Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение социально-психологических особенностей отклоняющегося поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии 5
1.1. Понятия девиантнго и делинквентного поведения в психологии 5
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 8
Глава 2. Социально-психологические особенности отклоняющегося поведения подростков 13
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 13
2.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 18
2.3. Личностные особенности девиантных подростков 22
Заключение 25
Библиографический список используемой литературы 27
28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии 5
1.1. Понятия девиантнго и делинквентного поведения в психологии 5
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 8
Глава 2. Социально-психологические особенности отклоняющегося поведения подростков 13
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 13
2.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 18
2.3. Личностные особенности девиантных подростков 22
Заключение 25
Библиографический список используемой литературы 27
Введение
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой.
Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания.
В научной литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы.
Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам.
Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения.
Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.
Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.
Целью данной работы является рассмотрение социально-психологических особенностей отклоняющегося поведения подростков.
Объект – социально-психологические причины и особенности девиантного и делинквентного поведения.
Субъект – подростки с отклоняющимся поведением.
Задачи данной работы состоят в следующем:
- дать определение отклоняющегося поведения и разобраться с различными формами его проявления;
- объяснить причины возникновения отклонения от социальных норм у подростков.
- определить социально-психологические особенности личности подростков, предрасполагающие к появлению отклонений в поведении.
Глава 1. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии
1.1. Понятия девиантнго и делинквентного поведения в психологии
Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют отклоняющимся, девиантным.
Девиантное поведение – это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль).
Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во- первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, под-разумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначитель-ны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке – преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[1]
Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег.
Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних.
Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска.
Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во- вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли.
Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной – с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки.[2]
Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.[3]
Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению.
Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди ма-льчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков.
Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей, чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения.
Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность – вот основные черты его характера.[4]
Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия.
Девиантные и делинквентные формы поведения – это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм.[5]
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков
Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подрост-ков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства.
К этой категории относятся факторы психолого-педагогического харак-тера. При выяснении причин и условий нарушения подростками норм и пра-вил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально-психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что подросток, юноша не может удовлетворить свои социально-психологические потребнос-ти в признании, доверии, самоутверждении. Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании подростков зависит от правильности определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации.
Отечественные психологи и многие современные зарубежные учёные отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются.[6]
Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью.[7]
Ещё одна из причин девиаций – возрастные особенности психики подростка. Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет.
На развитие личности подростка и его поведение особенно влияет социальная среда (Рис. 1).
Ребенок |
Семья Детский сад | Детский сад Школа |
Подросток |
Школа | Новая компания |
Юноша |
Школа Институт | Институт Трудовой коллектив |
Информация о работе Социально-психологические особенности отклоняющегося поведения подростков