Семья как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:32, лекция

Краткое описание

Важнейшая функция семьи – воспитание подрастающего поколения. И семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации, т.е. «родительство» характеризуется системой предписанных культурой, обществом и государством норм и правил. Сегодня отмечается резкое возрастание значения семьи в воспитании детей, на родителей возлагается все большая ответственность за качество воспитания (ранее ответственность в большей степени возлагалась на общество, а индивидуальное родительство охватывало лишь незначительную часть детства).

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи_Духова Л.И..doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕКЦИИ 

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ  СЕМЬИ И    СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

 

 

(для студентов  заочного отделения)

Специальность: педагогика и психология

4 курс 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Семья  как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития

 

 

     Важнейшая  функция семьи – воспитание  подрастающего поколения. И семья  в современном обществе рассматривается  как институт первичной социализации, т.е. «родительство» характеризуется  системой предписанных культурой, обществом и государством норм и правил.

     Сегодня  отмечается резкое возрастание  значения семьи в воспитании  детей, на родителей возлагается  все большая ответственность  за качество воспитания (ранее  ответственность в большей степени  возлагалась на общество, а индивидуальное родительство охватывало лишь незначительную часть детства).

     Итак, семья  должна формировать первые социальные  потребности ребенка:

     – потребность  в социальном контакте;

     – доверие  к миру;

     – привязанность;

     – предметно-орудийную компетентность в раннем возрасте и социальную компетентность в дошкольном возрасте;

      – обеспечивать  условия для развития автономии  и самосознания в подрастковом  и юношеском возрасте.

 

     Эмоциональный  характер детско-родительских взаимоотношений (в отличие от воспитания в различных учреждениях), длительность и стабильность взаимодействия детей и родителей делают семью уникальной структурой, создающей благоприятные условия для развития ребенка.

     Рассматривая  семью как важнейшее условие психологического благополучия ребенка, следует учитывать, что:

    – существуют  «нормальные» (норма) и «нарушенные»  детско-родительские отношения,  которые влияют на развитие  ребенка;

     – для  благополучного развития ребенка  необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений.

     В результате  взаимодействия индивидов в семье  она выступает как персональная микросреда развития личности. Звеньями, или составляющими, этой семейной микросреды являются:

     – семейные  представления;

     – межличностные  внутрисемейные отношения;

     – семейные  традиции;

     – обычаи, настроения, нормы внутрисемейного  поведения, нравственный климат  семьи.

     Важное  место в жизнедеятельности любой  семьи занимает воспитание детей  от рождения до начала трудовой деятельности. Результат этого воспитания зависит от многих факторов:

  1. «Образ мыслей» семьи – это система ценностей, установок, потребностей, мотивов, которые определяются условиями жизни семьи.
  2. «Образ общения» семьи – это межличностная коммуникация, открытость семьи внешней социальной среде.
  3. Отношение социальной среды к семье, которое формирует у ребенка либо уверенность в себе («моя семья хорошая», «уважаемая семья»), либо, наоборот, страх и неуверенность («моя семья плохая»).
  4. Традиции нации, народности, места проживания семьи. Это особо важно в нашей многонациональной стране (с одной стороны – это необходимость сохранять национальные традиции, а с другой – приобщение к общекультурным традициям, или традициям той среды, где семья проживает).
  5. Традиции семьи – формируют у детей нравственные качества.

 

     Характеризуя  социализирующую роль семьи, А.В.  Мудрик вводит такое понятие  как «домашний очаг». Он отмечает, что эффективность реализации  функций семьи зависит во многом  от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми создать «домашний очаг», а, следовательно, и успешную для воспитания и социализации микросреду в семье.

     Жилище  семьи становится «домашним очагом»  в том случае, если ее члены  имеют возможность и стремятся  удовлетворить в нем потребности в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т.е. когда дом становится для человека «экологической нишей», где его любят, поймут и поддержат.

     Подобная ситуация зависит от ряда объективных факторов:

  1. Необходимость наличия у каждого члена семьи «персональной» территории (места, которое он считает своим: своя комната, свой стол, место за обеденным столом или у телевизора). В семьях, где у детей не было такой территории, т.е. объекта личного контроля (особенно до 9-10 лет), взаимоотношения между родителями и детьми были более конфликтными. Кроме того, наличие «своего места» приводит к тому, что в семье чаще наблюдается совместная деятельность (т.е. у человека есть постоянное психологическое ощущение возможности по своему желанию уединиться, «укрыться», что и повышает стремление к взаимодействию. В противном случае, человек все время ищет возможности избежать надоевшего общения, у него проявляется нереализованная потребность побыть одному).
  2. Умение организовать совместный быт: распределение домашних обязанностей, предпочтение домашнего питания, совместные ужины и т.д. Важна также возможность членов семьи заниматься дома любимым делом и отношение к этому остальных членов семьи.
  3. Баланс между открытостью и закрытостью семейной жизни (семейных границ). С одной стороны, в семье должно быть ощущение защищенности (только в семье обсуждаемые вопросы, которые касаются только членов семьи; уверенность в том, что эти вопросы, без согласия остальных, не будут обсуждаться за пределами семьи). С другой стороны, в доме должно быть принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать праздники, на которые приглашают гостей, когда каждый может пригласить в дом своих друзей, не опасаясь других членов семьи.

 

     Таким образом, семейное  воспитание, с одной стороны, выглядит  очень естественным, а значит  простым, доступным каждому, но  с другой стороны, в связи  с его спонтанностью и эмоциональностью  именно в семейном воспитании  обнаруживается больше всего ошибок и проблем.

 

 

Эмоциональные отношения между ребенком и родителями (привязанность)

 

     Формирование положительного  аффективного отношения ребенка  к близкому взрослому (родителю) является важнейшим условием  развития психики человека.

     Данная проблема в  психологии рассматривается, прежде  всего, через категорию «привязанности».

     В широком значении  привязанность – это тесная  эмоциональная связь между людьми, которая характеризуется взаимным  вниманием, чуткостью, желанием поддерживать близкие отношения.

     В узком смысле  – привязанность – это первая  связь младенца со взрослым, которая  характеризуется сильной взаимозависимостью.

     Данная категория  получила свое развитие в работах  Дж. Боулби и М. Эйнсворта. Самым  важным (сенситивным) периодом для формирования привязанности является первый год жизни ребенка. Примерно в 6-10 месяцев у ребенка появляется избирательность в отношении взрослых, ребенок выделяет объект привязанности, т.е. кому он больше всего рад,  кому доверяет, в присутствии кого чувствует себя максимально уверенно.

     Если к 12 месяцам  привязанность оказалась несформированной, то психическое развитие ребенка  нарушается. В этом случае в  психологии принято говорить  о так называемой «материнской депривации».

     Депривация (англ.) означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».

     Долговременная  разлука ребенка с матерью  или ее «холодность», отсутствие  эмоциональной связи с матерью  в первые 3-5 лет жизни приводит к нарушению психического здоровья и оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности.

     У детей,  воспитывающихся в детских домах,  наблюдается интеллектуальное отставание, неумение вступать в отношения  с другими людьми, агрессивность,  неуверенность в себе, эмоциональная неактивность.

     Таким образом,  эмоциональная связь матери с  ребенком, формирование привязанности  является первым и важнейшим  условием развития ребенка и  условием его социализации и  воспитания в семье.

     Выделяют 2 категории привязанности: надежную (прочную) и ненадежную.

     Надежная привязанность: дети положительно реагируют не только на мать (т.е. объект привязанности), но и на незнакомых людей, расстраиваются, когда мать уходит и радуются ее появлению. Среди детей, живущих в нормальных условиях, надежную привязанность имеют 65-70%.

     Т.е. такая  (прочная) привязанность обеспечивает  комфорт ребенка не только  в знакомой ситуации, но и способствует  формированию уверенности в целом,  формированию «доверия к миру»,  а не страх перед ним.

     Ненадежная привязанность: отражает наличие у ребенка переживания страха и неуверенности перед окружающим миром. Эта категория привязанности представлена следующими типами:

     – избегающий тип – дети спокойно относятся к отсутствию близкого человека (матери, родителя), в целом не ожидая от них помощи;

     – амбивалентный (противоречивый) тип – дети тяжело переживают отсутствие родителя, но на их появление реагируют двойственно (то радуются, то отталкивают). Наблюдается часто агрессивный протест против разлуки;

     – дезорганизованный тип – восприятие ребенком мира как враждебного. Страх вызывает и чужой и близкий человеке. Наблюдается непредсказуемость поведения;

     – контролирующее поведение – ребенок берет на себя роль взрослого. Такое поведение выражается в жестких требованиях со стороны ребенка к взрослому («не уходи!»), а также в преувеличенной озабоченности благополучием взрослого («с тобой что-то случится» – дети постоянно звонят родителям, спрашивают, где он и т.п.).

     Основными (базовыми) качествами матери (родителя), обеспечивающими формирование надежной привязанности являются:

     – эмоциональное  принятие ребенка и способность  вести себя в соответствии  с этим (любовь, уважение личности  ребенка);

     – чувствительность  к поведению ребенка, понимание его желаний, потребностей;

     – понимание  состояния ребенка и причин  этого состояния;

     – наличие  у родителя адекватного образа  ребенка (не завышать и не  занижать его возможностей);

     – умение  адекватно реагировать на потребности ребенка;

     – постоянство,  последовательность, непротиворечивость  поведения матери, что помогает  ребенку ориентироваться в ситуации (должен четко понимать за что  его ругают, за что – хвалят, а не в зависимости от настроения  родителя);

     – отношение матери к ребенку не как к объекту ухода и манипуляций, а как к личности, как к равноправному субъекту общения.

 

     Система  детско-родительских отношений характеризуется  в психологии по таким параметрам  как «эмоциональный знак» (+ и  –) и «симметричность» отношений. В связи с этим выделяют следующие варианты взаимоотношений детей и родителей:

     Взаимные, симметричные отношения:

     – эмоциональное взаимное принятие. Для ребенка характерно базовое переживание того, что он любим, и родители чувствуют ответную любовь. Такие отношения обеспечивают максимально гармоничное развитие и воспитание ребенка в семье;

      –   симметричная негативная установка. Обе стороны – и родители, и ребенок – взаимно отвергают друг друга. Негативное отношение ребенка к родителям, как правило, вторично и является следствием эмоционального отвержения родителей (за исключением аномального развития ребенка). Как следствие таких отношений – формирование враждебности ребенка по отношению к миру, агрессивность, низкая, негативная самооценка, демонстрация протестного поведения.

     Независимые,  асимметричные отношения:

     – односторонняя родительская любовь. Ребенок любим родителями, является объектом обожания. Сам же ребенок занимает отстраненную позицию, не испытывает эмоциональной привязанности. Обычно это следствие неправильного воспитания (гиперопека, «кумир семьи»). Как следствие – завышенная самооценка, эгоцентризм, трудности в общении, конфликтность;

     – односторонняя привязанность ребенка. Ребенок любит родителей, а родители не отвечают взаимностью. Как следствие, формируется невротический тип личности ребенка, неуверенность, низкая самооценка, тревожность, ненасыщенность любовью.

     Единственно  благоприятным вариантом детско-родительских  отношений является взаимное эмоциональное принятие. Первоначально главная роль в установлении таких отношений принадлежит взрослому, но уже с 6 месяцев начинает проявляться активность поведения ребенка.

     Темперамент  ребенка, родительские установки,  мотивационно-потребностная и ценностная сфера родителей составляют психологические условия для построения эмоциональных отношений в детско-родительской подсистеме.

 

 

Родительская  любовь

 

     Родительская  любовь необходима для ребенка.  И если эта любовь в первые  годы жизни малыша обеспечивает собственно жизнь и безопасность, то, по мере взросления, родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и безопасности внутреннего, эмоционального и психического мира человека.

Информация о работе Семья как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития