Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:33, курсовая работа

Краткое описание

Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая.docx

— 74.11 Кб (Скачать файл)

Для создания психически духовных условий нет единого пути, поскольку  они внутренне определены нечетко. (Исходя из этого, нет также общего правильного воспитания!) Если же речь идет о конкретном случае, т. е. если прибегнуть к обследованию определенного  ребенка (и его окружения), то можно  будет сказать, приходится ли данному  ребенку бороться с трудностями  в определенных жизненных областях, и можно предположить, уменьшают  ли эти трудности шансы психических  условий для будущего "счастья" и "хорошего самочувствия" и т. д. , или что необходимо ребенку, чтобы предотвратить нанесение дальнейшего вреда или открыть ему новые перспективы.

Исходя из опыта работы с детьми развода, хочется предложить различать неспецифические и специфические долгосрочные последствия развода. Как мы установили, сложные условия развития ребенка перед, во время и после развода (в узком смысле) повышают вероятность патогенных процессов обороны. Результатом таких процессов обороны являются острые психические нарушения (симптомы, черты характера) и прежде всего повышенная диспозиция для позднейших невротических заболеваний. Эти невротические диспозиции назвать неспецифическими долгосрочными последствиями, потому что развод можно оценить как важный этиологический фактор в конфликтах, которые ребенок подсознательно вынашивает в себе всю жизнь. Конкретные же картины болезни дополнительно к этим диспозициям могут объять всю палитру невротических проявлений. Среди этих страданий, обладающих особенно чеканящим воздействием, есть некоторые, чрезвычайно часто встречающиеся у взрослых, которые в свое время, будучи детьми, пережили развод родителей, и происходят они из подсознательных конфликтов, с коими связаны переживания и чувства детей развода в типичных аспектах судьбы. Ввиду того что они встречаются столь часто, мне хочется охарактеризовать их как специфические последствия развода, поскольку люди, выросшие в комплектных семьях, тоже часто страдают от этих проблем.

Неспецифические невротические  диспозиции могут быть приобретены  на каждом этапе психического развития. Чем раньше появляются психические  конфликты и травматические переживания, угрожаемость которых перегружает способности детского "Я" к действиям и интеграции, тем выше можно оценить вероятность, что однажды дело дойдет до срыва психического равновесия, и тем массивнее окажется ущерб, нанесенный данной человеческой жизни. Это "раньше" понимается вовсе не в биографически-хронологическом смысле. Как раз послеразводный кризис ясно говорит о том, что "ранние нарушения" могут появиться из - за регрессивных деструктивных процессов, итак, из прошлого перейти в будущее. Могут также, наоборот, уже появившиеся патогенные образцы снова оказаться вызванными к жизни посредством этих процессов, если ребенку в нужный момент не будет оказана необходимая помощь (ср. с. 215 и далее). На этом основании осмелимся определить момент, в который можно сделать первые прогнозы по поводу длительных невротических обременений переживаниями развода, и это приблизительно через полтора года после психологического момента развода. Мы можем с некоторой долей вероятности рассчитывать на то, что дети к этому времени восстановят первое равновесие, т. е. состояние, относительно свободное от страхов. Прогнозы в первую очередь ориентируются на тот факт, являются ли страхи, которые следовали за разводом или были вновь активированы им, в действительности переработанными или они были отражены; во - вторых, насколько эти подсознательные или подсознательно измененные страхи массивны. Спектр распространяется таким образом от почти (немногих) не обремененных детей до таких, которым грозит в будущем опасность тяжелых нарушений их психического развития. И, опять, повторяю, это совершенно не зависит от того, в какой момент бросающиеся в глаза окружающим нарушения проявляют себя или кажутся преодоленными. Но возможные долгосрочные последствия еще окончательно не определены. Ребенку предстоит добрая часть "третьего акта" его детской жизни с "сепаратными объекто-отношениями", в течение которого его прогностический статус может стабилизироваться или измениться. Теперь вернемся к необремененным детям, т. е. к детям, которые в штормах реакций переживаний, неизменно следующих по стопам развода, получили ту "первую помощь", так им необходимую; и к тем, которым в ходе разрешения ранних патогенных формаций обороны во время послеразводного кризиса в терапевтической поддержке было отказано. Их выгодная исходная позиция в последующие годы, даже при очень хороших внешних условиях, во всех отношениях будет ухудшаться. Все особые приметы разведенных семей указывают на то, что шансы преодоления и нового активирования психических конфликтов детьми без применения патогенных механизмов обороны в этих условиях заметно снижаются: они испытывают больше разочарований, у них меньше возможностей для бесстрашного преодоления агрессивности, кроме того, назревают нарцисстические проблемы вместе с затрудненной сексуальной идентификацией, обостряется реальность с братьями и сестрами, растет чувство вины по отношению к опекающему родителю, на него обрушиваются большие нагрузки и меньшая вероятность проникновенности со стороны одинокого родителя (например, отсутствие партнерской "ревизии", большая личная уязвимость, педагогизация отношений с ребенком) и выпадает облегчающее колебание между объектами . Чем эффективнее родители в дальнейшем могут совместно действовать, делить воспитательную ответственность и чем эффективнее удается матери привлекать триангулярные эрзац - отношения и мужских доверенных персон, тем меньше вероятность ухудшения прогноза, В подобных оптимальных условиях можно значительно улучшить прогнозы преодоления послеразводного кризиса обременными детьми, при том, что у детей, которые вынуждены были в течение долгих месяцев после развода отражать массивные страхи конфликтов, все же в семье с одним родителем возросла общая перегрузка конфликтами, но зато семейная ситуация после развода предложила настолько ; больше безопасности, что они при стечении обстоятельств смогли позволить себе несколько расслабить оборону (особенно, если дети не достигли еще переходного возраста). Таким образом, их душевной жизни опять доступны столь полные значения для психического развития ребенка влечения, возбуждения чувств и определенные переживания. Само собой разумеется, что при неблагоприятном стечении обстоятельств прогнозы могут значительно ухудшиться. Девятилетний Бруно, например, почти два года назад, хотя и довольно трудно пережил развод родителей, но тем не менее был причислен нами к группе менее пострадавших детей. Дело не дошло до длительного прерывания контакта с отцом, родителям удалось в известной степени скрывать от Бруно их обоюдную враждебность, и мать очень старалась проявлять понимание к регрессиям ребенка и сопровождающим их колебаниям аффектов, и ей это, если и не всегда, но все - таки удавалось. К тому же, психическое развитие Бруно до развода протекало очень хорошо. Итак, можно было надеяться, что его прогностический статус в предстоящие годы не только стабилизируется, но и улучшится. Но получилось по - другому. Отец перед тем, как мы познакомились с Бруно, съехался со своей новой подругой, и та, со своей стороны, очень заботилась о мальчике. Как выяснилось позже, в ходе психоаналитически - педагогической работы с матерью, этот шаг отца еще раз со всей болью заставил ее пережить разочарование развода. И более того, у нее появился панический страх, что мальчик найдет "комплектную семью" отца привлекательнее жизни с нею одной. С этого момента матери больше не удавалось скрывать свою обиду и гнев на бывшего супруга и предоставлять сыну возможность и дальше радоваться посещениям отца, а также оберегать его восхищение отцом и любовь к нему. Все чаще, когда отец забирал сына, между родителями происходили исполненные ненависти столкновения. Бурно реагировал на них новым обострением конфликтов лояльности, которые, буквально, захватили его, приступами ярости и отказом учиться. Но мать поняла это как знак того, что новая семейная ситуация отца плохо влияет на ребенка и предприняла все, чтобы редуцировать контакты между отцом и сыном и - совсем не всегда сознательно - настраивала ребенка против отца. Отец защищался тем, что стремился обеспечить себе солидарность сына. Бруно в свою очередь боролся с матерью за свои отношения с отцом, что вызвало в нем большое чувство вины. Мать же была не в состоянии простить ребенку его так называемую неверность. С точки зрения обременения конфликтами, которое свойственно также и хорошо функционирующей послеразводной семье, даже не прибегая к помощи консультации, не трудно было заметить, что дополнительные конфликты лояльности и агрессивирование отношения к матери свело на нет шансы ребенка на относительно удачное развитие после развода. К "невыгодным стечениям обстоятельств", которые могут ухудшить долгосрочные прогнозы ребенка, относятся, однако, не только более или менее открытые конфликты между разведенными родителями, но и вообще обрыв контактов с неопекающим родителем. Также многие, часто "тихие" особенности посттравматического треугольника отношений <мать - отец - ребенок>, с которыми мы сталкивались в девятой и десятой главах, могут в определенных комбинациях, в известной степени, значительно уменьшить шансы развития ребенка. Антон, например, когда мы с ним познакомились, чувствовал себя хорошо. И родители его к этому времени были довольны своей обоюдной ситуацией. И все - таки в развитии этого чрезмерно идентифицирующего себя со своей матерью и живущего с нею в чрезвычайно тесной связи мальчика, потерявшего своего отца, несмотря на то что он видел его регулярно, появился большой повод для тревоги. Из "невыгодных" послеразводных отношений представленные являются экстремальными случаями, в которых психические нагрузки на ребенка настолько огромны, что дело доходит до посттравматического срыва равновесия, т. е. до воскрешения невыносимых страхов, которые мучают ребенка в результате развода. Или возьмем такие случаи, в которых послеразводный кризис распространяется далеко за пределы обычного для него времени. Положение принимает такой характер развития особенно тогда, когда развод не ведет короткой дорогой к новой, относительно константной семейной ситуации, а родители в долгой схватке сражаются друг с другом за право опеки или эта борьба разражается вновь за пересмотр уже принятого решения. Проблема, вытекающая отсюда для детей, является двойной: во - первых, разлука с одним из родителей превращается из полного боли события в процесс, который может длиться месяцы или повторяться множество раз, из - за чего ребенок то "навсегда" остается жить с отцом, то "навсегда" с матерью и т. д. Но что остается неизменным, это следующее: дети становятся не только объектами родительских конфликтов, но более или менее прямо видят себя призванными или соблазненными принимать решение самим. Мы могли видеть, насколько амбивалентны объектоотношения ребенка после развода, как между тем размываются материнская и отцовская репрезентации объекта, как чувства и желания, относящиеся к одному объекторепрезентанту, переносятся на другого, как аккумулированный страх приводит в действие механизм расслоения, что влечет за собой абсолютно искаженное переживание объекта (особенно постоянно отсутствующей персоны). Это говорит, однако, о том, что предполагаемое предпочтение данного родителя в настоящее время вообще не отвечает на вопрос, кто из двоих константно важнее для ребенка. И прежде всего желание ребенка остаться с матерью или с отцом вообще ничего не говорит о том, в ком из них он наиболее нуждается для своего дальнейшего развития. Но что еще хуже, так это то обстоятельство, что ребенок принимает на себя ответственность, а вместе с ней и вину за свое предпочтение. Это очень большая разница, виноват ли я как ребенок перед отцом, так как радуюсь, что могу жить с мамой, или я перед родителями или перед судом должен ясно сказать: «Я не хочу к папе, я хочу остаться с мамой!». Еще хуже, если на основе поведения или желаний ребенка право на опеку будет передано другому родителю. Таким образом, фактически дело оборачивается новым разводом и именно тем разводом, в который ребенок активно вложил свой вклад. Катастрофические последствия такой борьбы заключаются не только в конфликтах лояльности и чувстве вины у детей, но и в муках переживаний и растерянности, к которым приводят родителей такие решения. Как такой ребенок и такая мать (отец) снова смогут найти дорогу к "продолжающимся и интенсивным любовным отношениям" ? Втягивая ребенка в спор за опеку, родители вкладывают ему в руки нож, которым тот в отчаянии при стечении обстоятельств убивает в своем внутреннем мире одного из родителей, т. е. совершает нечто, за что он будет мстить, может быть, себе самому и другим на протяжении всей жизни. Своего рода промежуточную позицию между неспецифическими и специфическими долгосрочными последствиями развода занимают проблемы обихода с агрессиями. Конфликты вместе с агрессивными возбуждениями принимают участие почти во всех невротических образованиях. И все - таки кажется, что дети разводов более всего склонны к агрессивным конфликтам: обиды, отказ в главных потребностях, регрессивные процессы и процессы разделения, процессы идентификации (когда ссорятся родители) и отражение чувства вины неизбежно приводят к возрастанию агрессивной стороны детского объектоотношения к одному или к обоим родителям. Возросшие агрессивные аффекты, желания, действия или фантазии вступают в конфликт с возникающими в дальнейшем любовными побуждениями и желаниями ребенка по отношению к родителям и с его зависимостью от них. Результирующие страхи становятся сильнее, если дети не располагают соответствующими моделями преодоления страха, и разрыв родителей грубо показал опасности агрессивности. Страхи, чувство вины и нарцисстические проблемы в заключение вызывают необходимость в отражении этих конфликтов. Результат такой (невротической) переработки конфликтов может, конечно, выглядеть у разных детей по - разному. Ребенок может направлять страх на собственные агрессии, что, вероятно, создаст ему проблемы в дальнейшей жизни так, что он будет бояться показать раздражение или гнев по поводу пережитых неудач и несправедливости; может быть, он и раздражается, но не осмеливается проявлять свое раздражение и активно защищать свои интересы; другие дети, опять же, могут направить агрессивность против своей собственной персоны и постоянно чувствовать себя виноватыми или отражать чувство вины депрессивными настроениями; может быть, также, что изначальный конфликт окажется вытесненным, но образуется склонность к своего рода "перманентной агрессивной готовности к упреку", так что для этих людей даже безобидное разочарование будет приобретать формы изначальной ("травматической") неудачи, и они будут реагировать на него (для стороннего наблюдателя) непомерной агрессивностью; вытеснение может также коснуться любовных побуждений (как мы могли видеть на примере отклонения отца детьми развода). Эти и другие невротические решения конфликтов агрессивности могут сменять друг друга, комбинироваться и стать общими чертами характера; результирующий из этого образец объектотношений может ограничиться персонами родителей или оказаться перенесенным на другие персоны; некоторые дети делят свой мир на хорошие и злые объекты и одним показывают преимущественно дружественные, а другим только отклоняющие чувства и сохраняют такой же стиль жизни, став взрослыми. Если посмотреть с "качественной" стороны, то я осмелюсь утверждать, что едва ли найдется один ребенок развода, в чьей дальнейшей жизни психические конфликты во взаимосвязи с агрессивными возбуждениями не будут играть особенной роли. С этой точки зрения "проблемы обращения с агрессиями" являются типичными долгосрочными последствиями в психическом развитии детей развода. Но как часты эти конфликты, в какой мере служащие обороне эрзац - образования они формируют характер и вредят сознательным целям жизни, страдание, связанное с этими "симптомами", может захватить пространство от "мало вредящих" до "испорченной жизни". Возьмем такой пример: кто - то направляет свое чувство вины в качестве агрессии на себя самого. Такой человек, вероятно, производит впечатление некоторой подчиненности и таким образом может, если постарается, сглаживая предполагаемые ошибки, даже кое - кому угодить, окружающие воспринимают его как особенно милого и достойного любви, и пожинаемый им специальный успех будет его удовлетворять. Но "количественная ступенька наверх" может сильно повредить этому хорошему характеру из - за постоянного страха что - то сделать не так. Еще шаг дальше и, возможно, для отражения агрессивности обращения на собственную персону станет уже недостаточно, и тогда он начнет из - под маски своей дружественности раздавать боковые удары, которые будут ему стоить симпатии и любви окружающих, приведут к конфликтам в отношениях с партнером и к трудностям в воспитании детей. Поворот к агрессивности в экстремальных случаях может привести к ненависти к самому себе, тяжелым депрессиям и стремлению к самоуничтожению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития личности ребенка в неполной семье

 

Каковы же перспективы  воспитания детей в семье без  отца? На этот счет существуют разные, часто противоречивые точки зрения, но почти все они сводятся к  мысли от том, что отсутствие не просто отца, а прежде всего мужчины является важной предпосылкой отклонений в психическом развитии ребенка.

Как  считают  психологи,   дефицит  мужского   влияния  в   неполных   семьях  проявляется   в следующем:

• Нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;

Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная  с раннего детства встречались оба типа мышления: и мужской, и женский.

В ее основе - отсутствие специфики  интеллектуальной среды, создаваемой  мужчиной. Согласно исследовательским  данным, чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и  эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.

Известно, что на развитие интеллекта влияют

  1. наследственность,
  2. социальное окружение,

•     собственный опыт ребенка.

Поэтому очень важно, в  каком возрасте ребенок был лишен  возможности испытывать на себе влияние  обоих родителей, являющихся для  него первым источником необходимого жизненного опыта. Как правило, чем  раньше ребенок лишился отца, тем  больше страдает его умственное развитие. Особенно значимым в этом отношении являются первые два года жизни. Потеря отца в результате его смерти особенно сказывается на школьных успехах ребенка в этом случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Также наличие мужчины (отца) в семье влияет и на формирование их интереса к учению и образованию, стимулирует их желание учиться.

Возможны и другие варианты, когда мнение отца относительно значимости академических успехов в дальнейшей жизни может стать определяющим и отрицательно сказаться на отношении  ребенка к учебе. Особенно это  касается девочек. В частности, причина  их учебных неудач может быть связана  с тем, что отец внушал дочери правила  женского поведения в его наиболее традиционной форме: женщина слаба  и пассивна, она требует от мужчины  постоянной заботы и внимания, ее дело - дом и быт, всякие же науки, карьера  и умственное развитие - прерогатива  сильных мужчин. Результатом подобного  мужского воздействия явилось то, что, точно определив свое место  в жизни, девочка была совершенно удовлетворена собой, и постоянные тройки «с натяжкой» по геометрии  и физике ее мало волновали.

Речь идет лишь о наиболее часто встречающихся тенденциях. Общий интеллект, умственная одаренность  чаще связаны с наличием успешного, сильного и активного отца, а высокий уровень творческих способностей нередко отмечаются у детей, брошенных отцами. Есть также данные о том, что в наиболее материально обеспеченных слоях общества способности детей, выросших без отца, нередко выше, чем у детей из полных семей.

•    Менее четким делается процесс половой идентификации мальчиков и девочек;

Несформированность навыков поло-ролевого поведения. 
Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми.

В развитии специфических  половых психологических качеств  мужчин и женщин огромная роль принадлежит  отцу. Замечено, что уже в первые месяцы жизни ребенка отец играет с мальчиком и девочкой по-разному, тем самым начиная формировать их половую идентичность. По мнению психологов, первые 5-7 лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочки. Наиболее успешно дети осваивают ту или иную психосоциальную роль в дошкольном возрасте: мальчики в 5 - 7 лет, у девочек этот период более размыт (3-8 лет). Под влиянием социальных воздействий, которые в дошкольном детстве исходят главным образом от родителей, к 3-6 годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу, что чрезвычайно сильно влияет на весь дальнейший ход формирования его личности как мужчины или женщины. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могут оказаться трудности половой идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой.

Отсутствие отца в семье  или человека, его заменяющего, сказывается  на развитии личности и мужского самосознания мальчиков. На этот факт указывают психотерапевты. Они отмечают, что лишенные в детстве  возможности достаточного общения  с отцом мальчики в последующем  часто не умеют исполнять свои отцовские обязанности и, таким  образом, отрицательно влияют на личностное становление своих детей.

Воспитывающиеся без отца мальчики либо усваивают женский  тип поведения, либо у них создается    искаженное    представление   о  мужском    поведении     как    антагонистически противоположном женскому и они не хотят воспринимать то, что пытается привить им мать. В обоих случаях складывается представление о мужском поведении как агрессивном, грубом, резком и жестоком.

У воспитанных без отцов  мальчиков труднее развивается  способность сочувствовать, управлять  своим поведением, у них больше шансов стать психопатами, лишенными угрызения совести. Такие мальчики часто менее зрелы и менее целеустремленны, не чувствуют себя в достаточной безопасности, безынициативны, и неуравновешенны, более робки.

Для правильной половой идентификации  необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал  нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения. Если таких отношений нет, это может служить и одной из причин развития гомосексуализма. Такой точки зрения придерживаются многие исследователи, занимающиеся проблемами психосексуального развития личности.

  1. Затрудняется обучение детей навыкам общения с представителями противоположного пола;
  2. Становится возможным формирование избыточной привязанности к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир.

Еще одной из проблем, с  которыми сталкиваются дети из неполных семей, является их неумение противостоять  жизненным трудностям, неуверенность  в себе и, как следствие этого, низкий уровень их социальной активности. Эту особенность в психическом и личностном развитии таких детей отмечают педагоги и психотерапевты. Выходцы из неполных семей чаще, чем дети из полных,

  1. Живут только сегодняшним днем
  2. и надеются на то, что, может быть, им когда-нибудь повезет.
  3. Их не интересует, как можно изменить свою жизнь,
  4. они не желают строить планы на будущее.

Подобное состояние, по мнению исследователей, больше присуще девочкам, у которых особенно отчетливо  проявляется типичный для неудачников  социальный признак: неуверенные в  себе, они и не надеются на успех  в будущем. Такие девочки признаются, что при первой же возможности готовы выйти замуж, так как сами они никогда своего положения изменить не смогут, поэтому замужество - единственный возможный выход. Однако и в семейное счастье они не верят.

Что касается социальной зрелости и проявления социальной активности у мальчиков, воспитывающихся в неполной семье, то дело здесь обстоит тоже далеко не лучшим образом. Психологи отмечают социальную, гражданскую и психологическую незрелость их личности, т.е. инфантилизм, причину которого видят в «дамском» воспитании, в уменьшении роли отца в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Программа нравственной коррекции психики детей, переживших развод родителей

 

Данная программа состоит  из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа состоит из шести  занятий, в каждом из которых по три  упражнения. Занятия проводятся в  виде тренинга. Дети разбиваются на две группы, в одной из которых  шесть человек, а в другой –  семь.

Цель каждого занятия  – коррекция выявленных эмоциональных  нарушений(негативных проявлений психики): агрессивность, тревожность, замкнутость.

 

Занятие I.

 

Приветствие.

Выбирается любое четверостишие. Слова распределяются между членами  группы. Начиная с первого слова участники должны произнести данный отрывок с выражением так, как если бы это был один человек.

 

Упражнение 1. «Обсуждение».

 

Цель: Коррекция агрессивности. Для данного упражнения требуется три текста, где герои сюжета совершают поступки, которые можно рассматривать как положительные, так и отрицательные. Каждому участнику предлагается высказать свое мнение по данной проблеме, избегая установившихся стереотипов («так как надо»). Остальные участники оценивают его искренность в соответствии с установленными правилами и высказывают свое мнение.

 

Упражнение 2. «Изобрази животное».

 

Цель: коррекция замкнутости. Вызываются два участника, которые загадывают любое животное. Один из них показывает данное животное группе, не говоря ни слова. Остальные пытаются отгадать его. Второй участник рассказывает, так ли было изображено животное как он себе его представлял и соответствует ли оно его ожиданиям. В упражнении участвует каждый член группы.

 

Упражнение 3. «Стихотворение с выражением».

 

Цель: коррекция тревожности. Каждый участник тренинговой группы встает перед всеми и читает очень выразительно стихотворение (любое), стараясь передать переживаемые эмоции. В конце упражнения участники группы рассказывают  о своих переживаниях испытываемых во время выступления и будучи слушателем. Отвечают на вопросы «когда было легче» и «почему».

По окончанию занятия  каждый член группы высказывает свое мнение об увиденном и услышанном, делится своими эмоциями.

 

 

 

Информация о работе Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей