Социально-психологическая адаптация в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально - психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации детей к ДОУ
.1 Проблема социально - психологической адаптации в современной психологии
.2 Психологические особенности детей раннего возраста
1.3 Особенности социально - психологической адаптации детей к ДОУ
Глава 2. Исследование особенностей социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
.1. Характеристика методик
.2 Результаты исследования
Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипл соц. псих. адаптация в доу.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

Мебель лучше разместить таким образом, чтобы она образовывала маленькие "комнатки", в которых дети чувствуют себя комфортно. Хорошо, если в группе имеется небольшой "домик". Желательно рядом с "домиком" разместить живой уголок. Растения и вообще зеленый цвет благоприятно влияют на эмоциональное состояние человека.

Необходим в группе спортивный уголок, который удовлетворял бы потребность детей в движении. Уголок следует оформить так, чтобы у ребенка появилось желание заниматься в нем.

Психологи и физиологи установили, что изодеятельность для ребенка не только и не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изотворчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Особое удовольствие доставляет детям рисование фломастерами - маркерами, на прикрепленном к стене листе бумаги. Внимательному воспитателю цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

Умиротворяющее действуют на детей игры с песком с водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.

Проблемы со сном вызваны не только внутренним напряжением, но и окружающей обстановкой, отличной от домашней. Ребенок чувствует себя неуютно в большой комнате, возня других детей отвлекает, не дает возможности расслабиться и уснуть.

Такая простая вещь, как прикроватная занавеска, может решить ряд проблем: создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид, а главное - эта занавеска, которую сшила и повесила при ребенке мама, как и любимая игрушка, с которой он ложится спать.

В период адаптации надо временно сохранить привычные для ребенка приемы воспитания, даже если они противоречат установленным в детском саду правилам. Перед сном малыша можно покачать, если он к этому привык, дать игрушку, посидеть рядом, рассказать сказку и т.п.

Ни в коем случае нельзя насильно кормить или укладывать спать, чтобы не вызвать ине закрепить на долгое время отрицательного отношения к новой обстановке.

Необходимо всячески удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте со взрослым.

Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе "семейный" альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

. Работа с родителями, которую необходимо начинать  до поступления ребенка в сад.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.

Целесообразно рекомендовать родителям в первые дни приводить ребенка только на прогулку, так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой.

Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.

Поэтому задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых:

пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

. Правильная организация  игровой деятельности в адаптационный  период, направленная на формирование  эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

Основная задача игр в адаптационный период - формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей, места проведения и т.д. Например: "Пришел Петрушка", "Выдувание мыльных пузырьков", "Хоровод", "Догонялки", "Солнечные зайчики", и т.д.

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно "пальчиковыми" играми.

Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений: "Кто в кулачке", "Игра с кистями рук" и т.д.

Такие игры, как "Книжка - угадай-ка", "Вместе с мишкой", "Чертим разные фигуры", Игры с куклой не только ободрят робкого и развеселят плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося, переключат внимание и помогут расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогут физические упражнения и игры, которые можно проводить по несколько раз в день. Также следует создавать условия для самостоятельных упражнений: предлагать малышам каталки, машинки, мячи.

Если дети не расположены в данный момент к подвижным играм, можно почитать им сказку или поиграть в спокойные игры.

В значительной мере помогут адаптироваться игры, развивающие навыки выполнения повседневных обязанностей, вырабатывающие ответственность.

Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и те самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.

Исход адаптации.

Длительность адаптации зависит от индивидуальных особенностей каждого малыша, от правильного подхода взрослых к привыканию детей. Если ребенок активен, коммуникабелен, любознателен, его адаптация проходит сравнительно легко и быстро.

Другой малыш медлителен, шум и громкие разговоры раздражают его, он не умеет сам есть, раздеваться. Такому ребенку необходим более длительный срок адаптации.

Адаптационный период считается законченным, если:

Ребенок ест с аппетитом;

Быстро засыпает, вовремя просыпается;

Эмоционально общается с окружающими.

Играет.

психологический дошко) Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению проходите 4 этапа. На первом этапе у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологического дискомфорта.

Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.

На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своейт оске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.

На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними.

Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Детишки начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.

) Данные этапы привыкания  проходят все малыши, пришедшие  в детский сад, но их продолжительность  у всех детей разная. Этим и  определяются особенности адаптации.

) В зависимости от продолжительности  адаптационного периода можно  выделить разные варианты адаптации  ребенка к дошкольному учреждению  и разделить детей на три  группы: группу легкой адаптации, адаптации средней тяжести (55%) и  группу тяжелой адаптации (20%).

Проанализировав поведение детей с разными вариантами адаптации к ДОУ, можно сказать, что дети из группы легкой адаптации быстро и безболезненно проходят все этапы привыкания к детскому саду, малыши с адаптацией средней тяжести доходят до третьего этапа и останавливаются на нем. Дети с тяжелой адаптацией надолго застревают на первом и втором этапах - они либо вообще не могут привыкнуть к новым условиям детского сада, отчего испытывают постоянный эмоциональный дискомфорт, либо стремятся к постоянному эмоциональному и физическому контакту с воспитателем.

) У детей с легкой  и тяжелой адаптацией не наблюдается  различий в умственном развитии, показателях познавательной активности, общения и речи, но были выявлены  отличия в уровне развития процессуальной игры и развитии целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности. Так дети из группы легкой адаптации проявляют самостоятельность в ходе выполнения действий, ориентированы на конечный результат своей деятельности, способны находить способы действий, ведущие к намеченной цели, готовы удерживать цель на протяжении долгого времени, могут оценивать свои действия по результату, в игре демонстрируют инициативность, способность совершать разнообразные игровые действия и использовать предметы заместители. У детей с тяжелой адаптацией данные умения развиты слабо. Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что дети с достаточно высоким уровнем развития предметной деятельности и испытывающие интерес к предметному окружению будут значительно легче принимать и осваиваться в новых условиях жизни, чем их ровесники с недостаточным уровнем ее развития, подтверждается частично, отдельные параметры предметной деятельности не влияют на адаптацию ребенка к ДОУ. 

 

Список литературы  

 

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. Воронеж, 2000.

. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и  адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. С. 49-53,

. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977.

. Аксарина Н.М., Голубева  Л.Г. Характер адаптации детей  раннего возраста при поступлении  в детское учреждение. М.: Просвещение, 1974.

. Березин Ф.Б. Психическая  и психофизиологическая адаптация  человека. Л., 1989.

. Бодалев А. А. Личность  и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.

. Божович Л.И. Избранные  психологические труды: Проблемы  формирования личности. М.: Акадамия, 1995.

. Внешняя среда и психическое  развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой Ямпольской. М.: Медицина, 1984.

. Волосова Е.Б. Развитие  ребенка раннего возраста. М.: Просвещение, 1999.

. Выготский Л. Вопросы  детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

. Галигузова Л.Н., Смирнова  Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. М.: Просвещение, 1992.

. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005.

. Детская практическая  психология. Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики,2001.

. Жадинец М. Ребенок идет  в детский сад // Дошкольное воспитание. - 1990. - №5.

. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. - 2002. - 8. С.99-105.

. Захаров А.И. Ребенок идет  в детский сад //Семья и школа. - 1989. - №6. С. 155

. Искольдский Н.В. Исследование  привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. - 1995. - № 6.

. Калитиевская Е. Р., Ильичева  В. И. Адаптация или развитие: выбор  псих отерапевтической стратегии // Психологический журнал.- 1995. - № 1. С. 115- 121.

. Калюжин Г.А., Дерюгина  М.П. От колыбели до школы. Петрозаводск: Карелия, 1993.

. Кулагина И. Ю. Возрастная  психология: Развитие человека от  рождения до поздней зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2002.

. Лисина М. И. Общение, личность  и психология ребенка. М.: Воронеж, 1997.

. Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972.

. Лютоева Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия  с детьми.-СПб.: Речь, 2001.

. Макшанцева Л. В. К проблеме  адаптации трехлетних детей к  ДОУ. // Вестник МГУ, серия 14, Психология. - 2003. - № 1. С.60-66.

. Мочалова О. Адаптация  детей к ДОУ // Ребенок в детском  саду.- 2006.- №4. С. 57-59.

. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1999.

. Налчаджян А.А Социально-психическая  адаптация личности (формы, механизмы  и стратегии). Ереван, 1998.

. Печора К.Л. Дети раннего  возраста в дошкольном учреждении. М.: Просвещение, 1986.

. Психологические основы  формирования личности в условиях  общественного воспитания: Тезисы  докладов / Под ред. И.Л. Дубровиной, A.M. Прихожан и др. М.: АПН СССР, 1986.

Информация о работе Социально-психологическая адаптация в ДОУ