Семья как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:32, лекция

Краткое описание

Важнейшая функция семьи – воспитание подрастающего поколения. И семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации, т.е. «родительство» характеризуется системой предписанных культурой, обществом и государством норм и правил. Сегодня отмечается резкое возрастание значения семьи в воспитании детей, на родителей возлагается все большая ответственность за качество воспитания (ранее ответственность в большей степени возлагалась на общество, а индивидуальное родительство охватывало лишь незначительную часть детства).

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи_Духова Л.И..doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

     Рассматривая  семью как важнейшее условие  психологического благополучия  ребенка, следует учитывать, что:

    – существуют  «нормальные» (норма) и «нарушенные»  детско-родительские отношения,  которые влияют на развитие  ребенка;

     – для  благополучного развития ребенка  необходимо осознание проблем  супружеских и детско-родительских  отношений.

     В результате взаимодействия индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Звеньями, или составляющими, этой семейной микросреды являются:

     – семейные  представления;

     – межличностные  внутрисемейные отношения;

    – семейные традиции;

     – обычаи, настроения, нормы внутрисемейного  поведения, нравственный климат  семьи.

     Важное  место в жизнедеятельности любой  семьи занимает воспитание детей  от рождения до начала трудовой  деятельности. Результат этого воспитания зависит от многих факторов:

1.«Образ мыслей» семьи – это система ценностей, установок, потребностей, мотивов, которые определяются условиями жизни семьи.

2.«Образ общения» семьи – это межличностная коммуникация, открытость семьи внешней социальной среде.

3.Отношение социальной среды к семье, которое формирует у ребенка либо уверенность в себе («моя семья хорошая», «уважаемая семья»), либо, наоборот, страх и неуверенность («моя семья плохая»).

4.Традиции нации, народности, места проживания семьи. Это особо важно в нашей многонациональной стране (с одной стороны – это необходимость сохранять национальные традиции, а с другой – приобщение к общекультурным традициям, или традициям той среды, где семья проживает).

5.Традиции семьи – формируют у детей нравственные качества.

 

     Характеризуя  социализирующую роль семьи, А.В.  Мудрик вводит такое понятие  как «домашний очаг». Он отмечает, что эффективность реализации  функций семьи зависит во многом  от того, удалось ли супругам, а потом им вместе с детьми  создать «домашний очаг», а, следовательно, и успешную для воспитания и социализации микросреду в семье.

     Жилище  семьи становится «домашним очагом»  в том случае, если ее члены  имеют возможность и стремятся  удовлетворить в нем потребности  в укрытии, поддержке и эмоциональной безопасности, в качественных эмоциональных отношениях, в идентификации с семейными ценностями, т.е. когда дом становится для человека «экологической нишей», где его любят, поймут и поддержат.

     Подобная ситуация зависит от ряда объективных факторов:

1.Необходимость наличия у каждого члена семьи «персональной» территории (места, которое он считает своим: своя комната, свой стол, место за обеденным столом или у телевизора). В семьях, где у детей не было такой территории, т.е. объекта личного контроля (особенно до 9-10 лет), взаимоотношения между родителями и детьми были более конфликтными. Кроме того, наличие «своего места» приводит к тому, что в семье чаще наблюдается совместная деятельность (т.е. у человека есть постоянное психологическое ощущение возможности по своему желанию уединиться, «укрыться», что и повышает стремление к взаимодействию. В противном случае, человек все время ищет возможности избежать надоевшего общения, у него проявляется нереализованная потребность побыть одному).

2.Умение организовать совместный быт: распределение домашних обязанностей, предпочтение домашнего питания, совместные ужины и т.д. Важна также возможность членов семьи заниматься дома любимым делом и отношение к этому остальных членов семьи.

3.Баланс между открытостью и закрытостью семейной жизни (семейных границ). С одной стороны, в семье должно быть ощущение защищенности (только в семье обсуждаемые вопросы, которые касаются только членов семьи; уверенность в том, что эти вопросы, без согласия остальных, не будут обсуждаться за пределами семьи). С другой стороны, в доме должно быть принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать праздники, на которые приглашают гостей, когда каждый может пригласить в дом своих друзей, не опасаясь других членов семьи.

 

    Таким образом, семейное воспитание, с одной стороны, выглядит очень естественным, а значит простым, доступным каждому, но с другой стороны, в связи с его спонтанностью и эмоциональностью именно в семейном воспитании обнаруживается больше всего ошибок и проблем.

 

 

Эмоциональные отношения между ребенком и родителями (привязанность)

 

     Формирование  положительного аффективного отношения  ребенка к близкому взрослому  (родителю) является важнейшим условием  развития психики человека.

     Данная  проблема в психологии рассматривается, прежде всего, через категорию «привязанности».

     В широком  значении привязанность – это  тесная эмоциональная связь между  людьми, которая характеризуется  взаимным вниманием, чуткостью,  желанием поддерживать близкие  отношения.

     В узком смысле – привязанность – это первая связь младенца со взрослым, которая характеризуется сильной взаимозависимостью.

     Данная  категория получила свое развитие  в работах Дж. Боулби и М.  Эйнсворта. Самым важным (сенситивным)  периодом для формирования привязанности является первый год жизни ребенка. Примерно в 6-10 месяцев у ребенка появляется избирательность в отношении взрослых, ребенок выделяет объект привязанности, т.е. кому он больше всего рад,  кому доверяет, в присутствии кого чувствует себя максимально уверенно.

     Если к  12 месяцам привязанность оказалась  несформированной, то психическое  развитие ребенка нарушается. В  этом случае в психологии принято  говорить о так называемой «материнской депривации».

     Депривация (англ.) означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».

     Долговременная  разлука ребенка с матерью  или ее «холодность», отсутствие  эмоциональной связи с матерью  в первые 3-5 лет жизни приводит  к нарушению психического здоровья и оказывает влияние на все дальнейшее развитие личности.

     У детей, воспитывающихся  в детских домах, наблюдается  интеллектуальное отставание, неумение  вступать в отношения с другими  людьми, агрессивность, неуверенность  в себе, эмоциональная неактивность.

 

Таким образом, эмоциональная связь  матери с ребенком, формирование привязанности  является первым и важнейшим условием развития ребенка и условием его  социализации и воспитания в семье.

     Выделяют 2 категории  привязанности: надежную (прочную)  и ненадежную.

     Надежная привязанность: дети положительно реагируют не только на мать (т.е. объект привязанности), но и на незнакомых людей, расстраиваются, когда мать уходит и радуются ее появлению. Среди детей, живущих в нормальных условиях, надежную привязанность имеют 65-70%.

     Т.е. такая (прочная)  привязанность обеспечивает комфорт  ребенка не только в знакомой  ситуации, но и способствует формированию  уверенности в целом, формированию  «доверия к миру», а не страх  перед ним.

     Ненадежная привязанность: отражает наличие у ребенка переживания страха и неуверенности перед окружающим миром. Эта категория привязанности представлена следующими типами:

     – избегающий тип – дети спокойно относятся к отсутствию близкого человека (матери, родителя), в целом не ожидая от них помощи;

     – амбивалентный (противоречивый) тип – дети тяжело переживают отсутствие родителя, но на их появление реагируют двойственно (то радуются, то отталкивают). Наблюдается часто агрессивный протест против разлуки;

     – дезорганизованный тип – восприятие ребенком мира как враждебного. Страх вызывает и чужой и близкий человеке. Наблюдается непредсказуемость поведения;

     – контролирующее поведение – ребенок берет на себя роль взрослого. Такое поведение выражается в жестких требованиях со стороны ребенка к взрослому («не уходи!»), а также в преувеличенной озабоченности благополучием взрослого («с тобой что-то случится» – дети постоянно звонят родителям, спрашивают, где он и т.п.).

     Основными (базовыми) качествами матери (родителя), обеспечивающими формирование надежной привязанности являются:

     – эмоциональное  принятие ребенка и способность  вести себя в соответствии  с этим (любовь, уважение личности  ребенка);

     – чувствительность  к поведению ребенка, понимание  его желаний, потребностей;

     – понимание состояния  ребенка и причин этого состояния;

     – наличие у родителя  адекватного образа ребенка (не  завышать и не занижать его  возможностей);

     – умение адекватно  реагировать на потребности ребенка;

     – постоянство, последовательность, непротиворечивость поведения матери, что помогает ребенку ориентироваться в ситуации (должен четко понимать за что его ругают, за что – хвалят, а не в зависимости от настроения родителя);

     – отношение матери  к ребенку не как к объекту ухода и манипуляций, а как к личности, как к равноправному субъекту общения.

 

Тема: «Стили семейного  воспитания. Проблемы детско-родительских отношений»

 

     Детско-родительские отношения специфичны и разнообразны. На них влияет вся семейная система, как в своей статической форме (т.е. ее структура (нуклеарная или расширенная, полная или нет и т.п.)), так и в своей динамике (т.е. на разных этапах развития семьи детско-родительские отношения могут изменяться, приобретать специфический характер).

     Детско-родительские отношения чаще всего рассматриваются через отношения родителей к детям, а, следовательно, через особенности семейного воспитания. Именно родительское отношение к детям, специфика воспитания формируют будущее отношение детей к родителям.

    Гармоничное развитие ребенка возможно при наличии благополучия всей семейной системы, которая играет, которая играет важную роль в воспитании от рождения до начала трудовой деятельно


Информация о работе Семья как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития