Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:32, лекция
Важнейшая функция семьи – воспитание подрастающего поколения. И семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации, т.е. «родительство» характеризуется системой предписанных культурой, обществом и государством норм и правил. Сегодня отмечается резкое возрастание значения семьи в воспитании детей, на родителей возлагается все большая ответственность за качество воспитания (ранее ответственность в большей степени возлагалась на общество, а индивидуальное родительство охватывало лишь незначительную часть детства).
Рассматривая семью как важнейшее условие психологического благополучия ребенка, следует учитывать, что:
– существуют
«нормальные» (норма) и «нарушенные»
детско-родительские отношения,
– для
благополучного развития
В результате взаимодействия индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Звеньями, или составляющими, этой семейной микросреды являются:
– семейные представления;
– межличностные внутрисемейные отношения;
– семейные традиции;
– обычаи,
настроения, нормы внутрисемейного
поведения, нравственный
Важное
место в жизнедеятельности
1.«Образ мыслей» семьи – это система ценностей, установок, потребностей, мотивов, которые определяются условиями жизни семьи.
2.«Образ общения» семьи – это межличностная коммуникация, открытость семьи внешней социальной среде.
3.Отношение социальной среды к семье, которое формирует у ребенка либо уверенность в себе («моя семья хорошая», «уважаемая семья»), либо, наоборот, страх и неуверенность («моя семья плохая»).
4.Традиции нации, народности, места проживания семьи. Это особо важно в нашей многонациональной стране (с одной стороны – это необходимость сохранять национальные традиции, а с другой – приобщение к общекультурным традициям, или традициям той среды, где семья проживает).
5.Традиции семьи – формируют у детей нравственные качества.
Характеризуя
социализирующую роль семьи, А.
Жилище
семьи становится «домашним
Подобная ситуация зависит от ряда объективных факторов:
1.Необходимость наличия у каждого члена семьи «персональной» территории (места, которое он считает своим: своя комната, свой стол, место за обеденным столом или у телевизора). В семьях, где у детей не было такой территории, т.е. объекта личного контроля (особенно до 9-10 лет), взаимоотношения между родителями и детьми были более конфликтными. Кроме того, наличие «своего места» приводит к тому, что в семье чаще наблюдается совместная деятельность (т.е. у человека есть постоянное психологическое ощущение возможности по своему желанию уединиться, «укрыться», что и повышает стремление к взаимодействию. В противном случае, человек все время ищет возможности избежать надоевшего общения, у него проявляется нереализованная потребность побыть одному).
2.Умение организовать совместный быт: распределение домашних обязанностей, предпочтение домашнего питания, совместные ужины и т.д. Важна также возможность членов семьи заниматься дома любимым делом и отношение к этому остальных членов семьи.
3.Баланс между открытостью и закрытостью семейной жизни (семейных границ). С одной стороны, в семье должно быть ощущение защищенности (только в семье обсуждаемые вопросы, которые касаются только членов семьи; уверенность в том, что эти вопросы, без согласия остальных, не будут обсуждаться за пределами семьи). С другой стороны, в доме должно быть принято встречаться с друзьями, родственниками, отмечать праздники, на которые приглашают гостей, когда каждый может пригласить в дом своих друзей, не опасаясь других членов семьи.
Таким образом, семейное воспитание, с одной стороны, выглядит очень естественным, а значит простым, доступным каждому, но с другой стороны, в связи с его спонтанностью и эмоциональностью именно в семейном воспитании обнаруживается больше всего ошибок и проблем.
Эмоциональные отношения между ребенком и родителями (привязанность)
Формирование
положительного аффективного
Данная проблема в психологии рассматривается, прежде всего, через категорию «привязанности».
В широком
значении привязанность – это
тесная эмоциональная связь
В узком смысле – привязанность – это первая связь младенца со взрослым, которая характеризуется сильной взаимозависимостью.
Данная
категория получила свое
Если к
12 месяцам привязанность
Депривация (англ.) означает «утрата, лишение, ограничение возможностей удовлетворения жизненно важных потребностей».
Долговременная
разлука ребенка с матерью
или ее «холодность», отсутствие
эмоциональной связи с матерью
в первые 3-5 лет жизни приводит
к нарушению психического
У детей, воспитывающихся
в детских домах, наблюдается
интеллектуальное отставание, неумение
вступать в отношения с
Таким образом, эмоциональная связь матери с ребенком, формирование привязанности является первым и важнейшим условием развития ребенка и условием его социализации и воспитания в семье.
Выделяют 2 категории привязанности: надежную (прочную) и ненадежную.
Надежная привязанность: дети положительно реагируют не только на мать (т.е. объект привязанности), но и на незнакомых людей, расстраиваются, когда мать уходит и радуются ее появлению. Среди детей, живущих в нормальных условиях, надежную привязанность имеют 65-70%.
Т.е. такая (прочная)
привязанность обеспечивает
Ненадежная привязанность: отражает наличие у ребенка переживания страха и неуверенности перед окружающим миром. Эта категория привязанности представлена следующими типами:
– избегающий тип – дети спокойно относятся к отсутствию близкого человека (матери, родителя), в целом не ожидая от них помощи;
– амбивалентный (противоречивый) тип – дети тяжело переживают отсутствие родителя, но на их появление реагируют двойственно (то радуются, то отталкивают). Наблюдается часто агрессивный протест против разлуки;
– дезорганизованный тип – восприятие ребенком мира как враждебного. Страх вызывает и чужой и близкий человеке. Наблюдается непредсказуемость поведения;
– контролирующее поведение – ребенок берет на себя роль взрослого. Такое поведение выражается в жестких требованиях со стороны ребенка к взрослому («не уходи!»), а также в преувеличенной озабоченности благополучием взрослого («с тобой что-то случится» – дети постоянно звонят родителям, спрашивают, где он и т.п.).
Основными (базовыми) качествами матери (родителя), обеспечивающими формирование надежной привязанности являются:
– эмоциональное
принятие ребенка и
– чувствительность
к поведению ребенка,
– понимание состояния
ребенка и причин этого
– наличие у родителя
адекватного образа ребенка (
– умение адекватно
реагировать на потребности
– постоянство,
– отношение матери к ребенку не как к объекту ухода и манипуляций, а как к личности, как к равноправному субъекту общения.
Тема: «Стили семейного воспитания. Проблемы детско-родительских отношений»
Детско-родительские отношения специфичны и разнообразны. На них влияет вся семейная система, как в своей статической форме (т.е. ее структура (нуклеарная или расширенная, полная или нет и т.п.)), так и в своей динамике (т.е. на разных этапах развития семьи детско-родительские отношения могут изменяться, приобретать специфический характер).
Детско-родительские отношения чаще всего рассматриваются через отношения родителей к детям, а, следовательно, через особенности семейного воспитания. Именно родительское отношение к детям, специфика воспитания формируют будущее отношение детей к родителям.
Гармоничное развитие ребенка возможно при наличии благополучия всей семейной системы, которая играет, которая играет важную роль в воспитании от рождения до начала трудовой деятельно