Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 14:42, дипломная работа
Целью исследования является выявление личностных особенностей представителей молодежных субкультур;
Объектом исследования является молодежные субкультуры.
Предметом исследования являются особенности молодежных субкультур;
Теоретическую основу исследования составляют работы отечественного психолога М. В. Розина, активно занимавшегося проблемами молодежной суб- и контркультуры, в особенности культурой хиппи. В его работах рассматриваются психологические аспекты формирования субкультуры как определенного поведения, психологические последствия субкультурного образа жизни.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР…………………………………………………………………….5
1.1. Рок-культура как молодежная субкультура…………………………….....5
1.2. Основные направления рок-культуры …………………………………….10
1.3. Ролевые игры как молодежная субкультура ……………………………...19
1.4. . Социально – психологическое значение ролевых игр…………………..25
2. МЕТОДИКИ И ТЕХНИКИ ИССЛЕДОВАНИЙ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР………………………………………………………….…….….29
2.1. Влияние ролевой игры на актуальное психологическое состояние («тест Люшера»)……………………………………………………………………..….29
2.2. Психологическое исследование молодежных субкультур с помощью «Хэнд-теста»……………………………………………………………….…….35
2.3. «Психологический профиль рок-культурного типа личности»………….38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……..………...
1.2. Основные направления рок-культуры
Несмотря на большое разнообразия направлений и стилей в рок культуре, их смешанный характер, тем не менее можно выделить основные культурные формы - идеологические и стилежизненные направления, каждое из которых обладает собственными музыкальными пристрастиями. Их мы можем выделить три: хиппи, панки, металлисты.
Хиппи.
Движение
хиппи появилось в 60-х годах
в Америке, и достаточно быстро охватило
весь цивилизованный (модернистический)
мир. Собственно они и явились
первой экстернальной молодежной субкультурой,
образовавшей четкое сообщество подробнейшим
образом описанное Щепанской
в работе "Символика молодежной
субкультуре". Широкое распространение
этого движения, бесспорно, свидетельствует
о том, что его идеология несла
в себе некое зерно нашедшее отклик
в умах и сердцах молодежи разных
стран, а, соответственно отражала тенденции,
существующие во всем мире. У нас
это движение появилось в конце
60-х - начале 70-х годов сначала
в крупных городах (Москва, Ленинград),
затем распространившись по всей
стране. К концу 70-х - началу 80-х годов
существовала уже так называемая
"Система" - субкультурное сообщество
с налаженными каналами коммуникации
по всей стране. М. В. Розин так характеризует
хиппи: "…группы (объединения) неформалов
данного типа, взаимосвязанные между
собой и насчитывающие в общей
сложности десятки тысяч
Это движение выработало собственный язык (сленг), свои песни, стихотворения, манифесты и главное - множество фольклорных историй ("телег", "системных анекдотов"), повествующих о деяниях легендарных хиппи. Участники объединений имеют многообразные личные связи (хиппи, даже из разных городов всегда найдут общих знакомых), места сборищ ("тусовки") и квартиры ("флэты"), систему оповещения. Наконец это движение опирается на достаточно разработанную контркультурную идеологию, впитавшую в себя элементы древнейших религиозных культов, идей Руссо, экзистенциализма, современного оккультизма, призывы авангардистов и ультралевых "бунтарей". Стоит так же добавить, что субкультура впитала в себя массу этнических элементов разных культур. Музыкальные стили предпочитаемые в данном направлении - "старый" рок (60-70 годы), психоделическая музыка, у нас главный "идеолог" движения хиппи в музыке - Борис Гребенщиков.
Мы уже
говорили о триаде ценностей хиппи
выведенной Щепанской "свобода - любовь
- духовность", каждая из которых
формирует определенные элементы образа
жизни субкультуры. Вообще же субкультура
представляет собою бунт против меркантильности,
бездуховности и
Розин отмечает, что сегодня выделяются два слоя движения: так назывваемая "старая система" ("олдовые", "настоящие хиппи", "мамонты") и "новая система". Старая система состоит из взрослых людей (вплоть до сорока лет), для которых субкультура - вся жизнь. Новая система объединяет в основном лиц в возрасте 14 - 20 лет. Они "совмещают" участие в субкультурной жизни с учебой, работой, не всегда придерживаются заповедей об образе жизни "настоящих хиппи", но зато отдают предпочтение атрибутике, сленгу и т. п. Новая система тесно соприкасается с панками, металлистами. Фактически она объединяет подростков "тусующихся" в центре города, которые используют самые разные субкультурные стили, так что часто даже трудно отнести их к определенному направлению. Старая же система контактирует в основном с неформальными группами социальной инициативы (экологическими движениями и т. д.), со средой мистиков - последователей учений Агни-Йоги, П. Иванова, К. Кастанеды и др., наконец, с группами авангардистских поэтов, художников, рок-музыкантов. Процессы образования подобной структуры мы рассматривали в параграфе, посвященном самоорганизации сообщества через символику.
Т.Б. Щепанская говорит о том, что собственно хип-система, создав экстернальное сообщество, послужила основой для существования последующих течений. Возникая вначале вне ее, и даже противопоставляясь ей, они со временем вливались в существующую субкультурную среду, смешивая идеологию и традиции. Сегодня "настоящих", "чистых" хиппи очень мало, но сама рок-культурная среда насыщена их традициями, идеологией и культурными формами.
Панки.
Панк-стиль сформировался вокруг течения панк-рока в музыке, это наиболее чистый случай возникновения стиля (стиля поведения, манеры одеваться и даже способа мышления) под влиянием музыкального течения.
Возникновения
панк-рока на Западе А. И. Мазурова связывает
с тем, что в 70-х годах традиционный
рок стал "сытым". Из бунтующего
подростка он превратился в остепенившегося,
ожиревшего, добившегося положения
в обществе обывателя. Признанные рок-исполнители,
раньше не вписывавшиеся в социальную
иерархию "снизу" - они были изгоями,
теперь не вписывались уже сверху
- став элитой. Панк-рок как раз
и явился воплощением той суровой
действительности, которая отнюдь не
всегда радует ухо правильными гармониями
и гладкими текстами. Панк-рок противопоставил
им резкое звучание, "грязную манеру
игры", "грамматически неправильный"
язык в текстах, и бесконечные
в своей безысходности
Панк-рок и начало идеологии зародились в Америка, затем попали в Великобританию, а затем распространились в другие страны. Само слово панк ("punk") появилось в Англии в XVI века и означало "проститутка". В современном англоязычном сленге это слово имеет самый широкий спектр значений: извращенец, молокосос, неопытный малец, мелкий хулиган, слабак. Мазурова предполагает, что это самоназвание было избрано определенной частью молодежи как несущее в себе наибольший заряд отрицательных эмоций; уже в идентификации с таким названием заложен шок-эффект.
Внешний
облик панка конструируется под
лозунгом: "Безобразное - это прекрасно!
Шок - это шикарно!". Идеология
панк-движения так же выкристаллизовалась
в направлении шок-эффекта, желания
эпатировать обывателя, т. е. отбирались
те элементы, которые вызывали однозначное
отвращение. Классический образ панка
зиждется на демонстрации нескольких
характеристик: "я идиот", "я
агрессивен", "я извращенец".
Такая "негативная идентичность"
вписывается в картину
Панк-стиль
прижился у нас достаточно быстро,
правда несколько видоизменившись.
Отечественный панк несколько отличатся
от западного. Появился он у нас несколько
позже - в 80-х годах, и постепенно
отошел от яркой эпатажности, но стал
более ироничным и менее
Мазурова отмечает, что панки не создали собственного сленга и используют общий "системный" сленг, внеся в него очень немногочисленные специфически панковские добавления. Здесь отмечаются те же тенденции - эклектичность идеологии и стиля, "нежесткое" следование канонам, влияние в общую рок-культурную среду.
Панк - это прежде всего спектакль, розыгрыш, насмешка. И в этом смысле он отнюдь не безроден. Как хиппи впитали в себя древние традиции отшельничества, умерщвления плоти, возрождения иной жизни посредством катарсиса, так и панк уходит своими корнями в не менее древнюю традицию - а именно, в традицию смеховой культуры.
Часть культуры, высмеивающая саму же культуру ("андеграунд"), - неотъемлемая и всегда существовавшая часть. Сфера действия подобного "андеграунда" строго ограничена. "Андеграунд" как бы существует вне досягаемости многих социальных табу - дозволен смех, который в культуре посчитался бы кощунственным, циничным, общественно неприемлемым. Мазурова здесь ссылается на М. М. Бахтина, блестяще проанализировавшего культуру средневекового карнавала. Карнавал - это праздник, когда все позволено: высмеивать тех, кому дана власть, по-своему разыгрывать сюжеты, которые жизнь разыграла иначе, раздавать награды тем, кто в реальности получает только пинки, и карать тех, на кого не нашлось и не найдется карающего закона в реальной жизни. допустимы были и непристойные шутки и самые дикие выходки. Бахтин называет все это "выпусканием паров" - накопившееся неудовольствие и неудовлетворенность разрешаются в игре, карнавале. Неудивительно, что на карнавале становятся посмешищем именно социальные институты и интимная жизнь: ведь в этих делах человек ощущает себя наиболее несвободным от общества, здесь и "паров" накапливается больше всего. В первом случае человек пытается осмеять свою зависимость, во втором разрушить многочисленные социальные регламентации.
Металлисты.
Металлисты
появились в 80-х годах в нашей
стране. О. Г. Заярная так описывает
их: "Они были в кожаных куртках
с многочисленными
Заярная
отмечает, что не надо идентифицировать
металлистов с сообществом
Многие исследователи отмечают, что увлечение "металлом" характерно в основном для учащихся ПТУ и школьников старших классов, в отличие от тех же хиппи, распространение идей которых в основном шло в вузовской среде.
Заярная
отмечает, что группировки металлистов
в целом нельзя назвать асоциальными,
так же как и контркультурными.
Несмотря на шокирующий внешний облик
и скандальные эпизоды
В целом металлисты стихийны в своих "политических взглядах", не выходят за рамки обычных для неформалов отношения к официальным нормам поведения. На уровне отдельных лиц и групп отмечаются правоэкстремистские взгляды в форме, например, подчеркнутой ориентации на "Запад" и призывов к ношению расистских символов и т. п.
М.А.
Заярная отмечает, что чаще всего
гротескная ориентация на "Запад",
манифестация неприемлемых для
нашего общества расистских
В качестве
одной из сквозных тем металлического
рока Заярная выделяет тему смерти
и разрушения. Она представлена в
характере канонического грима
музыкантов и их антуража (многочисленных
скелетах и черепах и т.п.), в
общей апокалиптичности действа. В
текстах, в сою очередь идет речь
о гибели, катастрофах. Воспроизводство
на металлической основе тематики фильмов
ужасов имеет интересную особенность
- в силу острого психофизиологического
воздействия музыки обостряется
переживание "смертного ужаса",
что делает концерт своеобразной
психодрамой. Заярная видит в
этом оплакивание девальвации