Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 11:51, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение социально-психологических особенностей отклоняющегося поведения подростков.
Введение 3
Глава 1. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии 5
1.1. Понятия девиантнго и делинквентного поведения в психологии 5
1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков 8
Глава 2. Социально-психологические особенности отклоняющегося поведения подростков 13
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков 13
2.2. Специфические причины девиантного поведения подростков 18
2.3. Личностные особенности девиантных подростков 22
Заключение 25
Библиографический список используемой литературы 27
Рис. 1. Процесс развития личности подростка.
Подростковый возраст многие психологи считают критическим. Пси-хические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через ко-торые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время кризиса скорость болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.
Ускорение биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникают как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию.[8]
Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью». Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса.[9]
Повышенная конфликтность, особенно в отношении со взрослыми, проявляется в подростковом возрасте и объясняется не только органически-ми изменениями, но и теле, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родите-лям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки.
Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка су-щественно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка ха-рактерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников. Такие проявления в этом возрасте отнюдь не случайны. Они обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка.
Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Если это по каким-то причинам не происходит самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений, оно может стать опасным, криминализующим фактором.[10]
Подростковые реакции группирования тесно связаны с кризисными процессами самосознания. Антисоциальные компании связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу. Истоки групповой преступности лежат в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся трудные подростки или взрослые правонарушители.[11]
Повинуясь законам группы, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы как им кажется, «восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой».[12]
Аморфная нравственность подростка делает его зависимым в своих су-ждениях от мнения других. У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их не критически перенимать формы пове-дения у более запущенных подростков. Этим объясняется возрастание степе-ни трудновоспитуемости, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения вплоть до делинквентности (правонарушения).
Подростки, как правило, избегают в общении со взрослыми обсужде-ния биопсихологических аспектов взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают свою осведомлённость или, наоборот, проявляют беззастенчи-вость, когда хотят шокировать окружающих, доказать свою взрослость.[13]
Отдельную группу составляют факторы трудновоспитуемости подрос-тка в неблагополучной семье. Она может оказывать разлагающее воздействие на формирующую личность, препятствовать её нормальному развитию. От-рицательные семейные условия, отсутствие нравственной среды и контакта с близкими остро переживаются подростками. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, цинизм, равнодушие – перечень внутренних установок подростка, переживаю-щих размолвку родителей, живущего в условиях пьянства, ссор, конфликтов, безразличия.[14]
Однако, нередки случаи, когда искажённую нравственную атмосферу, вокруг ребёнка создают любящие его родители. Они наносят большой вред своими действиями, пытаясь упредить все его желания, навязать свои пред-ставления о мире, образ жизни среди людей. «Искусственное затягивание детства таит в себе опасные последствия,- пишет И.С. Кон, – у молодых лю-дей, которые не принимают серьёзного участия в общественной деятель-ности, не вырабатывается чувство ответственности, присущее взрослому человеку. Их активность может направляться по антиобщественным каналам, выливаясь в пьянство, хулиганство, всевозможные формы преступности». [15]
Таким образом, подростковый возраст – трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков. Антисоциальное поведение взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь, внешней социальной среды, а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».[16]
Глава 2. Социально-психологические особенности отклоняющегося поведения подростков
2.1. Типичные формы девиантного поведения подростков
Девиантное поведение подростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятых норм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения.
Среди подростков появились новые виды преступности, в частности рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов. Опросы учащихся (возраст 14-17 лет, половина - девочки) показали, что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз в жизни пробовали наркотические, а 9,8 % - токсические вещества.[17]
В основе отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация есть слепок с социальных отношений в обществе.
К группе непатологических форм поведения относят микросоциальную запущенность и характерологические ситуационные реакции отказа, протеста, имитации, реакция группирования со сверстниками, побеги из дома, дромомания, реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, малолетняя проституция.
Реакция протеста (оппозиции) - одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.
Реакции активного протеста могут проявляться в виде непослушания, грубости, и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, наказания, оскорбления. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником его переживаний. Такие реакции непродолжительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера.
Активные реакции протеста выражаются и в стремлении делать назло, причинить вред человеку, который обидел подростка, с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убийств. Таким образом, подросток мстит обидчику. Как реакцию протеста можно рассматривать и побеги из дома. В таком поведении подростков может быть нарочитость, демонстративность, стремление шокировать всех своим поведением.
Реакция имитации. Имитация - это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым.
Собственной нравственной позиции у подростков еще нет. Их этичес-кие понятия формируются под влиянием родителей, а если родители этого не делают, - то под влиянием любого человека, которого подросток "уважает". Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма и все, что с этим связано. Подростки не знают и не бояться социальных последствий правона-рушений. Не зная, что такое криминал и как общество за это наказывает, подростки в группе с асоциальным или криминальным лидером могут совер-шить любой поступок, если прикажет лидер и за ним последует вся группа.
Побеги из дома. В современных психологических теориях побеги рас-сматривается как один из способов защитного поведения. Побег - это пове-денческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъек-тивно как катастрофические. Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляет-ся, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию протеста на недостаточ-ное внимание родителей или на их чрезмерные требования и деспотизм, протест против навязываемого им образа жизни, который они возненавидели.
Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями - обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях - шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины или мотива, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученными и голодными.
Суть аддиктивного (аддикция - пагубная склонность к чему-либо) поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на определенных предметах или видах деятельности.[18] Процесс употребления такого вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью подростка, лишает его воли к противодействию аддикции. Такая форма поведения характерна для подростков с низкой переносимостью психологических затруднений, плохо адаптирующихся к быстрой смене жизненных обстоятельств, стремящихся в связи с этим быстрее и проще достичь психофизиологического комфорта. Аддикция для них становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Алкоголь или наркотик выступает в роли эффективного психологического щита. Для самозащиты подростки с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям.
Аддиктивное поведение формируется постепенно. Начало отклонения связано с переживанием изменения психического состояния человеком из-за с принятия определенных веществ или определенных действий, возникно-вением понимания того, что существует определенный способ изменить свое психологическое состояние, испытать чувство подъема, радости, экстаза.
При первом использовании алкоголя, наркотиков все испытывают крайне неприятные ощущения: тошноту, головную боль, головокружение. При повторном, а затем и систематическом применении тех же веществ, глядя на более опытных потребителей дурмана, новичок учится положительно истолковывать объективные эффекты наркотизации.
Далее формируется устойчивая последовательность прибегания к сред-ствам аддикции. Сложные жизненные ситуации, состояния психологического дискомфорта провоцируют аддиктивную реакцию. Постепенно такое поведе-ние становится привычным типом реагирования на требования реальной жиз-ни. Происходит формирование аддиктивного поведения, т.е. возникает другая личность, вытесняющая и разрушающая прежнюю.
В итоге аддиктивная часть личности полностью определяет поведение человека. Он отчуждается от общества, затрудняются контакты с людьми не только на психологическом, но и на социальном уровне.
Резкому омоложению подверглась такая форма девиантного поведения как самоубийство. Суицид-намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегося поведения пассивно-го типа является способом ухода от неразрешимых проблем и самой жизни.
При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит от мотивов и обстоятельств, особенностей личности. Исследования свидетельствуют, что фактором, провоцируемом суицидное поведение, выступает специфическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование, социальное и семейное положение. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20 лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети. Несомненна связь суицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например с употреблением алкоголя.
Подростки, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. У подростков суицид есть следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микро социального конфликта.
Подросткам характерно внутреннее суицидальное поведение, включающее в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Внешние формы суицидального поведения включают в себя суицидальные попытки, служащие средством демонстрации и привлечения внимания к своей персоне, и завершенные суициды.[19]
Информация о работе Социально-психологические особенности отклоняющегося поведения подростков