Социально-психологические теории агрессии и подражания Миллера Н., Долларда Д., Бандуры А.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 20:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование влияния семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с целью были определены задачи курсовой работы:
1. проанализировать социально-психологическую сущность агрессии и подражания в концептуальных идеях Н. Миллера, Д. Долларда, А. Бандуры;
2. выявить влияние семейного воспитания на формирование агрессивного поведения у детей;
3. исследовать влияние семьи на агрессивное поведение детей, оставшихся без попечения родителей;
4. осуществить анализ и интерпретацию полученных результатов исследования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ
1.1. Сущность и содержание теорий агрессии и подражания Д. Долларда, Н. Миллера, А. Бандуры 5
1.2. Влияние семейного воспитания на формирование агрессивного поведения у детей 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ НА АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Организация и методы исследования 18
2.2. Анализ полученных результатов 20
Выводы по второй главе 29
Заключение 30
Литература
Приложение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 93.10 Кб (Скачать файл)

 

  1. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. / Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. – М.: Аспект-Пресс, 2001.
  2. Бандура А. Теория социального научения. - СПб.: Евразия, 2000.
  3. Бандура А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М.,1999.
  4. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001.
  5. Бэрон Р. Агрессия. – М. СПб: Питер, 2001.
  6. Зинченко А. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003.
  7. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001. – 208с.
  8. Прикладная социальная психология / Под. ред. А.С. Сухова и А.А. Деркача. М., 1998.
  9. Раттер М. Помощь трудным детям. М..1999
  10. Румянцева Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. – М., 1994.
  11. Столяренко Л. Д. Основы психологии. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
  12. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: АСТ, 2007.
  13. Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М.,2003.
  14. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М., 1994.
  15. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция Минск, Ильин В.П., 1996.
  16.   http://www.knigi-psychologia.com
  17. http://www.psychologia.su/tad/agressia/
  18. http://www.psychology.ru/
  19. http://www.psychological.ru/

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Приложение 1

Методика относится к  классу проективных тестов. В ней 16 ситуаций, в которых создается  препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку) и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в  чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может  интерпретировать ситуацию «обвинения»  как ситуацию «препятствия» или  наоборот.

Всего методика состоит из 24 схематических контурных рисунков, на котором изображены два человека или более, занятые еще незаконченным  разговором. Эти рисунки предъявляются  испытуемому. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее  изложит свое мнение и проявит  типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций. Исследователь  отмечает общее время опыта. Тест может быть применен как в индивидуальном, так и в групповом исполнении. Но в отличие от группового в индивидуальном исследовании используется еще один важный прием: просят прочесть вслух  написанные ответы. Экспериментатор  отмечает особенности интонации  и прочее, что может помочь в  уточнении содержания ответа (например, саркастический тон голоса). Кроме того, испытуемому могут быть заданы вопросы относительно очень коротких или двусмысленных ответов (это также необходимо для подсчета). Иногда случается, что испытуемый неправильно понимает ту или иную ситуацию, и, хотя такие ошибки сами по себе значимы для качественной интерпретации, все же после необходимого разъяснения от него должен быть получен новый ответ. Первоначальный ответ нужно зачеркнуть, но не стирать резинкой. Опрос следует вести по возможности осторожнее, так, чтобы вопросы не содержали дополнительной информации.

Инструкция для детей: «Я буду показывать тебе рисунки, на которых  изображены люди в определенной ситуации.

Человек слева что-то говорит  и его слова написаны сверху в  квадрате. Представь себе, что может  ответить ему другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай  ситуацию и отвечай побыстрее».

Ситуации, представленные в  тексте, можно разделить на 2 основные группы:

Ситуации «Препятствия». В этих случаях какие-либо препятствия, персоны, предмет, обескураживает, сбивает  с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций –  рисунки номер 1,3,4,6,8,9,11,12,14,15,18,20,22,23,24.

Ситуации «Обвинения». Субъект  при том служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки номер 2,5,7,10,16,17,19,21.

Между этими типами имеется  связь, так как ситуация, обвинения, где фактор был в свою очередь, фрустирован. Иногда испытуемый может  интерпретировать ситуацию «обвинения»  как ситуацию «препятствия» и  наоборот.

Каждый ответ оценивается  с точки зрения двух критериев: направления  реакции и типа реакции.

  • Реакция направлена на живое или неживое окружение, в форме подчеркивания степени фрустирующей ситуации, в форме очуждения внешней причины фрустации, или выявления в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию.
  • Реакция направлена субъектом на самого себя, испытуемый принимает фрустационную ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет ответственность на себя за направление данной ситуации.
  • Фрустирующая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать.

Реакции различаются также  с точки зрения их типов:

  • Тип реакции с фиксацией на препятствия. В ответе испытуемого, вызывающего фрустацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения.
  • Тип реакции с фиксацией на самозащите. Главную роль в ответе испытуемого принимает защита своего «Я», отмечает, что ответственность за фрустацию никому не может быть приписана.
  • Тип реакции с фиксацией на удовлетворение потребностей. Ответ направлен на решение проблем, реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Интерпретация данных проективной  методики «Несуществующее животное».

Данные проективной методики «Несуществующее животное» фиксируются  в форме таблицы или в письменном виде по следующим критериям:

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части — обратные показатели: неуверенность  в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ  ФИГУРЫ (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо — устойчивая тенденция к деятельности — почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево  — тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно).

Положение в фас, т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены  детали, соответствующие органам  чувств — уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха (японский рисунок после Хиросимы). Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — показатель истероидно-демонстративных  манер. Для мужчин — женственные  черты характера с подрисовкой  радужки или зрачка совпадают  редко. Ресницы — это также  заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши»  прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает  ли испытуемый что-либо для положительной  оценки или только дает соответствующие  реакции на окружающих: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при  этом своего положения).

Деталь «Рот» можно  оценивать следующим образом. Приоткрытый  рот в сочетании с языком —  болтливость, в сочетании с подрисовкой  губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как  легкость возникновения страхов  и опасений, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве  случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены  дополнительные детали: рога — защита, агрессия (определить в сочетании  с другими признаками агрессии —  ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии — спонтанный или защитно-ответный.

Перья — тенденция к  самоукрашению или к самооправданию и демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание  своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (опорная - ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме — основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения. В противном случае — поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений — особенно при полном или частичном отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характер контроля над своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части — конформность суждений и установок в принятии решений, стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности, соответственно необычности формы, даже о творческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ВОЗВЫШАЮЩИЕСЯ НАД  УРОВНЕМ ФИГУРЫ, могут быть функциональные или украшающие. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые — это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих, либо любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий — соответственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.). Вторые – демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты — выражают отношение  к собственным действиям или  поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукцией — по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или  влево (-), судят об окраске этого  отношения, которая выражена в направлении  хвоста. Вверх — уверенно, положительно, бодро. Хвост же, падающий вниз, показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие  из нескольких, иногда повторяющихся  звеньев. Особенно на пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также  имеет значение: вправо — по поводу своих действий и поведения, влево  — по поводу своих мыслей, решений, пропущенного момента, собственной  нерешительности.

КОНТУР ФИГУРЫ. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах; страх или тревога, если есть затемнение контурной линии; опасение и подозрительность, если поставлены щиты; «заслоны», направленные вверх - против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Направленность: защиты вниз — против насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые — дифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реальной), а слева — защита своих мнений, убеждений.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых — экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении — слабая, паутинообразная. Обратный же характер линии не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревожность. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки — резкая тревожность). Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

Информация о работе Социально-психологические теории агрессии и подражания Миллера Н., Долларда Д., Бандуры А.