Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 147.84 Кб (Скачать файл)

Балабанов Сергей Семенович  в своих трудах рассматривает сексуальное развитие подростков, которая базируется на данных исследования сексуального поведения городских подростков 15 - 18 лет, а также их информированности по вопросам сексуальной жизни. В последние годы внимание исследователя привлечено к особенностям сексуального поведения учащихся школ и профессионально-технических училищ. Так, он изучала влияние особенностей личности учащихся на их половые взаимоотношения. Острота проблемы половых взаимоотношений учащихся обусловлена их ускоренным вхождением во взрослую жизнь в период подготовки к профессиональной деятельности. Юноши и девушки заканчивают училище в возрасте, дающем юридическое право на вступление в брак. В связи с этим у них раньше возникает потребность в самостоятельном решении сугубо личных, интимных вопросов. В большинстве случаев в ранние половые контакты вступают учащиеся из неполноценных в социально-педагогическом отношении семей, которые оказывали отрицательное влияние на несовершеннолетних.[5]

Кулагина Ирина Юрьевна  отмечает: подростковый возраст — важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным. Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую заставляют подростка снова ощущать себя «маленьким» и «несамостоятельным». Именно это и является одной из проблем сексуального развития молодежи. [24]

Таким образом, проблемами сексуального развития занимались многие ученые. Социальный психолог Роберт Соренсон опубликовал результаты важного исследования сексуальности подростков в книге "Сексуальность подростков в современной Америке". В дальнейшем это направление было продолжено Мельвином Зельником и Джоном Кантнером. Среди русских же ученых проблемами социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи занимались Абрамова Г. С, Кулагина И. Ю. и Колюцкий В. Н ; сексопатологи: Кон И. С. и Балабанов С.С. Как социолога Кона интересовали прежде всего социальные проблемы, связанные с сексуальным поведением. Желая минимизировать отрицательные последствия сексуальной революции, Кон писал о негативных последствиях абортов, которые были в СССР главной формой планирования семьи. Балабанов Сергей Семенович в своих трудах рассматривает сексуальное развитие подростков, которая базируется на данных исследования сексуального поведения городских подростков 15 - 18 лет, а также их информированности по вопросам сексуальной жизни. Абрамова тоже исследует ветви сексуальности подростков и публикует свои труды в книге «Возрастная психология». Кулагина же отмечает: подростковый возраст — важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека.

 

1.2 Теоретические  аспекты социально-психологических  особенностей сексуального развития  молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте

Операционализация понятий

В «Большом энциклопедическом  словаре» дается следующее определение. Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.  В настоящее время возрастные границы определены от 14 до 30 лет.[33]

В «Большом энциклопедическом  словаре» дается следующее определение. Подростковый возраст – переходный возраст от детства к юношеству, обычно определяемый возрастными границами от 12 до 16 лет.[33]

В словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее  определение. Секс (лат. sexus - пол; синоним - половые отношения) - совокупность телесных, психических и социальных процессов и отношений, в основе которых лежит и посредством которых удовлетворяется половое влечение (либидо). [34]

Общей биологической основой  сексуального поведения является инстинкт продолжения рода, его конкретные формы (разделение функций между  полами, особенности репродуктивного  цикла, ритуал ухаживания, техника полового акта и др.). Наряду с инстинктивной, генетически заданной организму  программой нормальное половое поведение  обеспечивается посредством  обучения, через общение со сверстниками, родителями и др.[5]

Биологический пол человека включает несколько относительно автономных компонентов, последовательно формирующихся  в процессе развития организма: хромосомный (генетический) пол, который определяется в момент зачатия; гонадный пол, определяемый формированием мужских или женских  половых желез; гормональный пол  зародыша, от которого зависит дифференциация половых органов; морфологический  пол, обусловленный строением внутри -репродуктивных органов и наружных гениталий; пубертатный, то есть связанный  с половым созреванием, гормональный пол, ответственный за появление  вторичных половых признаков[26].

Нарушение любого из звеньев  этой системы, так или иначе, сказывается  на половой функции.

Однако сам по себе биологический  пол ещё не превращает индивида в  мужчину или женщину и не гарантирует  адекватного полового поведения. Для  этого необходима также соответствующая  психосексуальная идентификация, человек  должен осознать свою половую принадлежность и усвоить соответствующую, мужскую  или женскую, роль (гендерный пол). Позже, по мере полового созревания, у  подростка появляются соответствующие  сексуальные интересы, влечение к  противоположному или своему полу. Огромное влияние оказывают при  этом среда и сверстники. В норме  биологические и социально-психологические  характеристики пола совпадают, идут в  одном направлении. Однако бывают случаи, когда они расходятся (ошибочное  определение пола младенца в связи  с недоразвитием его гениталий  или сомнения относительно половой  принадлежности подростка в связи  с задержкой полового созревания).[16]

Одна из особенностей человеческой сексуальности в том и состоит, что переживания, связанные с  удовлетворением половой потребности, отделены от её первоначальной биологической  цели - продолжения рода. Это создало  принципиальную возможность гуманизации  полового чувства, превращения элементарного  полового влечения в человеческую любовь, когда взаимоотношения между  людьми служат не только средством  продолжения рода и источником чувственного наслаждения, но и дают высочайшее счастье  глубокой психологической, душевной близости. Отсюда также вытекает громадное  многообразие форм человеческой сексуальности (гетеро-, гомо-, би-). Кроме замещающих (викарирующих) форм секса, когда оргазм вызывается путём самоудовлетворения (мастурбации) или вспомогательных  средств, человеческое воображение  способно эротизировать, делать сексуально значимым практически любой реальный или идеальный объект. Секс - неотъемлемая составная часть культуры, которая, с одной стороны, выражает, обобщает и символизирует, а с другой - направляет и координирует многообразные фактические  проявления сексуальности[37].

Всякое развитое человеческое общество имеет систему норм половой  морали, которая регулирует взаимоотношения  полов, соотнося их с деятельностью  общественных институтов, в рамках которых осуществляется продолжение  рода и воспитание потомства.[17]

Уже древнейшие цивилизации  знали различные формы сексуальной  жизни, одни из которых нормативно одобрялись и даже возводились в ранг культурных символов, а другие осуждались и  запрещались. В целом сексуальная  жизнь усложнялась и индивидуализировалась  по мере развития культуры и личности.[13]

Потребительское отношение  к сексу, в современном мире, оборачивается  «свободой» от ответственности и  серьёзности в любви, ведёт в  конечном итоге к деиндивидуализации половых отношений и эмоциональной  неудовлетворённости. В этой области, как и в других, самоконтроль –  необходимый момент свободного самовыражения  личности. Возрастная динамика сексуальной  жизни неразрывно связана с полом  вследствие различий жизненного цикла  мужчин и женщин и специфических  особенностей женской сексуальности. Интерес к вопросам пола и соответствующие  психосексуальные ориентации формируются  обычно ещё до полового созревания под влиянием среды и воспитания. В период полового созревания пробуждается активное половое влечение. Воздействие  гормонов и механического переполнения семенных пузырьков стимулирует  повышенную половую возбудимость у  мальчиков-подростков (юношеская гиперсексуальность), у которых начинаются первые семяизвержения, появляются эротические фантазии и  игры. Однако эротические стремления и потребность в эмоциональном  тепле и контакте у подростков часто не совпадают и могут  быть даже направлены на людей своего пола. Юношеская любовь психологически очень близка к дружбе, которая  предшествует как первая форма свободно выбранной человеческой интимности. Хотя девочки созревают на 1,5-2 года раньше мальчиков, осознанные эротические  влечения появляются у них позже, поэтому и интерес к мальчикам, вначале символизируется именно как потребность в дружбе.[22]

В смягчении психологических  кризисов, характерных для периода  полового созревания и других поворотных моментов жизненного цикла, важную роль играют половое воспитание, просвещение  и сексологическая служба.[44]

 

1.3 Формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте

В «Большом энциклопедическом  словаре» дается следующее определение. Подростковый возраст — важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.[33]

В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее  определение. Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения (Г.Б. Дерягин)[источник не указан 508 дней]. Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определённым физиологическим сексуальным потенциалом, далее сексуальность формируется уже в рамках индивидуального жизненного опыта. В целом же, сексуальность человека обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов[34]

Подросток хочет видеть себя взрослым. Однако ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми  зачастую заставляют подростка снова  ощущать себя «маленьким» и «несамостоятельным». При этом в отличие от ребенка, он не считает такое положение нормальным и стремится его изменить. В то же время, пытаясь вести себя как взрослый, он не готов к «взрослой» ответственности и избегает ее. Психике подростка присущи внутренняя противоречивость, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения.

Главная особенность подросткового  периода — открытие внутреннего  «Я»,  осознание собственной индивидуальности и ее свойств.

Половое созревание, скачок в росте, нарастание физической силы, изменения внешности действительно  стимулируют у подростка повышенный интерес к себе самому. У подростков это происходит в силу того, что  физическое созревание является одним  из признаков взросления. На это  обращают внимание не только он сам, но и окружающие его взрослые и сверстники.[1]

Половое созревание, то есть комплекс психических и физических изменений, происходящих у подростков, в том числе появление первой менструации у девочки и первой поллюции у мальчика, является очень  важным моментом в жизни каждого  человека и должно восприниматься как  позитивное событие. Оно означает следующий шаг в развитии подростка.[32]

Долгое время беседы о  половом воспитании были запретными. Считалось, что они способны вызвать  у молодых людей чрезмерное любопытство  и привести к преждевременному половому опыту. Исследования, проведенные Всемирной  организацией здравоохранения, доказали безосновательность такого мнения. Наоборот, было выявлено, что молодежь, получившая информацию в этой области, обычно осознанно  начинает половую жизнь в более  поздние сроки, она лучше подготовлена к ситуациям риска.[46]

Для того чтобы сформировать объективное и наиболее полное представление  о человеческой сексуальности, необходимо рассмотреть различные ее аспекты: как биологические, так и социально-психологические.

Биологический аспект выражен, прежде всего, в раздельнополости человека. Само по себе понятие «пол» (мужской  или женский) слагается из многих взаимосвязанных биологических  и социально-психологических компонентов.[10]

Биологическая дифференцировка  пола зависит от набора половых хромосом. В определении пола ребенка ведущую  роль играют две половые хромосомы  — Х и У. Мужские половые  клетки (сперматозоиды) могут содержать  или Х-хромосому, или У-хромосому. Женские половые клетки (яйцеклетки) содержат только Х-хромосому, т. е. за пол  ребенка «отвечает» мужчина, а не женщина. При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, содержащим Х-хромосому, образуется набор хромосом XX и формируется  женский пол. При оплодотворении яйцеклетки сперматозоидом, содержащим У-хромосому, образуется набор хромосом ХУ и формируется мужской пол.[26]

Действие половых желез  формирует морфологический (или  соматический) пол, то есть характерное  строение организма, в том числе  строение половых органов.[26]

Пол, фиксируемый при рождении - гражданский пол. В течение 9 месяцев, предшествующих рождению, эмбрион подвержен  сложнейшим преобразованиям. На свет в  большинстве случаев появляется нормальный здоровый ребенок. Считается, что с этого момента важную роль в формировании индивидуального  сексуального развития начинают играть психологические, социальные и культурные факторы.

С момента определения  гражданского пола начинает формироваться  пол воспитания. Поведение мальчиков  и девочек в младенчестве очень  схоже. Традиционно почти у всех народов подчеркивается принадлежность маленького ребенка к мужскому или  женскому полу, например цветом одежды (розовый - голубой), украшениями, игрушками (машинки - куклы), прической и др.[26]

Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи