Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 74.11 Кб (Скачать файл)

Приведенные выше примеры  влияния отца на умственное развитие и успеваемость ребенка не говорят  о наличии каких-либо жестких  механизмов, причинно-следственных связей. Здесь речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Известно, что на развитие интеллекта в первую очередь влияют наследственность, социальное окружение и собственный  опыт ребенка. История знает немало примеров того, когда дети, выросшие без отца, отличались выдающимися интеллектуальными способностями.

Другой важной психологической  проблемой, связанной с воспитанием  ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Утрата либо несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. В развитии специфических половых психологических качеств мужчин и женщин огромная роль принадлежит отцу.

Уже в первые месяцы жизни ребенка отец по-разному играет с мальчиком и девочкой, тем самым начинает формировать их половую идентичность. Первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Поэтому, чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца и никакой другой мужчина не послужит эффективной его заменой, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации.

Наиболее успешно дети усваивают ту или иную психосоциальную  роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5-7 лет, у девочек это период более размыт 3-8 лет. Вод влиянием родителей к 3-6 годам у ребенка  складывается представление о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно  сильно влияет на весь дальнейший ход  формирования его личности как мужчины  или женщины.

У мальчиков, воспитанных  только матерью, наблюдаются развитие женских черт характера, таких как  словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо напротив, развитие «компенсаторной  мужественности», для которой характерно сочетание преувеличенного мужского поведения с зависимым характером.

В развитии девочки отец играет также важную роль. Для нее  он мужчина номер один, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений  запоминаются порой на бессознательном  уровне и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться все типы отношений будущей женщины с мужчинами. Дефицит мужского влияния в ходе взросления девочки существенно затрудняет ее развитие как будущей женщины, осложняет формирование у нее навыков межполового общения, что впоследствии негативно отразиться на личной и семейной жизни.

Отсутствие отца в семье  или человека, его заменяющего, сказывается  на развитии личности мужского самосознания мальчиков. Лишенные в детстве возможности  достаточного общения с отцом  мальчики в последующем часто  не умеют исполнять свои отцовские  обязанности и, таким образом, отрицательно влияют на личностное становление своих  детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский  тип поведения, либо у них создается  искаженное представление о мужском  поведении как антагонистически противоположном женскому. В обоих случаях складывается вульгаризованное представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны и неуравновешенны, более робки.

Дефицит мужского влияния  в детстве может привести к  возникновению у мальчиков трудностей усвоения адекватной половой роли, и служить одной из причин развития гомосексуализма.

Таким образом, процесс половой  идентификации, то есть осознание ребенком своей половой принадлежности и  приобретения психологических особенностей поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит  от состава семьи и влияния  матери или отца на формирование у  ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного  воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, учатся познавать окружающий природный  и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном  и межполовом общении.

Результатом издержек материнского воспитания в неполных семьях может  стать деформация личности ребенка  уже в раннем детстве. Если в полной семье эмоциональный фон создает  мать, поддерживая благоприятную  семейную атмосферу понимания, доверительности  и душевной близости, то отец выполняет  функции нормативного контроля и  осуществляет регуляцию поведения.

В неполной семье реализация всех перечисленных выше функций  возлагается на мать, и не всегда ей это удается. От издержек материнского воспитания в таких семьях страдают, прежде всего, мальчики.

Одна из наиболее распространенных особенностей материнского воспитания в неполных семьях — чрезмерная опека сына матерью. В своем стремлении оградить сына от жизненных трудностей, ответственности и риска матери часто тем самым парализуют детскую  волю, мешают сыновьям стать мужчинами. В результате материнская гиперопека может привести к серьезному психологическому осложнению взаимоотношений между сыном и матерью, исходом которой может стать эмоциональное отчуждение, ненависть и вражда.

Не всегда взаимоотношения  матери и сына приводят к личностной деформации мальчика. Если мать с раннего  детства воспитывает в сыне умение преодолевать трудности, поощряет его  самостоятельность и инициативу, стимулирует в нем желание  быть сильным и смелым, развивает  способность рисковать, то у мальчика сформируется мужской стиль поведения  и под влиянием матери. В этом случае мать станет для сына надежным другом в течение всей его жизни.

Таковы некоторые психологические  особенности формирования личности ребенка, характерные для всех типов  неполных семей. В то же время каждая разновидность неполной семьи имеет  свои, присущие только ей характерные  черты, связанные с влиянием складывающихся в ней отношений на процесс  психического развития и личностного  становления ребенка.

    1. Социально-психологические особенности

                                детей из неполных семей

 

На основании теоретического обзора нами были выделены следующие направления диагностики: личностные  особенности  (коммуникативные, организаторские способности, способности к самоуправлению); мотивация;  социально-психологическая  адаптация, предпочитаемая временная перспектива.

В исследовании участвовали 49 человек в возрасте от 14 до 16 лет, учащиеся 8-9-х классов ОШ І-ІІІ ступеней № 8 Димитровского городского совета Донецкой области. Общая характеристика выборки: 17 испытуемых мужского пола, 32 - женского пола. Количество подростков из полных  семей  - 21, количество подростков из неполных семей - 37. Математическая обработка данных осуществлялась по программе Statistica 6.0 с расчетом r - коэффициента ранговой корреляции Спирмена и U-критерия оценки значимости различий Манна-Уитни.

Основная задача нашего исследования - определить личностные характеристики детей из неполных семей. Поэтому все нижеизложенные основные результаты относятся к выборке (n = 37) подростков из неполных семей.

Установлено по методике диагностики  полимотивационных тенденций Я-концепции, что в выборке подростков из неполных семей наибольшую выраженность имеют показатели оптимистической (1.3), коммуникативной (0.9) и трудовой мотивации (0.9), при этом нормативная мотивация (-0.6) большинством подростков отвергается. Таким образом, для детей из неполных семей  особенно значимы вера в лучшее, ярко выражена потребность в общении и взаимодействии с окружающими, направленность на труд, а также следование собственным нравственным нормам, при этом они менее склонны соблюдать требования социума, слабо выражены ответственность, долженствование, необходимость.

Среди  социально-психологических  мотиваторов активности личности как в полных, так и в неполных  семьях  наиболее представлена тенденция к аффилиации (67% и 56%, соответственно).

По методике Зимбардо определения временной перспективы в выборке подростков из неполных семей преобладает ориентация на негативное прошлое и фаталистическое настоящее. В выборке  детей  из полных семей более выражена ориентация на позитивное прошлое и будущее. Таким образом, дети из неполных семей в основном имеют общее пессимистическое отношение к прошлому, травмы и боль которого накладывают серьезный отпечаток на их взаимоотношения с окружением и жизненные планы, либо считают, что все события их жизни предопределены судьбой, и они не в силах что-либо изменить.

Для выявления взаимосвязей исследуемых факторов в выборке  подростков из неполных семьей был  рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена и установлены следующие значимые взаимосвязи. Альтруистическая мотивация прямо связана с негативным прошлым (r = 0,65, p < 0,01). Иначе говоря, дети из неполных семей, пережившие в детстве много событий, имевших негативную эмоциональную окраску, больше ориентируются на других людей, готовы думать о других даже в ущерб себе.

Оптимистическая мотивации прямо связана с тенденцией каффилиации (r = 0,74, p < 0,01), т.е. эти дети выделяются верой в лучшее, пассивным ожиданием благополучия при наличии желания признания со стороны окружения.

Высоким показателям  фаталистического настоящего соответствуют низкие показатели акизитивной (материальной) мотивации (r = -0,65, p < 0,01). Убежденность в предопределенности будущего и невозможности изменить его собственными действиями определяет низкую значимость интереса к материальной стороне жизни.

Высоким показателям позитивного прошлого соответствуют низкие показатели мотивации избегания неприятностей (r =-0,73, p < 0,01). Позитивный опыт прошлого позволяет предположить, что у подростка формируется чувство внутренней защищенности, которая, в свою очередь, помогает человеку увереннее сталкиваться с жизненными трудностями и преодолевать их.

Социально-психологическая адаптация прямо связана с фактором принятие решений (r = 0,69, p < 0,01) и самоуправлением (r = 0,60, p < 0,01). Самоприятие прямо связано с организаторскими способностями (r = 0,68, p < 0,01). Высоким показателям неприятия себя соответствуют низкие показатели как коммуникативных (r = -0,61, p < 0,01), так и организаторских (r = -0,62,p < 0,01) способностей.

Интернальность прямо связана с фактором анализ противоречий (r = 0,62,p < 0,01). Высокие показатели внешнего контроля связаны с низкими показателями самоконтроля (r = -0,65, p < 0,01).Прокомментируем эти взаимосвязи. Если  дети  из неполных  семей  способны самостоятельно принимать решения, переходить от планов к действиям и управлять своими формами активности: общением, поведением, деятельностью и переживаниями, то процесс  социально-психологической  адаптации проходит более успешно. Если эти  дети  принимают себя со всеми своими достоинствами и недостатками, то они активны, инициативны, склонны организовывать игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. В то же время, если эти дети недовольны собой, не принимают себя такими, какие они есть, у них возникают трудности в общении, установлении контактов, они чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

 

 

  1. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой
    1. Жизнь в неполной разведенной семье

 

Жизнь в неполной разведенной  семье, по мнению специалистов, приводит к тому, что ребенок получает психическую травму из-за того, что родители по какой-то причине не смогли или не захотели жить вместе. Последствия развода отражаются на психике ребенка, обуславливая появление у него чувства неполноценности, стыда и страха. Поэтому естественны желание и надежда, особенно маленьких детей, на воссоединение отца и матери. Многолетние наблюдения показали, что дети дошкольного возраста считают себя виноватыми в разводе родителей, развивается чувство ненависти и жажда мести. Дети в возрасте примерно 10 лет осуждают обоих родителей или того, кто, по их мнению, лишил их защищенности.

Отличительной особенностью неполных разведенных семей является также то, что мать нередко после  расторжения брака возвращается вместе с детьми к своим родителям. Характерным феноменом в такой  неполной семье будет инверсия воспитательных ролей, когда роль матери берет на себя бабушка с авторитарными  чертами личности, а роль отца выполняет  мать с твердыми чертами характера  и повешенной принципиальностью  или дедушка. Следует учесть и  то, что иногда моральная и материальная поддержка родителей способствует разводу.

Нередко дети, оставшиеся с  матерью, становятся своеобразными  козлами отпущения для уменьшения у нее нервного напряжения и чувства  эмоциональной неудовлетворенности. Закономерным следствием такого поведения  матери будет нарастание психического напряжения у детей и появление  у них невротических и поведенческих  нарушений. Такого же мнения придерживается детский психиатр М.И. Буянов. Самое  страшное, по его словам то, что психические  расстройства у детей, вызванные  неблагополучной семейной средой, почти всегда носят хронический характер.

Тяжелых последствий  при разводе родителей не бывает только в тех случаях, если он воспринимается ребенком как освобождение от кошмара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Психоаналитическое исследование

 

Если посмотреть на результаты данного обследования, то можно прийти к выводу, что в случае "развода" речь идет не о результатах в психологическом  смысле и не о периоде, который  захватывает собой один или два  года жизни. Скорее всего, если говорить о детях, я бы охарактеризовал  развод, как судьбу, которая порой  дает о себе знать уже в раннем возрасте, а порой даже до рождения в силу того, что между родителями образуется "трещина", которая  рано или поздно приводит к тому, что отец и мать не смогут больше жить вместе. За "внутренним разводом" в данных общественных отношениях чаще всего следует пространственный (и юридический) развод, который в  известной степени в "третьем  акте" ведет к новой форме  существования - разведенной семье. На происшедшее накладывает отпечаток  то обстоятельство, что теперь во внешних  жизненных условиях объекты, продолжающие существовать в психическом в неразрывных отношениях, вдруг относятся к разным мирам. "Судьба" предполагает также, что жизненная дорога детей развода с этого момента становится еще трудней. Именно в том смысле, что на каждой ступеньке развития - как и в биографическом развитии "драмы развода" - при более сложных обстоятельствах разыгрываются нормальные, неизбежные психические конфликты или они провоцируют дополнительные психические конфликты, что означает для ребенка минимальный шанс преодоления этих барьеров без ущерба для психического здоровья и прежде всего для будущего развития. Когда я говорю о шансах в этой связи, то в моих представлениях возникает нечто, что можно было бы выразить словами: жизнеспособность и способность быть счастливым. Это, конечно, звучит абстрактно, но только до тех пор, пока мы об этом абстрактно думаем. Кроме того, у каждого из нас имеется совершенно четкое представление о том, насколько взрослыми мы себя чувствуем в жизни и насколько мы счастливы. Конечно, "счастья" невозможно добиться волевым усилием, и оно зависит от множества внешних факторов. Но во всем, что встречается человеку на пути, также и в так называемых ударах судьбы, он персонально является участником, а именно, в какой - то степени человек сам активно принимает участие в развитии обстоятельств, поскольку любые внешние события могут быть пережиты совершенно по - разному. Итак, шансы жизнеспособности и умения быть счастливым имеют также психически духовную основу. И об этом мне хочется сейчас поговорить.

Информация о работе Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей