Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.
Задачи исследования:
Изучение теоретической базы коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта;
Изучение направлений деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов в области подготовки обучающихся к социально-психологической адаптации;
Изучение вопроса использования средств реабилитации в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта;
Изучение вопроса влияния средств реабилитации на самооценку воспитанников и мотивацию к деятельности в прцоессе социально-педагогической подготовки к адаптации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

В тифлопсихологии концептуальная база изучения проблем социально-психологической  адаптации определяется теориями социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов по зрению (В. Гудонис, Ю. В. Демьянов, А.Г. Литвак, И.П. Волкова, В.З. Кантор, Л.И. Солнцева, В. М. Сорокин, С. А. Хрусталев, В.И. Черанев, И.М. Язвина и  др.). При этом особую актуальность приобретает  рассмотрение данного вопроса в  личностном контексте, в русле личностного  подхода, который основывается на признании  взаимосвязи адаптации как процесса и как деятельности, подлежащей саморегуляции, самоконтролю со стороны личности (И.П. Волкова, В.З. Кантор, Г.В. Никулина и  др.).

Наши воспитанники относятся  к особой категории лиц с нарушением зрения и интеллекта, но не смотря на это им свойственны те же переживания, которые испытывают их сверстники , имеющие только нарушение зрения. Они прекрасно понимают, что чем-то отличаются от окружающих, что не могут  сделать того, что делают их здоровые сверстники, что им приходится постоянно  обращаться к помощи окружающих, быть зависимыми. Именно поэтому, педагогам  необходимо так организовать их коррекционную  подготовку, чтобы минимизировать их зависимость от окружающих, облегчить  процесс овладения социальными  навыками. Испытывая затруднения  в освоении социальных навыков инвалиды по зрению могут длительное время пребывать в состоянии депрессии, заниматься самобичеванием, самоистязанием, что негативным образом влияет на все качественные показатели личности ребенк. 

Социально-психологический  адаптационный потенциал слепых и слабовидящих в период ранней взрослости зависит не только от физиологического созревания, но и от атмосферы в  обществе, в котором формируется  личность, от социального окружения, от характера внешнего взаимодействия (В. Г. Гудонис, А. Г. Литвак). При этом решающее значение приобретает степень  «замкнутости» образовательного учреждения от большого социума. Слепые и слабовидящие школьники с нарушением интеллекта остаются в кругу общения с себе подобными, мало у кого из них появляются нормально видящие друзья. Неудачные попытки общения со зрячими ведут к формированию у слепых неадекватных установок на общение: они избегают зрячих, стремятся уйти в свой внутренний мир, предпочитают контакты с товарищами из «своего круга», еще больше замыкаются в себе, что мешает построению гармоничного «образа Я» (Г.А. Буткина, А. М. Виленская, В.З. Денискина, В.З. Кантор, Л.И. Солнцева, С. В. Полатайко, И. Е. Ростомашвили, И. Ю. Шевченко).

За последние несколько  лет ситуация значительно изменилась. Благодаря тому, что заработали федеральные  и региональные программу «Доступная среда», об инвалидах по зрению заговорили как о равноправных членах общества, здоровые люди узнали больше о потенциале данной категории людей. С появлением программ голосового экранного доступа  и специального тифлооборудования, позволяющего незрячим работать на компьютере и пользоваться всемирной паутиной, у них появилась возможность  расширить круг своего общения, почувствовать  себя значимыми и равными, так  как у компьютера и Интернета  практически отсутствуют требования к физическому здоровью пользователя. В последние годы в Башкортостане  заработала программа социального  туризма, в рамках которой, инвалиды различных категорий получили возможность  путешествовать по родному краю и  миру, что также внесло большой  вклад в социализацию незрячих, в  становление их «Я».   Однако проблемы остаются и их не так мало. В связи  с тем, что отживают свой век ремесленные  профессии, несложные по алгоритму  виды работ, которыми ранее инвалиды по зрению были загружены на специальных  предприятиях, а интеллектуальные виды профессий доступны не всем категориям инвалидов, тем более страдающим комплексными системными заболеваниями.   

В период ранней взрослости на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Петровский, Д. Б. Эльконин). Основной направленностью личности становится обращенность в будущее, и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей «идентичности» (Э. Эриксон, 1996) превращается в «аффективный центр» жизненной ситуации (Л. И. Божович, 1968), вокруг которой начинают «вращаться» все действия, все интересы молодого человека.

Обращенность в будущее  определенным образом определяет становление  их ролевой идентичности, ее осмысление, когда идентичность обеспечивается преимущественно успешным выполнением социальных ролей, личностной востребованностью. Отличительной особенностью этой стадии становления человека является развитие способности слепых и слабовидящих к самостоятельному освоению социокультурного окружения. В данный возрастной период человек, испытывающий трудности в различных сферах жизнедеятельности из-за нарушенного или отсутствующего зрения, определяет ту область, где его интеллектуальные и способности, творческий потенциал и физические возможности могли бы быть реализованы наиболее полно.

Стремление к самостоятельности, являющееся в данном возрасте одним  из важнейших психологических новообразований, связанных с самоопределением личности в период ранней взрослости, может  сопровождаться у слепых и слабовидящих повышением уровня тревожности, фрустрации (И.П. Волкова, С.П. Грачев, И.Н. Зарубина, В.В. Мурашко, Г.В. Никулина и др.)

Личностная тревожность, являющаяся  следствием внутреннего конфликта, основой которого служит противоречие между предъявляемыми к личности требованиями и имеющимися у нее возможностями удовлетворять этим требованиям, выступает в качестве фактора, препятствующего социально-психологической адаптации инвалидов по зрению. Кроме того, тревожность оказывает определенное влияние на функциональное состояние личности, отрицательно сказываясь на успешности интеграции индивида в группу. Между тем, интеграция является показателем достигнутого уровня социально-психологической адаптированности (А.П. Графов, Ю.Г. Демьянов, Ю.Н. Емельянов, О.И. Зотова, И.К. Кряжева, В.З. Кантор, Г.А. Ковалев, Ю. И. Кочетков)

Проблема социальной адаптации  личности, в рамках которой рассматриваются  последствия глубоких нарушений  зрения и интеллекта в различных областях жизнедеятельности человека, является одной из сложнейших проблем наук о человеке, а феномен адаптации - одним из наиболее многомерных, объединяющих разные уровни человеческого существования.

Со времен Л. С. Выготского, одним  из первых обратившим внимание на проблему слепоты прежде всего как на проблему социальную, особое значение и ведущая  роль в восстановлении равновесия человека со средой в тифлологии отводится  социальным факторам. Это объясняется  уровнем развития общества и технического прогресса, социальным положением слепого  и слабовидящего, за счет развития систем обучения и воспитания, здравоохранения, реабилитации и трудоустройства, создания комфортных условий быта, гуманизации  общества, готовности общества создать  инвалидам необходимые условия  жизнедеятельности, активности самого инвалида. При этом особую роль в  восстановлении равновесного взаимодействия человека со средой отводится его  активности и сознанию. Одним из важнейших условий адаптации  к социальной среде лиц с глубокими  нарушениями зрения является включение  их в деятельность.

В теоретических и экспериментальных  исследованиях (В. М. Акимушкин, К. С. Моргулик; М. И. Земцова; А. М. Кондратов и др.) показано, что разные виды деятельности являются решающим условием для преодоления  преград, возникающих в психическом  развитии как при ранних нарушениях зрительных функций, так и при  утрате зрения в зрелом возрасте. Включение  в различные виды деятельности - игровую, учебную, трудовую - повышает активность людей со зрительной патологией, развивает мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторных систем, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

В последние годы проблемы социальной реабилитации и адаптации инвалидов  по зрению все чаще рассматриваются  с позиций комплексного подхода.

Состояние зрительной депривации содержит в себе помимо негативных составляющих и огромный потенциал внутренних ресурсов организма к мобилизации. Именно способность человека к осознанию и личностной интеграции нового состояния и нового опыта, к выработке позитивного отношения к себе и к собственной жизни в условиях отсутствия или значительного снижения зрения, к принятию ответственности за собственную жизнь и к конструктивной активности, направленной на преодоление социально-психологических последствий слепоты, выработку принципиально иных, но не менее эффективных по сравнению с прошлым опытом стратегий и приемов поведения, общения, деятельности, является ведущим психологическим фактором социальной реабилитации и интеграции инвалидов по зрению. [5]

В то же время на сегодняшний день отсутствуют организации, профессионально  занимающиеся комплексным социально-психологическим  сопровождением реабилитации, реадаптации, ресоциализации и интеграции в общество инвалидов по зрению. В связи с  этим актуальной является разработка теоретико-методологических и организационных  основ деятельности образовательных  учреждений III-IV видов, по оказанию помощи в адаптации и социальной интеграции инвалидов по зрению, в достижении ими активной жизненной и социальной позиции.

 

    1. Общие закономерности развития психических процессов лиц с глубокими нарушениями зрения и направления реабилитационной работы 

Врожденные и приобретенные  дефекты зрения относятся к первичным  соматическим дефектам. Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные  функциональные отклонения, которые  оказывают отрицательное влияние  на развитие ряда психических процессов. Таким образом, вторичные дефекты  представляют собой цепь отклонений, в которой один функциональный дефект влечет за собой другой. Отсюда следует, что между соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи: отклонения не только образуют длинные цепи последовательно возникающих психических дефектов, но и взаимодействуют между собой. [15]

Таким образом, задачами тифлопсихологии  и тифлопедагогики  являются абилитация, реабилитация, ресоциализация, компенсация вторичных дефектов, с целью последующей безболезненной интеграции инвалидов по зрению в общество здоровых людей.

Любой дефект, т. е. физический или  психический недостаток, следствием которого является нарушение нормального  развития, с неизбежностью приводит к автоматическому включению  биологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций.

Но компенсаторное приспособление при наличии таких тяжелых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Компенсация слепоты и слабовидения — явление биосоциальное, синтез действия биологических и социальных факторов.

Проблема компенсации дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии является ключевой для психологии слепых и  слабовидящих. [15]

В результате многолетних исследований компенсаторного приспособления слепых и слабовидящих в тифлопсихологии  сложился взгляд на компенсацию как на процесс восстановления или замещения нарушенных или утраченных функций. Обычно рассматривают различные формы и уровни компенсаторного приспособления — от безусловнорефлекторного, сугубо биологического процесса, заключающегося в приспособительном возмещении организмом различных функциональных и структурных дефектов, возникающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социальной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии.

Также компенсацию дефектов зрения и их последствий в самом широком  значении, исходя из задачи всестороннего  развития личности слепых и слабовидящих, стоящей перед специальной школой, следует рассматривать как возмещение, преодоление тех отклонений в  психическом развитии, которые обусловливаются  патологией зрения, как процесс перестройки  психики и адаптации (у поздно ослепших — реадаптации) к новым  условиям жизни.

На современном этапе развития тифлопсихологии перед дефектологами  стоит задача коррекции, компенсации  и профилактики вторичных нарушений. [15]

Практика воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии свидетельствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет  в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и, следовательно, облегчить  и ускорить процесс компенсаторного  приспособления..

Рассматривая компенсацию как  приспособление к новым условиям существования, при отсутствии или  серьезном ограничении возможности  визуально воспринимать окружающий мир, как процесс замещения нарушенных или утраченных функций после  необратимых анатомических изменений, следует иметь в виду случаи так  называемой псевдокомпенсации, заключающейся  в приспособлении к дефекту. Практически  это проявляется в том, что, например, частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной деятельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путем использования  сохранных органов чувств. Здесь  мы сталкиваемся не только с отсутствием  осознаваемой перестройки, но и с  противодействием обычно имеющему место  “стихийному” приспособлению.

В основе сложного механизма компенсации  лежит перестройка функций организма, регулируемая центральной нервной  системой. Эта перестройка заключается  в восстановлении или замещении  нарушенных или утраченных функций  независимо от того, какая часть  организма повреждена. Например, чем  тяжелее дефект, тем большее количество систем организма включается в процесс  компенсации. Наиболее сложные функциональные перестройки наблюдаются при  нарушениях центральной нервной  системы, в том числе и анализатора. Таким образом, степень сложности  механизмов компенсаторных явлений  находится в зависимости от тяжести  дефекта. [15]

Автоматизм включения компенсаторных функций не определяет сразу механизмы  компенсации; так, при сложных нарушениях деятельности организма они формируются  постепенно. Постепенность развития компенсаторных процессов проявляется  в том, что они имеют определенные стадии становления, которые характеризуются  особым составом и структурой динамических систем нервных связей и своеобразием протекания процессов возбуждения  и торможения.

Информация о работе Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред