Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.
Задачи исследования:
Изучение теоретической базы коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта;
Изучение направлений деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов в области подготовки обучающихся к социально-психологической адаптации;
Изучение вопроса использования средств реабилитации в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта;
Изучение вопроса влияния средств реабилитации на самооценку воспитанников и мотивацию к деятельности в прцоессе социально-педагогической подготовки к адаптации.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 86.54 Кб (Скачать файл)

Физиологический механизм компенсации  основывается на нормальном функционировании сохранных систем. Работа физиологического механизма компенсации нарушенных функций подчиняется общим закономерностям  высшей нервной деятельности, так  как его субстратом является центральная  нервная система. В основе компенсации  лежит рефлекторная деятельность организма. При этом включение механизмов компенсации  происходит безусловнорефлекторным путем, автоматически, а дальнейшее развитие компенсаторных приспособлений есть деятельность условнорефлекторная.

Активация новых корковых центров  приводит к образованию новых  временных нервных связей и подавлению старых, а в конечном итоге к  возникновению нового динамического  стереотипа. Разумеется, перестройка  системы нервных связей и переход  к новому стереотипу - процесс длительный, сложный, порой болезненный. Однако, несмотря на трудности, связанные с  формированием нового стереотипа, этот процесс следует всячески формировать, поскольку от степени прочности  новых стереотипов зависит уровень  приспособленности слепого или  слабовидящего к изменившимся жизненным  условиям.

Очевидно, различный характер будет  иметь и перестройка центральных  взаимоотношений в зависимости  от времени появления дефекта, например при врожденной или ранней и поздней  слепоте. [15]

Биологические факторы выступают  как самостоятельные при компенсации  дефектов у животных, давая приспособительный  эффект, восстанавливая утраченное равновесие со средой. У человека биологические  факторы имеют самостоятельное  значение только при дефектах, не вызывающих существенных отклонений в развитии и проявлениях психики. Во всех остальных  случаях компенсаторное приспособление осуществляется на основе синтеза биологических  и социальных факторов при ведущей  роли последних.

Итак, для нормального развития психики необходимо усвоение человеческого  опыта, которое осуществляется в  результате речевого общения, совместной деятельности, активных и адекватных действий. Слепота и слабовидение создают препятствия для нормального  развития психики прежде всего в  результате ограничения возможностей общения и способов труда.

Эффективность социальных факторов в  компенсации в существенной мере зависит от степени выраженности дефекта, количества нарушенных функций  и их значения для жизнедеятельности.

Нарушение социальных контактов по причине утраченного или нарушенного  зрения приводит к ряду отклонений в формировании личности у слепорожденных и рано утративших зрение и может  при отсутствии или недостаточно квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать появление  негативных характерологических особенностей. Негативные черты характера могут  при неблагоприятных условиях появиться  и у ослепших в зрелом возрасте.

Кроме того, дефект способствует, особенно в сфере семейных отношений, возникновению  условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким  условиям относятся в равной мере как чрезмерная опека со стороны  окружающих, так и отсутствие внимания, заброшенность ребенка. В результате у слепых формируются отрицательные  моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость, выученная беспомощность) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства  нового) черты характера.

Сравнительно ограниченные контакты слепых с окружающими влекут за собой  замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.

Устойчивые свойства личности (направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами  зрения. В одних случаях эта  связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других - неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов  со зрячими.

Резкое сокращение потока информации, наблюдающееся при слабовидении и особенно при слепоте, связано  не только с нарушением зрительных функций, но и с перцептивными  возможностями сохранных анализаторных  систем. В этом отношении даже такая  система, как тактильно-кинестезическая, являющаяся основой второго (после  зрительных) вида гностических ощущений и осязательного восприятия, значительно  уступает зрительной системе. Перцептивные возможности контактного осязательного  восприятия ограничены, как правило, зоной действия рук. И хотя поле осязательного  восприятия может расширяться за счет перемещений тела в пространстве, а также использования различных  щупов (инструментальное осязание), тем  не менее в каждый данный момент слепые имеют дело с весьма ограниченным, так называемым предметно-познавательным пространством.

Затруднения, испытываемые лицами с  глубокими нарушениями зрения при  восприятии окружающего мира, и вызванное  ими снижение активности отражения  требуют самого широкого педагогического  вмешательства с раннего детства, вмешательства, которое способствовало бы развитию навыков осязательного  и визуального обследования, формированию перцептивных потребностей и познавательных интересов, а в конечном итоге  активизации познавательной деятельности.

Серьезным препятствием для проявления активности являются затруднения, испытываемые слепыми при установлении социальных контактов. Неадекватные установки  слепых к себе, зрячим, различным  видам деятельности, так же как  и неверные представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов  по зрению в активную деятельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации.

Еще одним фактором, снижающим активность слепых, являются отрицательные эмоциональные  состояния (депрессивные настроения, стрессы), а также фрустрации (состояние  психического напряжения), обусловленные  часто встречающейся у слепых неадекватной самооценкой и трудностями  адаптации к жизни без зрения. В ряде случаев инвалиды по зрению оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия. Многократное повторение фрустрации ведет  к снижению активности, безынициативности, отказу от деятельности.

Все факторы снижения активности при  глубоких нарушениях зрения могут быть преодолены путем создания соответствующих  условий для успешного компенсаторного  приспособления. Важнейшим из них  является включение инвалидов по зрению в деятельность, формирование у них положительной мотивации  и установок. Исследования показывают, что при правильной организации  учебно-воспитательной и коррекционной  работы зависимость мотивов учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности от состояния зрения отсутствует, а  активность лиц с нарушенными  функциями зрения приходит в норму. Активное участие тысяч инвалидов по зрению в жизни нашего общества, их успехи в самых различных областях деятельности - лучшее тому подтверждение.

Зачастую трудности начинаются у незрячих, когда они попадают в смешанные коллективы и трудятся или учатся совместно со зрячими. Очень часто это бывает связано  с тем, что из-за отсутствия визуального  контакта, незрячим трудно представить  партнера по беседе и общению, информации, получаемой от сохранных анализаторов как правило бывает для этого  недостаточно, а как следствие  – неадекватная реакция на зрячего  собеседника, что в свою очередь  приводит к неадекватным установкам по отношению к слепым со стороны  зрячих.

Этапы реабилитационной работы

Первым этапом социально-психологической адаптации следует считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта, на который инвалиды по зрению реагируют крайне болезненно. Глубина и длительность реакции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени появления. Наиболее серьезные психические травмы наблюдаются у ослепших в зрелом возрасте. Реакция мгновенно ослепших оказывается более тяжелой, чем у тех, кто теряет зрение постепенно.

Одновременно ведется  работа по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни слепого труднопреодолимых препятствий, постоянно высокого психического напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения, основанных на двигательном контроле (у рано ослепших), или перестройка динамических стереотипов (у ослепших в более позднем возрасте).

Возникающие у потерявших зрение состояния  депрессии и фрустрации исчезают по мере того, как они осознают, что  могут трудиться и обслуживать  себя в быту.

В результате включения в деятельность начинается процесс преодоления  психологического кризиса, выхода из состояния  психологического конфликта. Этот процесс  имеет поэтапный характер. В.С. Мерлин выделяет четыре фазы:

1) фаза бездействия, которой  сопутствует глубокая депрессия; 

2) фаза занятия, на которой  инвалид включается в деятельность  с целью отвлечься от тяжелых  мыслей о своей инвалидности;

3) фаза деятельности, для которой  характерно стремление реализовать  свои творческие возможности; 

4) фаза поведения, когда складывается  характер и стиль деятельности  инвалида, определяющие весь его  дальнейший жизненный путь. [26]

Решающим моментом в социально-психологической  реабилитации является восстановление социальных позиций инвалида. Последнее существенно зависит от установок инвалида по отношению к зрячим, труду, общественной деятельности, самому себе и своему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде всего зависит от того, насколько успешно выполняется деятельность. Поэтому основным условием социально-психологической адаптации и реадаптации является включение инвалида в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и через коллектив.

Завоевание и удержание  определенной социальной позиции в коллективе зависят от многих факторов: степени скомпенсированности дефекта, уровня физического и психического развития, моральных, волевых, интеллектуальных качеств и т. д.

В социально-психологическом плане  важнейшими качествами являются способность устанавливать социальные контакты, адекватно воспринимать и понимать партнеров по общению. [15]

В работах социальных психологов, посвященных интерперсональной  перцепции, утверждается, что первое впечатление о партнере по общению  основано на визуальном восприятии. Визуальный образ, возникающий при первой встрече, оказывается исходным для понимания  человеком человека. Именно со зрительного  восприятия начинаются межличностные  контакты, возникают симпатии и антипатии. От него зависит стремление к повторным  встречам или уклонение от них.

Отсюда можно сделать вывод, что утрата или глубокое нарушение  зрения, препятствующие видению лица партнера по общению и других его  внешних качеств, восприятию мимических движений, выражения глаз и многих других визуально воспринимаемых признаков, затрудняют процесс общения. Слепой человек лишается важного канала, по которому поступает информация об окружающих.

Незрячие, с которыми проводилась  правильно построенная реабилитационная работа способны на полисенсорное восприятие своего партнера по общению, т. е. при  помощи сохранных анализаторных  систем: слуха, обоняния, вибрационной чувствительности и т.д.

Следует подчеркнуть, что восприятие любой модальности - это субъективный образ объективного мира. Внешние  воздействия преломляются в нашем  сознании, их результаты во многом обусловлены  субъективными особенностями внутреннего  мира человека, его опытом, эмоциональным  и физическим состоянием, готовностью  к восприятию, установками и т. д.

Из сказанного следует, что восприятие человеком человека на основе зрения или какой-либо иной чувственной  основе неизбежно несет в себе элементы субъективности и информация, получаемая таким образом, далеко не всегда отражает существенные признаки партнера по общению.

Очевидно, что восприятие человеком  человека при слепоте, существенно  ограничивающей поток поступающей  информации, затрудняет обратную связь, столь необходимую для общения. Но это не может принципиально  изменить процесс социальной перцепции, лишить слепого человека возможности  воспринимать окружающих его людей.

Для того чтобы проникнуть во внутренний мир человека, раскрыть для себя его сущность, чувственно получаемая информация требует проверки в совместной деятельности. Только поступки, поведение  человека в различных ситуациях  раскрывают его сущность, позволяют  понять и оценить его достоинства  и недостатки. Поэтому именно поведение  служит надежной основой межличностных  контактов, тем более что в  общей массе слепые, за исключением  ослепших в зрелом возрасте, как  правило, внешним обликом партнеров  по общению (цветом волос, глаз и т. п.) не интересуются. Поэтому говорить о необходимости возмещения отсутствующих  данных такого рода, видимо, нет смысла.

Выше уже была отмечена зависимость  интерперсональной перцепции от установок личности. Помимо общих  для нормально видящих и инвалидов  по зрению установок, слепота, а точнее, неудачные попытки общения со зрячими ведут к формированию у слепых неадекватной установки. Речь идет о том, что слепые избегают зрячих, стремятся уйти в свой внутренний мир, предпочитают контакты с товарищами по несчастью.

Информация о работе Социально-психологическая адаптация лиц с нарушением зрения и интелекта посредством использования в процессе обучения и воспитания сред