Социально-психологические аспекты юридической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 16:27, реферат

Краткое описание

Юридическая работа — это непрерывный процесс общения. В этом процесс постоянно оценивает людей: свидетелей, подозреваемых, обвиня­емых, подсудимых, собеседников, прохожих и т. д. При этом он вводит в действие как формальные, так и неформальные приемы и методы оценки.
К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюде­ние и беседу, анализ документов, изучение биографии, различные тесты.

Вложенные файлы: 1 файл

РГСУ.doc

— 58.50 Кб (Скачать файл)


                                                РГСУ(БФ)

 

 

 

 

 

 

 

                            Реферат

На тему: «Социально-психологические аспекты                                      

                 юридической деятельности.»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила: студентка 2 курса

                                                                                                    Группа 10-ЮД

                                                                                                    Пискус Юлия

 

 

 

 

                                     

 

                                             

                                             Брянск 2012

Юридическая работа — это непрерывный процесс общения. В этом процесс постоянно оценивает людей: свидетелей, подозреваемых, обвиня­емых, подсудимых, собеседников, прохожих и т. д. При этом он вводит в действие как формальные, так и неформальные приемы и методы оценки.

К формальным методам обычно относят целенаправленное наблюде­ние и беседу, анализ документов, изучение биографии, различные тесты.

К неформальным — сложившиеся в ходе исторического развития общества различные интуитивные способы.

Первые шаги в научном изучении человека как личности сделал две с половиной тысячи лет назад гениальный греческий врач и исследова­тель Гиппократ.

Схема изучения личности.

Общие данные:

время и место рождения, национальность, образо­вание, специальность, место и характер работы, должность, семейное положение, место жительства, отношение к политическим партиям.

Внешние признаки:

-лицо (краткий словесный портрет);

-рост (низкий, средний, высокий, аномалии в росте);

-вес и телосложение (очень худой, худощавый, стройный, полный, тучный);

-одежда (опрятен — неопрятен, за модой следит — не следит);

-манеры (производит приятное впечатление - неприятное впечат­ление);

-голос (приятный — неприятный, сильный, гнусавый и т. д.).

Жизненный путь:

-родители

-детство

-школа

-учебные заведения

-трудовая деятельность и служба в армии

-семейная жизнь

Жизненные сферы:

-семья (отношения между супругами, отношение к детям/отноше­ние к родителям и т. д.);

-профессия и специальность (мотивы выбора профессии и работы, удовлетворенность работой, продвижение по работе, социальный статус на работе и т. д.);

-политическая и общественная активность (активен — неактивен; сколько тратит времени на общественную деятельность и т. д.);

-проведение свободного времени (спорт, азартные игры, кино, те­атр, выпивки с друзьями и т. д.);

-материальные условия жизни (какая квартира, особенности об­становки, бюджет семьи и др.);

-здоровье (общее состояние здоровья, отношение к своему здо­ровью, наличие заболеваний).

Поведение:

-преобладающее настроение: ровное, приподнятое, угнетенное; реакция на трудности (растерянность, энергичность, безразличие);

-особенности проявления эмоций и чувств (легко возбуждается, средне, трудно возбудим; подавляет раздражение легко )

-проявление воли (самостоятельный — несамостоятельный,

дис­циплинированный — недисциплинированный, решительный — нере­шительный, смелый — трусливый и т. д.);

-поведение в сложной ситуации (сохраняет спокойствие — теряется, сохраняет логичность и рассудительность речи и поступков - теряет их и т.д.);

-поведение в состоянии опьянения (спокоен, агрессивен, теряет контроль, замыкается в себе, становится общительным, уединяется; пьет много, средне, пьет много и не пьянеет);

-нравственное поведение (соблюдение моральных норм, отношение к женщине, честность и правдивость, проявление мужества в сложных отношениях со старшими и равными).

Темперамент и характер:

а) темперамент:

-общительность (общительный, необщительный, малообщительный, замкнутый; застенчивый — не застенчивый; осторожный — решительный; проявляет склонность к лидерству — склонности к лидерству не проявляет);

-эмоциональность (спокойный — раздражительный, невозмути­мый — ранимый, сдержанный — возбудимый, пессимистический — оп­тимистический);

б) характер:

свойства характера, выражающие отношение: к людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т.д.), к труду (трудо­любие, добросовестность, лень, ответственность и т.д.); к вещам (ак­куратность, неряшливость и т. д.); к самому себе (тщеславие, често­любие, самолюбие, гордость, самомнение, скромность и т. д.);

Мотивация поведения:

доминирующие потребности

а) личностные ценности

б) социальные ценности

в) материальные ценности

г) политические ценности

д) идейные

Социальная адаптация:

-социальное окружение (взаимоотношения со знакомыми и друзьями, степень признания со стороны окружающих, степень связи с родственниками);

-восприятие социальной ситуации (исходит из реальной обстанов­ки; в действиях преобладает логичность — нелогичность, адаптируется к ситуации быстро — медленно);

-самооценка (реальная или нереальная оценка своей социальной роли, отношение к мнению других о своих возможностях, уровень притязаний, уверенность или неуверенность в себе),

Способности:

—общие способности (плавность и беглость речи, уровень опериро­вания цифрами, легкость запоминания, богатство воображения, полнота обобщений и т. д.);

— специальные способности (организаторские, педагогические и т. д.; способность знакомиться, сближаться, влиять на людей, способ­ность разбираться в людях).

Оценка личности при общении обычно производится на основе экспектации и эмпатии, которые функциониру­ют в основном на подсознательном уровне.

Экспектация (ожидание) заключается в подсознательном формирова­нии оценочного суждения о человеке. Наблюдающему нередко правиль­но представляется, что наблюдаемый что-то хочет предпринять. Такая способность появляется у людей в результате длительного общения друг с другом.

Эмпатия — это способность прочувствовать переживания другого че­ловека. Процесс такого вчувствования обычно не осознается. Эмпатия дает людям возможность познавать у других людей многие невысказан­ные или скрываемые намерения.

Процесс оценки личности начинается с первого впечатления. Первое впечатление в своей основе представляет собой общее восприятие объ­екта. Люди в условиях первоначального контакта занимаются классифи­каций. Таким образом, первое впечатление практически не дифференцируется, оно обычно не выражено вербально и протекает на чувственном уровне. Естественно, первое впечатление таит в себе возможность ошибки, которая связана с рядом факторов.

Источниками ошибок являются: мнение других лиц, галлоэффект, эффект снисходительности, стереотипы, психическое состояние наблю­дателя, доминирующие потребности, защитные механизмы и упроще­ния, Кратко остановимся на этих источниках ошибок.

1. Мнение других лиц. Иногда даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас лице достаточно, чтобы оно подейство­вало на нашу оценку этого лица.

2. Галлоэффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился — в терминах «неприят­ного».

3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков

4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то отличие, бросаясь в глаза, вы­зывает у последнего строго определенные стандартные образы — стереотипы

5. Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех ок­ружающих оценивает в основном в светлых тонах и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя (наблюдае­мого) может являться источником ошибок в оценке личности.

6. Доминирующая потребность. Доминирующая потребность делает че­ловека особенно чувствительным к предмету этой потребности; охотник лучше видит зверя, сборщик ягод — ягоды.

7. Защитные механизмы. Одним из защитных механизмов, искажаю­щих восприятие, является проекция. Суть ее состоит в искажении реальности.

8. Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно. Это связано с тем, что объект восприятия, человек, очень сложен. В связи с этим все мы склонны к упрощению при восприятии людей.

Причины ошибок восприятия и оценки личности связаны, во-пер­вых, с особенностями личности воспринимаемых, во-вторых, с не­преднамеренным или преднамеренным влиянием воспринимаемых на воспринимающего и, в-третьих, с особенностями личности воспри­нимающего.

Таким образом, при оценке личности по внешним признакам юрист-практик должен понимать реакции лица, тела, рук, голоса и речи. Исследования советских психологов нацеливают нас на изучение в этом плане: экспрессивных реакций лица, движения глаз, телосложе­ния, позы, походки, жестов, голоса, речи.

Методы оценки личности. Здесь мы проанализируем объективные методы оценки личности: наблюдение, беседа, анализ документов, изу­чение биографии, тесты, анализ письма.

Одно из первых мест в системе приемов и способов оценки личности занимает наблюдение. Оно способно давать наблюдателю богатые конкретные данные, наи­более эффективно оно в сочетании с другими методами.

Наблюдения показывают, что чем менее образован и чем более непосредственен человек, тем рельефнее у него будут внешние движения и тем самым мы можем с большей достоверностью судить по ним о его истинных переживаниях.

Беседа. С ее помощью восполняется недостаток информации, полученной наблюдением. Беседа позволяет получить сведения о мотивационных аспектах личности.

Оценка личности в беседе предполагает предварительное планирование этой беседы с целью скрытого получения необходимой информации. Для этого тщательно составляется перечень вопросов по всем аспектам личности. Сюда входят вопросы относительно психологических, соци­ально-психологических особенностей личности, мотивации ее поведе­ния и т. д. Беседа, предпринимаемая для изучения личности, представляет собой диалектическое единство пяти этапов, пяти специфических звеньев общения.

Психологи выделяют:

1) подготовку к беседе;

2) начало беседы;

3) этап получения данных;

4) завершение беседы;

5) оценку результатов беседы.

Анализ документов. Информацию об изучаемом человеке получают при анализе документов (письма, деловые отчеты, дневники, доклады, записки, конспекты, литературные произведения и т.п.).

Существует несколько различных классификаций документов, которые можно классифицировать по трем основаниям:

1) по способу фиксации информации (рукописные и печатные документы, кинопленки, маг­нитофонные ленты);

2) по статусу документа (личные документы: пись­ма, дневники; произведения творчества: книги, брошюры, статьи);

3) по характеру документа. В каждом конкретном случае тот или иной до­кумент имеет различный информативный вес.

Статистическая обработка. В настоящее время разработаны много­численные методики обработки данных контент-анализа. Широко ис­пользуются частотные и процентные распределения, разнообразные корреляции и индексы, таблицы, графики и т. д. В юридической прак­тике при обработке информации на первых порах можно ограничиться более общим подходом. Весьма полезная информация может быть полу­чена на основе данных о частоте употребления единиц анализа, установ­ления пропорций между их отдельными группировками, их взаимной встречаемости и зависимости.

Метод тестов. Психология в своем прикладном значении широко использует различные тесты для оценки внимания, сенсомоторных ре­акций, памяти, мышления, речи. Эти тесты дают возможность в системе профессионального отбора оценить развитие психических функций личности и определить кандидатов для обучения по определенной специальности. С помощью тестов каждый индивидуально может оце­нить свои способности и наметить систему упражнений для развития нужного ему качества характера. Тесты позволяют также оценить и не­которые параметры личности.

Анализ письма. Письмо является одним из информативных элемен­тов при изучении личности. По письму можно определить уровень образования писавшего, эмоциональное состояние, нарушения в речи и психике, некоторые особенности характера.

Оценка данных о личности. В основу систематизации данных о лич­ности, интересующей работника юридического труда, должны быть положены:

1) принцип изучения личности в деятельности;

2) принцип цельности личности

3) принцип конкретно-исторического подхода.

Принцип изучения личности в деятельности нацеливает нас на анализ деятельности изучаемого человека и на сопоставление этой деятельности с его высказываниями, а также на исследование формы деятельности.

 



Информация о работе Социально-психологические аспекты юридической деятельности