Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 74.11 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Развод для  взрослых — это болезненное,

малоприятное, порой драматическое

переживание, на которое они идут по

собственной воле и из лучших побуждений.

Для ребенка расставание  родителей — 

это трагедия, связанная  с разрушением

привычной среды  обитания.

 

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение  семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования  родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного  воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия  с возрастом накапливается, преломляясь  в структуре личности.

Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень  их отзывчивости, наличие эмоциональных  связей и отношений привязанности  оказывают влияние на протяжении всего периода детства, так и  в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений  с другими людьми. Поэтому так  важно, чтобы у каждого ребенка  были и отец и мать.

Но если в семье только один родитель? Каковы социально-психологические  последствия воспитательного влияния  такой семьи на формирование личности ребенка? Ответы на эти вопросы лежат  не на поверхности, как может показаться на первый взгляд. Однако многое в психическом  развитии и личностном становлении  ребенка зависит не только от наличия  одного либо двух родителей. Принципиально  важно как складываются отношения  между ребенком и тем родителем, с которым он живет, и в какой форме поддерживаются связи с родителем, который по той или иной причине не может жить вместе с семьей.

Детские психологи, занимающиеся изучением проблем семейного  воспитания, отмечают, что полная семья  сама по себе не гарантирует успеха в воспитании ребенка, а лишь создает  предпосылки успешного формирования его личности. Тем не менее, воспитание в условиях неполной семьи таит в  себе целый ряд трудностей, с которыми рано или поздно придется встретиться  каждому одинокому родителю.

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению социально-психологических  особенностей формирования личности ребенка  в неполной семье, необходимо ответить на вопрос — что же такое неполная семья и каковы ее основные разновидности?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально-психологические особенности развития детей  из разведенных семей

 

    1. Что такое неполная семья?

 

Традиционно принято считать, что неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними  детьми. Психологи выделяют еще дополнительную категорию неполных семей — это  так называемые функционально неполные семьи, где присутствуют оба родителя, но в связи с профессиональными  либо другими обстоятельствами мало оставляют времени для семьи, либо вообще забывают о своих воспитательных функциях.

Неполная семья образуется, как правило, вследствие расторжения  брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного  их проживания. В связи с этим необходимо выделять следующие разновидности  неполных семей: осиротевшие, внебрачные, разведенные и распавшиеся. В  зависимости от того, кто из родителей  занимается воспитанием детей, выделяют материнские и отцовские неполные семьи.

В условиях современной действительности неполная семья в большинстве  случаев состоит из матери с ребенком или несколькими детьми, то есть является по сути материнской. В этой связи мы будем рассматривать  особенности материнско-детских  отношений и их влияние на характер психологического и личностного развития ребенка.

Родительский дом испокон  веков называется отчим, в этом выражении  заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и  формировании личности ребенка. Современными психологическими исследованиями было доказано, что отсутствие в семье  не просто отца, а, прежде всего мужчины  является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Дефицит мужского влияния  в неполных семьях проявляется в  виде:

  1. нарушений развития интеллектуальной сферы (страдают аналитические и пространственные способности ребенка за счет развития вербальных);
  2. недостаточно четкого осуществления процесса половой идентификации мальчиков и девочек;
  3. затруднений обучения подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;
  4. формирования избыточной, патологической привязанности к матери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Влияние развода на развитие ребёнка

 

Развод, как считают психологи, - это стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или  обоих партнеров, и особенно детей. Ситуация развода в семье наносит  большой вред психическому здоровью ребенка, для которого нет и не может быть развода ни с отцом, ни с матерью. Родители не могут стать  для него чужими, если очень не захотят  этого. Особенно болезненно реагируют  на развод 5 - 7-летние дети, и прежде всего мальчики, девочки же особенно остро переживают разлуку с отцом  в возрасте от 2 до 5 лет. Как утверждают медики, каждый пятый больной неврозом ребенок пережил в детстве разлуку с отцом. 
Последствия развода родителей могут отрицательно сказаться на всей последующей жизни ребенка. «Битва» родителей в доразводный и послеразводный период приводит к тому, что

  • у 37,7% детей снижается успеваемость,
  • у 19,6% страдает дисциплина дома,
  • 17,4% требуют особого внимания,
  • 8,7% убегают из дома,
  • у 6,5% возникают конфликты с друзьями.

Вместе с тем некоторые  психологи считают, что иногда развод может расцениваться как благо, если он изменяет к лучшему условия  формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию  на его психику супружеских конфликтов. Но в большинстве случаев расставание родителей оказывает на ребенка травмирующее влияние. Причем большую психологическую травму наносит не сам развод, а предшествующая ему обстановка в семье.

Совместные исследования психологов и медиков показали, что  даже в грудном возрасте ребенок  способен остро переживать психологическую  травму, которую испытывает в процессе или в результате развода мама. Результатом реагирования на депрессивное послеразводное состояние матери может быть даже гибель младенца. Это происходит потому, что новорожденные пребывают как бы в симбиозе с матерью, остаются частью ее организма. При неблагоприятной ситуации в семье внимание матери концентрируется на конфликтах и спорах с мужем, а ребенок оказывается обделенным ее заботой. К тому же, когда молодая мать длительное время находится в конфликтной предразводной или сложной послеразводной ситуации, почти всегда до срока прекращается столь нужный малышу процесс грудного вскармливания, так как от нервного напряжения у матери обычно пропадает молоко.

Бывают и противоположные  ситуации, когда переживающая стресс мама окружает ребенка чрезмерной заботой, в буквальном смысле слова не спускает его с рук, так что ее эмоциональное  состояние передается ему в прямом контакте.

Но особенно тяжелая ситуация возникает тогда, когда мать по какой-то причине вынуждена, пусть даже временно, разлучиться с младенцем, отдать его в чужие руки.

Не менее тяжело переживают распад семьи и дети дошкольного  возраста. Исследования зарубежных психологов показали, что для ребенка-дошкольника развод родителей -это ломка устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и матери. Специалисты изучали реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, в период развода и через несколько месяцев после развода. Их интересовали изменения поведения детей в игре, их отношений со сверстниками, эмоциональные проявления, характер и степень осознания переживаемых в семье конфликтов

Дети 2.5 - 3.5 лет реагировали  на распад семьи плачем, расстройством  сна, повышенной пугливостью, снижением  познавательных процессов, проявлением  неопрятности, пристрастием к собственным  вещам и игрушкам. Они с большим  трудом расставались с матерью. В  игре создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными. Отрицательные симптомы снимались, если родители восстанавливали заботу и физический уход за ними.

Дети 3.5 - 4.5 лет обнаруживали повышенную гневность, агрессивность, переживание чувства утраты, тревожность. Экстраверты делались замкнутыми и  молчаливыми. У части детей наблюдалась  регрессия игровых форм, для них  было характерно проявление чувства  вины за распад семьи.

У детей 5-6 лет также наблюдались  усиление агрессии и тревоги, раздражительность, неугомонность, гневность. Дети этой возрастной группы достаточно отчетливо представляют, какие изменения в их жизни  вызывает развод. Они способны рассказать о своих переживаниях, тоске по отцу, желании восстановить семью, у  детей не наблюдалось ярко выраженных задержек в развитии или снижения самооценки, но у наиболее уязвимых были нарушены сон и аппетит.

Согласно исследовательским  данным наиболее, уязвим при распаде  семьи единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети в таких ситуациях вымещают агрессию или тревогу друг на друга, что значительно снижает эмоциональное напряжение и уменьшает вероятность нервных срывов.

Одно из самых ближайших  последствий послеразводного стресса для детей - нарушение их адаптации к повседневной жизни. Об этом свидетельствуют результаты исследования чешских психологов. Отец, оставивший семью, часто воспринимается ребенком как предатель. Поэтому вхождение ребенка в социальную среду усложняется и деформируется.

Довольно  часто дети из разведенных семей  оказываются объектами нравственно-психологического давления со стороны детей из благополучных, полных семей, что ведет к формированию у них чувства неуверенности, а нередко и озлобленности, агрессивности. Формирование личности ребенка и его адаптация еще более осложняется, если он был свидетелем или участником всех семейных конфликтов и скандалов, которые привели его родителей к разводу, а особенно, если идет настраивание ребенка одним родителем против другого. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье.

Осложняют процесс социальной адаптации детей настойчивые  попытки родителя после развода  устроить свою судьбу, забыв о чувствах и привязанностях ребенка. Например, у мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты  на роль мужа. Ребенок заброшен. Он чувствует  себя никому не нужным. В таких условиях не исключено формирование личности человеконенавистника, для которого не существует ни этических, ни нравственных правил в отношениях с другими  людьми.

Но отсутствие мужчины  в окружении ребенка является важным фактором, но не определяющим. Воспитание ребенка в этой ситуации практически  полностью ложится на материнские  плечи. Поэтому отсутствие отца является не столько причиной, сколько предпосылкой нарушений развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Отсутствие одного из родителей – отрицательное развитие интеллектуальных способностей ребенка

 

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная  с раннего детства, встретились  оба типа мышления: и мужской, и  женский. Отсутствие отца в семье, с  чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так  и девочек.

Математические способности  — едва ли не самый чувствительный «орган» по отношению к дефициту мужского воспитания. Недоразвитость этих способностей напрямую связана  с отсутствием той интеллектуальной среды, которую создает мужчина  в семье. Особенно значимы в развитии интеллектуальных способностей ребенка  первые два года жизни. Поэтому очень  важно, в каком возрасте ребенок  был лишен возможности, испытывать на себе влияние обоих родителей, являющихся для него первым источником необходимого жизненного опыта.

Наличие мужчины в семье  влияет не только на характер умственного  развития детей, но и на формирование их интереса к учению. Отмечено, что  чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учиться, и эта  зависимость отмечается даже при  равных способностях. Подтянутый, активный, нацеленный на успех отец вызывает у сына стремление соответствовать  этому образу. В то же время, мнение отца относительно значимости академических  успехов может и отрицательно сказаться на отношении ребенка  к учебе.

Информация о работе Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей