Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование влияния семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с целью были определены задачи курсовой работы:
1. проанализировать социально-психологическую сущность агрессии и подражания в концептуальных идеях Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры;
2. выявить влияние семейного воспитания на формирование агрессивного поведения у детей;
3. исследовать влияние семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей;
4. осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ
1.1. Сущность и содержание теорий агрессии и подражания Д. Долларда, Н. Миллера, А. Бандуры 5
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование агрессивного поведения у детей 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ полученных результатов 20
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Литература
Приложение
На первом этапе была сформирована выборка и определены методики исследования с учетом возрастных характеристик испытуемых.
На втором этапе проведено изучение социально-психологической ситуации в семье испытуемых, наблюдение за проявлением агрессивного поведения у детей в игровой комнате, а также применение проективных методик: «Несуществующее животное», метод рисуночной фрустрации Розенцвейга.
На третьем этапе был проведен анализ и интерпретация полученных данных. Выявлена взаимосвязь между влиянием семейных взаимоотношений на проявления агрессивности у детей.
В выборе диагностических
методик предпочтительными
Метод рисуночной фрустрации Розенцвейга (Приложение 1)
Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности. Фрустрация – состояние напряжения, расстройства, беспокойства, вызываемое неудовлетворенностью потребностей, объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, препятствиями на пути к важной цели. С помощью методики можно исследовать такие реакции на сильный раздражитель, как: агрессия, перемещение, идентификация, проекция, фантазия, регрессия, апатия, подавление, компенсация, фиксация, рационализация. Реакция направлена на живое или неживое окружение, в форме подчеркивания степени фрустирующей ситуации, в форме очуждения внешней причины фрустации, или выявления в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию.
Для выявления детей с выраженным агрессивным поведением использовалась проективная методика «Несуществующее животное».
Тест «Несуществующее животное» направлен на диагностику агрессивности, которая определяется количеством, расположением и характером в рисунке острых углов, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, острые клювы, зубы, иглы (Приложение 2).
Наблюдение за игровой деятельностью детей позволяет сделать анализ игровой деятельности ребенка по признакам, которые свидетельствуют о проявлении агрессии: с какими игрушками играет ребенок, какой сюжет игры выбирает ребенок.
2.2. Анализ полученных результатов
Полученные данные были проанализированы и интерпретированы.
Анализ социально-
Из сочетания таких шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.
Для обозначения направления реакции пользуются буквами E,I,M.
Е – экстрапунитивные.
I – интропунитивные.
М –импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD – с фиксацией на препятствия, ЕD – с фиксацией на самозащиту, NP – с фиксацией на удовлетворение потребностей, GCR - степень социальной адаптации. Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «Стандартными» среднестатистическими реакциями.
GCR – степень социальной адаптации вычисляется путем сопоставления ответов испытуемого со среднестатистическими.
По итогам исследования по методике Розенцвейга были получены следующие данные:
Анализируя полученные данные, видно, что дети, имеющие низкий процент GCR (90 % исследованных нами детей), недостаточно адаптированы к своему социальному окружению.
Результаты тестирования по методике С. Розенцвейга показали демонстрирование в ответах детей следующую направленность реакций (Рис. 1):
Рисунок 1. Направленность реакций
По типам реакций можно выделить:
Из полученных результатов было отмечено, что ряд ответов обследованных детей носит экстрапунитивный характер с фиксацией на препятствии или на самозащите. Иначе говоря, в ответах детей присутствует негативизм, агрессия (причем как личная, так и безличная).
Однако в группе детей отчетливо выделяется еще один вариант ответов, которые носят бесконфликтный характер, но вместе с тем не содержат какого-либо решения ситуации. Дети не предлагают никакого выхода из ситуации, а просто констатируют оценку происходящего.
Нередко в качестве решения выступает реакция обиды: «Обижусь и уйду». В отличие от них дети, не склонные к обиде, в большинстве случаев предлагают либо конструктивное, либо агрессивное решение проблемы.
Эти данные позволяют предположить,
что, попадая в конфликтную
Характерные особенности
личности обидчивых детей
В дальнейшем испытуемым предлагалась проективная методика «Несуществующее животное». Им следовало придумать и нарисовать несуществующее животное, а также назвать его несуществующим именем. Затем проводился анализ рисунков испытуемых. Особое внимание обращалось на следующие детали, свидетельствующие о наличии у испытуемых агрессии:
Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу «Анализ показателей агрессивности по проективной методике «Несуществующее животное», где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака, а знаком "-" - отсутствие признака (см. таблица 1):
Полученные данные подверглись
количественному и
Проведя анализ полученных данных, можно сделать вывод, что одной из причин, влияющих на агрессивное поведение, является следующее: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание ребенка родителями, страдающими алко- и наркозависимостью, а также демонстрация агрессивного поведения родителями моделирует агрессивное поведение ребенка.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что демонстрация агрессии родителями влияет на формирование агрессивного поведения у детей, оставшихся без попечения родителей.
Выводы по второй главе
1) Результаты по методике Розенцвейга свидетельствуют о том, что у испытуемых низкий уровень адаптации к социальному окружению. Дети чрезмерно нагружены фактором социальных норм, зависят от условий воспитания ребенка. У испытуемых преобладает негативизм, агрессия (причем как личная, так и безличная).
2) Интерпретация результатов по проективной методике «Несуществующее животное» свидетельствуют о том, что у всех испытуемых присутствуют признаки агрессии, у большинства детей они явно выражены.
3) Полученные данные в ходе наблюдения за игровой деятельностью детей, позволяют сделать вывод, что для испытуемых характерно использование агрессии, которая может носить как крайнюю форму агрессии в отношении игрушек (убивать, расчленять), так, и присутствует сюжет, связанный со смертью героев игры.
4) Сделан вывод о том, что у детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается выраженное агрессивное поведение. Агрессия у большинства исследованных детей направлена на других людей, они выражают свою агрессию как вербально, так и невербально, в игровой деятельности выбирают агрессивные формы игры, где транслируют агрессию на игрушках.
Заключение
Актуальность проблемы агрессии в настоящее время в детской среде приобретает особую актуальность, в связи с ростом детской преступности, различных проявлений агрессивности, жестокости в детской субкультуре и семье. Агрессивность становится устойчивой личностной чертой, нормой взаимоотношений между индивидуумами, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации детей в последующих возрастных периодах. Большое влияние на формирование агрессивности у детей оказывает семья, и та форма внутрисемейных взаимоотношений, которая присутствует между членами семьи. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
В первой главе «Теоретико-методологические аспекты феномена агрессии и подражания» исследования раскрыто определение основного понятия - агрессия, агрессивное поведение рассмотрено с позиций фрустрационной теории Н. Миллера и Д. Долларда и теории подражания А.Бандуры.
Основной тезис Н.Миллера и Д.Долларда - подражающее поведение имеет место, если индивид вознаграждается, когда он подражает, и не вознаграждается, когда не подражает. Авторами вполне определенно подчеркивается роль подкрепления как необходимого предшествующего условия приобретения имитирующего поведения.
Теория Бандуры А. гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление, т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец. Основным тезисом теории А. Бандуры было утверждение, что обучение может быть организовано не только посредством осуществления каких-либо действий, но и с помощью наблюдения за поведением других людей.
Одна из причин влияния семьи на детей – в устойчивости первых впечатлений ребёнка от окружающей жизни. Социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, непредсказуемость поведения родителей, жизнь в состоянии постоянного страха) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка. При неблагополучии в семье подобные переживания возникают очень часто и влияют на формирование агрессивного поведения у детей.
Во второй главе «Исследование влияния семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей» проведено исследование детей, оставшихся без попечения родителей. Методики проведения экспериментального исследования выбраны с учетом возрастных характеристик испытуемых, анализ полученных результатов представлены в данной главе.
В ходе исследования получены данные, которые свидетельствуют о том, что одной из причин, влияющих на агрессивное поведение, является жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание ребенка родителями, страдающими алко- и наркозависимостью, а также демонстрация агрессивного поведения родителями моделирует агрессивное поведение ребенка.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что демонстрация агрессии родителями влияет на формирование агрессивного поведения у детей, оставшихся без попечения родителей.
Литература