Семья как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:32, лекция

Краткое описание

Важнейшая функция семьи – воспитание подрастающего поколения. И семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации, т.е. «родительство» характеризуется системой предписанных культурой, обществом и государством норм и правил. Сегодня отмечается резкое возрастание значения семьи в воспитании детей, на родителей возлагается все большая ответственность за качество воспитания (ранее ответственность в большей степени возлагалась на общество, а индивидуальное родительство охватывало лишь незначительную часть детства).

Вложенные файлы: 1 файл

психология семьи_Духова Л.И..doc

— 237.00 Кб (Скачать файл)

     Основной  причиной, по его мнению, является  нарушенная («извращенная») ролевая  структура современной семьи,  а именно: мать излишне мужественна,  отец – слишком мягок.

     Он исследовал 100 семей с детьми и подростками, у которых обнаруживались невротические проявления. В результате были выявлены следующие социально-ролевые особенности, связанные с иерархией отношений между членами (нуклеарной) семьи.

     Первый тип. В семье есть член семьи, за которым закреплено доминирующее право на власть и личное влияние на остальных членов семьи. Интересно, что этим членом семьи преимущественно была мать (Иерархия типа звезда).

Отец  ←  Мать →  Ребенок

 

     Второй тип. Отец, в целях избегания конфликтных отношений с матерью, согласовывает все свои воспитательные функции с ней. Мать видоизменяет или полностью блокирует воздействия отца на ребенка соответственно своим представлениям и стилю доминирующего влияния, т.е. обнаруживает авторитарный тип лидерства (Цепная иерархия).

Отец →  Мать → Ребенок

 

     Третий тип. Каждый член семьи пытается проводить свою стратегию воспитания детей вне зависимости от сложившейся структуры доминирования. Это постоянно приводит к конфликтным ситуациям, снижению эмоционально-близких отношений в семье, влечет фрустрации у детей. (Циклическая иерархия).

 

                                                                    Отец    ↔   Мать


Ребенок

     Многие  исследователи (в частности, В.Н.  Дружинин) приходят к выводу, что все перечисленные стили, способы, типы отношений родителей к ребенку являются следствием деструкции семьи. А именно: отсутствие организующей функции мужчины-отца; излишнее доминирование матери; замыкание всей системы психологических связей семьи на ребенке; возникновение симбиоза «мать-ребенок». Результат этого, по мнению В.Н. Дружинина, один: невроз (чаще истерия) и инфантилизация личности ребенка (всевозможные проявления психической незрелости).

    В.Н. Дружинин  на основе обобщения ряда исследований  делает предположение, что выход из этой ситуации – это создание нормальной психологической структуры семьи. В нее должно входить:

     – отношения  власти (доминантность – субдоминантность; власть и подчинение);

     – тесные  эмоциональные связи между членами  семьи;

     – наличие ответственности за семью.

 

 

Тема: Этапы  консультативной работы с семьей

 

     1 этап – Подготовка к работе.

1). Обращение семьи (важно выяснить: кто инициатор обращения, как хотели бы работать (всей семьей, индивидуально и т.п.).

2). Заключение контракта. Оговариваются: время, место консультаций, длительность встреч, конфиденциальность (может быть по отношению к некоторым членам семьи).

3). Общее знакомство с семьей (сбор информации) – формирование общего представления консультанта о семье. Основное средство: беседа (свободна или через систему вопросов).

     На данном  этапе велика роль интуиции. Консультант  мобилизует свой собственный  жизненный и семейный опыт, поэтому  важно умение контролировать  себя, постоянно выяснять, насколько  возникающий образ семьи близок к реальному.

     Эйдемиллер  предлагает следующий прием работы: в ходе первой встречи члены  семьи заполняют анкеты, которые  консультант до некоторого времени  не читает. А когда у него  складывается определенное представление  о каждом члене семьи, он сам отвечает на те же вопросы этой анкеты так, как, по его мнению, ответили члены данной семьи (отвечает от имени каждого члена семьи). Затем сравнивает свои ответы с реальными ответами (которые давали ранее клиенты). Если совпадает 80% и более, можно считать, что консультант уже хорошо представляет себе жизнь семьи.

     На данном  этапе важно понимать, что большая  часть информации, поступающей от  клиентов, может быть (сознательно  или нет) искажена.

     Причины  такого искажения:

     – нормативные представления членов семьи (что должно быть, а чего не должно), мифы семьи;

     – искажения  реальной картины в связи с  отношениями между членами семьи  (стремление переложить вину или  ответственность на другого).

 

     2 этап – Диагностический (иногда он выделяется в отдельный, иногда сопровождает все остальные этапы).

     По сути, уже на первом этапе началась  диагностическая работа (сбор информации  может осуществляться при помощи  диагностических методик). Информация  должна поступать из самых  разных источников (от медиков, учителей и т.п.).

     Главный прием на данном этапе  – слушать внимательно клиента.

     1). На основе предварительно полученной информации консультант выдвигает гипотезы. Как правило, если на первом этапе у консультанта дефицит гипотез, то на втором этапе их может быть слишком много. И это хорошо. Чем больше версий проблемы, тем больше вероятность того, что среди них окажется верная.

     2). Диагностическая проверка всех гипотез и постепенное их исключение. Под каждую гипотезу подбирается соответствующая диагностическая методика.

     3). Предварительное заключение (для себя), на основе которого продумывается коррекционная работа. Эйдемиллер говорит о важности «мысленного экспериментирования» (пробы и ошибки возможны лишь в мысленных экспериментах). Консультанту важно ответить себе на вопрос: «Какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению ситуации к лучшему».

     3 этап – Коррекция (интервенция  или рекомендации).

     Зависит  от подхода, на который опирается  консультант, от той проблемы, которая взята за гипотезу. Это может быть корректировка, обучение, тренинги, дискуссии, воспоминания и т.д.

     4 этап – Проверка отсроченного анализа (если возможно).

     Возможен  совместный с клиентом анализ (что получилось? Что вынесли для себя из совместной работы? И т.п.).

     Здесь всегда  стоит вопрос, который, видимо, не  имеет ответа: «Что считать эффективной  работой консультанта, а что –  нет?». В данном случае нет  четких критериев этой оценки. Например, отговорили от развода.  Но не всегда ясно, правильно ли это, на долго ли. Результат консультативной работы, чаще всего, носит субъективный характер (кто-то доволен, кто-то – нет).

 

Тема: Психолого-педагогические условия повышения культуры родителей

 

     Жизнь современной семьи настолько сложна, что даже при нормальном ее развитии имеется множество трудностей, требующих помощи и разрешения. На это направлена психологическая помощь, которая в современных условиях оказывается психологами, педагогами, социальными педагогами.

     Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека. Педагогическая культура родителей – это основа воспитания детей в семье. Она включает:

     – понимание  и осознание родителями ответственности  за воспитание детей;

     – знания  о развитии, воспитании и обучении детей в семье;

     – практические  умения организации и деятельности  детей в семье;

     – продуктивную  связь с другими воспитательными  учреждениями.

     В психолого-педагогической  работе с семьей выделяют следующие  направления:

     – диагностическое;

     – коррекционное;

     – профилактическое;

     – просветительское.

     Работа  может проводиться:

  1. По запросу (либо кого-то из членов семьи, либо специалиста, который по роду профессиональной деятельности взаимодействует с кем-то из членов семьи (педагоги, медики, социальные работники и т.п.)).
  2. По показаниям (запрос исходит от социальных служб и структур: администрации школы, комиссии по делам несовершеннолетних, медицинских учреждений и т.п.).

     При работе  с родителями диагностическое  направление развито недостаточно. Чаще работа с ними идет  в просветительском, коррекционном  и профилактическом направлении.

     Сейчас  достаточно распространены программы образования родителей. Их цель: передача необходимых знаний, формирование представлений и навыков в различных аспектах воспитания в семье.

     В рамках  данных программ осуществляется воспитание родителей – это помощь им в исполнении ими функции воспитания собственных детей. Подобное воспитание нужно не только для родителей детей группы риска, оно необходимо каждой семье на определенном этапе ее развития.

     Воспитание  родителей следует отличать от  семейного консультирования и  семейной психотерапии. Это, прежде  всего, просвещение, обращение  к сознанию родителей.

     В связи  с этим, каждая профессиональная  область (психологическая, педагогическая) имеют свою специфику работы  с семьей, в том числе и с  родителями.

     Работа психолога с родителями включает в себя и диагностику родительства, и консультирование, и психолого-педагогическое просвещение родителей, и коррекционную и психотерапевтическую работу.

     В своей  работе психолог использует разные  модели помощи.

     Педагогическая модель. Работа направлена на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания. Это не работа с конкретными, отдельными проблемами семьи, а ориентация на универсальные способы воспитания.

     Формы работы: родительские семинары, родительские тренинги.

     Социальная модель используется тогда, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных внешних обстоятельств (здесь необходима совместная работа с социальным педагогом).

     Психологическая модель – анализ конкретной семейной ситуации, диагностика, психологическое консультирование.

     Диагностическая модель – помощь родителям в вооружении их знаниями об особенностях развития ребенка.

     Медицинская модель – в основе основных проблем семьи лежит болезнь одного из членов семьи.

     Сегодня  в психологической работе с  семьей выделяют «психологическую поддержку» и «психологическое сопровождение» (хотя это две стороны одного процесса).

     Так, «поддержка» – это решение актуальных, злободневных проблем семьи, с которыми она уже столкнулась и, которые не может разрешить без посторонней помощи.

     «Сопровождение»  включает в себя всех участников  образовательного процесса (родителей,  детей, учителей). Их взаимодействие  создает условия для благоприятного  развития ребенка. Такая совместная  работа направлена и на развитие  личности родителя как субъекта семейного воспитания.

     Таким образом,  сегодня поддержка семьи в выполнении воспитательной функции рассматривается как интеграция усилий разных специалистов (психологов, педагогов, социальных работников и т.д.). Вклад и участие каждого из специалистов зависит от конкретной ситуации. Например, психологи работают в основном с семьями, которые сами обращаются за помощью. Семьи же с хроническими социальными проблемами (алкоголики и т.п.) редко обращаются за помощью. Здесь возрастает роль социального педагога, который решает, прежде всего, вопросы социальной защиты детей в таких семьях.

 

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

   

 

Тема: Семья  как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития

 

 

     Важнейшая функция семьи – воспитание подрастающего поколения. И семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации, т.е. «родительство» характеризуется системой предписанных культурой, обществом и государством норм и правил.

     Сегодня отмечается резкое возрастание значения семьи в воспитании детей, на родителей возлагается все большая ответственность за качество воспитания (ранее ответственность в большей степени возлагалась на общество, а индивидуальное родительство охватывало лишь незначительную часть детства).

     Итак, семья  должна формировать первые социальные  потребности ребенка:

     – потребность  в социальном контакте;

     – доверие  к миру;

     – привязанность;

     – предметно-орудийную  компетентность в раннем возрасте  и социальную компетентность в дошкольном возрасте;

      – обеспечивать  условия для развития автономии  и самосознания в подрастковом  и юношеском возрасте.

 

     Эмоциональный  характер детско-родительских взаимоотношений  (в отличие от воспитания в  различных учреждениях), длительность и стабильность взаимодействия детей и родителей делают семью уникальной структурой, создающей благоприятные условия для развития ребенка.

Информация о работе Семья как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития