Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:33, курсовая работа
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Введение
Развод для взрослых — это болезненное,
малоприятное, порой драматическое
переживание, на которое они идут по
собственной воле и из лучших побуждений.
Для ребенка расставание родителей —
это трагедия, связанная с разрушением
привычной среды обитания.
Семья является одним из
самых важных и влиятельных факторов
социализации ребенка. Поэтому семейные
условия воспитания, социальное положение
семьи, род занятий ее членной, материальное
обеспечение и уровень
Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Поэтому так важно, чтобы у каждого ребенка были и отец и мать.
Но если в семье только
один родитель? Каковы социально-психологические
последствия воспитательного
Детские психологи, занимающиеся
изучением проблем семейного
воспитания, отмечают, что полная семья
сама по себе не гарантирует успеха
в воспитании ребенка, а лишь создает
предпосылки успешного
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению социально-психологических особенностей формирования личности ребенка в неполной семье, необходимо ответить на вопрос — что же такое неполная семья и каковы ее основные разновидности?
Традиционно принято считать,
что неполной называется такая семья,
которая состоит из одного родителя
с одним или несколькими
Неполная семья образуется,
как правило, вследствие расторжения
брака, внебрачного рождения ребенка,
смерти одного из родителей или раздельного
их проживания. В связи с этим
необходимо выделять следующие разновидности
неполных семей: осиротевшие, внебрачные,
разведенные и распавшиеся. В
зависимости от того, кто из родителей
занимается воспитанием детей, выделяют
материнские и отцовские
В условиях современной действительности
неполная семья в большинстве
случаев состоит из матери с ребенком
или несколькими детьми, то есть
является по сути материнской. В этой
связи мы будем рассматривать
особенности материнско-
Родительский дом испокон веков называется отчим, в этом выражении заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье не просто отца, а, прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.
Дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в виде:
Развод, как считают психологи,
- это стрессовая ситуация, угрожающая
душевному равновесию одного или
обоих партнеров, и особенно детей.
Ситуация развода в семье наносит
большой вред психическому здоровью
ребенка, для которого нет и не
может быть развода ни с отцом,
ни с матерью. Родители не могут стать
для него чужими, если очень не захотят
этого. Особенно болезненно реагируют
на развод 5 - 7-летние дети, и прежде
всего мальчики, девочки же особенно
остро переживают разлуку с отцом
в возрасте от 2 до 5 лет. Как утверждают медики,
каждый пятый больной неврозом ребенок
пережил в детстве разлуку с отцом.
Последствия развода родителей могут
отрицательно сказаться на всей последующей
жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный
и послеразводный период приводит к тому,
что
Вместе с тем некоторые
психологи считают, что иногда развод
может расцениваться как благо,
если он изменяет к лучшему условия
формирования личности ребенка, кладет
конец отрицательному воздействию
на его психику супружеских
Совместные исследования психологов и медиков показали, что даже в грудном возрасте ребенок способен остро переживать психологическую травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца. Это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. К тому же, когда молодая мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь нужный малышу процесс грудного вскармливания, так как от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко.
Бывают и противоположные ситуации, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова не спускает его с рук, так что ее эмоциональное состояние передается ему в прямом контакте.
Но особенно тяжелая ситуация возникает тогда, когда мать по какой-то причине вынуждена, пусть даже временно, разлучиться с младенцем, отдать его в чужие руки.
Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного возраста. Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей -это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Специалисты изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после развода. Их интересовали изменения поведения детей в игре, их отношений со сверстниками, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемых в семье конфликтов
Дети 2.5 - 3.5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, повышенной пугливостью, снижением познавательных процессов, проявлением неопрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними.
Дети 3.5 - 4.5 лет обнаруживали повышенную гневность, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и молчаливыми. У части детей наблюдалась регрессия игровых форм, для них было характерно проявление чувства вины за распад семьи.
У детей 5-6 лет также наблюдались усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью, у детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки, но у наиболее уязвимых были нарушены сон и аппетит.
Согласно исследовательским данным наиболее, уязвим при распаде семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друга, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.
Одно из самых ближайших последствий послеразводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется.
Довольно
часто дети из разведенных семей
оказываются объектами
Осложняют процесс социальной адаптации детей настойчивые попытки родителя после развода устроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, у мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа. Ребенок заброшен. Он чувствует себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими людьми.
Но отсутствие мужчины в окружении ребенка является важным фактором, но не определяющим. Воспитание ребенка в этой ситуации практически полностью ложится на материнские плечи. Поэтому отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Математические способности
— едва ли не самый чувствительный
«орган» по отношению к дефициту
мужского воспитания. Недоразвитость
этих способностей напрямую связана
с отсутствием той
Наличие мужчины в семье влияет не только на характер умственного развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка к учебе.
Информация о работе Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей