Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:27, реферат
Юридическая работа — это непрерывный процесс общения. В этом процесс постоянно оценивает людей: свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, собеседников, прохожих и т. д. При этом он вводит в действие как формальные, так и неформальные приемы и методы оценки.
К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюдение и беседу, анализ документов, изучение биографии, различные тесты.
Реферат
На тему: «Социально-психологические аспекты
юридической деятельности.»
Юридическая работа — это непрерывный процесс общения. В этом процесс постоянно оценивает людей: свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, собеседников, прохожих и т. д. При этом он вводит в действие как формальные, так и неформальные приемы и методы оценки.
К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюдение и беседу, анализ документов, изучение биографии, различные тесты.
К неформальным — сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы.
Первые шаги в научном изучении человека как личности сделал две с половиной тысячи лет назад гениальный греческий врач и исследователь Гиппократ.
Схема изучения личности.
Общие данные:
время и место рождения, национальность, образование, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, отношение к политическим партиям.
Внешние признаки:
-лицо (краткий словесный портрет);
-рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте);
-вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный, тучный);
-одежда (опрятен — неопрятен, за модой следит — не следит);
-манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечатление);
-голос (приятный — неприятный, сильный, гнусавый и т. д.).
Жизненный путь:
-родители
-детство
-школа
-учебные заведения
-трудовая деятельность и служба в армии
-семейная жизнь
Жизненные сферы:
-семья (отношения между супругами, отношение к детям/отношение к родителям и т. д.);
-профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т. д.);
-политическая и общественная активность (активен — неактивен; сколько тратит времени на общественную деятельность и т. д.);
-проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, театр, выпивки с друзьями и т. д.);
-материальные условия жизни (какая квартира, особенности обстановки, бюджет семьи и др.);
-здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здоровью, наличие заболеваний).
Поведение:
-преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное; реакция на трудности (растерянность, энергичность, безразличие);
-особенности проявления эмоций и чувств (легко возбуждается, средне, трудно возбудим; подавляет раздражение легко )
-проявление воли (самостоятельный — несамостоятельный,
дисциплинированный — недисциплинированный, решительный — нерешительный, смелый — трусливый и т. д.);
-поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие — теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков - теряет их и т.д.);
-поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);
-нравственное поведение (соблюдение моральных норм, отношение к женщине, честность и правдивость, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).
Темперамент и характер:
а) темперамент:
-общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый — не застенчивый; осторожный — решительный; проявляет склонность к лидерству — склонности к лидерству не проявляет);
-эмоциональность (спокойный — раздражительный, невозмутимый — ранимый, сдержанный — возбудимый, пессимистический — оптимистический);
б) характер:
свойства характера, выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.), к труду (трудолюбие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); к вещам (аккуратность, неряшливость и т. д.); к самому себе (тщеславие, честолюбие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);
Мотивация поведения:
доминирующие потребности
а) личностные ценности
б) социальные ценности
в) материальные ценности
г) политические ценности
д) идейные
Социальная адаптация:
-социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);
-восприятие социальной ситуации (исходит из реальной обстановки; в действиях преобладает логичность — нелогичность, адаптируется к ситуации быстро — медленно);
-самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе),
Способности:
—общие способности (плавность и беглость речи, уровень оперирования цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т. д.);
— специальные способности (организаторские, педагогические и т. д.; способность знакомиться, сближаться, влиять на людей, способность разбираться в людях).
Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функционируют в основном на подсознательном уровне.
Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формировании оценочного суждения о человеке. Наблюдающему нередко правильно представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом.
Эмпатия — это способность прочувствовать переживания другого человека. Процесс такого вчувствования обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать у других людей многие невысказанные или скрываемые намерения.
Процесс оценки личности начинается с первого впечатления. Первое впечатление в своей основе представляет собой общее восприятие объекта. Люди в условиях первоначального контакта занимаются классификаций. Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов.
Источниками ошибок являются: мнение других лиц, галлоэффект, эффект снисходительности, стереотипы, психическое состояние наблюдателя, доминирующие потребности, защитные механизмы и упрощения, Кратко остановимся на этих источниках ошибок.
1. Мнение других лиц. Иногда даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас лице достаточно, чтобы оно подействовало на нашу оценку этого лица.
2. Галлоэффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился — в терминах «неприятного».
3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков
4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы — стереотипы
5. Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя (наблюдаемого) может являться источником ошибок в оценке личности.
6. Доминирующая потребность. Доминирующая потребность делает человека особенно чувствительным к предмету этой потребности; охотник лучше видит зверя, сборщик ягод — ягоды.
7. Защитные механизмы. Одним из защитных механизмов, искажающих восприятие, является проекция. Суть ее состоит в искажении реальности.
8. Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно. Это связано с тем, что объект восприятия, человек, очень сложен. В связи с этим все мы склонны к упрощению при восприятии людей.
Причины ошибок восприятия и оценки личности связаны, во-первых, с особенностями личности воспринимаемых, во-вторых, с непреднамеренным или преднамеренным влиянием воспринимаемых на воспринимающего и, в-третьих, с особенностями личности воспринимающего.
Таким образом, при оценке личности по внешним признакам юрист-практик должен понимать реакции лица, тела, рук, голоса и речи. Исследования советских психологов нацеливают нас на изучение в этом плане: экспрессивных реакций лица, движения глаз, телосложения, позы, походки, жестов, голоса, речи.
Методы оценки личности. Здесь мы проанализируем объективные методы оценки личности: наблюдение, беседа, анализ документов, изучение биографии, тесты, анализ письма.
Одно из первых мест в системе приемов и способов оценки личности занимает наблюдение. Оно способно давать наблюдателю богатые конкретные данные, наиболее эффективно оно в сочетании с другими методами.
Наблюдения показывают, что чем менее образован и чем более непосредственен человек, тем рельефнее у него будут внешние движения и тем самым мы можем с большей достоверностью судить по ним о его истинных переживаниях.
Беседа. С ее помощью восполняется недостаток информации, полученной наблюдением. Беседа позволяет получить сведения о мотивационных аспектах личности.
Оценка личности в беседе предполагает предварительное планирование этой беседы с целью скрытого получения необходимой информации. Для этого тщательно составляется перечень вопросов по всем аспектам личности. Сюда входят вопросы относительно психологических, социально-психологических особенностей личности, мотивации ее поведения и т. д. Беседа, предпринимаемая для изучения личности, представляет собой диалектическое единство пяти этапов, пяти специфических звеньев общения.
Психологи выделяют:
1) подготовку к беседе;
2) начало беседы;
3) этап получения данных;
4) завершение беседы;
5) оценку результатов беседы.
Анализ документов. Информацию об изучаемом человеке получают при анализе документов (письма, деловые отчеты, дневники, доклады, записки, конспекты, литературные произведения и т.п.).
Существует несколько различных классификаций документов, которые можно классифицировать по трем основаниям:
1) по способу фиксации информации (рукописные и печатные документы, кинопленки, магнитофонные ленты);
2) по статусу документа (личные документы: письма, дневники; произведения творчества: книги, брошюры, статьи);
3) по характеру документа. В каждом конкретном случае тот или иной документ имеет различный информативный вес.
Статистическая обработка. В настоящее время разработаны многочисленные методики обработки данных контент-анализа. Широко используются частотные и процентные распределения, разнообразные корреляции и индексы, таблицы, графики и т. д. В юридической практике при обработке информации на первых порах можно ограничиться более общим подходом. Весьма полезная информация может быть получена на основе данных о частоте употребления единиц анализа, установления пропорций между их отдельными группировками, их взаимной встречаемости и зависимости.
Метод тестов. Психология в своем прикладном значении широко использует различные тесты для оценки внимания, сенсомоторных реакций, памяти, мышления, речи. Эти тесты дают возможность в системе профессионального отбора оценить развитие психических функций личности и определить кандидатов для обучения по определенной специальности. С помощью тестов каждый индивидуально может оценить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют также оценить и некоторые параметры личности.
Анализ письма. Письмо является одним из информативных элементов при изучении личности. По письму можно определить уровень образования писавшего, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности характера.
Оценка данных о личности. В основу систематизации данных о личности, интересующей работника юридического труда, должны быть положены:
1) принцип изучения личности в деятельности;
2) принцип цельности личности
3) принцип конкретно-исторического подхода.
Принцип изучения личности в деятельности нацеливает нас на анализ деятельности изучаемого человека и на сопоставление этой деятельности с его высказываниями, а также на исследование формы деятельности.
Информация о работе Социально-психологические аспекты юридической деятельности