Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 22:32, лекция
Важнейшая функция семьи – воспитание подрастающего поколения. И семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации, т.е. «родительство» характеризуется системой предписанных культурой, обществом и государством норм и правил. Сегодня отмечается резкое возрастание значения семьи в воспитании детей, на родителей возлагается все большая ответственность за качество воспитания (ранее ответственность в большей степени возлагалась на общество, а индивидуальное родительство охватывало лишь незначительную часть детства).
Основной причиной, по его мнению, является нарушенная («извращенная») ролевая структура современной семьи, а именно: мать излишне мужественна, отец – слишком мягок.
Он исследовал 100 семей с детьми и подростками, у которых обнаруживались невротические проявления. В результате были выявлены следующие социально-ролевые особенности, связанные с иерархией отношений между членами (нуклеарной) семьи.
Первый тип. В семье есть член семьи, за которым закреплено доминирующее право на власть и личное влияние на остальных членов семьи. Интересно, что этим членом семьи преимущественно была мать (Иерархия типа звезда).
Отец ← Мать → Ребенок
Второй тип. Отец, в целях избегания конфликтных отношений с матерью, согласовывает все свои воспитательные функции с ней. Мать видоизменяет или полностью блокирует воздействия отца на ребенка соответственно своим представлениям и стилю доминирующего влияния, т.е. обнаруживает авторитарный тип лидерства (Цепная иерархия).
Отец → Мать → Ребенок
Третий тип. Каждый член семьи пытается проводить свою стратегию воспитания детей вне зависимости от сложившейся структуры доминирования. Это постоянно приводит к конфликтным ситуациям, снижению эмоционально-близких отношений в семье, влечет фрустрации у детей. (Циклическая иерархия).
Ребенок
Многие
исследователи (в частности, В.
В.Н. Дружинин
на основе обобщения ряда
– отношения власти (доминантность – субдоминантность; власть и подчинение);
– тесные
эмоциональные связи между
– наличие ответственности за семью.
Тема: Этапы консультативной работы с семьей
1 этап – Подготовка к работе.
1). Обращение семьи (важно выяснить: кто инициатор обращения, как хотели бы работать (всей семьей, индивидуально и т.п.).
2). Заключение контракта. Оговариваются: время, место консультаций, длительность встреч, конфиденциальность (может быть по отношению к некоторым членам семьи).
3). Общее знакомство с семьей (сбор информации) – формирование общего представления консультанта о семье. Основное средство: беседа (свободна или через систему вопросов).
На данном этапе велика роль интуиции. Консультант мобилизует свой собственный жизненный и семейный опыт, поэтому важно умение контролировать себя, постоянно выяснять, насколько возникающий образ семьи близок к реальному.
Эйдемиллер
предлагает следующий прием
На данном этапе важно понимать, что большая часть информации, поступающей от клиентов, может быть (сознательно или нет) искажена.
Причины такого искажения:
– нормативные представления членов семьи (что должно быть, а чего не должно), мифы семьи;
– искажения
реальной картины в связи с
отношениями между членами
2 этап – Диагностический (
По сути,
уже на первом этапе началась
диагностическая работа (сбор информации
может осуществляться при
Главный прием на данном этапе – слушать внимательно клиента.
1). На основе предварительно полученной информации консультант выдвигает гипотезы. Как правило, если на первом этапе у консультанта дефицит гипотез, то на втором этапе их может быть слишком много. И это хорошо. Чем больше версий проблемы, тем больше вероятность того, что среди них окажется верная.
2). Диагностическая проверка всех гипотез и постепенное их исключение. Под каждую гипотезу подбирается соответствующая диагностическая методика.
3). Предварительное заключение (для себя), на основе которого продумывается коррекционная работа. Эйдемиллер говорит о важности «мысленного экспериментирования» (пробы и ошибки возможны лишь в мысленных экспериментах). Консультанту важно ответить себе на вопрос: «Какие изменения в жизни семьи могут привести к изменению ситуации к лучшему».
3 этап – Коррекция (интервенция или рекомендации).
Зависит
от подхода, на который
4 этап – Проверка отсроченного анализа (если возможно).
Возможен совместный с клиентом анализ (что получилось? Что вынесли для себя из совместной работы? И т.п.).
Здесь всегда стоит вопрос, который, видимо, не имеет ответа: «Что считать эффективной работой консультанта, а что – нет?». В данном случае нет четких критериев этой оценки. Например, отговорили от развода. Но не всегда ясно, правильно ли это, на долго ли. Результат консультативной работы, чаще всего, носит субъективный характер (кто-то доволен, кто-то – нет).
Тема: Психолого-педагогические условия повышения культуры родителей
Жизнь современной семьи настолько сложна, что даже при нормальном ее развитии имеется множество трудностей, требующих помощи и разрешения. На это направлена психологическая помощь, которая в современных условиях оказывается психологами, педагогами, социальными педагогами.
Педагогическая культура – это компонент общей культуры человека. Педагогическая культура родителей – это основа воспитания детей в семье. Она включает:
– понимание
и осознание родителями
– знания о развитии, воспитании и обучении детей в семье;
– практические
умения организации и
– продуктивную
связь с другими
В психолого-педагогической
работе с семьей выделяют
– диагностическое;
– коррекционное;
– профилактическое;
– просветительское.
Работа может проводиться:
При работе
с родителями диагностическое
направление развито
Сейчас
достаточно распространены прог
В рамках
данных программ
Воспитание родителей следует отличать от семейного консультирования и семейной психотерапии. Это, прежде всего, просвещение, обращение к сознанию родителей.
В связи
с этим, каждая профессиональная
область (психологическая,
Работа психолога с родителями включает в себя и диагностику родительства, и консультирование, и психолого-педагогическое просвещение родителей, и коррекционную и психотерапевтическую работу.
В своей
работе психолог использует
Педагогическая модель. Работа направлена на повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания. Это не работа с конкретными, отдельными проблемами семьи, а ориентация на универсальные способы воспитания.
Формы работы: родительские семинары, родительские тренинги.
Социальная модель используется тогда, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных внешних обстоятельств (здесь необходима совместная работа с социальным педагогом).
Психологическая модель – анализ конкретной семейной ситуации, диагностика, психологическое консультирование.
Диагностическая модель – помощь родителям в вооружении их знаниями об особенностях развития ребенка.
Медицинская модель – в основе основных проблем семьи лежит болезнь одного из членов семьи.
Сегодня
в психологической работе с
семьей выделяют «
Так, «поддержка» – это решение актуальных, злободневных проблем семьи, с которыми она уже столкнулась и, которые не может разрешить без посторонней помощи.
«Сопровождение»
включает в себя всех
Таким образом, сегодня поддержка семьи в выполнении воспитательной функции рассматривается как интеграция усилий разных специалистов (психологов, педагогов, социальных работников и т.д.). Вклад и участие каждого из специалистов зависит от конкретной ситуации. Например, психологи работают в основном с семьями, которые сами обращаются за помощью. Семьи же с хроническими социальными проблемами (алкоголики и т.п.) редко обращаются за помощью. Здесь возрастает роль социального педагога, который решает, прежде всего, вопросы социальной защиты детей в таких семьях.
Тема: Семья как институт первичной социализации ребенка и как персональная микросреда его развития
Важнейшая функция семьи – воспитание подрастающего поколения. И семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации, т.е. «родительство» характеризуется системой предписанных культурой, обществом и государством норм и правил.
Сегодня отмечается резкое возрастание значения семьи в воспитании детей, на родителей возлагается все большая ответственность за качество воспитания (ранее ответственность в большей степени возлагалась на общество, а индивидуальное родительство охватывало лишь незначительную часть детства).
Итак, семья
должна формировать первые
– потребность в социальном контакте;
– доверие к миру;
– привязанность;
– предметно-орудийную
компетентность в раннем
– обеспечивать
условия для развития
Эмоциональный
характер детско-родительских