Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 09:42, курсовая работа
Цель исследования: изучение влияния средств реабилитации на мотивацию к деятельности и самооценку воспитанников в процессе их социально-психологической подготовки к адаптации.
Задачи исследования:
Изучение теоретической базы коррекционной работы с воспитанниками, имеющими глубокие нарушения зрения и интеллекта;
Изучение направлений деятельности педагогов специальных (коррекционных) образовательных учреждений III-IV видов в области подготовки обучающихся к социально-психологической адаптации;
Изучение вопроса использования средств реабилитации в процессе обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта;
Изучение вопроса влияния средств реабилитации на самооценку воспитанников и мотивацию к деятельности в прцоессе социально-педагогической подготовки к адаптации.
Физиологический механизм компенсации
основывается на нормальном функционировании
сохранных систем. Работа физиологического
механизма компенсации
Активация новых корковых центров
приводит к образованию новых
временных нервных связей и подавлению
старых, а в конечном итоге к
возникновению нового динамического
стереотипа. Разумеется, перестройка
системы нервных связей и переход
к новому стереотипу - процесс длительный,
сложный, порой болезненный. Однако,
несмотря на трудности, связанные с
формированием нового стереотипа, этот
процесс следует всячески формировать,
поскольку от степени прочности
новых стереотипов зависит
Очевидно, различный характер будет
иметь и перестройка
Биологические факторы выступают
как самостоятельные при
Итак, для нормального развития
психики необходимо усвоение человеческого
опыта, которое осуществляется в
результате речевого общения, совместной
деятельности, активных и адекватных
действий. Слепота и слабовидение
создают препятствия для
Эффективность социальных факторов в компенсации в существенной мере зависит от степени выраженности дефекта, количества нарушенных функций и их значения для жизнедеятельности.
Нарушение социальных контактов по
причине утраченного или
Кроме того, дефект способствует, особенно в сфере семейных отношений, возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям относятся в равной мере как чрезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания, заброшенность ребенка. В результате у слепых формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная черствость, выученная беспомощность) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера.
Сравнительно ограниченные контакты слепых с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.
Устойчивые свойства личности (направленность, способности, темперамент и характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одних случаях эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (например, боязнь нового), в других - неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими.
Резкое сокращение потока информации,
наблюдающееся при слабовидении
и особенно при слепоте, связано
не только с нарушением зрительных
функций, но и с перцептивными
возможностями сохранных
Затруднения, испытываемые лицами с
глубокими нарушениями зрения при
восприятии окружающего мира, и вызванное
ими снижение активности отражения
требуют самого широкого педагогического
вмешательства с раннего
Серьезным препятствием для проявления
активности являются затруднения, испытываемые
слепыми при установлении социальных
контактов. Неадекватные установки
слепых к себе, зрячим, различным
видам деятельности, так же как
и неверные представления зрячих
о слепых и их возможностях, являются
основным препятствием включения инвалидов
по зрению в активную деятельность
и, следовательно, их социально-трудовой
и социально-психологической
Еще одним фактором, снижающим активность слепых, являются отрицательные эмоциональные состояния (депрессивные настроения, стрессы), а также фрустрации (состояние психического напряжения), обусловленные часто встречающейся у слепых неадекватной самооценкой и трудностями адаптации к жизни без зрения. В ряде случаев инвалиды по зрению оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия. Многократное повторение фрустрации ведет к снижению активности, безынициативности, отказу от деятельности.
Все факторы снижения активности при
глубоких нарушениях зрения могут быть
преодолены путем создания соответствующих
условий для успешного
Зачастую трудности начинаются у незрячих, когда они попадают в смешанные коллективы и трудятся или учатся совместно со зрячими. Очень часто это бывает связано с тем, что из-за отсутствия визуального контакта, незрячим трудно представить партнера по беседе и общению, информации, получаемой от сохранных анализаторов как правило бывает для этого недостаточно, а как следствие – неадекватная реакция на зрячего собеседника, что в свою очередь приводит к неадекватным установкам по отношению к слепым со стороны зрячих.
Этапы реабилитационной работы
Первым этапом социально-психологической адаптации следует считать преодоление депрессии, связанной с осознанием дефекта, на который инвалиды по зрению реагируют крайне болезненно. Глубина и длительность реакции зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития заболевания, его тяжести и времени появления. Наиболее серьезные психические травмы наблюдаются у ослепших в зрелом возрасте. Реакция мгновенно ослепших оказывается более тяжелой, чем у тех, кто теряет зрение постепенно.
Одновременно ведется работа по преодолению фрустрации, возникающей в результате появления в жизни слепого труднопреодолимых препятствий, постоянно высокого психического напряжения. В основе этой работы лежит формирование способов поведения, основанных на двигательном контроле (у рано ослепших), или перестройка динамических стереотипов (у ослепших в более позднем возрасте).
Возникающие у потерявших зрение состояния депрессии и фрустрации исчезают по мере того, как они осознают, что могут трудиться и обслуживать себя в быту.
В результате включения в деятельность начинается процесс преодоления психологического кризиса, выхода из состояния психологического конфликта. Этот процесс имеет поэтапный характер. В.С. Мерлин выделяет четыре фазы:
1) фаза бездействия, которой
сопутствует глубокая
2) фаза занятия, на которой
инвалид включается в
3) фаза деятельности, для которой
характерно стремление
4) фаза поведения, когда
Решающим моментом в социально-психологической реабилитации является восстановление социальных позиций инвалида. Последнее существенно зависит от установок инвалида по отношению к зрячим, труду, общественной деятельности, самому себе и своему дефекту. Эти установки формируются в процессе деятельности. Адекватность этих установок прежде всего зависит от того, насколько успешно выполняется деятельность. Поэтому основным условием социально-психологической адаптации и реадаптации является включение инвалида в коллективную деятельность, воспитание его в коллективе и через коллектив.
Завоевание и удержание определенной социальной позиции в коллективе зависят от многих факторов: степени скомпенсированности дефекта, уровня физического и психического развития, моральных, волевых, интеллектуальных качеств и т. д.
В социально-психологическом
В работах социальных психологов, посвященных интерперсональной перцепции, утверждается, что первое впечатление о партнере по общению основано на визуальном восприятии. Визуальный образ, возникающий при первой встрече, оказывается исходным для понимания человеком человека. Именно со зрительного восприятия начинаются межличностные контакты, возникают симпатии и антипатии. От него зависит стремление к повторным встречам или уклонение от них.
Отсюда можно сделать вывод, что утрата или глубокое нарушение зрения, препятствующие видению лица партнера по общению и других его внешних качеств, восприятию мимических движений, выражения глаз и многих других визуально воспринимаемых признаков, затрудняют процесс общения. Слепой человек лишается важного канала, по которому поступает информация об окружающих.
Незрячие, с которыми проводилась
правильно построенная
Следует подчеркнуть, что восприятие
любой модальности - это субъективный
образ объективного мира. Внешние
воздействия преломляются в нашем
сознании, их результаты во многом обусловлены
субъективными особенностями
Из сказанного следует, что восприятие человеком человека на основе зрения или какой-либо иной чувственной основе неизбежно несет в себе элементы субъективности и информация, получаемая таким образом, далеко не всегда отражает существенные признаки партнера по общению.
Очевидно, что восприятие человеком человека при слепоте, существенно ограничивающей поток поступающей информации, затрудняет обратную связь, столь необходимую для общения. Но это не может принципиально изменить процесс социальной перцепции, лишить слепого человека возможности воспринимать окружающих его людей.
Для того чтобы проникнуть во внутренний мир человека, раскрыть для себя его сущность, чувственно получаемая информация требует проверки в совместной деятельности. Только поступки, поведение человека в различных ситуациях раскрывают его сущность, позволяют понять и оценить его достоинства и недостатки. Поэтому именно поведение служит надежной основой межличностных контактов, тем более что в общей массе слепые, за исключением ослепших в зрелом возрасте, как правило, внешним обликом партнеров по общению (цветом волос, глаз и т. п.) не интересуются. Поэтому говорить о необходимости возмещения отсутствующих данных такого рода, видимо, нет смысла.
Выше уже была отмечена зависимость
интерперсональной перцепции от
установок личности. Помимо общих
для нормально видящих и