Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:37, курсовая работа
Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально - психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
Введение
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации детей к ДОУ
.1 Проблема социально - психологической адаптации в современной психологии
.2 Психологические особенности детей раннего возраста
1.3 Особенности социально - психологической адаптации детей к ДОУ
Глава 2. Исследование особенностей социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
.1. Характеристика методик
.2 Результаты исследования
Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию
Заключение
Список литературы
К основным критериям адаптации ребенка к условиям ДОУ относятся:
поведенческие реакции;
уровень нервно - психического развития;
заболеваемость и течение болезни;
главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес) [14; 35].
Различают степени тяжести прохождения адаптации к детскому саду:
. Легкая адаптация:
временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
аппетита (норма по истечении 10 дней);
неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходит в норму за 20-30 дней;
характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает. Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
. Средняя адаптация: все нарушения выражены более и длительно : сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней, ориентировочная деятельность (20 дней), речевая активность (30-40 дней), эмоциональное состояние (30 дней), двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней. Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается. Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания (например, острая респираторная инфекция).
. Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени (ребенок плачет, пассивен, иногда происходит волнообразная смена настроения). Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии. При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.
. Очень тяжелая адаптация: около полугода и более. Встает вопрос, - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он несадовский ребенок [26; 68].
Для того чтобы ребенок мог быстро и безболезненно адаптироваться к условиям дошкольного учреждения, необходимо готовить его к поступлению в детский сад.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Как показывает опыт детских психологов, дети далеко не всегда обладают необходимыми для той или иной группы детского сада навыками коммуникации.
Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
На процесс адаптации ребенка
влияют достигнутый уровень психического
и физического развития, состояние здоровья,
степень закаленности, сформированность
навыков самообслуживания, коммуникативного
общения со взрослыми и сверстниками,
личностные особенности самого малыша,
а также уровень тревожности и личностные
особенности родителей. Дети, имеющие
отклонения в этих сферах труднее адаптируются
к новым микросоциальным условиям. У них
может развиваться эмоционально-стессовая
реакция, приводящая к нарушению здоровья
[26; 57 - 58]. Для профилактики подобных реакций
необходима организация медико-психолого-
Однако как бы ни готовили ребенка к ДОУ, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.
Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, причем не только в садике, но и дома тоже, не давая возможность побыть с собой.
Практика показывает, что основными причинами тяжелой адаптации к условиям ДОУ являются [29; 71]:
отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом дошкольного учреждения,
наличие у ребенка своеобразных привычек,
неумение занять себя игрушкой,
отсутствие элементарных культурно-гигиенических навыков,
отсутствие навыка общения с незнакомыми людьми.
Адаптационный период можно условно разделить на несколько этапов:этап - подготовительный.
Его следует начинать за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад. Задача этого этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно приобщиться к новым для него условиям.
Коррекцию необходимо провести в домашних условиях, и делать это следует постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему ребенка от переутомления.
Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, самостоятельно одеваться и раздеваться, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.
Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены и малыш подготовлен к приходу в ДОУ, наступает следующий этап - в работу включается педагог, который непосредственно будет работать с ребенком в детском саду.этап - основной.
Главная задача данного этапа - создание положительного образа воспитателя. Родители должны понимать важность этого этапа и стараться установить с воспитателем доброжелательные отношения.
Воспитатель, узнавая ребенка, со слов родителей, смогут найти подход к ребенку значительно быстрее и точнее, а ребенок в свое время начнет доверять воспитателю, испытывая при этом чувство физической и психической защиты.этап - заключительный.
Ребенок начинает посещать детский сад по 2-3 часа в день. Затем ребенка оставляют на сон. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка, аппетит, в последнюю очередь - сон [29; 73].
Таким образом, социально - психологическая адаптация детей к ДОУ - сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребёнка по - разному, успех которого обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, таких как возраст ребенка; состояние здоровья; уровень развития; характеристика нервной системы; умение общаться с взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности; приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Глава 2. Исследование особенностей социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально - психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические
особенности детей раннего
. Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
. Провести исследование,
направленное на выявление
Гипотеза:
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:
. Создание эмоционально
благоприятной атмосферы в груп
. Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.
. Правильная организация
игровой деятельности в
Методы:
беседа;
анализ документов;
метод включенного наблюдения;
метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной;
методика диагностики уровня психического развития детей Е.А. Стребелевой.
Выборка: в исследовании принимали участие 30 детей в возрасте 2- 3 лет - две ясельные группы ДОУ.
.1 Характеристика методик
. Метод
для определения степени
Наблюдая за процессом адаптации и внося данные в специальную таблицу, педагог - психолог сможет сделать вывод о результате адаптации каждого ребенка. Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.
Можно выделить четыре основных фактора поведенческой адаптации:
апп· Каждый из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.
· Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.
· Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).
· ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:
· хороший аппетит;
· спокойный сон;
· охотное общение с другими детьми;
· адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
· нормальное эмоциональное состояние.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
1. Эмоциональное состояние ребенка
(+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.
(+2) Улыбается, настроение хорошее, спокоен.
(+1) Иногда задумчив, замкнут.
(-1) Легкая плаксивость, хныканье.
(-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.
(-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.
. Социальные контакты ребенка
(+3) Много друзей, охотно играет с детьми.
(+2) Сдержан, просится на руки; неохотно играет с детьми.
(+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.
(-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.
(-2) Проявляет тревогу, бросает начатые игры.
(-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям играть.
3. Сон ребенка
(+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает быстро.
(+2) Сон спокойный.
(+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.
(-1) Засыпает с хныканьем, тревожен во сне
(-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне.
(-3) Отсутствие сна, плач.
. Аппетит ребенка
(+3) Очень хороший аппетит, съедает все с удовольствием.
(+2) Нормальный аппетит, ест до насыщения.
(+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.
(-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.
(-2) Приходится следить за тем, чтобы ел; ест долго, неохотно.
(-3) Отвращение к еде, кормление мучительно.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ
АдаптацияСроки (А)Поведенче - ские реакции (П)Уровни адаптацииЛегкаяДо 5 дней -1 неделя+12…+8А1 и П1 высокий А1 и П2СредняяДо 15 дней - 3 недели+7…0А1 и П3 средний А2 и П2УсложненнаяДо 25 дней - 5 недель-1…-7А2 и П4 сложный А3 и П3ДезадаптацияБолее 5 недель-8…-12А3 и П4 дезадаптация А4 и П4
. Методика диагностика уровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой.
С целью выяснения причин, лежащих в основе различных вариантов дезадаптации ребенка раннего возраста к ДОУ, была проведена диагностика уровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой.
Проводился сравнительный анализ детей по следующим показателям:
) развитие общения и речи;
) познавательная активность;
) игровая деятельность;
) целенаправленность
и самостоятельность в
В соответствии с используемой диагностикой, параметрами уровня развития общения являются:
− инициативность,
− чувствительность к воздействиям взрослого,
− ориентация на образец и реакция на оценку взрослого.
− инициативные действия с предметами;
− степень развития активной речи, любые речевые обращения, просьбы, требования, называние предметов, речевое сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребёнка;
− степень развития пассивной речи - понимание значения слов,
предложений, различных частей речи (предлогов, наречий, союзов);
− способность выполнять речевые инструкции взрослого.
Показателями самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности выступают:
− способность принимать предметную задачу;
− способность находить способы действия;
− самостоятельность, проявляемая ребенком в ходе осуществления
действия;
− особенности самооценки;
− поиск оценки взрослого.
Анализ игровой деятельности детей проходит по четырем ее важнейшим составляющим:
Информация о работе Социально-психологическая адаптация в ДОУ