Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:33, курсовая работа
Семья является одним из самых важных и влиятельных факторов социализации ребенка. Поэтому семейные условия воспитания, социальное положение семьи, род занятий ее членной, материальное обеспечение и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, полноценного и целенаправленного воспитания, которое дают родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия с возрастом накапливается, преломляясь в структуре личности.
Занятие II.
Упражнение 1. «Ты учитель» (родитель и т.п.).
Цель: коррекция агрессивности.
Каждому участнику группы дается возможность побывать в образе нелюбимого учителя. Затем рассказать о том, как он себя чувствовал в данном образе. И сравнить с переживаемыми эмоциями во время.
Упражнение 2. «Интонация».
Цель: коррекция замкнутости.
На маленьких клочках бумаги группа пишет название любого чувства, эмоции.
Затем листки собираются, перетасовываются и раздаются вновь. Теперь группа решает, какую фразу, строчку из стиха взять за основу дальнейших действий. После этого участники по очереди произносят эту фразу с интонацией, соответствующей тому чувству, что записано у них на листке бумаги. Остальные члены группы угадывают с какой интонацией была произнесена фраза.
Упражнение 3. «Я за тебя отвечаю».
Цель: коррекция тревожности.
Вызывается доброволец. Он
выбирает из группы того человека, с
кем, по его мнению, возникло у него
наибольшее взаимопонимание. Эти двое
садятся рядом и
Идет обсуждение проведенного
занятия. На дом дается задание написать
небольшое сочинение про
Занятие III.
Приветствие.
Упражнение 1. «Сочинение».
Цель: коррекция агрессивности.
Обсуждение сочинений. В тексте не указываются имена, но все участники должны догадаться о ком идет речь. Обосновать свое мнение.
Упражнение 2. «Подарок».
Цель: коррекция замкнутости.
Все члены группы анонимно дарят друг другу воображаемые подарки, как если бы возможности дарящего были не ограничены ничем. Для этого понадобятся листки бумаги. Игрок получает свои подарки, а затем, читая записки вслух, пытается догадаться. Кто автор того или иного подарка. И почему он так решил.
Упражнение 3. «Рисунок Я».
Цель: коррекция тревожности.
Участники располагаются поудобнее, но не обязательно в круге. На листе бумаги им предлагается нарисовать свой собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют.
Рисовать можно все, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, подражание детским рисункам, в общем все что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, сравниваете себя, свое жизненное состояние, свою натуру.
Далее идет обсуждение всего занятия.
Занятие IV.
Приветствие.
Упражнение 1. «Выход из ситуации».
Цель: коррекция агрессивности.
Группе предлагается какая-либо спорная, провоцирующая агрессивное повеление, ситуация (например, «в транспорте тебе наступили на ногу», «учитель несправедливо поставил оценку» или «в магазине тебе нагрубили» и т.п.).
Каждый участник должен предложить свой выход из сложившейся ситуации. В конце упражнения обсуждаются положительные моменты поведения в сложившихся ситуациях.
Упражнение 2. «Робот».
Цель: коррекция замкнутости.
Создается игровое поле – обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары («робот» и «оператор»). Задача «оператора» – с помощью своего «робота» собрать как можно больше спичек. Для этого он подает «роботу» словесные команды, стремясь детально и точно управлять движениями его рук, ног туловища. Задача «робота» – беспрекословно и точно выполнять команды своего «оператора». Глаза «робота» во время упражнения закрыты.
Упражнение 3. «Гомеостат».
Цель: коррекция тревожности.
Участники рассаживаются в круг. Каждый сжимает правую руку в кулак, и по команде ведущего все «выбрасывают» пальцы. Группа должна стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число.
Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими «незаконными» способами пытаться согласовать свои действия. Упражнение продолжается до тех пор, пока группа не достигнет своей цели.
Занятие заканчивается обсуждением проделанного.
В заключении обсуждаются проделанные упражнения. Последнее занятие сравнивается участниками с первым. Каждому участнику дается возможность высказать свое мнение по поводу всего тренинга, проанализировать изменения,произошедшие с ним и с группой в целом. Выразить свое мнение о том хочется ли ему продолжать общение с членами данной группы и нуждается ли он в дальнейших занятиях и почему.
Вывод
Подводя краткие итоги, хотелось бы отметить, что роль родителей в деле воспитания многопланова и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей, например отца, приводит к серьезным нарушениям психического развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к различным отклонениям в поведении и состоянии психического здоровья.
В целом можно сказать, что дети из семей, где произошли изменения действительно отличаются от их сверстников из полных семей по самооценке, т. е. есть основания говорить о том, что изменения в семье действительно влияют на самооценку детей и их представления об отношениях в семье. Однако эти изменения противоречат тем, которые мы ожидали.
Поэтому в дальнейшем мы хотели бы посмотреть более детально не только структуру самооценки, но представления ребенка о себе, так как на наш взгляд, возможно, именно в системе представлений о себе и своей семье у них будут какие-либо особенности, отличающие этих детей от детей не сталкивающихся с разводом родителей.
Использованная литература
Информация о работе Социально-психологические особенности развития детей из разведенных семей