Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.
Задачи исследования:
Изучение теоретической базы коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта;
Изучение направлений деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов в области подготовки обучающихся к социально-психологической адаптации;
Изучение вопроса использования средств реабилитации в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта;
Изучение вопроса влияния средств реабилитации на самооценку воспитанников и мотивацию к деятельности в прцоессе социально-педагогической подготовки к адаптации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

Следует помнить, что некоторые  слепые избегают общения со зрячими  из-за ложного чувства своей малоценности и очень часто имеющих еще, к сожалению, место неадекватных установок здоровых людей по отношению  к инвалидам. Отметим, что установка  на то, чтобы избегать общения со зрячими, может быть следствием отсутствия навыков поведения в обществе и осознания своих косметических  дефектов (отсутствие глазных яблок, шрамы на лице и др.). Преодоление  подобной установки, выработка правильного  отношения к себе и своему дефекту, адекватной самооценки, использование  всех сохранных анализаторных систем в процессе социальной перцепции  и т. д. - предпосылки, которые обеспечивают слепому надежные и прочные социальные контакты.

Поскольку слепые живут в мире зрячих и должны общаться с ними, поскольку  общение - процесс двусторонний, следует  проанализировать особенности восприятия зрячими инвалидов по зрению. Такой  анализ позволяет выделить специфические  моменты, возникающие во время общения  зрячих со слепыми, обусловленные как  объективными, так и субъективными  причинами.

Прежде всего нужно отметить, что инвалид по зрению, как и  другие лица, имеющие визуально воспринимаемые дефекты, оказывается объектом чрезмерно  пристального внимания со стороны зрячих. При отсутствии соответствующего воспитания это внимание проявляется в нетактичном (и ощущаемом) рассматривании слепого, постановке травмирующих его вопросов или в уклонении от общения.

Другим камнем преткновения являются объективные трудности, возникающие  при попытке распознать по внешним  признакам (например, выражению лица) внутреннее состояние слепого партнера по общению, установить его отношение  к себе и своим высказываниям. Маскообразное выражение лица слепых, особенно слепорожденных, невидящие  или закрытые темными очками “зеркала души” - глаза, отсутствие обычных при  общении зрячих внешних выразительных  движений затрудняют понимание зрячим слепого партнера по общению. Иллюстрацией этого положения может служить  описанная М. Ю. Лермонтовым в  “Тамани” попытка героя повести  установить контакт со слепым: “Итак, я начал рассматривать лицо слепого, но что прикажете прочитать на лице, у которого нет глаз?” Наконец, следует отметить, что у зрячих, так же как и у слепых, довольно часто формируются субъективные и неадекватные установки. Это либо негативная установка на избегание  слепых, либо псевдоположительная установка, проявляющаяся в жалости к  слепому, стремлении взять его под  опеку. И та и другая установка  обусловлена самыми различными причинами, и прежде всего незнанием психологии слепых, их реальных возможностей, бытующими  еще архаичными представлениями  о слепых как несчастных, не приспособленных  к жизни, неполноценных людях. Легкоранимые, тяжело переживающие свой дефект и  тонко чувствующие отношение  партнера по общению, инвалиды по зрению не остаются безразличными к подобным ситуациям, затрудняющим дальнейшие контакты, закрепляющим установку избегать общения  со зрячими. Все это ведет к  стремлению общаться преимущественно  с товарищами по несчастью, к созданию микросоциума, состоящего из инвалидов  по зрению, и в результате к аутизму, т. е. уходу в свой внутренний мир, выпадению из жизни общества.

Реабилитационная работа со слепыми  может быть достаточно эффективной  только при условии пропаганды тифлологическнх  знаний среди находящихся в их ближайшем окружении зрячих, воспитании у них чуткого, тактичного, бережного  отношения к инвалидам.

Практика показывает, что отсутствие зрения не является непреодолимым барьером для адекватного восприятия и  понимания человеком человека. Но, к сожалению, еще достаточно часты  случаи взаимного непонимания, формирования на основе негативного опыта неадекватных социальных установок, влекущих за собой  ограничение межличностных контактов. В итоге важнейшая задача - реабилитация и интеграция инвалидов по зрению в обществе - оказывается решенной лишь частично.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что целенаправленное формирование установки на общение, овладение  способами восприятия и понимания  партнеров по социальным контактам  позволяет существенно расширить  сферу коммуникаций слепых и таким  путем осуществить их социально-психологическую  адаптацию и реадаптацию. [15]

А.В. Петровский, определяя развитие личности в изменяющейся социальной среде, пишет: «В том случае, если индивид  входит в относительно стабильную социальную общность, он закономерно проходит три фазы своего становления в  ней как личности».

Первая фаза становления личности, в соответствии с концепцией А.В.Петровского, предполагает усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности, и обозначается как фаза адаптации.

Вторая фаза, обозначающаяся как фаза индивидуализации, обусловлена "обостряющимся противоречием между достигнутым результатом адаптации - тем, что он стал таким, как все в группе, - и неудовлетворенной на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации".

Третья фаза обозначается А.В. Петровским как фаза интеграции. "В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида складываются новообразования личности, которых не было у него и, быть может, нет и у других членов группы, но которые отвечают необходимости и потребностям группового развития и собственной потребности индивида осуществлять значимые "вклады" в жизнь группы".

В соответствии с этой теорией каждая из перечисленных фаз выступает  как момент становления личности в ее важнейших проявлениях и  качествах. Таким образом, если человеку не удается преодолеть трудности  первого, адаптационного периода и  вступить во вторую фазу развития, у  него, скорее всего, будут формироваться  качества конформности, зависимости, безынициативности, появится робость, неуверенность в  себе и в своих возможностях.

Это положение еще раз доказывает необходимость психологического сопровождения  слепых и слабовидящих детей, так  как успешное преодоление трудностей социально-психологической адаптации  во многом определяет дальнейший ход  интеграции детей с нарушениями  развития в общество.

Выделяются три аспекта адаптации  детей с нарушениями зрения:

1) адаптация личности к предметному  миру;

2) адаптация личности к социальной  среде;

3) адаптация личности к собственному  «Я».

В первом случае речь идет о достижении мобильности, самостоятельности, уверенности, то есть выделяется операционально-деятельностная сторона, связанная с формированием умений и навыков, необходимых незрячему для самостоятельной жизни.

Второй аспект связан со взаимодействием незрячего со своим социальным окружением, с активностью этого окружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь, то есть в первую очередь со взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением и др.

Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положения в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием своего «Я». В целом же реабилитация инвалида по зрению в личностном плане выступает как проблема становления внутренней саморегуляции личности.

 

 

 

Выводы по первой главе

 

Учитывая  особенности формирования личности в условиях образовательного учреждения интернатного типа и воздействие на формирование личности нарушенного зрения, делаем вывод о том, что основными задачами коррекционной работы в целях интеграции инвалидов по зрению в общество является:

  1. установление или восстановление социальных связей (отношений), ресоциализация, реадаптация человека;
  2. преодоление депрессии, возникшей у незрячих как реакции на потерю зрения;
  3. формирование адекватной установки по отношению к окружающим, своему дефекту, к деятельности, обучение инвалидов по зрению  новым, доступным им способам коммуникации.

Адаптацию на социально-психологическом  уровне следует понимать как процесс  приспособления к изменяющиеся условиям социума, а также как приспособление внешних условий к потребностям личности. При этом особую актуальность приобретает рассмотрение данного  вопроса в личностном контексте, в русле личностного подхода, который основывается на признании  взаимосвязи адаптации как процесса и как деятельности, подлежащей саморегуляции, самоконтролю со стороны личности. Одним из важнейших условий адаптации к социальной среде лиц с глубокими нарушениями зрения является включение их в деятельность, соответствующую данному возрасту.

В процессе организации  работы по социально-психологической  реабилитации инвалидов по зрению необходимо учитывать возрастные особенности  выпускников, так например для периода ранней взрослости, к которому относятся наши выпускники,  свойственен интенсивно протекающий процесс личностной самореализации, который делает человека субъектом собственной жизни, предполагая наличие активной жизненной позиции, самостоятельную организацию своего настоящего и будущего, сопротивление препятствиям, открытость миру

Состояние зрительной депривации содержит в себе помимо негативных составляющих и огромный потенциал внутренних ресурсов организма к мобилизации. Именно способность человека к осознанию  и личностной интеграции нового состояния  и нового опыта, к выработке позитивного  отношения к себе и к собственной  жизни в условиях отсутствия или  значительного снижения зрения, к  принятию ответственности за собственную  жизнь и к конструктивной активности, направленной на преодоление социально-психологических  последствий слепоты, выработку  принципиально иных, но не менее  эффективных по сравнению с прошлым  опытом стратегий и приемов поведения, общения, деятельности, является ведущим  психологическим фактором социальной реабилитации и интеграции инвалидов  по зрению.

Учитывая  вышеизложенное, мы делаем вывод о  необходимости в целенаправленном содействии становлению у слепых и слабовидящих де, социально одобряемых ценностей, в результате чего нивелировалась бы часть фрустрационных ситуаций, возникающих у них при столкновении с широким социумом. Одним из способов изменения имеющейся ситуации является преобразование системы психологического сопровождения юношей и девушек, обучающихся в выпускных классах специальных (коррекционных) школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. Способствуя эффективному решению социально-психологической адаптации инвалидов по зрению. Такое сопровождение, учитывающее специфику личностного развития на данном возрастном этапе и предполагающее, прежде всего, снижение уровня тревожности, фрустрации и ригидности, может и должно стать основой подготовки слепых и слабовидящих выпускников к успешной социально-психологической адаптации.

В систему  пропедевтической работы социально-психологической  адаптации детей должны входить также занятия по ориентировке в пространстве, социально-бытовой ориентировке, практическая направленность теоретических курсов общеобразовательных и коррекционных дисциплин; широкое применение средств реабилитации на занятиях по общеобразовательным и коррекционным дисциплинам.

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2.1. Результаты использования средств реабилитации в процессе социально-психологической подготовки обучающихся к адаптации

А.Г. Литвак отмечает, что результаты коррекционной работы принято оценивать только в одном, позитивном аспекте – в какой мере они способствуют реабилитации инвалида, его интеграции в общество. При этом остаются в тени другие, возможные нагативные последствия коррекционных мероприятий.

Коррекция, будучи процессом, в котором исправляются или вытесняются неадекватные способы  деятельности, формы поведения, представления  и т.д., в физиологическом плане  являются ни чем иным, как вытеснением  или ломкой ранее сложившихся  динамических стереотипов. А это, как  известно, влечет за собой перенапряжение нервных процессов и нарушение  их подвижности, с чем связана  возможность нервных срывов.  Свидетельством тому являются полученные в лаборатории И.П. Павлова на животных «чистые» экспериментальные  неврозы которые были вызваны  «только трудными условиями нервной  деятельности, трудными нервными задачами, без какого бы то ни было органического  нарушения.

Павловское  учение о неврозах и их происхождении, данные психопатологии, свидетельствующие  о том, что длительные дистрессы  и частые фрустрации вызывают нарушения  высшей нервной деятельности, широкое  распространение неврозов и неврозоподобных  состояний среди слепых требуют  от дефектологов нового подхода к  реабилитационной работе с инвалидами по зрению, новойоценки коррекционных  возможностей. [35]

Учитывая  вышесказанное, мы можем сделать  вывод о том, что чем раньше будет начат процесс реабилитации, чем грамотнее он будет организован, тем выше будет его эффективность  и меньше негативное воздействие  на психику ребенка при воздействии  на сформировавшиеся у него динамические стереотипы.

Коррекционные занятия направлены на включение незрячего в деятельность, создание благоприятной почвы для  деятельности. Один из факторов, снижающих  активность слепых, являются отрицательные  эмоциональные состояния (депрессивные настроения, стрессы), а также фрустрации (состояние психического напряжения), обусловленные часто встречающейся  у слепых неадекватной самооценкой  и трудностями адаптации к  жизни без зрения. В ряде случаев  инвалиды по зрению оказываются не в состоянии преодолеть возникающие  перед ними препятствия. Многократное повторение фрустрации ведет к снижению активности, безынициативности, отказу от деятельности.

Все факторы снижения активности при  глубоких нарушениях зрения могут быть преодолены путем создания соответствующих  условий для успешного компенсаторного  приспособления. Важнейшим из них  является включение инвалидов по зрению в деятельность, формирование у них положительной мотивации  и установок. Исследования показывают, что при правильной организации  учебно-воспитательной и коррекционной  работы зависимость мотивов учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности от состояния зрения отсутствует, а  активность лиц с нарушенными  функциями зрения приходит в норму.

Информация о работе Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред