Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 147.84 Кб (Скачать файл)

• между прежней половой  моралью и теми нормами, которые  утверждаются современной сексуальной  революцией;

• представлениями о ценностях  свободной реализации сексуальных  желаний и установками на необходимость  для этого обязательных чувственных  переживаний;

• между требованиями научно обоснованного воспитания и господством  стихийного, часто ситуативного формирования у детей и подростков отдельных  элементов сексуальной культуры;[44]

• необходимостью в единстве мировоззренческих позиций и  взглядов на содержание сексуального воспитания подрастающего поколения  у тех социальных субъектов, которые  в нем участвуют, и глубокой разобщенностью, которая существует в настоящее  время, и отсутствием ориентации на сотрудничество в этой деятельности.

Актуальность избранной  темы определяется и тем, что в  России до сих пор, в отличие от многих развитых стран, отсутствует  какая-либо четкая система сексуального просвещения и воспитания в дошкольных, школьных и профессиональных - учебных  заведениях. Молодые люди вынуждены  случайно, из различных источников получать противоречивые знания об отдельных  сторонах сексуальной жизни. Это  ведет к сохранению в нашей  стране сексуальной безграмотности, выражающейся, прежде всего, в высоком  проценте абортов среди подростков, широком распространении венерических болезней. Попытки решить эту социально  значимую проблему предпринимались  чаще представителями здравоохранения, а не работниками учреждений образования  и воспитания.

Это обусловило необходимость  предпринять специальный социологический  анализ нынешнего состояния сексуального воспитания подрастающего поколения. Определение основных проблем и  противоречий, которые существуют в  этой сфере в нашей стране, позволит выяснить причины искусственного сохранения системы традиционного нравственно-полового воспитания, которая уже не соответствует  современным условиям существования  нового поколения. Теоретический и  эмпирический анализ содержания и методов  современного сексуального воспитания позволит наметить пути приведения его  в соответствие с основными тенденциями  развития личности в условиях динамичных преобразований жизненного пространства.[44]

Таким образом, приоритет требуется отдать чувственно формирующему сексуальному воспитанию и самовоспитанию. Оно включает в себя:

 Во-первых, развитие яркого чувственно-эмоционального восприятия и переживания природы, достижений науки, техники. Кто умеет восхищаться результатами человеческого труда, тот сможет увидеть красоту внутреннего мира другого человека.

Во-вторых, формирование пронизанного положительными чувствами общения с разными людьми. Дети стихийно учатся демонстрировать как позитивные, так и негативные переживания. Последние обычно преобладают, так как их усвоить значительно легче. Положительные чувства требуют специального воспитания, так как надо уметь проявить чуткость, сочувствие, доброту к разным людям.

В-третьих, следует в равной мере формировать нежность, умение быть ласковым как у девочек, так и мальчиков. Излишняя строгость, сдержанность проявления этих качеств у мальчиков не позволяет им в б> дущем воспринять и понять чувственность той женщины, которая им понравится.

  В-четвертых, необходимо учить детей, подростков, взрослых людей любить себя. Речь идет не об эгоизме, который представляет собой себялюбие, а об умении выделить в себе то ценное, которое может понравиться другому человеку. Кто знает себя, тому легче не ошибиться при выборе партнера для совместной семейной жизни. Он будет искать того, кто имеет схожие нравственные, эстетические, трудовые ценности, некоторую близость характера, темперамента. Тогда возникнет и утвердится целостность любви к такой личности. Сексуальные отношения будут пронизаны сильными и устойчивыми переживаниями этого самого приятного чувства, высоко оценивающего и природные и социальные достоинства близкого человека

Анализ реальных противоречий современного сексуального воспитания детей, подростков, студенческой молодежи показал, что в нем, с одной стороны, сохраняются многие черты прежнего, веками отработанного воспитания. С другой стороны, стихийно появляются некоторые новые элементы, реализация которых приносит обществу и самой молодежи как позитивные, так и негативные результаты.[49]

 

2.2 Причины ранних сексуальных отношений

Причинами такого социального  явления стали не только социальные движения, но и перестройка морального сознания всего развитого общества. Можно выделить социальные, физиологические, психические и педагогические причины.

Социальные причины.

А)Во-первых, это так называемая «сексуальная революция». Самая главная черта этой революции - ослабление женственности. Из-за того, что женщина выполняет тяжелую физическую работу, многие мужчины относятся к женщинам как к равным себе. Омужчинивание женщин, маскулинизация, когда они перенимают мужские черты и поведение, и, наоборот, феминизация мужчин - новая черта психологии современного человека, и в последние десятилетия она стала особенно заметней. Особенно резко и ярко это проявилось в движении феминисток, сторонниц так называемого женского равноправия. В их поведении наряду с мужскими достоинствами - решительностью, твердостью, бесстрашием - появляются и чисто мужские пороки: склонность к пьянству, сквернословию, распущенность в манерах и поступках, курение, безответственное отношение к потомству. Даже во внешности женщины словно бы отрекались от всего женского: стягивали, прятали, уродуя, грудь, затягивали фигуру так, чтобы не бросались в глаза бедра. Они берут пример во всем - в одежде, обуви, повадках. А последствия - сокращение рождаемости, падение общественных нравов, отрицательное влияние на государственные устои. И причиной «сексуальной революции» является путаница понятий «тождество» и «равенство». Да, все у нас равны. Но не тождественны. И половые отношения должны строиться не на требовании одинакового поведения, а на уважении именно непохожести природы женской и мужской. Непонимание молодежи истинного равноправия и сведение его до худших образцов мужского поведения - одна из причин появления ранних сексуальных отношений среди подростков. Сигарета в зубах, резкий голос, слишком свободная, грубоватая манера держаться, намеренно мужские обороты речи - утверждение такого «равенства» сказывается не только во внешней манере держаться, одеваться, стремление девушек к мужественности ведет к потере женской целомудренности и ответственность за отношения.[36]

Б) Во-вторых, важной причиной появления сексуальных отношений является внесение в личную жизнь духа коммерции. Современная реклама создала определенный образ женщины – «машины для наслаждений». Эротизированный образ женщины и женский силуэт, приспособления для эротических целей стали стандартом постеров, объявлений, реклам, кинопродюсеров. Он преследует людей и, разумеется, подростков, прежде всего повсюду. Этому также способствует широкое распространение нелегальной порнографии в печатном, видео и цифровом (в Internet) вариантах, главная задача которой заставить человека испытать удовлетворение от полового акта, а также неверно понятые, некритически воспринятые поступки героев множества фильмов и любовных историй, романов. Распространение литературы и кинофильмов, не только снявших таинственные покровы с интимных отношений мужчины и женщины, но и смакующих подробности, пропагандирующих «технологию секса», привело к тому, что «просветившаяся» молодежь стала обнаруживать склонность к всякого рода извращениям, резко возросло число психических заболеваний на этой почве, не говоря уже о бурном росте числа венерических заболеваний.[36]

В) В-третьих, этому способствует также урбанизация. Урбанизация содействует ослаблению внимания, контроля взрослых за детьми. Что делают дети за пределами своего двора, квартала порой родители даже и не догадываются. Так как в городе более интенсивно общение, взрослые устают от нагрузки, у них снижается реакция на человека. А отсюда невнимание к возникшим проблемам и вопросам, желание остаться одному, отключиться от всего и вся. А подростки остаются сами с собой и пытаются самостоятельно найти ответы на интересующие вопросы. Особенно в период полового созревания...[36]

Физиологические причины. Ускорение полового созревания подростков: оно стало происходить рано как у девушек, так и у юношей. Например, за 40 лет у 14-летних девочек города Вильнюса рост увеличился на 9,66 см, вес - на 7, 98 кг, окружность груди - на 8,2 см. Во всех странах в настоящее время отмечается более ранее созревание у девочек. Первая менструация у большинства современных девушек бывает в 12 - 14 лет. При этом замечено, что у худощавых девушек она бывает позже, чем у девушек плотного сложения. Рост большинства современных девушек заканчивается не к 20 - 23 годам, как это имело место раньше, а к 16 - 17, и выглядят они выше и взрослее, чем выглядели их матери в таком же возрасте. Большинство современных подростков 15 - 16 лет соответствуют по физическому и половому развитию 18 - 19-летним 20-30-х годов прошлого века. То же самое происходит в отношении и юношей: увеличение роста и веса, раннее появление вторичных половых признаков, ранняя поллюция. Однако акселерация дала и другой побочный эффект - неравномерность в физическом развитии старшеклассников. Примерно четвертая часть старшеклассников резко опережают в физическом развитии своих сверстников, и примерно пятая часть отстает на 1-2 года. В классе почти всегда по внешнему виду можно выделить рано созревающих девочек-акселераток, которые, как правило, бывают приземистыми и полными. Они превосходят в росте своих поздно созревших ровесниц - ретарданток, пока последние не пройдут период скачка в росте и не станут выше и стройнее. Максимум различий в росте и весе между рано и поздно созревающими девочками приходится на 12 - 14 лет. Кроме того, девочки, развиваясь быстрее мальчиков, обгоняют последних на 1,5 - 2 года. Поэтому часть сегодняшних десятиклассниц, и тем более одиннадцатиклассниц, можно смело назвать молодыми женщинами. Это создает специфическую ситуацию в классе, так как уровень физического развития девочек, так и юношей, накладывает серьезный отпечаток на стиль поведения, интересы, ценностные ориентации и образ жизни школьников. Поэтому учителю приходиться иметь дело с классом, в котором фактически несколько возрастных групп, отличающихся друг от друга.

Психические причины. Большую психологическую роль в образовании ранних сексуальных отношений играет так называемая подростковая гиперсексуальность - момент, когда половое влечение наиболее сильно выражено не только резким увеличением производства гормонов в организме, но и продолжительным интересом к противоположному полу. В данном случае, когда влюбленность у обоих воспринимается за любовь, юноши (а иногда девушки) требуют от своей возлюбленной «доказательств» любви, принуждая их к физической близости. Хотя девушки и пытаются удержать, отговорить своих дружков переходить грань близости, они и сами сдаются, подверженные любопытству, вступая в половой контакт. Именно бесконтрольное развитие острой гиперсексуальности очень часто является причиной физической близости, причем инициатива, не всегда идет от юношей, девушки тоже проявляют любопытство.[36]

Педагогические  причины. Основной причиной является непродуманное в деталях половое воспитание юношей и девушек. Да и, собственно говоря, его у нас в стране нет. Были отдельные попытки ввести в школах предмет о половом воспитании, но каждый раз программы этой дисциплины не были удовлетворительны для чиновников из высших инстанций (то слишком смело, то очень слабо). К тому же сами родители не пытаются объяснить ребенку, что с ним происходит, откуда берутся дети, почему это можно делать, а то нельзя, и так далее. Известно, как настороженно относятся взрослые к дружбе между юношами и девушками. Родители иной раз впадают в панику от одних разговоров подростков про любовь. По всей вероятности, эти страхи порождены опасением не того, что подлинная, настоящая любовь осенит их ребенка, а того, что эротическое беспокойство он примет за высокое чувство. Боятся они и сексуального опыта, что этим их дочь или сын обеднит свою судьбу. А поскольку и старшие, и младшие пользуются одним словом «любовь» и когда прославляют ее, и когда пугают ею себя и других, то и получается, что взрослые - вечные враги любви последующего поколения, хотя сами считают ее самым большим счастьем в жизни. В последнее время растет число подростков, еще со школьной скамьи узнавших вкус удовлетворения от проведения сексуального акта. Чаще всего к этому толкало бездумное любопытство. А то его и не было. «За компанию», «чтобы не выглядеть трусом», «не хотелось обижать отказом» - каких только объяснений не слышат те, кому приходится сталкиваться с последствиями: юристам, врачам, педагогам. И конечно - отчаявшимся родителям. Многие из них твердят: «Мы же предупреждали - остерегайся!» А чего и почему остерегаться, большинство пап и мам откровенно сказать боятся или не умеют. Намеки же и бессодержательные угрозы порой лишь провоцируют зло. Наслушавшись советов об осторожности в отношениях со сверстниками, дотоле чистые в помыслах юноши и девушки начинают искать и, естественно, находят в своих чувствах тот тайный зов крови, который только и ждет, чтобы его обнаружили. Тут он и вырвется на волю, и пойдет полыхать в сердце, сжигая на своем костре благоразумие и выдержку, а юноша и девушка тайком от взрослых уединяются, чтобы разобраться в своих ощущениях.[36]

Таким образом одной из основных и самых значительных причин будет стремление познать сексуальность и получать удовлетворение в намного более раннем, по сравнению с нами даже, возрасте. Под словом секс мы понимаем совокупность социальных, телесных, психических процессов и влечений, в основе которых лежит удовлетворение полового влечения. Но не всегда человек готов полностью использовать этот дар, поэтому для сексуальности нужно быть психически и социально зрелым.

На наше сексуальное поведение  влияют биологические, социальные и  психологические факторы – ими  обусловлены главные психологические  причины ранних сексуальных отношений. К биологическим мы относим, например, уровень гормонов, который регулирует на наше поведение, развитость тела и  первичных признаков нашего пола. К социальным факторам будет относиться все окружение индивида, его среда  общения, семья, нормы его культуры и религии. Психологические факторы  – это вся психика подростка, его сознание и чувства, из которых  и следуют психологические причины  ранних сексуальных отношений.

 

2.3. Сексуальное воспитание

 Традиционность сексуального воспитания, в первую очередь, проявляется в том, что подавляющее большинство субъектов, участвующих в формировании сексуальной культуры подрастающего поколения, действует ситуативно, т.е. когда ребенок показывает несоответствие тем ожиданиям, которые имеются у окружающих, то предпринимаются меры по формированию у него представлений о должном и способах его выполнения. Семья в систематической форме на основе обоснованной программы, как правило, не занимается выработкой у ребенка отношения к обнаженному телу, реакции на те действия, которые могут предпринимать сверстники и старшие с его половыми органами. Поэтому многие дети в раннем возрасте не получают научных представлений о половой системе, ее устройстве и предназначении для продолжения рода. До сих пор многие родители испытывают большие трудности в объяснении детям 5-7 лет механизма зарождения жизни и участия в этом процессе мужчины и женщины.[48]

Зная о необходимости  подготовки ребенка к правильному  восприятию тех изменений, которые  с ним будут происходить в  подростковом возрасте, родители не готовят  его к тому, чтобы без страха, неприятных неожиданностей, элементов комплекса неполноценности реагировать на происходящие изменения с половыми органами. Традиционно не уделяется серьезного внимания формированию психических реакций человека на возникающие у него с 11-12 лет сексуальные потребности. Ребенок остается один на один с самим собой при переживании потребности в романтической влюбленности, сексуальных контактах, при случайном или намеренном использовании мастурбации при снятии сексуального напряжения. Самые большие трудности возникают как у взрослых, так и у подростков при обсуждении форм поведения в ситуации полового влечения, влюбленности. В лучшем случае взрослые, опасаясь негативных последствий непродуманных действий подростков, пытаются сформировать у них ту основную ценность, которая веками определяла сексуальное воспитание нового поколения". Речь идет о попытках предупредить незапланированную беременность в том возрасте, когда не только подростки, но и молодые люди не готовы обеспечить соответствующую самостоятельную семейную жизнь. Данная проблема, как было нами показано, определяет сущность всей западной модели сексуального просвещения и воспитания. Это еще раз указывает на крайнюю ограниченность того традиционного сексуального воспитания, ценности которого воспроизводятся не только в нашей стране, но и во многих развитых государствах.[48]

Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи