Семья как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:32, лекция

Краткое описание

Важнейшая функция семьи – воспитание подрастающего поколения. И семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации, т.е. «родительство» характеризуется системой предписанных культурой, обществом и государством норм и правил. Сегодня отмечается резкое возрастание значения семьи в воспитании детей, на родителей возлагается все большая ответственность за качество воспитания (ранее ответственность в большей степени возлагалась на общество, а индивидуальное родительство охватывало лишь незначительную часть детства).

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи_Духова Л.И..doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

       Выделяют 8 типов родительской любви, которые  определяются сочетанием таких параметров как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение, близость-дальность.

  1. Действенная любовь (симпатия, уважение, близость): («Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом»). Характеризуется теплым эмоциональным отношением, полным принятием его таким, какой он есть, вниманием к его интересам, уважением прав, оказанием ему помощи при разумной требовательности.
  2. Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком): («У меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня мало времени для общения с ним»). Родители ценят успехи ребенка, однако мягкое обращение с ним сочетается с невниманием к его повседневным проблемам, с неумением прийти ему на помощь.
  3. Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения): («Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но, все равно, он мой, и я его люблю»). Такой стиль эмоционального отношения характеризуется признанием действительных, (а иногда и мнимых!!!) отклонений в развитии. Иногда это приводит к признанию исключительности (особенности) ребенка, а, следовательно, к чрезмерной опеке. Родители сосредоточены на ребенке, но они, как бы, не верят в его возможности и способности. 
  4. Любовь по типу снисходительного отношения (симпатия, неуважение, большая дистанция): («Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит»). Родители часто неосознанно оправдывают худшие черты ребенка со ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность или другие причины. Неблагополучие признается, как бы, его правом. Родители не вмешиваются в его жизнь, в ситуацию вокруг ребенка (со сверстниками, с учителями), плохо знают его внутренний мир.
  5. Отчуждение (антипатия, неуважение, большая дистанция): («Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание с ним общаться»). Такое отношение редко встречается. Родитель мало общается, не замечает ребенка, отстранен от него, в то время как ребенок нуждается в помощи.
  6. Презрение (антипатия, неуважение, малая дистанция): («Я мучаюсь от того, что мой ребенок так неразвит»). Родитель не замечает ничего положительного в ребенке, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с ним (стыдится его). Все общение сводится к назиданиям, одергиваниям, требовательности. Такие родители часто водят ребенка по специалистам, требуя «исправить» его.
  7. Преследование (антипатия, неуважение, отсутствие близости): («Мой ребенок плохой, и я ему это докажу»). У родителей присутствует стойкая убежденность, что их ребенок окончательно испорчен. Они только строгостью и жестким контролем пытаются переломить его волю, чрезмерно строго наказывают, выносят на общественное обсуждение его поведение и т.п.
  8. Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция): («Я не хочу иметь с этим ребенком дела»). У родителей наблюдается отстранение от проблем ребенка, но они, как бы, «издали», «со стороны» следят за ним. Признают его силу, ценность некоторых личностных качеств. Часто стремятся передоверить воспитание школе.  В поведении родителей присутствует призыв оградить их от этого ребенка.

 

     В отношении  родительской любви у специалистов  существует противоречивые взгляды.  Одни считают, что слишком большая  любовь вредит детям, другие  – что «перелюбить» ребенка  нельзя.

     Американский  психолог Р. Кэмпбелл считает,  что родительская любовь может быть двух видов: соответствующая и несоответствующая. Критерием здесь является потребность самого ребенка в эмоциональной близости и душевном тепле со стороны родителя.

     Соответствующая любовь к ребенку – это та, которая соответствует потребностям и ожиданиям ребенка. Она обеспечивает гармоничное воспитание и развитие.

     Несоответствующая любовь препятствует эмоциональному росту, не удовлетворяет эмоциональные потребности ребенка, поощряет зависимость его от родителей, препятствует самоуважению, снижает самооценку и уверенность в себе.

    Выделяют типы  несоответствующей любви:

     – чувство  собственности по отношению к  детям (родители подсознательно  стремятся поощрять чрезмерную  зависимость ребенка от них);

     – замещающая  любовь – это проживание своей жизни или воплощение своей мечты через жизнь ребенка (может быть, не получив любви в супружестве, стремятся компенсировать через ребенка);

     – перестановка  ролей – требуют слишком много  от маленького ребенка (обращаются  за помощью, за советом). Рассматривают ребенка как источник утешения, опоры, в то время, как ребенок не может объективно этот дать взрослому человеку. Не получив от ребенка ожидаемого, родитель может прибегнуть к наказанию или жестокому обращению.

 

Тема: «Стили семейного воспитания. Проблемы детско-родительских отношений»

 

     Детско-родительские отношения специфичны и разнообразны. На них влияет вся семейная система, как в своей статической форме (т.е. ее структура (нуклеарная или расширенная, полная или нет и т.п.)), так и в своей динамике (т.е. на разных этапах развития семьи детско-родительские отношения могут изменяться, приобретать специфический характер).

     Детско-родительские  отношения чаще всего рассматриваются  через отношения родителей к  детям, а, следовательно, через особенности семейного воспитания. Именно родительское отношение к детям, специфика воспитания формируют будущее отношение детей к родителям.

     Гармоничное  развитие ребенка возможно при  наличии благополучия всей семейной  системы, которая играет, которая играет важную роль в воспитании от рождения до начала трудовой деятельности. Особенности внутрисемейного воспитания, внутрисемейных отношений оказывают влияние и на будущею семейную жизнь ребенка.

    Взаимоотношения  в семье во многом определяются семейными ценностями и стилем воспитания, а также взаимоотношениями между родителями.

     Стиль – это устойчивая система приемов воздействия, способов поведения, общения.

     Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребенка.

     Несмотря  на различия внутрисемейных отношений,  в том числе и детско-родительских  отношений, существуют определенные  общие тенденции.

     Так, выделяют  три основных стиля воспитания (Д. Боумрид, А. Болдуин).

  1. Демократический стиль (авторитетные родители) – не наказывают, объясняют; не боятся хвалить; проявляют твердость, сталкиваясь с капризами детей; формируют у детей навыки осмысленного поведения.
  2. Контролирующий стиль (авторитарные родители) – не дают детям свободы и прав, требуют подчинения, дисциплины, осуществляют жесткий контроль, наказывают за непослушание. (Дети растут раздражительными, конфликтными необщительными).
  3. Попустительский стиль (снисходительные родители) – не склонны контролировать своих детей, разрешают им делать все, что они хотят; в порывах гнева такие родители могут применять физические наказания. (Дети импульсивны, агрессивны, часто неуправляемы и недисциплинированны).

     По классификации  В.А. Гарбузова выделяют:

  1. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей, жесткий контроль. Данный тип может проявляться и в полном попустительстве.
  2. Воспитание по типу В (гиперсоциализация) – чрезмерная тревога родителей и ребенке (о его здоровье, статусе среди сверстников, ожидание успехов от ребенка).
  3. Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – повышенное внимание к ребенку (кумир семьи), иногда в ущерб другим членам семьи (иногда другим детям в семье).

В ряде работ исследуются  особенности детско-родительских отношений в зависимости от структуры семьи. Так, выделяют следующие типы семей: традиционная (патриархальная), детоцентрическая и супружеская (демократическая)..

     В традиционной семье: уважение родителей, признание их авторитета, но в таких семьях дети с трудом формируют свои семьи, они не гибкие в общении, всегда действуют так, как «надо».

     В детоцентрических семьях – главное обеспечить «счастье ребенка». Все живут только ради него и для него. У ребенка завышена самооценка, он эгоистичен, конфликтен. Велик риск социальной дезадаптации таких детей, так как в среде сверстников их могут отвергать.

     Наиболее  благоприятный климат для воспитания  ребенка складывается в супружеской (демократической) семье – увзаимоуважение, довение между взрослыми и детьми («горизонтальные отношения»).

     

     Рассматривая  детско-родительские отношения,  выделяют аномальные стили воспитания, или отклонения в стилях воспитания, что порождает проблемы в этих отношениях, и проблемы в развитии детей.

     Классификация  таких стилей воспитания предложена Е.А. Личко и Э.Г. Эйдемиллером:

  1. Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Это приводит к асоциальному поведению ребенка из-за неудовлетворенности в любви и привязанности.
  2. Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле (слежке, запретах, ограничениях). Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют чувство ответственности. Это приводит либо к безынициативности, к неумению постоять за себя, либо к конфликтам с родителями (особенно в подростковом возрасте).
  3. Потворствующая гиперпротекция («Кумир семьи»). Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, восхищаются им и требуют этого от других. Результат – высокий уровень притязаний ребенка, стремление к лидерству при недостаточном упорстве.
  4. Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Часто родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
  5. Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком «стена» враждебности.
  6. Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. При этом игнорируются интересы самого ребенка.

    

     Рассматривая  детско-родительские отношения,  Л. Ковар выводит отношения  «мать-дитя» из общей модели  семейных отношений.

     Тип этих отношений зависит, по его мнению, от того, как мать оценивает и относится к ребенку, и как он самоутверждается.

     – Ребенок  мешает матери продвигаться в  социуме, в результате он лишается  материнской ласки и становится  инфантильным, у него не формируется адекватная «Я концепция».

     – Мать  может полностью посвятить себя  ребенку (отношения «хозяин-раб»). Она готова выполнять его любые  прихоти, при этом не дает  ему проявлять самостоятельность.  В результате ребенок становится  полностью зависимым от нее,  а мать – от его капризов. Это союз двоих, где отец оказывается лишним. Происходит нарушение родительской подсистемы и объединение мать-дитя.

     – Если  муж терпит неудачу в карьере,  жена начинает считать себя  сильной женщиной и вести борьбу  за власть в семье. Тогда дети начинают оцениваться ею либо как «сильные» (как она), либо как «слабые» (как отец).

 

     Еще одна  классификация типов неадекватного  отношения к ребенку:

  1. Ребенок, замещающий мужа. Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе всех его дел, ограничивает его контакты со сверстниками.
  2. Гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязывает его к себе, ограничивает самостоятельность из-за страха лишиться его в будущем. Она принижает его способности, стремится «прожить за него жизнь».
  3. Воспитательный контроль через нарочитое лишение любви. Мать постоянно говорит, что такого ребенка она не любит, принижает его «Я».
  4. Воспитательный контроль через вызов чувства вины. Ребенку постоянно говорят, что он «неблагодарный». Его развитие сковывается страхом и чувством вины перед матерью.

     Детско-родительские  отношения также могут быть  представлены через ту роль (позицию), которую ребенок выполняет в  семье:

     – «козел  отпущения» (перенос родительских проблем на ребенка);

     – «бэби» (близость супругов вытесняет  ребенка из семейной системы);

     – «любимчик» (отдаленность родителей друг  от друга и концентрация на  ребенке);

     – «примиритель»  (включен во все проблемы семьи,  занимает важное место в семейной системе, часто регулирует отношения между членами семьи).

     Практически  все стили «отклоняющегося» воспитания  проявляются в неполных и конфликтных  семьях. Подобное воспитание и  отношение к детям приводит  к детским неврозам, травмирует их психику. Таким образом, семья может являться источником психологической травматизации личности ребенка.

     На вопрос, почему появляются «отклоняющиеся»  стили воспитания и нарушения  детского развития, наиболее полно  дал ответ в своих исследованиях А.И. Захаров (врач, психолог, психотерапевт).

Информация о работе Семья как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития