И.С. Кон. Социологическая психология. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999.
22.«http://psylab.info/index.
Приложение
Опросник способности к управлению самопредъявлением в общении
(Амяга Н.В.)
Процедура проведения
Инструкция
"Вам будут представлены
Поставьте на бланке ответов знак " + " против номеров тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе, и знак " – " против номеров тех утверждений, которые не соответствуют Вашему представлению о себе. Старайтесь быть искренним. Если нет полной уверенности, знак " + " не ставьте.
После оценивания своего реального "Я" вновь прочтите все суждения и отметьте те из них, которые соответствуют Вашему представлению о том, каким Вам, по Вашему мнению, следовало бы быть в идеале".
Методика может быть представлена
респонденту либо списком (по алфавиту
или в случайном порядке), либо
на отдельных карточках. Ему предлагается
указать те утверждения, которые
соответствуют его
Обработка результатов
На первом этапе обработки данных производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью ключа к опроснику.
Ключ
На втором этапе полученные баллы переносятся на диаграмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (минимальное значение — 0, максимальное — 16). Концы таких векторов соединяются и образуют профиль, отражающий представление о личности данного человека. Очерченное пространство заштриховывается. Для каждого представления строится отдельная диаграмма, на которой оно характеризуется по выраженности признаков каждой октанты.
Психограмма
На третьем этапе с помощью формул определяются показатели по двум основным параметрам «Доминирование» и «Дружелюбие»:
Доминирование = (I – V) + 0,7 х (VIII + II – IV – VI)
Дружелюбие = (VII – III) + 0,7 х (VIII – II – IV + VI)
Таким образом, система баллов по 16
межличностным переменным превращается
в два цифровых индекса, которые
характеризуют представление
Информация о работе Связь стратегий самопредъявления и я-концепций