Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 147.84 Кб (Скачать файл)

Девушки и юноши в возрасте 17-19 лет составляющие 3 группу респондентов имеют нормальное сексуальное воспитание, но в отличие от учащихся школы имеют более спокойное отношение к такому понятию как «секс» в их повседневной жизни. У парней наблюдается некая озабоченность, которая связана с физиологическими особенностями и биологической потребностью. Рассматривая анализ опроса студентов мною было выявлено, что на вопрос «3. Как часто ваши мысли обращаются к сексу и сексуальным приключениям?» среди девушек наибольшей популярностью пользуются ответы «раз в день- обязательно»( 60%) и «никогда или очень редко» (40%), тогда как среди юношей 60% респондентов ответили « от этого невозможно избавиться» и 40% « раз в день обязательно». На вопрос «7. Как строятся ваши отношения с представителями противоположного пола?» 69% девушек ответили «можно обойтись «без постели»» и 60% юношей ответили « все они потенциальные партнеры». На вопрос «5. Какое место в вашей жизни вы отводите собственно  сексу?» большинство респондентов среди девушек ответили «… Но и не последнее» (61%), а большинство респондентов среди юношей « жизнь без секса теряет смысл» (77%). [Таблица 3]

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Опросник «Шкала  любви и симпатий» (З.Рубин,  модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина:[Приложение 2]

Шкала любви регистрирует: привязанность, забота и степень интимности отношений.

Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.

 

Рисунок 1. Шкалы  любви и симпатии.

Блок 1: Определено, у скольки испытуемых  в отношениях преобладает любовь. Среди респондентов первой группы в парах преобладает любовь у  10%, среди респондентов второй группы в парах преобладает любовь  50%, среди респондентов третьей группы любовь преобладает у 30%. Данные результаты регистрируют ответы респондентов представленные в приложении 2. [Рисунок 1]

Блок 2: Определено, у скольки испытуемых  в отношениях преобладает симпатия.[Рисунок 1]

Среди респондентов первой группы в парах преобладает симпатия у  90%, среди респондентов второй группы в парах преобладает симпатия у  50%, среди респондентов третьей  группы симпатия преобладает у 70%. Данные результаты регистрируют ответы респондентов представленные в приложении 2.

Блок 3: Выявлено количество респондентов имеющих пару. Проведя данный опрос было выявлено что среди респондентов первой группы у 10- ти человек имеется вторая половинка, тогда как у второй группы – у 6-ти человек и у третьей группы у 12-ти человек. [Рисунок 2]

Рисунок 2. Количество респондентов имеющих пару.

 

Таким образом, среди респондентов первой группы, мною было выявлено, что только у 10-ти респондентов есть «вторая половинка». Опросник позволил выяснить мне, что 90% имеют симпатию, а не любовь к своему партнеру. Большинство респондентов, а именно 78,5% на вопрос «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Врядли это так»., а на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).» ответили «Вероятно, это так» только 45% респондентов. Это лишний раз подтверждает что в отношениях с противоположным полом доминирует симпатия.

Среди респондентов второй группы, было выявлено всего 6 человек имеющих вторую половинку, из них у 50% в отношениях с противоположным полом доминирует любовь и у 50%- симпатия. Это подтвердили ответы на следующие вопросы: «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Да. это так» 70%, на вопрос «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.» 60% ответили «Вероятно это так»- данные вопросы отвечают за шкалу любви, а за шкалу симпатии отвечали следующие вопросы: «14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.» 100% респондентов ответили «Да, это так» и на вопрос «Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).» ответили «Вероятно, это так» 40% респондентов.

Среди респондентов третьей группы было выявлено 12 человек имеющих «вторую половинку», из них была одна супружеская пара. В отношениях с противоположным полом у респондентов данной группы доминирует симпатия. Это подтверждают такие вопросы как: «3.Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.» 45% ответили «Врядли это так», тогда как  всего 20% ответили «Да, это так». На  «1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.» ответили «Вероятно это так» 85% респондентов.

 

  1. Опросник Левада- центра. (Юрий Левада) [Приложение 3]

 

Разумеется, «первый раз» - случай по определению исключительный и судить по нему о повседневных мотивах сексуального сближения  нельзя. Тем не менее гендерные  различия показательны.

Таблица 4. Результаты респондентов по опроснику Левада- центра.

 

Варианты ответов (можно  было давать до 3 ответов)

Мужской пол

Женский пол

Из любопытства

9.52%

20%

Из стремления быть "как  все"

9.52%

20%

Из-за стремления самоутвердиться, доказать что-то приятелям или близким

16.6%

10%

По любви, из-за влюбленности

9.52%

70%

Из желания угодить  партнеру, доставить ему радость

4.76%

30%

Для повышения самооценки

16.6%

10%

Из-за сексуального влечения

21.42%

50%

Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии  алкогольного, наркотического опьянения)

11.9%

40%

По принуждению

2.38%

20%

Другое

0

0

Замужество, женитьба

0

10%

Затрудняюсь ответить, нет  ответа

2.38%

10%


 

Блок 1: Выявлена мотивация юношей и девушек связанных с половыми отношениями. Исходя из результатов опросника юноши и девушки побуждают себя на вступление половой связи по разным причинам, наиболее популярными среди них являются среди девушек чувство влюбленности или же любви(70%), среди парней сексуальное влечение(21,42%). Наименьшей же популярностью пользуются у девушек причины замужества, повышение самооценки и самоутверждение(10%), тогда как у парней это стремление самоутвердится и повышение самооценки(16,6%). [Таблица 4]

Блок 2: Выявлена легитимация связанная с половыми отношениями. Среди юношей и девушек составляющих первую, вторую и третью группу респондентов наблюдается фактор, указывающий на противоречие законности, т.е легитимации. 2,38% парней и 20% девушек вступили в первую половую связь по принуждению, остальная же часть совершила вступление в половую связь исключительно по собственному желанию.

Блок 3: Систематизированы причины вступления юношей и девушек в первую половую связь. Исходя из ответов был создан рейтинг причин среди юношей и среди девушек.

1. Среди девушек на  первом месте стоит причина  влюбленности или же любви(70%), тогда как у парней на первом  месте стоит причина сексуального  влечения(21,42%).[Таблица 4]

2.Среди девушек на второй  позиции стоит сексуальное влечение(50%), тогда как у парней это стремление  самоутвердится и повышение самооценки(16,6%).[Таблица 4]

3. Среди девушек и парней третье место рейтинга причин вступления в первую половую связь заняла причина «Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения)»(40% у девушек и 11,9 % у юношей). .[Таблица 4]

4. На четвертом месте у девушек причина доставить партнеру удовольствие или же угодить ему (30%), тогда как у парней это любопытство, стремление быть «как все» и влюбленность (9,52%).[Таблица 4]

5. Пятую ступень среди девушек занимают следующие причины: стремление быть «как все», принуждение и любопытство (20%), тогда как у парней это желания угодить партнеру, доставить ему радость(4,76%).[Таблица 4]

6. На данной позиции у девушек стоят причины замужества, повышение самооценки и самоутверждение( 10%), тогда как у парней это принуждение (2,38%)..[Таблица 4]

Таким образом, среди испытуемых наблюдаются некие различия среди юношей и девушек.

Скорее всего это связано  с формированием подростковой сексуальности,  проявляющийся в половом созревании, разнообразных, обусловленных физиологически и анатомически,  а именно различиях  мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни. Все это рассматривается как в биологических, так и в социально-психологических аспектах.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод по Ш главе:

1.Исходя из результатов теста, созданного на основе работ Кона можно выделить то, что испытуемые имеют нормальное сексуальное воспитание. Наблюдаются некие различия в ответах парней и девушек, а так же студентов и учащихся школы. Скорее всего это связано с формированием подростковой сексуальности,  проявляющийся в половом созревании, разнообразных, обусловленных физиологически и анатомически, а именно различиях мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни. Все это рассматривается как в биологических, так и в социально-психологических аспектах.

2.Исходя из результатов  опросника «Шкала любви и симпатий» (З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина): было выявлено что лишь у малой части респондентов имеются постоянные отношения с противоположным полом. В данных отношениях доминирует симпатия, нежели любовь. Скорее всего это связано с тем, что современная молодежь предпочитает свободные отношения, особенно ярко это выражено у респондентов 18-19 лет. Это обусловлено их возрастными особенностями, а так же занятостью будних дней, у них просто не остается времени, на то чтобы строить отношения с «второй половинкой».

3.Исходя из результатов Опросника Левада - центра, юношеская мотивация выглядит значительно более рассудочной, чем у девушек, стереотипно объясняющая все «любовью». Романтический мотив «любви» достаточно важен. Остальные мотивы с традиционными ценностями, на которые девушки ориентируются сильнее, чем юноши, плохо совместимы. Хотя эмоциональный фон отношений для девушек действительно важнее, чем для юношей, многие девушки склонны преувеличивать этот момент и просто говорят то, что общество ожидает от них услышать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Тема социально-психологических особенностей сексуального воспитания молодежи является актуальной, так как сексуальное поведение и мотивация тесно связаны с возрастом, физическим и социальным развитием индивида. Несмотря на обилие эмпирических данных, известно о развитии сексуальности не так уж много. Даже периодизация этого процесса проблематична.

Половое воспитание подрастающего  поколения — дело большой государственной  важности. По мере роста научных, экономических  и культурных достижений в стране обогащается и духовный мир нашей  молодежи.  Родители и педагоги должны внимательно следить за проявлениями детской и юношеской сексуальности, чтобы вовремя обеспечить предупредительные мероприятия, а если потребуется, и врачебную помощь.

В первой главе нами были рассмотрены теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых, а так же были систематизированы причыны возникновения м проявления сексуальности в подростковом возрасте.

Во второй главе нами были рассмотрены социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи, а так же причины ранних сексульных отношений, и принципы воспитания.

В третьей главе нами были проведены эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова и рассмотрены результаты  данного исследования, подведены итоги.

На основе чего гипотеза была подтверждена, нами были сделаны  выводы и даны рекомендации

 

Выводы:

1. Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

2. Выявлена мотивация юношей и девушек связанных с половыми отношениями.

3. Сексуальность начинает проявляется в подростковом возрасте.

4. Качественные условия сексуального воспитания зависят от саморегулирования личности, от формирования ценностей управления половым инстинктом, от специальное обучение по насыщения чувства влюбленности, от развитие чувственно-эмоциональной сферы ребенка.

5. Наблюдаются различия в отношение к сексу и половым отношениям юношей и девушек, а так же студентов и учащихся школы.

Рекомендации:

1. Юношам и девушкам рекомендуется следить за личной гигиеной и пользоваться методами контрацепции в избежании нежелательной беременности, а так же  в избежании появления венерических заболеваний.

2. Родителям подростков рекомендуется не вести беседы о сексуальном воспитание с подростками, так как современное чувственно-формирующее сексуальное воспитание может быть эффективным только тогда, когда будет осуществляться профессионалами. Личный опыт родителей не позволяет в полной мере освоить те ценности, которые обеспечивают высокую удовлетворенность половой жизнью.

3. Социальным работникам требуется разработка специальных программ сексуального воспитания, подобно тем. которые существуют в сфере нравственного, эстетического, физического, трудового развития человека. В этих программах необходимо четко определить роль семьи, средств массовой информации, учреждений образования, здравоохранения, культуры в формировании и развитии ценностных ориентаций подрастающего поколения в сфере современной сексуальной культуры.

Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи