Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение социально-психологических особенностей отклоняющегося поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии 5
1.1. Понятия девиантнго и делинквентного поведения в психологии 5
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 8
Глава 2. Социально-психологические особенности отклоняющегося поведения подростков 13
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 13
2.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 18
2.3. Личностные особенности девиантных подростков 22
Заключение 25
Библиографический список используемой литературы 27
Дюркгейм выделяет 3 основных типа самоубийства, обусловленные различной силой влияния социальных норм на индивида (Схема 1):
Схема 1. Основные типы самоубийства.
2.2. Специфические причины девиантного поведения подростков
С.А. Беличева подчеркивает, что асоциальное поведение несовершен-нолетних имеет свою специфическую природу и рассматривается как резуль-тат социопатогенеза, идущего под влиянием различных целенаправленных и стихийных воздействий на личность ребенка, подростка, юноши. Поскольку разработка практических мер по предупреждению отклоняющегося поведе-ния среди несовершеннолетних также требует учета психобиологических, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих различные отклонения, необходим системный подход в изучении отклоняющегося поведения детей и подростков, который выявляет иерархию и взаимосвязь разнообразных неблагоприятных факторов.[20]
Чтобы лучше понять специфическую природу отклоняющегося поведе-ния подростков, необходимо рассмотреть то общее, типичное, что характер-но представителям данного возраста. Происходящие в организме подростка биологические изменения, ярко выраженные во внешних признаках, могут обусловливать резкие изменения его поведения. Переходный возраст рас-сматривается не только как психологическая трансформация, обусловленная половым созреванием, но и как культурный процесс вхождения ребенка в со-циальную жизнь взрослого. Следовательно, причины девиантного поведения подростка следует искать в нарушениях процесса его социализации.
Сутью подросткового возраста Л.С. Выготский считал несовпадение трех точек созревания: «Половое созревание начинается и завершается раньше, чем наступает окончание общеорганического развития подростка, и раньше, чем подросток достигает окончательной ступени своего социально-культурного формирования». Он указал типичные черты подростка: возникновение интроспекции, ведущей к самоанализу; появление особого интереса к своим переживаниям, неудовлетворенность внешним миром, уход в себя, появление чувства исключительности, стремление к самоутверждению, противопоставление себя окружающим, конфликты с ними. Таким образом, отклонения в поведении могут быть связаны с изменениями, происходящими в личности подростка. Поскольку психофизическое, умственное, социальное, эмоциональное развитие отличается качественным своеобразием, оно во многом определяет все дальнейшие особенности взросления и поведения подростка.[21]
Пиаже определил, что центральным событием, «запускающим» череду качественных изменений в поведении подростков, является когнитивная пе-рестройка. Если период до 12 лет связан с развитием конкретных операций, то после 12 лет отмечается переход к стадии формальных операций, харак-теризуемой способностью вырабатывать и применять эффективные стра-тегии планирования поиска и организации информации. Задержка физичес-кого или психического созревания, нарушая развитие личности, может про-являться в различных формах девиантного поведения. Не случайно Беличева характеризует отклонения в поведении, рассматривая их как результат педа-гогической запущенности психически неустойчивых подростков, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников; с аномалиями развития организма; подростков с ускоренным половым развитием и повы-шенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью - жестоких, бродяжничающих, употребляющих наркотики.[22]
Как отечественные, так и зарубежные исследователи считают подростковый возраст периодом противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления "Я-концепции", стремления к социальному и личностному самоопределению Многие пришли к выводу, что подростковый возраст является тем периодом, когда уже отчетливо выступает потребность в самовоспитании и ведется активная работа над собой. Подросток, с одной стороны, не может отказаться от своих притязаний и, с другой стороны, не может видеть своих слабостей и ограниченности, которые нередко маскирует внешней независимостью и развязностью в поведении.
Рассмотрение проблемы отклоняющегося поведения подростка через призму концепции психического развития ребенка, разработанной Элькони-ным, позволяет выявить три ключевые ситуации, характеризующиеся качес-твенным отставанием индивида в освоении социального опыта и отноше-ний: либо зацикливание "на игре ради игры", "учебе ради учебы", либо су-щественный дисбаланс в соотношении интимно-личностного общения и учебно-профессиональной деятельности в рамках многоплановой деятельно-сти, реализация которой в социально одобряемых формах соответствует ожи-даниям социума, предъявляемым стоящему на пороге зрелости индивиду.[23]
А.Е. Личко, А.В. Мудрик подчеркивают важность для подростка складывающейся «системы отношений» со сверстниками; общение со сверстниками выделяется в качестве ведущей деятельности этого периода; потребность в общении, в аффилиации, изучении межличностного взаимодействия становится основным фактором в их психологическом развитии. Многие действия, свойственные подростку в ситуации общения, следует оценить как поисковые, направленные на удовлетворение потребности в получении новой информации, расширении своего опыта.[24][25]
Исследователи отмечают, что на отклонения в поведении подростка оказывают влияние особенности взаимоотношений: положение изгоя в класс-се, отвержение со стороны учителей, ярлык девианта в школе. Возможно, что отчуждение подростков от школы происходит вследствие нетактичности по отношению к подростку со стороны педагогов. Неудовлетворенная потреб-ность самоутвердиться в рамках школы подводят подростка к активному поиск других сообществ, где он мог бы компенсировать личностные неудачи.
Таким образом, к девиантному поведению прибегает отклоненная социумом личность; слабые связи "семья-ребенок", "школа-ребенок" способствуют ориентации молодежи на группы сверстников, которые являются преимущественно источником девиантных норм.
Причинами отклонений в поведении подростков являются и реалии настоящего периода в жизни общества. Подростки остро переживают социальное расслоение, невозможность для многих жить в достатке, в последние годы у несовершеннолетних в течение полугода или года изменяются ценностные ориентации. Морально-психологический «сдвиг» выражается у подростков в асоциальном поведении и может сопровождаться правонарушениями, побегами, заболеваниями по наркологическому признаку, серьезными нервно-психическими расстройствами.
Трудно объяснимое поведение подростков могут быть следствием за-острений, акцентуаций характера. При гипертимной акцентуации характера - наиболее распространенной среди подростков - выраженная реакция эманси-пации и высокий уровень конформности, проявление в системе отношений черт мужественности создают почву для возникновения социальной дезадап-тации, риска алкоголизации и наркотизации подростка. Неустойчивый тип связан с изменчивостью настроения, поступков и действий без видимых причин, с нежеланием трудиться, праздностью, слабоволием, трусостью, поверхностностью контактов. Экзальтированному типу свойственна высокая впечатлительность, сильная привязанность к друзьям, искреннее и глубокое переживание чужих проблем. Тревожный тип склонен к страху, чрезмерной подчиненности, дерзкому выбросу негативных эмоций. Следовательно, при наличии какой-либо акцентуации характера личность отличается некоторыми индивидуальными гипертрофированными качествами, нарушающими социальные контакты или содействующие развитию отношений.
Отклоняющееся поведение индивида, как и нормальное, является следствием обучения социальному поведению, продуктом взаимодействия социальных, культурных и психологических характеристик.
2.3. Личностные особенности девиантных подростков
У большинства криминальных подростков, как мальчиков, так и девочек, отмечено отрицательное отношение к школе и одноклассникам, с которыми они если и общаются, то больше негативно, чем хорошо; ненависть к отличникам; негативную установку к другим людям, чести и достоинству. Для подростков с асоциальным и антисоциальным поведением характерно отчуждение от общепринятых правил социального общежития; отторжение от позитивных социальных ценностей. Им не трудно ударить незнакомого человека, причем как юноши, так и девушки; для достижения собственной цели нанести другому имущественный ущерб.
Поскольку у несовершеннолетних самооценка еще не определилась, ценностные ориентации не сложились в систему, можно говорить о их специфике у подростков-правонарушителей. Во-первых, они оценивают себя значительно ниже законопослушных по самооценочным категориям внешней привлекательности, ума, успешности в учебе, доброты и честности. Во-вторых, свои неудачи они приписывают чему-то внешнему - везет меньше, на их долю выпало больше несчастья и пр. В-третьих, у них возрастает значимость объектов, удовлетворяющих потребность престижа. На фоне преобладания у делинквентов потребительских тенденций ценностные ориентации имеют прямую связь со структурой их досуга: приобретение спиртного, посещение баров и дискотек, просмотр кинофильмов и теле-передач, отсутствие интереса к чтению книг. Среди современных подростков с отклоняющимся поведением популярны фильмы с уголовной тематикой.[26]
Группа отечественных исследователей установила, что у несовершен-нолетних правонарушителей потребность социального престижа теряет свою направленность, перерастая в низшую форму самоутверждения, когда ин-дивид удовлетворяется тем, что становится объектом внимания других лю-дей. Подростку-делинквенту свойственна гипертрофированная потребность в свободе, независимости: ему уже в 12-13 лет невыносима ситуация, когда он должен получать разрешение от других на каждый свой поступок.
Особенности деформации ряда существенных для развития личности в подростковом возрасте психологических характеристик, обусловленность отклоняющегося поведения характерологическими особенностями личности, дисгармоничностью развития характера рассматривалась также в работах Личко А.Е. Зафиксированы следующие параметры развития личности подростков с отклоняющимся поведением: отношение к будущему является крайне неопределенным, вплоть до отсутствия содержательной ориентации; будущее выступает как прямое отражение примитивных желаний настоящего; общечеловеческие ценности чаще всего отвергаются; отсутствует интерес к учебе и познанию. Подростки - делинквенты фактически игнорируются сверстниками, выпадают из круга нормального подросткового общения. Большинство этих подростков живут в семьях с неблагоприятным психологическим климатом. Имеют сочетание не менее трех грубых криминогенных качеств, акцентуации характера, наиболее частые из которых - эпилептоидная, неустойчивая, гипертимная. Подавляющее большинство подростков с отклоняющимся поведением - мальчики, среди которых у 50% выражена склонность к алкоголизации; социальные отношения этих подростков имеют высокую конфликтность.[27]
Личностные особенности делинквентных подростков свидетельствуют о деформации их характера криминогенный комплекс личности несовершен-нолетнего правонарушителя: наличие конфликтов с окружающими, неприязненное отношение к позиции взрослого; заниженная у половины подростков потребность в общении, которая выступает средством самоутверждения и компенсации неудовлетворенности своим положением. Игнорирование девиантов сверстниками с нормативным поведением говорит об их выпадении из круга нормального подросткового общения.
Одним из факторов возможных отклонений в поведении младших подростков является неразвитое логическое, конкретное мышление. Возможно, что у подростков с девиантным поведением имеет место искажение действительности, выражающееся в стремлении преподнести себя в более выгодном свете, скрыть девиантное поведение. Они отмечают в себе больше хорошего, отрицая «неодобряемое» поведение. Поэтому, можно отметить парадоксальность в том, что подростки с девиантным поведением - более совестливы, дисциплинированны, обладают высоким самоконтролем поведения, эмоций и чувств; считают себя людьми, соблюдающими моральные нормы и стандарты.[28]
Девиантным подросткам свойственна ригидность поведения, которое в меньшей степени контролируется интеллектом. Следовательно, они более подвержены влиянию эмоций, погружены в мир собственных переживаний.
Обобщение исследований позволяет констатировать у подростка с девиантным поведением следующие психологические особенности: неприя-тие педагогических воздействий; неумение преодолевать трудности; игнори-рование препятствий; сверхнапряженность; апатичная подчиненность группе с асоциальными установками; сниженная самокритичность, синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе, порожденный систематичес-кими учебными неуспехами; негативные установки к учебной деятельности, труду, к себе и окружающим людям; слабость самоконтроля; агрессивность.
Заключение
Подростковый возраст – как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение. На сегодняшний день, нет единой точки зрения на определение понятия девиантного поведения и насколько оно является патологическим.
Тем не менее, все ученые сходятся во мнении, что к отклоняющемуся поведению относятся различные действия подростков агрессивного, антисоциального, аддиктивного характера, различные правонарушения, и такие типично подростковые реакции, как реакция оппозиции, побеги из дома, реакция группирования со сверстниками.
Ведущим фактором отклоняющегося поведения являются личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но комплекс черт, который может, но не обязательно, привести к поведенческому отклонению. Обычно этот комплекс черт включает в себя такие качества, как тревожность, конфорность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.
Информация о работе Социально-психологические особенности отклоняющегося поведения подростков