Социально-психологическая адаптация в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2014 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально - психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме социально-психологической адаптации детей к ДОУ
.1 Проблема социально - психологической адаптации в современной психологии
.2 Психологические особенности детей раннего возраста
1.3 Особенности социально - психологической адаптации детей к ДОУ
Глава 2. Исследование особенностей социально - психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
.1. Характеристика методик
.2 Результаты исследования
Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

дипл соц. псих. адаптация в доу.doc

— 182.00 Кб (Скачать файл)

. Наличие у ребенка  потребности в игре с сюжетными  игрушками.

. Владение игровыми  навыками: умением выполнять игровые  действия, варьировать их, действуя в рамках несложного сюжета, подбирать для него игрушки.

. Воображение, благодаря  которому ребенок придумывает  или принимает предложенную взрослым  игровую ситуацию или сюжет, развивает  их, использует в игре предметы-заместители.

. Зона ближайшего  развития процессуальной игры

При анализе познавательной активности следует учитывать следующие показатели:

. Интерес к действию  с незнакомым предметом.

. Характер ориентировочной  деятельности и особенности предметных  манипуляций.

. Наличие обращений за помощью к взрослому.

. Умение самостоятельно  воспроизводить образец нового  действия в независимых пробах  с аналогичным предметом.

Основными параметрами оценки умственного детей раннего возраста можно считать:

− принятие задания;

− способы выполнения задания;

− обучаемость в процессе обследования;

− отношение к результату своей деятельности.  

Метод для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной.

Определение степени социальной адаптации ребенка в ДОУ было проведено с помощью анализа адаптационных карт детей из четырёх групп, в которых работают опрошенные педагоги (Образец адаптационной карты см. в Приложении 1).

Среди детей 1 группы (см. таблицу в Приложении 2) 20 % детей характеризуются дезадаптацией и усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 67 % средней; 13 % - лёгкой адаптацией.

Во 2 группе детей 20 % детей с усложнённой адаптацией; 54 % - со средней; 26 % - лёгкой адаптацией.

В целом 20 % детей характеризуются дезадаптацией и усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 60 % - средней; 13 % - лёгкой адаптацией.

Сравнительные результаты исследования представлены в нижеследующей таблице.  

 

Таблица 1

ГруппыДезадаптация (в %)УсложнённаяСредняяЛёгкая1. Группа 171367132. Группа 2_205426

Таким образом, уровень адаптации детей к условиям ДОУ в обеих группах примерно одинаков, во 2 группе он несколько выше.

Далее мы провели исследование психического развития детей разных уровней адаптации.

2. Методика диагностика уровня психического развития детей определялся с помощью методики Е.А. Стребелевой.

Характеристика поведения детей в процессе диагностики.

Особенностью всех диагностических ситуаций является взаимодействие, общение ребенка со взрослым. Необходимым условием проведения исследования было знакомство экспериментатора с детьми, которое обеспечивало положительную реакцию детей на ситуацию обследования, узнавание взрослого, радостное оживление при его появлении, ожидание общения и игры с ним.

Для установления контакта с детьми экспериментатор регулярно посещал ясельную группу в детском саду, играл вместе с малышами, отправлялся на прогулки, участвовал в режимных моментах детских учреждений. Еще одним обязательным условием проводимой диагностики было наличие отдельного помещения и отсутствие в поле зрения ребенка посторонних отвлекающих предметов и других детей.

Появление незнакомого взрослого, сама ситуация обследования, новые предметы, комната, в которой проводится диагностика и многие другие факторы могут повлиять на достоверность результатов. Ребенок может испугаться, отвлечься на окружающие предметы, отказаться от общения со взрослым, что повлечет за собой несоответствие показанных результатов его реальному уровню развития. В ситуациях обследования большое значение играли мотивация ребенка, а также действие по образцу, предложенному взрослым. Основа диагностических ситуаций - принятие образца, следование ему, точность его воспроизведения.

Используемая в исследовании методика Е.А. Стребелевой способствовала установлению контакта экспериментатора с детьми и их заинтересованности в продолжении игры. Данная методика обеспечивала положительное эмоциональное состояние ребенка на всем протяжении обследования. Детям были интересны задания, однако малыши постоянно пытались изменить правила взаимодействия со взрослым.

Методика предусматривает, чтобы экспериментатор не давал словесную инструкцию при показе образца действия. Многие дети настойчиво добивались не просто реакции взрослого в ответ на свои предметные действия и участия в них, но и вербализированной оценки. Кивка головы, улыбки и т.п. действий взрослого было недостаточно.

Диагностика общения и речи. В основном все дети были активны, проявляли желание общаться с экспериментатором, используя при этом все средства общения - экспрессивно-мимические, предметные действия, речь. Дети адресовали взрослому инициативные действия с предметами, охотно воспроизводили действия показанные экспериментатором.

Диагностика познавательной активности. В ситуации с исследованием незнакомого предмета дети стремились перейти от предметного действия к эмоционально-личностным контактам или совместной игре со взрослим. Причем конфигурация исследуемого предмета провоцировала у большинства детей совершенно определенные игровые действия. Вопрос: "Что это?" задавали не все дети, они познавали предмет через действие.

Помощь и участие взрослого, его показ правильного способа действия возрождали активность малышей. Попытки повторить образец были более эмоционально положительно окрашены и довольно продолжительны.

Диагностика целенаправленности и самостоятельности. В данной пробе дети вели себя по-разному. Одни увлеченно действовали с предметами, пытаясь достичь результата, другие же осторожно манипулировали с ними, переставляли детали, которые нужно собрать, постепенно утрачивая цель действия. Причем заинтересованность детей определялись реакцией экспериментатора. Дети оживлялись, радостно улыбались, когда он обращался к ним, при неудачах протягивали детали с просьбой помочь. Конечный результат оценивали только некоторые дети.

Процессуальная игра вызывала у детей самые яркие положительные эмоции, т. к. малыши давно старались переключить на нее общение со взрослым.

Все дети были внимательны к действиям экспериментатора, особенно к тем, которые сами они еще не использовали (новые сюжеты, предметы-заместители).

Они сначала наблюдали за действиями взрослого, затем сами вступали в игру.

Некоторые дети сами выбирали сюжет, другие ждали предложений взрослого, его наводящих вопросов. Часть малышей принимали экспериментатора в качестве равного партнера по игре, даже руководили его действиями с помощью речи.

Во время проведения диагностических проб экспериментатор делает необходимые пометки в протоколе исследования (См. приложение 3).

После процедуры проведения и обработки методик, показатели и параметры уровня развития общения и речи; познавательной активности, игровой деятельности, целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности, умственного развития находят свое отражение в баллах. Таблица с указанием средних баллов в группах легкой адаптации, тяжелой и адаптации средней тяжести по каждому из показателей, дана ниже. 

 

Познават. активн. в ПДУмственное развитиеОбщениеРечьПроцессуальная играЦеленаправлен. и самостоят. в ПДЛегкая адаптацияСреднее10,232,6136,22117,2Средняя адаптацияСреднее10,531,21151813,2Тяжелая адаптацияСреднее1032,211,45,41613,5

Проведенный сравнительный анализ детей по вышеперечисленным показателям свидетельствует о том, что характер адаптации ребенка к дошкольному учреждению не зависит от умственного развития, познавательной активности, развития общения и речи. По данным показателям у детей не наблюдалось существенных различий. Единственными показатели, по которым обнаружены различия между детьми с разным типом адаптации были:

. Уровень развития процессуальной  игры;

. Показатель целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности.

Суммарные баллы по данным показателям существенно различались - так, у детей с легкой адаптацией они были значительно выше (процессуальная игра - 21 балл, целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности -17, 2 балла), чем у детей с усложнённой адаптацией (процессуальная игра - 16 баллов, целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности -13,5 баллов). Таблица результатов в Приложении 4.

У детей 2 ясельной группы показатели: уровень развития процессуальной игры и показатель целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности немного выше, чем у детей 1 группы, соответственно у них в среднем выше уровень адаптации.

Исходя из полученных результатов можно сделать следующее предположение: чем лучше ребенок ориентирован на конечный результат своей деятельности, способен находить способы действий, ведущие к намеченной цели, готов удерживать цель на протяжении долгого времени, самостоятелен в ходе выполнения действий, может оценивать свои действия по результату, чем больше в игре ребенок проявляет инициативности, самостоятельности, умения выполнять и варьировать игровые действия, использовать предметы-заместители, чем лучше у малыша развито воображение, тем легче ребенок будет адаптироваться в условиях ясельной группы детского сада. Соответственно, если данные умения у ребенка развиты слабо, тем труднее будет проходить его адаптация.

В то же время, полученные данные показали, что у детей нет существенных различий, ни в умственном развитии, ни в коммуникативном. 

 

Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию 

 

Необходимо заранее готовить ребенка к поступлению в детское учреждение.

Для родителей;

. Провести первое знакомство  родителей и ребенка с ДОУ:

прийти на детский праздник;

проконсультироваться у психолога;

посетить занятия;

пройти с экскурсией по ДОУ;

посетить День открытых дверей.

. Приходя в детский  сад, желательно познакомится с  группой, куда будет ходить ребенок, с сотрудниками, работающими там.

. В адаптационный период нежелательно разрушать любые привычки, в том числе и вредные (например, если ребенок сосет палец, не засыпает без соски или пения и т.п.), так как это осложнит приспособление к новым условиям. На момент поступления в детский сад необходимо предупреждать воспитателя о особых привычках ребенка, если таковые имеются.

. Необходимо тренировать  у ребенка систему адаптационных  механизмов, приучать его к ситуациям, в которых требуется менять  формы поведения.

. Нужно придерживаться  режима дня максимально приближенного к режиму в ДОУ.

. Готовится к посещению  сада лучше вместе. Ребенок будет  более заинтересован посещением  ДОУ, если родители, покупая необходимые  вещи, будут привлекать и ребенка.

. Накануне первого посещения  детского сада необходимо напомнить малышу, что завтра он идет в группу, и ответить на все вопросы.

. Рекомендуется укороченный  день. Адаптация детей в основном  начинается в летний оздоровительный  период (этот этап самый рациональный), когда малыши большую часть  времени проводят на прогулке, что способствует более легкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами.

. Первые несколько дней (приблизительно неделя, иногда до трех недель) желательно присутствие родителей в группе, на прогулке вместе с ребенком, т.к. с мамой ребенок чувствует себя уверенно и спокойно. Мама может помочь мне одеть других детей, принять участие в игре, участвовать в процессе кормления своего дитя, других ранимых малышей. В это время (период адаптации) пребывание ребенка в детском саду укорочено. Игры и игрушки вызывают у ребенка острый интерес. Любознательность и активность побуждают его ненадолго отлучиться от мамы для игры. При этом малыш иногда недалеко уходит от мамы, постоянно возвращается за эмоциональной подпиткой. Здесь советуем маме отпускать малыша, одновременно следить за его безопасностью, своевременно откликаться на его призывы. Сначала проявления самостоятельности очень не долговременны, но постепенно малыш все дальше отходит от мамы, добровольно принимает участие в играх со мной, другими детьми и чужими мамами.

. Важно избегать обсуждения  при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.

. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.

. Вежливое и приветливое  обращение родителей к сотрудникам  детского сада расположит ребенка  к общению с ними.

Для воспитателя:

. Воспитатели знакомятся  с родителями и другими членами  семьи, с самим ребенком, узнают следующую информацию:

какие привычки сложились дома в процессе еды, засыпания, пользования туалетом и т.п.

как называют ребенка дома

чем больше всего любит заниматься ребенок

какие особенности поведения радуют, а какие настораживают родителей.

. Ознакомить родителей  с ДОУ, показать группу. Познакомить  родителей с режимом дня в  детском саду, выяснить, насколько  режим дня дома отличается  от режима дня в детском  садике.

. Дать педагогические  рекомендации родителям по адаптации  ребенка к новым условиям жизни в ДОУ. Тогда ребенок придет в детский сад более подготовленным

. Уточнить правила в  общении с родителями:

детский сад - это открытая система, в любое время родители могут прийти в группу и находиться там столько, сколько сочтут нужным;

родители могут забирать ребенка в удобное для них время;

и т.д.

. Необходимо проявлять  радость и заботу при приходе  ребенка в группу.

. Необходимо обеспечить  стабильность состава воспитателей  на период приема и на весь  период пребывания детей в  ДОУ. В период адаптации и после него категорически запрещается переводы детей в другие группы.

. На период адаптации  по возможности необходим щадящий  режим.

. приближенность режима  детского сада к домашнему  режиму.

. Важно помнить о том, что ребенок должен получать  удовольствие от общения с взрослыми и сверстниками.

. Качество адаптации каждого  ребенка с оценкой степени  ее тяжести обсуждается на  педсоветах или медико-педагогических  советах.

Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в ДОУ - важнейшее условие, облегчающее ему адаптацию к перемене в образе жизни.

Условия успешной адаптации.

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

. Создание эмоционально  благоприятной атмосферы в группе.

Для создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Это зависит, в первую очередь, от умения и усилий воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и благожелательности в группе. Если ребенок с первых дней почувствует это тепло, исчезнут его волнения и страхи, намного легче пойдет адаптация. Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров групповой комнаты и спальни - они слишком большие, не такие, как дома. Чтобы ребенку было приятно приходить в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Зрительно уменьшить помещение, сделать его более уютным, красивые занавески на окнах, бордюр по верхнему краю стены.

Информация о работе Социально-психологическая адаптация в ДОУ