Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.
Задачи исследования:
Изучение теоретической базы коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта;
Изучение направлений деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов в области подготовки обучающихся к социально-психологической адаптации;
Изучение вопроса использования средств реабилитации в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта;
Изучение вопроса влияния средств реабилитации на самооценку воспитанников и мотивацию к деятельности в прцоессе социально-педагогической подготовки к адаптации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

В школе-интернате коррекционные занятия  с обучающимися в процессе организуются с первых дней их пребывания в школе. При первом рассмотрении может показаться, что они не имеют ничего общего с социально-психологической адаптацией, так как направлены на формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие осязания и мелкой моторики пальцев рук, развитие мимики и пантомимики  и пр. Однако в конечном счете  все они подготавливают детей  к безболезненной социально-психологической  адаптации в общество: формируют  у детей навыки общения с окружающими, навыки самообслуживания, навыки использования  средств реабилитации в повседневной жизни.

Занятия организуются по линейно-концентрическому принципу, имеют блочную систему. Если в начальной школе учителя  прививают обучающимся элементарные навыки, то в среднем и старшем  звеньях – вырабатывают устойчивые навыки в том числе  прививают  навыки использования средств реабилитации.

На  сегодняшний день существует несколько  групп средств реабилитации:

- кухонная техника и устройства:

- устройства для контроля за  состоянием здоровья (медицинская  техника);

- аудиотехника;

- измерительные приборы и устройства;

- программное обеспечение и компьютерная  техника;

- средства ориентировки;

- письменные принадлежности;

- оптические средства реабилитации;

- игры для незрячих;

- бытовые приборы и устройства.

Учитывая  состояние зрительного анализатора  и интеллектуальные возможности  детей, педагоги отбирают доступные  для изучения средства реабилитации. В 10в классе нами были использованы лишь некоторые, которые  могли быть освоены данной категорией воспитанников  и способствовали включению их в  активную деятельность, повышению мотивации  к учению и дали положительную  динамику эмоционального фона в классе испытуемых.

Итак, мы отобрали следующие средства реабилитации:

  1. Иглы швейные для слепых и слабовидящих. Иглы для слабовидящих имеют расширенное удлиненное ушко. Иглы для слепых имеют разрез сверху и клапан для проведения нити в ушко.
  2. Программа голосового экранного доступа.
  3. Компьютерные игры для незрячих.
  4. Оптические средства (лупы для слабовидящих) фирмы Эшенбах.
  5. Термометр для измерения температуры с речевым выходом.
  6. Весы с речевым выходом.
  7. Определитель цвета с голосовым выходом.
  8. Аудио плеер всеформатный для прослушивания аудио книг и телепередач.

В исследуемом нами классе обучаются  разные категории детей – слабовидящие и слепые с нарушением интеллекта, поэтому каждому ребенку предлагались необходимые ему средства реабилитации.

Работа  проводилась на протяжении нескольких лет согласно  плану воспитателя  и учебному плану школы, но в 2012-2013 учебном году нами были проведены  исследования, направленные на изучение влияния средств реабилитации на уровень социально-психологической  адаптации детей, их эмоционального фона и мотивации к учению.

Опишем процесс использования  швейных игл для слепых и слабовидящих.

На  первом занятии мы познакомили обучающихся  с разными видами игл, рассказали об их преимуществах. На нескольких последующих  занятиях дети с различной степенью успешности учились использовать специальное  приспособление: отрывали нить нужной длины, выбирать нить нужного цвета, учились пользоваться нитковдевателем, вдевать нить в большое ушко иголки или использовать ушко с клапаном.

Как следствие – у детей проявился  интерес к элементарным швейным  операциям (пришивание пуговицы, штопание небольших разрывов на одежде), что  значительно повысило их самооценку и интерес к работе, так как  теперь у них отпадает необходимость  обращаться по мелочам к воспитателю.

На  совместном чаепитии мы познакомили  детей с сахарницей-дозаторницей. Простое  приспособление, которое в настоящее время используется в общепите, но способное значительно облегчитьт жизнь незрячих. Положить в стакан чая ложечку сахара не представляет трудности для зрячего, но является проблематичным для незрячего, так как сначала им необходимо  найти сахарницу на столе, затем – набрать ложкой сахар и суметь донести ложку до чашки, не рассыпав сахарный песок. Всякий раз, когда операция не удается, незрячий чувствует себя беспомощным, испытывает неудобство перед окружающими, а иногда даже впадает в депрессию, так как простой процесс чаепития доставляет ему массу неудобств. Такое простое приспособление позволяет незрячему без труда положить в чашку с напитком необходимое количество сахара не прибегая к посторонней помощи и не испытывая неудобства.

Несколько занятий было посвящено знакомству с бытовыми и медицинскими приборами  с голосовым выходом, такими как «говорящий» термометр, «говорящие весы», определитель цвета с голосовым выходом. 

На  уроках природоведения ребята узнали, что у здорового человека температура  тела должна составлять 36,6 градусов, что  обычно при заболевании температура  тела повышается, а максимальная температура  тела составляет 42 градуса. Но теоретический  материал обязательно должен подкрепляться  практикой. Такая возможность появилась  благодаря термометру с речевым  выходом.

На  занятиях социально-бытовой ориентировки ребята узнали о различных видах  термометров, изучили их конструкцию, научились включать и выключать  термометр, смогли измерить температуру  тела. Для детей с комплексным  дефектом достаточно проблематично  удерживать в памяти столь сложный  алгоритм действий, но интерес стимулировал их интеллектуальную деятельность и  мотивацию к познанию. Одновременно они освоили правила гигиены  при измерении температуры, врач, совместно с воспитателем рассказали детям, что после каждого человека термометры необходимо обрабатывать дезинфицирующим  раствором, а после завершения операции градусник требуется убрать в  чехол и разместить в безопасном месте. Таким образом, теоретические  навыки были закреплены на практике. Кроме  того, ребята поняли, что они самостоятельно могут измерить температуру, не прибегая к посторонней помощи, и при  необходимости обратиться к врачу  для назначения лечения. 

Электронные весы также вызвали у детей  неподдельный интерес. Научившись пользоваться прибором дети стали измерять свой вес, показатели которого говорил голос  из динамика. Особенно весело становилось  в классе, когда воспитатель уточнял, что Руслан весит больше взрослой немецкой овчарки, но меньше, лошади; Руслан легче Лизы, а Яна тяжелее Лизы…  Узнав, сколько весит каждый из ребят, они смогли определить, кто самый  тяжелый и самый легкий в классе, расставить всех учеников класса по возрастающей в зависимости от веса. Таким образом, занятие превратилось в своеобразный интегрированный урок математики, где  дети не только познакомились с электронными весами, но и работали с натуральным  рядом чисел, выполняли операции сравнения.

Аудио плеер – это устройство, которое позволяет разнообразить жизнь незрячего, расширить его кругозор, вовлечь в интеллектуальную деятельность и стать еще более самостоятельным. Устройство несложное в управлении, с которым может справиться даже ребенок со сложным комплексным дефектом.

Занятия начинаются со знакомства с аудио  плеером, изучения клавиатуры и способа  установки носителя информации. Далее  воспитатель учит ребенка прослушивать и перематывать книгу до нужного  фрагмента. На первых занятиях воспитатель  предлагает ребятам прослушать выбранную  им книгу, а на последующих занятиях ребята сами учатся определять интересующую их тематику. Таким образом, к уже  названным положительным показателям  добавляется умение слушать и  понимать речь диктора, умение осуществлять выбор литературного произведения. А также, овладев навыками работы с плеером ребенок получает возможность  в любое время включить плеер  и заняться интересующим его делом, независимо от того, занят ли воспитатель. Достаточно много положительных  моментов.

Оптические средства бывают разной кратности, диаметра, формы, отличаются по характеру линз (сферические, асферические). Лупы бывают электронные и обычные оптические.

На  занятии педагог показывает детям  лупы, в том числе электронные, рассказывает об их назначении и возможностях. Далее ребята учатся правильно использовать лупы. Например, обычные лупы необходимо держать на определенном расстоянии от  читаемого текста, расстояние до текста должно быть постоянным, рука должна держать лупу стабильно.

Электронные лупы используются для увеличения с  большой кратностью, но из-за этого  они имеют малый угол обзора, поэтому  педагог учит ребят перемещать текст  плавными движениями слева направо, не терять строку, перемещая книгу  к началу следующей строки. Дети учатся управлять лупой, подбирают  более удобный для них режим  просмотра: негатив, позитив, черно-белый.

Работа  с лупами может продолжаться на протяжении нескольких уроков, чтобы сформировать у детей навыки работы с ними. Но уже на первом уроке, дети испытывают положительные эмоции, так как  высокая кратность увеличения, позволяет  им прочитать текст, который ранее  им был недоступен. Особенно это  актуально сегодня, когда школа  не обеспечена учебниками для слабовидящих.    

Программа голосового экранного доступа дала незрячим возможность почувствовать себя равными со своими здоровыми сверстниками, так как и они теперь могут пользоваться компьютером и всемирной паутиной. 

Несколько лет назад в учебный план вспомогательных  классов был введен коррекционный  урок «Информационные технологии». Дети были безумно этому рады, так  как и такие сложные дети понимают преимущества компьютера и его возможности. Урок проводится один раз в неделю в послеобеденное время.

Прежде  всего с незрячими детьми изучается  клавиатура, так как без ее знания они не могут ею воспользоваться. Занятия начинаются с освоения десятипальцевого слепого метод печати и изучения месторасположения вспомогательных  клавиш на клавиатуре. Все действия детей комментируются программой голосового экранного доступа. Слабовидящие дети учатся масштабировать изображение  экрана, увеличивать шрифт. В результате даже те дети, которые не умеют писать обычной шариковой ручкой, учатся находить нужные буквы на клавиатуре и писать свое имя, имена одноклассников и знакомых им учителей. Слабовидящие дети учатся набирать на поисковой  строке Интернета интересующий их мультфильм и управлять плеером. Незрячие - переключать  дорожки прослушиваемых музыкальных  композиций.

Особенный успех имела Анжела, которая полностью  освоила десятипальцевый метод  печати и использовала компьютер  для написания сочинений и  писем  родителям, деду морозу. Эти  навыки позволили ей участвовать  в школьных конкурсах литературных произведений, чего она не могла  позволить себе ранее.

Работа  на компьютере имеет еще и побочные эффекты: дети, которые едва ориентируются  в школе без посторонней помощи, с легкостью находят дорогу к  компьютерному классу; дети учатся формулировать свои желания, отвечая  на вопрос учителя, а также, правильно  писать названия мультфильмов, имена, географические названия.

Руслан  – «главный» любитель компьютерного  класса. Ребенок не умеет писать, но зато прекрасно освоил  игру в  специальные компьютерные игры для  незрячих, с легкостью ориентируется  в месторасположении клавиш на клавиатуре, легко определяет направление движения пальцев рук. Этот ребенок не может  практически передвигаться по школе  без посторонней помощи, но дорогу в компьютерный класс находит  без труда. А специальная клавиатура с буквами, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля позволила ему  набирать небольшие предложения  и 

 

 

Выводы по второй главе

Вышеизложенный  материал наглядно показывает, что эффективность учебно-воспитательного и реабилитационного процессов зависят не только от умения преподавателя преподнести материал, но и от материально-технической базы образовательного учреждения. Занятия по социально-психологической адаптации обязательно должны быть обеспечены средствами реабилитации, которые позволят более качественно подготовить детей к самостоятельной жизни, облегчить ее, снизить зависимость незрячих от окружающих.

Особенно  это касается детей с нарушением интеллекта, у которых и без  того снижена мотивация. И именно в работе с такими детьми должны использоваться технические и иные средства, позволяющие повысить интерес  учеников к учению, самообслуживанию, деятельности, улучшить психологическую  обстановку в классе.

 

 

2.2. Исследование динамики  мотивации к деятельности и  уровня самооценки воспитанников

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Абдулова Т.А. Мурзагильдина Г.З. Доступный туризм лиц с глубокими нарушениями зрения.-  Уфа,: Из-во., Здравоохранение Башкортостана, 2012.
  2. Азарян А.Р. Правильная ходьба и манеры движений // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2004. №5.
  3. Азарян А.Р. Методика формирования правильной ходьбы и манеры движений у школьников с нарушением зрения   // Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе. – 2004. №5.
  4. Балашова Я.В. Ориентирование и мобильность: свобода передвижения // проблемы социализации детей и молодежи с нарушением зрения / Сб. ст. Сост. И.Н. Зарубина.-  М.: флинта: Наука, 2004.
  5. Волкова И.П., Н.Н. Королева. Теоретико-методологические и организационные основы психологического сопровождения реабилитации инвалидов по зрению//Известия Российского государственного университета А.И. Герцена.- СПб., 2005. №12.
  6. Гудонис В.П. Основы и перспективы социальной адаптации лиц с пониженным зрением.-  М.:  Воронеж, 1999.
  7. Денискина В.З.. Место занятий по социально-бытовой ориентировке в структуре коррекционной работы в школе: учеб. пособие.-  М.: ГНУ институт коррекционной педагогики РАО; 2003.
  8. Денискина В.З., Венедиктова М.В.Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: методическое пособие.- М.: ИПТК «Логос» ВОС, 2007.
  9. Денискина В.З. Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения и их вторичными последствиями // Дефектология. – М., 2012. - № 5. – с. 3-12.
  10. Денискина В,З. Особые образовательные потребности детей с нарушением зрения // Дефектология. – М., 2012. - № 6. – с. 17-24.
  11. Денискина В.З. К вопросу готовности выпускников школ для слепых и слабовидящих к вузовскому образованию. – М.: Институт коррекционной педагогики.- URL; http://library.rehab.org.ua/ukrainian/psicho/deniskina (дата обращения: 28.02.12)
  12. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности.- М., 1965.
  13. Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых.- М.: ВОС, 1982.
  14. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р.).
  15. Копытина Н.Н., Сорокина М.С., Стернина Э.М., Феоктистова В.В. и др. Пространственная ориентировка инвалидов по зрению.- Воронеж, 1992.
  16. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения.- СПб., 1991.
  17. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие - СПб.: Изд-во КАРО, 2006.
  18. Лубовский В.И. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - 2-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  19. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Изд-во., Экс-мо, 2006.  – (справочник практического психолога).
  20. Малкова Т.П. Оценка  вероятности социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.  СПб., 2008.  № 74-2.
  21. Малкова Т.П. Исследование проблем социально-психологической адаптации выпускников школ для слепых и слабовидящих детей//Педагогика, психология, методика и теория обучения.-  М., 2008. - № 94-2.
  22. Малкова Т.П. Социально-психологическая адаптация выпускников школ для слепых и слабовидящих детей: автореферат диссертации.- СПб., 2009.
  23. Мерлин В.С. Личность в обществе, Пермь, 1990.
  24. Назарова Н.М. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
  25. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке: учебное пособие.- М., 1982.
  26. Никулина Г.В. Оценка коммуникативного потенциала инвалидов по зрению зрелого возраста: Учебно-методическое пособие. /Под ред. проф. Е.И.Гилилова. СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена , 2003.
  27. Овладение инвалидами по зрению умениями и навыками самообслуживания и ведения хозяйства/под ред. Э.М.Стерниной, В.А.Феоктистовой. – Воронеж, 1992.
  28. Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции: учебно-методическое пособие; под. ред. Е.М, Панина.-  М.: ВОС, 1990.
  29. Проблемы социальной реабилитации слепых: Материалы международного симпозиума. М.: ВОС, 1990.
  30. Проблемы социальной реабилитации, трудоустройства, трудовой и общественной деятельности незрячих работников интеллектуального труда /Сост. В.З. Денискина.- М.: ВОС, 1989.
  31. Сверлов B.C. Пространственная ориентировка слепых: пособие для учителей и воспитателей школ слепых.- М.: Учпедгиз, 1951.
  32. Содержание и методы коррекционных занятий по социально-бытовой ориентировке // Особенности проведения занятий со слепыми детьми в часы коррекции / под науч. ред. док. психол. наук профессора Л.И.Солнцевой.  М.: ВОС, 1990.
  33. Стернина Э.М. Формирование мотивов общественной деятельности у слабовидящих подростков: Автор. дис…. канд. пед. наук.- Л., 1967.
  34. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: учеб. Пособие.- М.: ООО «ИПТК «Логос» ВОС», 2004.
  35. Литвак А.Г. Путь реабилитации и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика?// Дефектология. – М., 2005- № 6. – с. 9-11.
  36. Солнцева Л.И. Психологические проблемы незрячего в трудных и экстремальных ситуациях.- М.: Российская государственная библиотека для слепых, 2005.
  37. Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению: Первая ступень пятиступенчатой модели. Ориентировка в пространстве: Методическое пособие / под ред. С.Н.Ваньшина и В.З. Денискиной.- М., 2004.
  38. Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению: Вторая ступень пятиступенчатой модели. Ориентировка в пространстве: Методическое пособие / под ред. С.Н.Ваньшина и В.З. Денискиной.- М., 2005.
  39. Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению: Третья ступень пятиступенчатой модели. Ориентировка в пространстве: Методическое пособие / под ред. С.Н.Ваньшина и В.З. Денискиной.- М., 2005.
  40. Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению: Четвертая  ступень пятиступенчатой модели. Ориентировка в пространстве: Методическое пособие / под ред. С.Н.Ваньшина и В.З. Денискиной.- М., 2005.
  41. Социально-бытовая адаптация инвалидов по зрению: Пятая ступень пятиступенчатой модели. Ориентировка в пространстве: Методическое пособие / под ред. С.Н.Ваньшина и В.З. Денискиной.- М., 2006.
  42. Технология социальной реабилитации инвалидов. Методические рекомендации.- М., 2000.
  43. Шимгаева А.Н. Феномен тревожности у подростков с нарушением зрения: автореферат диссертации.- М., 2007.
  44. Формирование социально-адаптивного поведения учащихся с нарушением зрения в начальных классах/под ред. Л.И. Плаксиной.- Калуга, Адэль, 1998.

Информация о работе Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред