Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:42, дипломная работа

Краткое описание

Цель. Исследование молодёжной сексуальности.
Задачи. В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие исследовательские задачи:
1. На основе теоретического анализа определить социально-психологические особенности сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых
2. Рассмотреть сексуальности подростков и сексуальности молодежи.
3. Найти формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте.
4. Изучить особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях .
5. Эмпирически выявить и проанализировать социально-психологические особенности сексуального развития молодёжи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи в работах зарубежных и отечественных ученых……………………………...7
1.1 Изучение сексуальности подростков и сексуальности молодежи в работах ученых ..............................................................................................7
1.2 Теоретические аспекты социально-психологических особенностей сексуального развития молодежи: операционализация понятий, формирование сексуальности и ее проявления в подростковом возрасте. …………………….………………………………………………………...12
1.3 Основные принципы полового воспитания ........................................28
Глава 2. Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи…………………........................................34
2.1 Особенности сексуального воспитания подрастающего поколения в современных условиях: Введение в проблему...........................................34
2.2 Причины ранних сексуальных отношений .................................…….41
2.3 Сексуальное воспитание .................................................................…..47
Глава 3. Эмпирические исследования социально-психологических особенностей сексуального воспитания учеников 9х и 10х классов МОУ «Гимназии №46» и студентов Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова ………………………………………………………...55
3.1 Методики исследования ………………………………………….…..55
3.2 Результаты исследования ......................................................................58
Заключение ………………………………………………………………….….79
Список литературы ………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.docx

— 147.84 Кб (Скачать файл)

Различные авторы предлагают свои концепции полового воспитания, мы постарались их обобщить и вычленить представленные ниже общие, для большинства концепций, основные принципы.

Во-первых, необходимо снятие словесных запретов. Подросток не должен нести наказание за употребление слов, относящихся к сфере половых отношений. Не за мат и другие ругательства, а именно за сексуальную лексику, так как многие учителя относят к мату такие термины как «влагалище», «член», «оргазм» и другие подобные слова. Это не мат, это обычные слова, употребляемые сексологами, урологами и гинекологами. Подросток не нахватается раньше времени этих слов, если не будет чувствовать, что это «запретные» или «нецензурные» выражения, за которые его могут отругать и которые несут отрицательное значение.

Во-вторых, открытость и искренность при разговоре на эту тему. Нельзя отмалчиваться, переводить разговор на другие темы, краснеть, смущаться, опять-таки выражать неодобрение - для подростков это верный признак «запретной» темы, и, не получив нужной информации, они сами пытаются найти ответы у своих «опытных» друзей-товарищей, которые в большинстве случаев и создают неправильный образ взаимоотношений полов прежде всего своей неграмотностью. В итоге получается «трудный», «испорченный» подросток, с которым всем вокруг много хлопот. Это не говорит о том, что специалисты призывают вываливать сразу всю информацию на подростка это необходимо делать постепенно, соответственно возрасту.

В-третьих, необходимы качество и подробность объяснения. Если подросток почувствует, что что-то недосказано или объяснено непонятно, то это, скорее всего, подвигнет его на самостоятельный поиск более подробных ответов, опять-таки могущих привести к печальным результатам. Необходимо дать понять и объяснить подростку, что он не сможет понять более подробную информацию (если это действительно так), потому что у него нет начальных знаний в какой-либо области (например, химия, биология, обществоведение).

В-четвертых, необходимо многоаспектное, многоплановое половое образование. Это означает, что не надо давать знания только в какой-то одной, конкретной области (физиология, социология, психология, анатомия), а информация из одной области должна пересекаться с другой или логически вытекать из нее. Например, можно сказать, что ускоренное физиологическое созревание подростков форсировало начало гиперсексуальности,  а, значит, могут быть проблемы в отношениях между мальчиками и девушками. И дальше о них рассказать. Или рассказать о половых преступлениях, причинах их возникновения и возможных наказаний за них. Подросток, зная о проблемах и последствия каждого своего необдуманного шага, не рискнет сделать что-либо правонарушительное и сможет себя контролировать. Необходимо и чувственное образование, подросток должен знать, что любовь - это не только половые отношения, это и чувства одного человека к другому, чувства, являющиеся базисом, основанием семьи, а ребенок их должен расти в пространстве любви и нежности, а не быть свидетелем семейных склок и скандалов.

В-пятых, ненавязчивое обучение основным навыкам, которые имеют целью дать ребенку понятие о правильных половых отношения. Здесь имеется в виду личная гигиена, сексуальная безопасность, советы по уходу за собой - словом, все то, что не может подтолкнуть подростка к неправильным выводам и неправильному отношению к противоположному полу, но научить делать себя лучше физически и духовно, то есть самосовершенствованию.

В-шестых, нормальная загруженность подростка заботой, работой и учебой.  У подростка должно быть время для самостоятельного осмысления полученной за день информации, особенно касаемо отношений между полами, иначе либо подросток так и не придет к нужным выводам, либо они будут незаконченными или неправильными. А это приведет к нежелательным последствиям.

В-седьмых, психоэмоционально акцентирование в процессе полового воспитания. Под этим понимается доминирование психических и эмоциональных аспектов при половом воспитании, то есть акцентирование внимания подростка не на социальных, моральных, эстетических и физических аспектах, а именно на отношениях полов на психическом и эмоциональном уровне. В это понятие включается показ процесса и особенностей психического развития мужского и женского полов, а также профилактика проблем, которые могут возникнуть при половых (здесь подразумевается не обязательно интимные отношения) отношениях подростка.[44]

Таким образом сексуально-этическое воспитание подростков не является прерогативой только родителей или только учителей. Нет сомнения в том, что задачи полового воспитания будут решаться успешнее, если в их осуществлении будут участвовать и родители, и социальные работники, и учителя, и врачи. Надо отметить, что вопросы полового воспитания приобретают особую остроту в настоящее время в связи с акселерацией подростков. Более раннее половое созревание придает сексуально-этическому воспитанию еще большую актуальность. Половое воспитание надо рассматривать как часть воспитания личности, поэтому сексуально-этическое воспитание - педагогическая проблема. Успех полового воспитания подростков зависит во многом от педагогического такта, опыта, тонкого и чуткого понимания детей. Было бы непоправимой ошибкой подобные вопросы решать на классных собраниях или допускать в беседах излишнюю торопливость. Очень важно знать не только, о чем говорить с детьми, но и как с ними говорить. Не рекомендуется вопросы полового воспитания рассматривать отдельно от других проблем воспитания и придавать им слишком большого значения. Задача полового воспитания - помочь детям установить такие отношения между юношами и девушками, в основе которых были бы взаимное уважение, чувство собственного достоинства у девушек и чувство рыцарства у юношей. Подростковую дружбу следует поощрять и в то же время держать ее под деликатным, не назойливым, разумным контролем. Нужно очень хорошо знать индивидуальные особенности и интересы своих детей или учеников. Все это необходимо для преодоления несоответствия между физической и социальной зрелостью подростков, проявляющегося при акселерации.[46]

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод по I главе:

1. Проанализирован процесс формирования подростковой сексуальности,  проявляющийся в половом созревании, разнообразных, обусловленных физиологически и анатомически, различиях мужчины и женщины, их гормональных особенностях, половых ролях, которые они усваивают и совершенствуют в течение всей жизни. А рассматривается он как в биологических, так и в социально-психологических аспектах.

2. Систематизированы причины ранних сексуальных отношений, которые подразделяются на социальные («сексуальная революция», внесение в личную жизнь духа коммерции, урбанизация), физиологические (ускорение полового созревания подростков), психические (подростковая гиперсексуальность) и педагогические (непродуманное и даже отсутствующее, половое воспитание юношей и девушек).

3. Сформулированы возможные принципы полового воспитания молодёжи: снятие словесных запретов, относящихся к сфере половых отношений. Открытость и искренность, родителей или преподавателей, при разговоре на эту тему. Качество и подробность объяснения. Многоаспектное, многоплановое половое образование. Ненавязчивое обучение основным навыкам, которые имеют целью дать понятие о правильных половых отношения. Нормальная загруженность подростка заботой, работой и учебой. Психоэмоционально акцентирование в процессе полового воспитания.

 

 

 

Глава 2: Социально-психологические аспекты особенностей сексуального развития молодежи

2.1 Особенности  сексуального воспитания подрастающего  поколения в современный условиях. Введение в проблему

В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее  определение.  Сексуальное воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.[34]

В «Большом энциклопедическом  словаре» дается следующее определение. Самовоспитание - сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. Основываясь на активизации механизмов саморегуляции, самовоспитание предполагает наличие ясно осознанных целей, идеалов, личностных смыслов. Самовоспитание — относительно позднее приобретение онтогенеза, связанное с определенным уровнем самосознания, критического мышления, способности и готовности к самоопределению, самовыражению, самораскрытию, самосовершенствованию. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, критическом анализе им своих индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием, не только подкрепляя, но и развивая процесс формирования личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль. В приемы самовоспитания входят самоприказ, самоодобрение, самовнушение.[33]

В Словаре по сексологии и сексопатологии дается следующее  определение.  Контрацепция (от новолат. contraceptio — букв. — противозачатие) — предупреждение беременности механическими (презервативы, шеечные колпачки и др.), химическими (напр., влагалищные шарики, грамицидиновая паста) и др. противозачаточными средствами и способами. Некоторые методы (в частности презерватив) помогают значительно снизить вероятность заражения ВИЧ и другими венерическими заболеваниями.[34]

 Нужно пространство для свободного обсуждения типичных проблем, возникающих у молодежи при реализации сексуальных потребностей, поиске близкого человека. Возможно, эти можно будет обеспечить увеличение доли длительных счастливых союзов в числе браков среди различных групп молодежи.

Динамичный, противоречивый по своим духовным исканиям двадцатый  век поставил перед человечеством  много сложных нравственно-этических  проблем, от плодотворности решения  которых во многом будет зависеть существование земной цивилизации. Одной из таких проблем стал поиск  путей для повышения эффективности  сексуального во; литания детей и  молодежи. В условиях глобализации образовательного пространства, интеграции знаний исследовательскую деятельность в данном направлении осуществляют различные социальные институты  и науки: философия, социология, сексология, педагогика, медицина, правоведение.

Особую актуальность исследование этой проблемы приобретает в условиях современного российского обществе в связи с изменениями идеологических позиций, сменой социальных ориентиров, происходящими в настоящее время  миграционными процессами, когда  ощутимее, чем когда-либо, в России стала противоречивость национальных культур, ценностных ориентаций.

Долгое время сексуальное  воспитание в нашей стране не определялось как специальная научная задача. В семье и школьной системе  образование обращение к вопросам, связанным с данной проблемой, носило спонтанный, эпизодический характер, часто осуществлялось людьми без  необходимой профессиональной грамотности.

В то же время начиная  с середины XX века в мире стала  складываться принципиально новая  ситуация в сексуальном воспитании, связанная с активным включением женщин в трудовую деятельность и  возникшей обоснованной потребностью регулирования беременности. Однако сохранение прежнего воспитания, не обеспечивающего  решения этой новой проблемы, неизбежно  вело к увеличению абортов. Потребовалась  организация элементарного сексуального просвещения, позволяющего женщинам и  мужчинам хотя бы уменьшить вероятность  абортов. Возникли общественные организации, занимающиеся специальным просвещением женщин.

Появление созданных современной  медициной средств контрацепции, с одной стороны, укрепили установку  на возможность случайных половых  контактов, а с другой стороны, потребовали  преодоления природной формы  реализации сексуальных желаний. Люди вынуждены предпринимать специальные  меры для того, чтобы обеспечить безопасность интимного общения. В  связи с этим в системе ценностей  сексуального воспитания существенно  возросла значимость сознательного  регулированиявания половой жизни.

Значительное влияние  на качество сексуальной жизни многих людей оказала также распространившаяся на Западе в середине прошлого века сексуальная революция, которая  в своей идейной основе была ориентирована  на раскрепощение и освобождение человека от сковывающих его моральных  регламентаций.

Результатами данной революции  стала ориентация молодежи на свободную  любовь, нерегламентируемые добрачные  и внебрачные отношения, растущее стремление освободиться во взаимоотношениях полов  от традиционных подходов, хранимых длительное время.

Данная тенденция в  своем развитии носила долгое время  спонтанный характер, когда низкая сексуальная культура, примитивность  нравственных позиций привели- во всем мире к росту абортов, венерических заболеваний, алкоголизма, наркомании. Особенно болезненно все эти проблемы обозначились в жизни подростков, когда ранние и хаотичные половые связи стали существенно разрушать духовное и физическое здоровье подрастающих поколений, способствуя распространению различных заболеваний, лишая взаимоотношения молодых люде], духовной силы красоты любви.

К настоящему времени можно  выделить два основных подхода в  понимании сексуальной культуры, которые имеют достаточно убедительную методологическую основу, как условие  отражения личностной свободы.

Одна утверждает свободу  реализации половых инстинктов при  наличии знаний и умений, обеспечивающих профилактику : запланированной беременности и заболеваний инфекциями, передающимися половым путем. Другая культура ориентируется на сексуальное поведение, которое должно определяться теми богатыми чувственными переживаниями, которые обеспечивают целостное биопсихосоциальное восприятие и отношение к партнеру. Такое воспитание требует формирования установки на поиск того человека, который обеспечит радость сексуального общения на основе соответствия его тем идеалам, нормам, по которым осуществляется целостная оценка внешних и внутренних достоинств личности.

Социологический анализ состояния  сексуального воспитания современной  России вызван следующими противоречиями:

Информация о работе Социально-психологические особенности сексуального развития молодежи