Выделяют
8 типов родительской любви, которые
определяются сочетанием таких параметров
как симпатия-антипатия, уважение-пренебрежение,
близость-дальность.
- Действенная любовь (симпатия, уважение, близость): («Хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом»). Характеризуется теплым эмоциональным отношением, полным принятием его таким, какой он есть, вниманием к его интересам, уважением прав, оказанием ему помощи при разумной требовательности.
- Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция с ребенком): («У меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня мало времени для общения с ним»). Родители ценят успехи ребенка, однако мягкое обращение с ним сочетается с невниманием к его повседневным проблемам, с неумением прийти ему на помощь.
- Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения): («Хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но, все равно, он мой, и я его люблю»). Такой стиль эмоционального отношения характеризуется признанием действительных, (а иногда и мнимых!!!) отклонений в развитии. Иногда это приводит к признанию исключительности (особенности) ребенка, а, следовательно, к чрезмерной опеке. Родители сосредоточены на ребенке, но они, как бы, не верят в его возможности и способности.
- Любовь по типу снисходительного отношения (симпатия, неуважение, большая дистанция): («Нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит»). Родители часто неосознанно оправдывают худшие черты ребенка со ссылкой на его болезненность, на плохую наследственность или другие причины. Неблагополучие признается, как бы, его правом. Родители не вмешиваются в его жизнь, в ситуацию вокруг ребенка (со сверстниками, с учителями), плохо знают его внутренний мир.
- Отчуждение (антипатия, неуважение, большая дистанция): («Этот ребенок вызывает у меня неприятные чувства и нежелание с ним общаться»). Такое отношение редко встречается. Родитель мало общается, не замечает ребенка, отстранен от него, в то время как ребенок нуждается в помощи.
- Презрение (антипатия, неуважение, малая дистанция): («Я мучаюсь от того, что мой ребенок так неразвит»). Родитель не замечает ничего положительного в ребенке, игнорирует любые его достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с ним (стыдится его). Все общение сводится к назиданиям, одергиваниям, требовательности. Такие родители часто водят ребенка по специалистам, требуя «исправить» его.
- Преследование (антипатия, неуважение, отсутствие близости): («Мой ребенок плохой, и я ему это докажу»). У родителей присутствует стойкая убежденность, что их ребенок окончательно испорчен. Они только строгостью и жестким контролем пытаются переломить его волю, чрезмерно строго наказывают, выносят на общественное обсуждение его поведение и т.п.
- Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция): («Я не хочу иметь с этим ребенком дела»). У родителей наблюдается отстранение от проблем ребенка, но они, как бы, «издали», «со стороны» следят за ним. Признают его силу, ценность некоторых личностных качеств. Часто стремятся передоверить воспитание школе. В поведении родителей присутствует призыв оградить их от этого ребенка.
В отношении
родительской любви у специалистов
существует противоречивые взгляды.
Одни считают, что слишком большая
любовь вредит детям, другие
– что «перелюбить» ребенка
нельзя.
Американский
психолог Р. Кэмпбелл считает,
что родительская любовь может быть двух видов: соответствующая и несоответствующая. Критерием
здесь является потребность самого ребенка
в эмоциональной близости и душевном тепле
со стороны родителя.
Соответствующая любовь к ребенку – это та, которая соответствует
потребностям и ожиданиям ребенка. Она
обеспечивает гармоничное воспитание
и развитие.
Несоответствующая любовь препятствует эмоциональному росту,
не удовлетворяет эмоциональные потребности
ребенка, поощряет зависимость его от
родителей, препятствует самоуважению,
снижает самооценку и уверенность в себе.
Выделяют типы
несоответствующей любви:
– чувство
собственности по отношению к
детям (родители подсознательно
стремятся поощрять чрезмерную
зависимость ребенка от них);
– замещающая
любовь – это проживание своей жизни или воплощение
своей мечты через жизнь ребенка (может
быть, не получив любви в супружестве,
стремятся компенсировать через ребенка);
– перестановка
ролей – требуют слишком много
от маленького ребенка (обращаются
за помощью, за советом). Рассматривают ребенка
как источник утешения, опоры, в то время,
как ребенок не может объективно этот
дать взрослому человеку. Не получив от
ребенка ожидаемого, родитель может прибегнуть
к наказанию или жестокому обращению.
Тема: «Стили семейного воспитания. Проблемы
детско-родительских отношений»
Детско-родительские отношения специфичны
и разнообразны. На них влияет вся семейная
система, как в своей статической форме
(т.е. ее структура (нуклеарная или расширенная,
полная или нет и т.п.)), так и в своей динамике
(т.е. на разных этапах развития семьи детско-родительские
отношения могут изменяться, приобретать
специфический характер).
Детско-родительские
отношения чаще всего рассматриваются
через отношения родителей к
детям, а, следовательно, через особенности семейного
воспитания. Именно родительское отношение
к детям, специфика воспитания формируют
будущее отношение детей к родителям.
Гармоничное
развитие ребенка возможно при
наличии благополучия всей семейной
системы, которая играет, которая играет важную роль в
воспитании от рождения до начала трудовой
деятельности. Особенности внутрисемейного
воспитания, внутрисемейных отношений
оказывают влияние и на будущею семейную
жизнь ребенка.
Взаимоотношения
в семье во многом определяются семейными ценностями и стилем
воспитания, а также взаимоотношениями
между родителями.
Стиль – это устойчивая система приемов воздействия,
способов поведения, общения.
Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских
стереотипов, воздействующих на ребенка.
Несмотря
на различия внутрисемейных отношений,
в том числе и детско-родительских
отношений, существуют определенные
общие тенденции.
Так, выделяют
три основных стиля воспитания
(Д. Боумрид, А. Болдуин).
- Демократический стиль (авторитетные родители) – не наказывают, объясняют; не боятся хвалить; проявляют твердость, сталкиваясь с капризами детей; формируют у детей навыки осмысленного поведения.
- Контролирующий стиль (авторитарные родители) – не дают детям свободы и прав, требуют подчинения, дисциплины, осуществляют жесткий контроль, наказывают за непослушание. (Дети растут раздражительными, конфликтными необщительными).
- Попустительский стиль (снисходительные родители) – не склонны контролировать своих детей, разрешают им делать все, что они хотят; в порывах гнева такие родители могут применять физические наказания. (Дети импульсивны, агрессивны, часто неуправляемы и недисциплинированны).
По классификации
В.А. Гарбузова выделяют:
- Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) – неприятие индивидуальных особенностей, жесткий контроль. Данный тип может проявляться и в полном попустительстве.
- Воспитание по типу В (гиперсоциализация) – чрезмерная тревога родителей и ребенке (о его здоровье, статусе среди сверстников, ожидание успехов от ребенка).
- Воспитание по типу С (эгоцентрическое) – повышенное внимание к ребенку (кумир семьи), иногда в ущерб другим членам семьи (иногда другим детям в семье).
В ряде работ исследуются
особенности детско-родительских отношений в зависимости от структуры
семьи. Так, выделяют следующие типы семей:
традиционная (патриархальная), детоцентрическая
и супружеская (демократическая)..
В традиционной семье: уважение родителей, признание их авторитета,
но в таких семьях дети с трудом формируют
свои семьи, они не гибкие в общении, всегда
действуют так, как «надо».
В детоцентрических семьях – главное обеспечить «счастье ребенка».
Все живут только ради него и для него.
У ребенка завышена самооценка, он эгоистичен,
конфликтен. Велик риск социальной дезадаптации
таких детей, так как в среде сверстников
их могут отвергать.
Наиболее
благоприятный климат для воспитания
ребенка складывается в супружеской (демократической)
семье – увзаимоуважение, довение между взрослыми
и детьми («горизонтальные отношения»).
Рассматривая
детско-родительские отношения,
выделяют аномальные стили воспитания, или отклонения в стилях
воспитания, что порождает проблемы в
этих отношениях, и проблемы в развитии
детей.
Классификация
таких стилей воспитания предложена Е.А.
Личко и Э.Г. Эйдемиллером:
- Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки и контроля. Ребенок остается без надзора. При скрытой гипопротекции контроль и забота носят формальный характер, родители не включаются в жизнь ребенка. Это приводит к асоциальному поведению ребенка из-за неудовлетворенности в любви и привязанности.
- Доминирующая гиперпротекция. Проявляется в повышенном, обостренном внимании и заботе к ребенку, чрезмерной опеке и мелочном контроле (слежке, запретах, ограничениях). Ребенка не приучают к самостоятельности, подавляют чувство ответственности. Это приводит либо к безынициативности, к неумению постоять за себя, либо к конфликтам с родителями (особенно в подростковом возрасте).
- Потворствующая гиперпротекция («Кумир семьи»). Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей, потакают его желаниям, восхищаются им и требуют этого от других. Результат – высокий уровень притязаний ребенка, стремление к лидерству при недостаточном упорстве.
- Эмоциональное отвержение. Ребенком тяготятся. Его потребности игнорируются. Иногда с ним жестоко обращаются. Часто родители стремятся завуалировать реальное отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием. Этот стиль воспитания оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.
- Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на ребенке срывают зло или быть скрытыми, когда между родителями и ребенком «стена» враждебности.
- Повышенная моральная ответственность. От ребенка требуют честности, порядочности, чувства долга, не соответствующих его возрасту. При этом игнорируются интересы самого ребенка.
Рассматривая
детско-родительские отношения,
Л. Ковар выводит отношения
«мать-дитя» из общей модели
семейных отношений.
Тип этих отношений зависит, по его мнению, от
того, как мать оценивает и относится к
ребенку, и как он самоутверждается.
– Ребенок
мешает матери продвигаться в
социуме, в результате он лишается
материнской ласки и становится
инфантильным, у него не формируется адекватная «Я концепция».
– Мать
может полностью посвятить себя
ребенку (отношения «хозяин-раб»).
Она готова выполнять его любые
прихоти, при этом не дает
ему проявлять самостоятельность.
В результате ребенок становится
полностью зависимым от нее,
а мать – от его капризов. Это союз двоих,
где отец оказывается лишним. Происходит
нарушение родительской подсистемы и
объединение мать-дитя.
– Если
муж терпит неудачу в карьере,
жена начинает считать себя
сильной женщиной и вести борьбу
за власть в семье. Тогда дети начинают оцениваться ею
либо как «сильные» (как она), либо как
«слабые» (как отец).
Еще одна
классификация типов неадекватного
отношения к ребенку:
- Ребенок, замещающий мужа. Мать требует к себе постоянного внимания, заботы, хочет быть постоянно в обществе ребенка, быть в курсе всех его дел, ограничивает его контакты со сверстниками.
- Гиперопека и симбиоз. Мать стремится удержать ребенка при себе, привязывает его к себе, ограничивает самостоятельность из-за страха лишиться его в будущем. Она принижает его способности, стремится «прожить за него жизнь».
- Воспитательный контроль через нарочитое лишение любви. Мать постоянно говорит, что такого ребенка она не любит, принижает его «Я».
- Воспитательный контроль через вызов чувства вины. Ребенку постоянно говорят, что он «неблагодарный». Его развитие сковывается страхом и чувством вины перед матерью.
Детско-родительские
отношения также могут быть
представлены через ту роль (позицию),
которую ребенок выполняет в
семье:
– «козел
отпущения» (перенос родительских проблем на ребенка);
– «бэби»
(близость супругов вытесняет
ребенка из семейной системы);
– «любимчик»
(отдаленность родителей друг
от друга и концентрация на
ребенке);
– «примиритель»
(включен во все проблемы семьи,
занимает важное место в семейной системе,
часто регулирует отношения между членами
семьи).
Практически
все стили «отклоняющегося» воспитания
проявляются в неполных и конфликтных
семьях. Подобное воспитание и
отношение к детям приводит
к детским неврозам, травмирует их психику. Таким образом,
семья может являться источником психологической
травматизации личности ребенка.
На вопрос,
почему появляются «отклоняющиеся»
стили воспитания и нарушения
детского развития, наиболее полно
дал ответ в своих исследованиях А.И. Захаров (врач, психолог,
психотерапевт).