Связь стратегий самопредъявления и я-концепций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель: теоретически обосновать связь способности личности к управлению самоопределением и Я-концепцией.
Гипотеза: способность к управлению самопредъявлением связана с Я-концепцией.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Самопредъявление личности как предмет психологического исследования…………………………………………………………………...5
1.1. Основные подходы к изучению самопредъявления, стратегии и тактики самопредъявления …………………………………………………...5
1.2.Я-концепция как фактор самопредъявления.......................................16
1.3.Мотивации самораскрытия в межличностном общении………………………………………………………………………..22
2. Программа эмпирического исследования взаимосвязи Я-концепции и самопредъявления…………………………………………………………......27
Заключение………………………………………………………………...31
Литература……

Вложенные файлы: 1 файл

чистовик курсовой.doc

— 303.00 Кб (Скачать файл)

Д. Тедески и Линдсколд выделяют утверждающий и оборонительный виды стратегий:

  • утверждающая стратегия предполагает поведение, направленное на создание позитивной идентичности в глазах окружающих;
  • оборонительная стратегия направлена на восстановление позитивной идентичности и устранение негативного образа.

Первая стратегия состоит из активных, но не агрессивных усилий создать позитивное впечатление. Оборонительные стратегии включают в себя оправдание, запугивание, мольбу и другие формы социально неодобряемого поведения[12].

Наиболее детальная классификация стратегий самопредъявления осуществлена А. Шутц, которая на основе обобщения большого количества литературы, посвященной данной проблеме, выделила собственные критерии для категоризации тактик и стратегий самопрезентации[12].

В качестве таких критериев она предложила рассматривать установку на создание позитивного образа или избегание плохого образа, степень активности субъекта в создании образа и степень проявления агрессивности субъекта в процессе самопрезентации. На основе сочетания этих критериев она выделяет четыре группы стратегий самопредъявления.

 

1.Позитивное самопредъявление. Девиз: «Я — хоро- 
ший». Этот вид самопредъявления содержит активные, но 
не агрессивные действия по созданию позитивного впечат- 
ления о себе. К этой группе относятся такие стратегии, 
как стремление нравиться, самопродвижение, служение 
примером. Основные тактики следующие:

  • Греться в лучах чужой славы. Она была впервые описана Р. Чалдини, который занимался изучением психологии влияния. Эта тактика основана на ассоциировании себя с известными и уважаемыми людьми.
  • Ассоциирование себя с важными и позитивными событиями (например, человек характеризует себя как участника сражения или стройки).
  • Усиление значимости и важности тех событий, в которых человек участвовал, и тех людей, с которыми ему довелось общаться.
  • Демонстрация влиятельности. Человек внушает окружающим возможность больших позитивных последствий от своих действий. Эта тактика особенно характерна для политиков.
  • Демонстрация идентификации с аудиторией. Человек демонстрирует близость своих взглядов, установок тем людям, на которых направлено самопредъявление.

2.Наступательное самопредъявление. Основано на стрем- 
лении выглядеть хорошо, очерняя других людей. Это аг- 
рессивный способ создания желаемого образа, все такти- 
ки которого направлены на критику конкурента. Здесь при- 
меняются следующие тактики:

  • Подрыв оппозиции. Сообщается негативная информация о конкуренте для того, чтобы на его фоне лучше выглядеть.
  • Критическая установка в оценке любых явлений действительности. Она создает иллюзию компетентности говорящего в отношении обсуждаемой темы.

Критика в адрес тех, кто критикует его. Это создает иллюзию предвзятости со стороны критикующих. На пример, политики часто обвиняют журналистов в том, что их подкупили.

• Изменение темы дискуссии в выигрышную для себя сторону.

3. Предохранительное самопредъявление. Ставит перед 
собой цель не выглядеть плохо. Человек избегает возмож- 
ности дать о себе негативное впечатление путем ухода от 
взаимодействия с другими людьми.

Тактики, применяемые в этом случае следующие:

  • Избегание публичного внимания.
  • Минимальное самораскрытие.
  • Осмотрительное самоописание. Человек не рассказывает не только о своих недостатках, но и о своих достоинствах, чтобы не оказаться в ситуации, когда он не сможет подтвердить свое мастерство.
  • Минимизация социального взаимодействия.

4. Оборонительное самопредъявление. Субъект ведет себя 
активно в создании образа, но имеет установку на избега- 
ние негативного образа. Эта стратегия, как правило, раз- 
ворачивается тогда, когда человека обвиняют в причастно- 
сти к какому-то нежелательному событию. Чем более ве- 
лика роль человека в этом событии, и чем оно тяжелее, 
тем труднее человеку изменить свой негативный образ в 
сторону позитивного.

Для этой стратегии характерны следующие тактики самооправдания:

  • Отрицание события. Человек отрицает сам факт негативного события, в связи с которым его обвиняют.
  • Изменение интерпретации события с целью снижения негативности его оценки. Человек признает сам факт события, но подает его в более позитивном ключе.
  • Диссоциация. Человек занижает степень своего негативного участия в этом событии, стремится отмежеваться от него.
  • Оправдание. Человек может настаивать на законности своих поступков или приводить аргументы в свою пользу.
  • Извинения. Человек утверждает, что не мог поступить иначе, так как не мог контролировать ход событий.
  • Признание вины и раскаивание, обещание впредь не повторять ошибок.

Эти тактики могут разворачиваться последовательно йо мере того, как обвиняющая сторона получает дополнительную информацию о негативном событии, но могут использоваться и отдельно.

Эта классификация тоже не охватывает весь спектр стратегий и тактик самопредъявления. В работах М. Селигмана была описана тактика выученной беспомощности, которая состоит в том, что человек умышленно изображает неспособность к требующимся от него действиям или поступкам в расчете на то, что окружающие люди ему помогут. Эта тактика реализуется в рамках стратегии демонстрации слабости, потому что другие стратегии, выделенные Э. Джонсом и Т. Питманом, основаны на демонстрации ггревосходства над партнером. Если человек на самом деле был способен самостоятельно справиться с проблемой, то это поведение можно отнести к разряду манипулятивных тактик[12].

Психологически близкой к ней является тактика создания искусственных препятствий самим человеком на пути к Достижению цели, которая изучалась С. Стивеном и Э. Джонсоном. Человек защищает свою самооценку и свой общественный имидж, объясняя неудачи внешними обстоятельствами или ситуативными факторами (недомоганием, дефицитом времени на подготовку, преимуществами конкурента и пр.). Тактика восхваления соперника является беспроигрышной, поскольку в случае его победы человек доказывает окружающим, что у него был сильный и достойный противник. Если же побеждает сам человек, то его победа вдвойне почетна. Тактика ложной скромности тоже значительно повышает позитивность образа человека, особенно в тех культурах, в которых ценится самоограничение (например, в Японии, Китае, России). Но эта же тактика в США принесет человеку противоположный эффект, поскольку там принято, открыто заявлять о своих успехах и способностях[12].

М. Лири с соавторами выделяют такую тактику, как красование. В английском языке она получила название «адонизация» по имени мифологического героя Адониса, который был влюблен в самого себя. Цель этой тактики выглядеть внешне привлекательным. Реализации этой тактики достаточно сложна, поскольку критерии привлекательности у разных людей различны, поэтому субъект самопрезентации должен хорошо знать вкусы аудитории, на которую рассчитано оформление его внешности[12].

В заключение необходимо отметить, что человек применяет множество тактик самопредъявления в зависимости от ситуации, в которой он оказался, но при этом у него существуют наиболее предпочитаемые приемы, которые наиболее адекватно соответствуют его имиджу. Каждый человек выстраивает свой образ, исходя из своего пола, возраста, принадлежности к определенной культуре, слою общества, профессии и своих личностных особенностей [12].

 

1.2.Я-концепция как фактор становления личности.

 

Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле  феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности[13].

Часто термин используют в качестве синонима к «самосознанию», но в  отличие от последнего «Я-концепция» менее нейтральна, включая в себя оценочный аспект самосознания[3].

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем[3].

Сложность проблемы в определении  Я-концепции подчеркивалась многими  исследователями. Суть её в слишком общем характере того, что мы определяем как «Я».

"Даже такой простой материальный  объект, как стакан, можно определить  по-разному, в зависимости от  практического или теоретического  контекста. Тем более это верно  в отношении таких понятий, как «личность», «сознание» или «самосознание». Дело не столько в терминологической нестрогости гуманитарных наук, сколько в том, что разные исследователи озабочены разными аспектами проблемы личности и человеческого «Я». Но в чем, собственно, его загадка? Ф. Т. Михайлова волнует вопрос, каков источник творческих способностей человека, диалектика творящего и сотворенного. А. Г. Спиркина «Я» интересует как носитель и одновременно элемент самосознания. Д. И. Дубровский подходит к «Я» как к центральному интегрирующему и активирующему фактору субъективной реальности. Психологи (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мерлин, В. В. Столин, И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова и другие) рассматривают «Я» то как внутреннее ядро личности, то как ее сознательное начало, то как сгусток индивидуального самосознания, систему представлений человека о самом себе. Исследовательский интерес нейрофизиологов направлен на выявление того, где, в каких разделах мозга локализованы регулятивные механизмы психики, позволяющие живому существу отличать себя от других и обеспечивать преемственность своей жизнедеятельности. У психиатров проблема «Я» фокусируется на соотношении сознательного и бессознательного, механизмах самоконтроля («сила „Я“) и т. д. и т.п», — размышляет над проблемой Я известный философ и социолог Игорь Семенович Кон в своей нашумевшей книге «В поисках себя»[14].

У Бёрнса «Я-концепция» связана с  самооценкой как совокупность установок  «на себя» и является суммой всех представлений индивида о самом  себе. Это, по его мнению, следует  из выделения описательной и оценочной  составляющих. Описательную составляющую «Я-концепции» автор называет образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, самооценкой или принятием себя. Он пишет, что «Я-концепция» определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Описывая юношескую «Я-концепцию», Р. Бёрнс указывает на общеизвестное противоречие: с одной стороны, «Я-концепция» становится более устойчивой, с другой стороны, «…претерпевает определённые изменения, обусловленные целым рядом причин. Во-первых, физиологические и психологические изменения, связанные с половым созреванием, не могут не влиять на восприятие индивидом своего внешнего облика. Во-вторых, развитие когнитивных и интеллектуальных возможностей приводит к усложнению и дифференциации „Я-концепции“, в частности к способности различать реальные и гипотетические возможности. Наконец, в-третьих, требования, исходящие от социальной среды — родителей, учителей, сверстников, — могут оказаться взаимно противоречивыми. Смена ролей, необходимость принятия важных решений, касающихся профессии, ценностных ориентаций, образа жизни и т. д., могут вызвать ролевой конфликт и статусную неопределенность, что также накладывает явный отпечаток на „Я-концепцию“ в пору юности»[3].

Существует три основные модальности  самоустановок:

  1. Реальное Я - установки, связанные с тем, как индивид воспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус, то есть с его представлениями о том, каков он на самом дело.
  2. Зеркальное (социальное) Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие.
  3. Идеальное Я - установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

        Нередко подчеркивается, что суждения, действия, жесты других людей, относящиеся к индивиду, выступают для него в качестве основного источника данных о самом себе. Как мы увидим в дальнейшем, рассматривая генезис Я-концепции у индивида, реальное Я и социальное Я должны быть, согласованы по содержанию. С другой стороны, между содержанием реального Я и содержанием идеального Я могут наблюдаться существенные расхождения, которые поддаются объективному измерению.

Идеальное Я  складывается из целого ряда представлений, отражающих сокровенные чаяния на устремления индивида. Эти представления бывают оторваны от реальности. Большое расхождение между реальным и идеальным Я нередко ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала[15].

 

Каждый человек, вступая во взаимодействие с другим человеком, демонстрирует определенное отношение к нему, которое зависит от нескольких факторов, влияние которых суммируется. На самопредъявление отношения к партнеру влияют в первую очередь следующие факторы:

1. социокультурные

предписания относительно характера отношений между людьми, исполняющими соответствующие роли (например, супруги должны демонстрировать позитивное отношение друг к другу, близкую дистанцию, некоторые культуры также требуют, чтобы муж главенствовал в семье);

2. отношения, реально существующие между людьми на данном этапе

(например, отношения  сложившиеся между супругами  на десятом году

их совместной жизни);

3. отношения,  которые данная пара хочет  отразить в данный момент времени  с учетом их настроения и  требований ситуации (например, демонстрация взаимоотношений супругами в момент принятия гостей).

Занимаемая позиция является самой  устойчивой и самой важной характеристикой  отношений, для которой в разных культурах выработано много способов передачи этой информации. Каждый участник взаимодействия оказывается в одной из трех позиций: директивной, подчиненной или паритетной. Он должен на протяжении ситуации взаимодействия всеми доступными средствами сигнализировать о принятии своей позиции, для того, чтобы не произошло рассогласования действий исполнителей разных ролей.

Информация о работе Связь стратегий самопредъявления и я-концепций